(495) 625-92-48 пн-пт с 12:00 до 18:00 по MSK

Александр Галич

Александр Галич

галич.jpg


15 декабря 2017 года исполнилось 40 лет со дня гибели большого русского поэта и драматурга Александра Аркадьевича Галича. Он умер в Париже вследствие несчастного случая (удар электрическим током при коротком замыкании). Он и не мечтал «жить и умереть в Париже». Но судьба в лице «компетентных органов» распорядилась иначе.

Человек-эпоха в авторской песне и кинематографе родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (ныне – Днепропетровск, Украина) в семье экономиста, участника Первой мировой войны А.С. Гинзбурга. В 1920 году Гинзбурги переехали в Севастополь (по некоторым данным, речь шла о возможной эмиграции, но они решили остаться в своей стране, невзирая на все трудности), а в 1923 году перебрались в Москву. Родители старались дать ребёнку всё: маленький Саша учился играть на фортепиано, занимался танцами и иностранными языками. В доме была шикарная библиотека, и с раннего детства будущий бард пристрастился к чтению.

Неудивительно, что литературным творчеством он начал заниматься уже в ранней молодости. Первая публикация – стихотворение «Мир в рупоре» – вышла в «Пионерской правде» в 1932 году. «Галич» – литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»). В 1935 году Галич был принят в Оперно-драматическую студию К.С. Станиславского, одновременно учился в Литературном институте им. А.М. Горького, который вскоре оставил, связав свою судьбу с театром. В 1940 году в Московском театре-студии А. Арбузова и В. Плучека он участвовал в качестве соавтора и актёра в спектакле «Город на заре», ставшем значительным явлением театрально-литературной жизни предвоенной Москвы.

Во время войны, освобождённый по состоянию здоровья от воинской службы, Галич был одним из организаторов, участников и руководителей Комсомольского фронтового театра, писал песни, частушки, пьесы, играл на гитаре, выступал перед бойцами.

После войны Александр Галич окончательно перешёл на литературную работу, сначала как драматург, а потом и как кинодраматург. Его пьесы – «Вас вызывает Таймыр», «За час до рассвета», «Пароход зовут “Орлёнок”», «Много ли человеку надо» и другие были поставлены большим количеством театров и в Советском Союзе, и за рубежом. По его сценариям были поставлены фильмы «Верные друзья» (1954), «На семи ветрах» (1962), «Дайте жалобную книгу» (1965), «Государственный преступник» (1965) и др. В 1965 году за сценарий фильма «Государственный преступник» Галич получил премию КГБ СССР. В совместной работе с кинематографистами Франции он был автором фильма «Третья молодость» (1965), а с кинематографистами Болгарии – «Бегущая по волнам» (1967). В 1955 году Галич был принят в Союз писателей, в 1958 – в Союз кинематографистов СССР.

В 1958 году была запрещена к постановке пьеса Галича «Матросская тишина» («Моя большая земля»), которую репетировала студия Художественного театра (позже театр-студия «Современник»). Автору ставилось в вину то, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне. Драматическая история последней генеральной репетиции этой пьесы легла в основу автобиографической повести «Генеральная репетиция» (1973), текст которой включает в себя саму пьесу «Матросская тишина». В её финале звучат программные для Галича слова: «Нравственность начинается с правды».

В конце 1950-х годов Александр Галич, в какой-то мере отталкиваясь от романсовой традиции и искусства Александра Вертинского, обратился к авторской песне, став одним из самых ярких представителей этого жанра. Поэт создал своеобразный песенно-поэтический театр, в котором автор был и актёром, и музыкантом, и режиссёром. Его песни становились всё более злободневными, глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты, его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. Он выступал со своими песнями по квартирам, его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях. В мемуарах «Золотой век магнитиздата» В. Ковнер вспоминал рассказ Александра Галича на радио «Свобода»: «На одесском Привозе молодой парень торгует магнитофонными плёнками. Покупатель задаёт ему вопрос: “Записи Галича есть?” Торговец, скривив рот, негромко отвечает: “Нужна мне ещё сто девяностая! [статья за антисоветскую агитацию – Прим. ред.]. Мне и сто пятьдесят четвёртой хватает” [статья за спекуляцию – Прим. ред .]». В августе 1968 года, потрясённый вводом советских войск в Чехословакию, Галич написал «Петербургский романс», после чего был вызван на секретариат Союза писателей и получил первое серьёзное предупреждение о недопустимости его репертуара.

В 1969 году книга песен Галича вышла в ФРГ, в издательстве «Посев». В 1972 году Галич крестился у отца Александра Меня. А. Галич тесно сотрудничает с А. Сахаровым в Комитете защиты прав человека, подписывает многие документы протеста. Всё это, а особенно его песни, вызывали всё большее недовольство властей. В декабре 1971 года его исключили из Союза писателей и Литфонда, а через несколько месяцев – из Союза кинематографистов. После этого Галичу были фактически запрещены все виды творческой деятельности; прекращены все репетиции, сняты с репертуара спектакли, заморожено производство начатых фильмов. Оставшийся без средств Галич распродаёт свою богатую библиотеку, подрабатывает литературным трудом, даёт платные домашние концерты. Весной 1972 года у него случился третий инфаркт, в результате которого он получил инвалидность 2-й группы и крохотную пенсию.

25 июня 1974 года под давлением властей Галич был вынужден эмигрировать из СССР. По одной версии, он номинально выехал в Норвегию для участия в семинаре по творчеству К.С. Станиславского, но сразу после пересечения границы был лишён советского гражданства. По другой – эмигрировал по т. н. «израильской визе». По одной из версий, при выезде таможенники пытаются снять с него нательный крест (как «драгоценный металл»); Галич оказывает решительное сопротивление, заявляет, что скорее останется в СССР (где его ждала тюрьма или психушка), чем отдаст крест. «Я покинул родину, но не покинул позицию борца за свободу родины; я выехал по политическим причинам и прибыл в свободный мир, чтобы вести политическую борьбу», – заявил Александр Галич вскоре после выезда. Такая установка естественным образом привела его в ряды политической организации – НТС.

Около года Галич прожил в Осло, где читал в университете лекции по истории русского театра, затем переехал в Мюнхен и, наконец, в Париж. С августа 1974 года и до самой смерти поэта на волнах радио «Свобода» выходила постоянная рубрика «У микрофона Александр Галич». Он занимался также литературной и концертной деятельностью в Норвегии, Швейцарии, Германии, США, Израиле, Франции; написал несколько песен, пьесу «Блошиный рынок», собирался ставить мюзикл по своему сценарию, в котором сам хотел играть. Кроме этого, совместно с Рафаилом Голдингом Галич снял документальный фильм «Беженцы XX века». 3 декабря 1977 года он дал последний концерт в Венеции.

Александр Галич похоронен на русском православном кладбище в Сент-Женевьев де Буа близ Парижа. Надпись на плите, лежащей на его могиле, взята из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Блаженны изгнанные правды ради».

В конце 1980-х годов в России стали выходить пластинки, кассеты, компакт-диски и книги с его произведениями и с воспоминаниями о нём, был снят документальный фильм «Александр Галич. Изгнание». В 1988 году отменены решения об исключении Галича из Союза кинематографистов и Союза писателей, образована комиссия по его литературному наследию. В 1993 году, когда поэту было посмертно возвращено гражданство, в Днепропетровске прошли «Дни Галича» с участием ведущих поэтов-песенников России и Украины. 17 октября 1998 году, накануне 80-летия поэта, на доме № 4 по улице Черняховского в Москве была установлена и открыта М.А. Менем мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1956 года жил до своего изгнания в 1974 году русский поэт и драматург Александр Галич. Блажени изгнани правды ради».

«Посев» № 1 (1684) январь 2018 г.


Возврат к списку

Заказать звонок