(495) 625-92-48 пн-пт с 12:00 до 18:00 по MSK

Олег Ильинский

Олег Ильинский

Ilinskij-Oleg.-Foto-202x300.jpg

«Человек умирает – от него остается Вселенная, 
В которой он продолжает жить»
О. Ильинский



9 сентября 2003 г. в Нью-Йорке умер один из последних поэтов II эмиграции Олег Ильинский.

Олег Павлович Ильинский родился 19 мая 1932 г. в Москве. Отец его был искусствоведом, специалистом по эпохе Возрождения, мать – по древнерусской иконо­писи. Родители рано привили сыну любовь к искусству и литературе. В детстве он посещал музеи, любовался архитектурой старых улиц, любил московский ампир и увлеченно читал русских классиков. «Книжная страница всегда существовала на равных правах со всем окружающим», – напишет он в своей последней, седьмой книге «Стихи» (2002).

В 1944 г., будучи еще подростком, Ильинский с родителями попал в Германию. После войны он окончил мюнхенскую гимназию, затем слушал лекции по философии и литературе в Мюнхенском университете, в частности лекции Федора Степуна, которого знали родители Ильинского. В университете Олег встретил немецкую студентку, впоследствии ставшую его женой и верным спутником на всю жизнь. При переходе в православие ей дали имя Татьяна. Трудно представить себе более русского человека, чем Татьяна Ильинская. Она в совершенстве овладела русским языком, впитала русс­кую культуру, и полностью приняла быт семьи, всегда жившей «не хлебом единым». Она поняла эстетику поэзии своего мужа, всегда была первым слушателем и критиком каждого его стихотворения.

В 1956 г. семья переехала в США. Здесь Олег Павлович получил докторскую степень по русской литературе в Нью-йоркском университете, где затем в течение нескольких лет читал лекции. До конца жизни он бы членом редакционной коллегии Записок Русской Академической Группы в США и журнала «Русское Возрождение». Для этих изданий он регулярно писал литературоведческие статьи и рецензии.

Олег Ильинский начал печататься очень рано. Прозаик Леонид Ржевский, обратив­ший внимание на необычайно талантливого юношу, посоветовал ему дать подборку своих стихов в журнал «Грани». Эти первые опыты молодого поэта были опубликованы, когда ему было всего 18 лет. А в 1960 г. издательство «Посев» в серии «Русская зарубежная поэзия» выпустило сборник Ильинского «Стихи». С тех пор все его книги стихов выходили под этим скромным названием. В предисловии к первому сборнику Ржевский отметил зрелость поэзии молодого автора, даже произведений, датированных сороковыми годами.

В последней, седьмой книге Ильинского есть предисловие и послесловие автора, которое представляет особый интерес. В этой довольно сложной – полуавтобиографи­ческой, полубеллетризованной вещи есть много размышлений об искусстве и литера­туре, как понимал их Ильинский, творчески созревавший в послевоенной Европе. В его послесловии реальность переплетается с фантазией, авторское «Я» раздваивается на «я» и «он» и эти два ведут нескончаемую полемику. «Я постоянно борюсь с ним», – пишет Ильинский. Но в главном – «я» и «он» согласны: «...мы оба думали глазом».

Да, Олега Ильинского можно считать «зрительным» поэтом. «У меня лично всегда было желание приравнять слово к краске, освещению или рисунку карандашом». Искусство Ильинский любил самозабвенно до самого конца жизни. За 3 месяца до смерти он, уже в инвалидном кресле, посетил какую-то выставку в нью-йоркском Метрополитене. Мне всегда казалось, что в поэзии он разгадывает тайну вдохновен­ного творчества человеческих рук. Ильинский знал и любил древнее зодчество, живопись, скульптуру, музыку. Весь этот богатый спектр искусств отразился в его стихах.

Так же самозабвенно он любил природу. Пейзажная лирика занимает в его стихах большое место. Почти все они прозрачно светлы по настроению, хрустально-сереб­ристы по тонам. Замеча­тельные образы возникали у него при созерцании лесных озер, и пейзажей, иногда увиденных отраженными в стекле или в воде. Надо сказать, что образ воды – центральный в пейзажной лирике Ильинского. «Июнь отражался в озерах. Июль, / Едва появившись, запутался в лирике / Реки камышовой...» Приведем полностью одно из прекрасных образцов пейзажной лирики поэта:

Отраженье веток и коряг,

Верх деревьев золотисто-розов,

И озерная проходит рябь

По хрустальному лицу березы.

В камышах лесной закат разлит,

Винный отблеск солнечного сплава,

И лесное озеро стоит

Как Офелия в слезах и травах.

Но питал строки этого поэта и город – старый и современный. Современный – это чаще всего Нью-Йорк, в котором довелось жить поэту все его американские годы. Страшный город с его тру­щобами и камнями, убивающими природу. «Нью-Йорк похож на сплющенную пивную банку, / Затерявшуюся на диком пу­стыре...» Но он и город музеев, своеобразной культуры, да при желании можно и в нем найти природу, особенно весной:

Весна,

Собвейный ветер и ездок,

Скольженье лифтов, лестничные спуски

И на губах – хрустальный холодок

Музея Современного Искусства.

Вот так бы оскульптурить и заснять,

Заставить жить в стекле четверостишья

Сережками облепленный асфальт

И голубей, срывающихся с крыши.

Пусть легкое дыханье эстакад

Проносится над зеленью эскизной,

Пусть сквозь листву заглядывает в сад

Серебряный висок сюрреализма.

«Муза дальних странствий» была к поэту благосклонна. Ильинский изъездил со своей верной спутницей женой всю Европу. Особенно он любил Германию, знал ее архитектуру, философию, музыку, и, конечно же, литературу. Готика рождала велико­лепные образы. «Я читал готику как свою биографию», – пишет Ильинский. Он и его стих, как бы, переносились в другую эпоху, в другую страну, в другую религию. Возьмем, например, начало стихотворения «Средневековье»:

В прохладных каменных стенах,

Где роспись стен почти без красок,

Мой стих, суровый, как монах,

Простой веревкой опоясан.

Еще в 1960 г. Э. Райс писал («Грани» № 47), что Ильинский самый западный поэт второй эмиграции, что он «явление редкое своим подлинным, неподдельно глубоким чутьем к сущности Европы». Это не мешало ему быть одновременно и подлинно русским, даже близким славянофильству. Он любил и понимал Киреевского, Хомякова и Аксакова. Но в поэзии, прав Райс, он оставался европейцем.

С Олегом Павловичем я познакомилась очень давно. Много раз мы с ним выступали на конференциях и поэтических вечерах. Стал он также одним из самых верных авторов издаваемого мною поэтического ежегодника «Встречи». Он всегда с нетерпением ждал нового выпуска с очередной подборкой его стихов. (Нынешний номер, увы, вышел через десять дней после смерти Ильинского.)

Был он необыкновенно жизнелюбив, энергичен, подвижен, несмотря на физический недостаток: из-за перенесенного в детстве полиомиелита, Олег Павлович хромал, был у него и дефект речи, который, однако, не мешал ему много и увлеченно читать вслух свои стихи. Жил он, можно сказать, в творчестве, бытовые проблемы для него не существовали. Если Николай Моршен мог увлеченно говорить о рыбалке, а Иван Елагин о дороговизне жизни, то Ильинский говорил о влиянии Платона на его поэзию, о своем переходе от Фихте к Киреевскому и Льву Толстому.

2 года тому назад Олегу Павловичу сказали, что у него неизлечимый рак: метастазы в костном мозгу, операция не поможет. Если лечиться другими средствами, то можно надея­ться на 5 лет жизни. Чета Ильинских приняла это как подарок. Но, несмотря на лечение, срок жизни оказался 2-летним.

Он почти до конца не сдавался, мечтал пожить подольше, чтобы продолжать свой обычный образ жизни: любоваться природой и вдохновенным творчеством человека. И, конечно же, писать и писать стихи. Говоря по телефону, бодрился: «сегодня чувствую себя гораздо лучше».

Все долгие месяцы тяжелой болезни с ним неотступно была его жена, его ангел-хранитель. По его просьбе он умер дома. Похо­ронен рядом с родителями на кладбище православного монас­тыря Ново-Дивеево в штате Нью-Йорк.

В зарубежной поэзии, независимо от принадлежности к той или иной волне русской эмиграции, Олег Ильинский – явление очень значительное. Он постоянно публиковался в самых серье­з­ных периодических изданиях: «Грани», «Новый Журнал», Запи­с­ки Русской Академической Группы в США, «Русское Возрождение» и др. Он широко представлен в зарубежных и российских антологиях.

Мир праху твоему, дорогой Поэт!

Валентина СИНКЕВИЧ, «Посев» № 12 (1515) декабрь 2003 г


Возврат к списку

Заказать звонок