Антон Васильев На чём вырастали гиганты

Антон Васильев На чём вырастали гиганты

Общество, политика, власть

Снова великая фирма… и снова солидарные принципы

Когда молодой флотский инженер Акио Морита узнал о бомбардировке Хиросимы, он отреагировал не как офицер-патриот, а как учёный-физик, выпускник университета Осаки. Он понял, что Япония безнадёжно отстала от США. Экономика, технологии могут выигрывать войны и изменять мир, – осознал 24-летний японец.

В следующем году Акио «вычистили» из университета. Бывшим военным, пусть и с высшим образованием, у новых властей веры не было. Его семья так нуждалась, что переехала в старую хибару на юге Токио, где протекала крыша: обедая, они нередко раскрывали зонты.

В это время его нашёл старый знакомый, инженер Масару Ибука, и сообщил, что хочет создать небольшую фирмочку по производству коротковолновых радиоприёмников: во время войны они были под запретом, и теперь ожидался немалый спрос.

Как говорится в другой стране, не было бы счастья, да несчастье помогло – в облике американских оккупантов, взявших в управление Японскую радиовещательную корпорацию NHK – им требовалось новое оборудование, и наши знакомые взялись его изготовить. Они бегали по чёрному рынку радиодеталей, купили за гроши старенький грузовичок и развозили сделанные ими аппараты, сами же и работая грузчиками. Устройства собирались в ужасных условиях – в дряхлом помещении всюду стояли вёдра с водой и песком на случай, если начнётся пожар. Когда аппаратура была готова, американские связисты не могли поверить, что всего два энтузиаста, в таком сарае, произвели столь техноёмкий продукт. Им тут же заказали новые изделия.

В здании радиослужбы неугомонные японцы увидели американский катушечный магнитофон и успели осмотреть его. Они решили сконструировать собственный, чисто японский! С учётом того, что даже плёнку им пришлось бы самим изготовить! Её они делали сначала из крафт-бумаги, пропитав оксалатом железа, затем достали пластик…

К 1950-му году первый в Японии магнитофон был собран и прекрасно работал. Продемонстрировав его в Верховном суде, как средство облегчить труд перегруженным стенографистам, Морита и Ибука продали сразу 20 штук. Затем им пришла в голову мысль рекламировать своё изделие в школах, изучающих английский язык. Японцы изготовили переносную модель, затем портативную… Фирмочка стала расширяться и перебралась в новое здание.

Изобретатели долго придумывали название для своего детища. Технику они изготавливали звуковую. В Японии всё больше входили в моду западные словечки и термины. «Звук» по-латыни – «sonus». С этим было созвучно американское жаргонное слово «sonny» – предприимчивый парень. Так как по-японски это слово пишется, как «потерять деньги», одну букву «n» просто выкинули.

«SONY» звучало и коротко, и красиво.

Морита-сан считал очень важным знать своих работников лично, посещать все мероприятия фирмы, стараться узнать нужды каждого. Когда число сотрудников перевалило за сорок тысяч, это стало физически нереально, но Морита призвал управляющих знакомиться со всеми подчинёнными, а не просиживать день в кабинете.

Он любил приезжать на завод или в контору филиала и беседовать с людьми. «Я пришёл, чтобы вы увидели меня в лицо, – приговаривал он. – Я уверен, что вы видели меня на экранах телевизоров или в газетах, поэтому мне кажется, что вам было бы интересно видеть живого Мориту». Люди смеялись, и работали потом в приподнятом настроении, осознавая, что все они делают общее дело… Однажды шеф менее чем за час сфотографировался с 30 или 40 рабочими и сказал управляющему: «Мне нравится, что вы понимаете политику «Sony», согласно которой её сотрудники – это одна семья».

И эта политика явно приносила плоды…

В начале 60-х Морита и Ибука решили изготавливать маленькие транзисторные приёмнички, которые легко брать всюду с собой на прогулку или отдых. Они приобрели патент на транзисторы у американской фирмы «Bell labs». Беда была в том, что в Японии транзисторов ещё в глаза не видели.

Тогда инженер Казуо Ивама отправился в США на заводы «Bell», как купринский штабс-капитан Рыбников – в Петербург, и зарисовал станки и оборудование, которые там увидел. По этим наброскам « Sony » (снимаю шляпу!) построила собственное оборудование. Американцы создавали транзисторные приёмники и раньше, но их рынок ими не заинтересовался. А японцы сумели настолько уменьшить размер приёмника, что появились модели в виде брелока для ключей! Вскоре появился плоский телевизор «Watchman» в виде наручных часов.

В конце 60-х приёмник «Sony» побывал на Луне, на борту «Аполло», и передавал музыку на Землю.

Перед открытием завода в Англии «Sony» пригласила в Токио только что нанятых менеджеров и инженеров. Все они носили одинаковую форму и питались в одном кафе, где не было разделения на классы и страты. Им давали понять, что к людям нельзя относиться дифференцированно в зависимости от того, бедны они или богаты, какую должность занимают. Фирма не давала отдельного кабинета ни управляющим, ни директору. В цеху мастер каждое утро перед работой проводил инструктаж, одновременно внимательно рассматривая рабочих. Если кто-либо из них плохо выглядел, мастер обязан был узнать, не болен ли он, что его беспокоит. Как в семье.

В 25-ю годовщину американского филиала «Sony» Морита-сан с супругой прилетели в США, устроив там пикники и обеды для всех сотрудников. Всё было организовано так, чтобы шеф смог посидеть за обедом с рабочими трёх смен завода магнитных лент в Дотане, штат Алабама, и в Сан-Диего, Калифорния. Создатель «Sony» ходил на танцы с сотрудниками концерна в Чикаго и Лос-Анджелесе…

Рабочие фирмы, долгое время трудящиеся вместе, создают атмосферу самомотивации и самостимулирования. Руководство считает нецелесообразным и ненужным слишком чётко определять круг обязанностей каждого, потому что всех учат действовать, как в семье, где каждый готов трудиться для родных ему людей.

Если рабочий допустил брак, считается дурным тоном искать, кто виноват. Гораздо продуктивнее выявить причины ошибки и более её не допускать. Ведь, если человека, допустившего ошибку, опозорить, он может потерять стимул к работе на всю оставшуюся жизнь, а фирма лишится будущих возможных плодов его труда. Если же выяснить причины ошибки и сообщить её работнику, он не обидится, но и не забудет урока, и, скорее всего, ошибку не повторят другие.

Фирма первой взяла на вооружение стратегию: предложение рождает спрос, работая на опережение. И одну за другой создаёт новинки. 1964 г. – настольный калькулятор, 1968 – телевизионный кинескоп «Тринитрон», 1979-ый – аудиоплеер «Уокман», 1980 – видеокамера «Бетамакс», 1997-й – ноутбук «VAIO» и многое другое. Сейчас ассортимент изделий фирмы просто необозрим. Её производства разбросаны по всему миру.

Во время нефтяного кризиса 1973-74 гг., после введения нефтяного эмбарго, темпы инфляции в Японии превысили 25% и компания, как и многие другие, вынуждена была уволить часть сотрудников. Но эти люди просто не могли сидеть дома, когда их фирма была в беде! Их стыдили жёны, и они возвращались на работу – мыли полы, стригли газоны, сторожили по ночам.

В своей книге «Сделано в Японии» Акио Морита напишет: «Нанятый рабочий не несёт ответственности за принятое решение, почему же во время кризиса он должен страдать из-за решения администрации взять его на работу? Когда компания в беде, заработную плату снижают прежде всего управляющим, а потом уже работникам низшего звена».

Если спросить японского топ-менеджера, какова его наиглавнейшая обязанность, он ответит: это – сохранение занятости и улучшение условий жизни рабочих. Чтобы иметь возможность делать это, фирма обязана получать прибыль. Но прибыль как таковая никогда не должна занимать первого места в японском списке задач.

Пенсионный возраст для руководства – 65 лет, но, чтобы использовать накопленный опыт бывших управляющих, их сохраняют в качестве консультантов, им дают кабинет и помощников, так что они могут работать «по общим вопросам», не занимаясь повседневными делами фирмы. Время от времени к ним обращаются за советом, и они присутствуют на совещаниях и других собраниях.

В «Sony» считают, что некоторые сотрудники, стремясь сделать личную карьеру, забывают, что от них ожидается работа в интересах коллектива в целом, и что работать только на себя и свою семью – нездоровое явление. Обязанность руководителей компании – трудиться, как члены единой семьи и побуждать работников делать общее важное дело.

Чтобы достичь этого, компания реорганизует работу в соответствии с талантами и способностями рабочих. Фирма сперва нанимает людей, а потом смотрит, куда их лучше поставить. Из них, как из необработанных камней, уложенных наилучшим образом, строится стена. Камни бывают круглые, продолговатые, угловатые, большие и маленькие. Всё это следует учитывать. Кроме того, люди меняются с возрастом, и управляющие должны помнить, что форма «камней» становится иной. Когда деятельность фирмы приобретает новый характер, возникает надобность «перекладывать стену». Рабочим предлагают пройти переквалификацию. Иногда это требует переезда семьи на новое место. Большинство соглашается.

Как только важное для успеха компании решение принято, работники начинают трудиться без нападок друг на друга, обструкций и всего того, что в неких иных землях именуется подсиживанием. Система коллегиального управления, где в основе принятых решений лежат предложения руководителей младшего звена, для философии «Sony» давно стала приоритетной.

К чему всё это написано? Япония, не имеющая почти никаких полезных ископаемых, опираясь на солидарные принципы, создала фирмы, потрясшие мир своими достижениями.

На что же будет способна сверхбогатая Россия, если поступит так же?

Материал не является рекламным. Прим. авт.

Маленькое дополнение к «японской» статье. В конце 60-х я ударно изучал английский. Мой одноклассник Пулат Абдуллаев, сын президента АН УзССР, уже проведший к тому времени три года за границей, привез какое-то количество англоязычных газет. Я попросил у него несколько. Среди них была газета, выходившая в Токио на английском, и в ней был огромный материал к какой-то годовщине компании «Sony». Основатель компании Ибука (запоминающееся имя) рассказал, среди прочего, что он поклонник Достоевского и имя «Sony» это в честь Сони Мармеладовой. Позднейшее объяснение дедуктивно «нашли» лет 20 спустя какие-то американцы.

С точки зрения филологии, «sony» не воспринимается как почти то же, что «sonny», сравните: «винный» и «виный», «анналы» и «аналы», «аллея» и «алея».

Предлагаю верить Ибуке.

Самого доброго!

Александр Горянин

Оставить отзыв
Заказать звонок