СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

С праздником!

ВЕРА СЕРПОВА

О СОВЕТСКИХ И ПОСТСОВЕТСКИХ ЯЗЫЧЕСКИХ КУЛЬТАХ

Здравствуй, дедушка Мороз, борода из ваты

Ты подарки нам принес ...

Новоевропейская цивилизация с тайным трепетом относится к круглым датам. Чуть только замаячит нолик в конце двух-трех значного числа, как сразу же возникает сладкое слово “Юбилей”. И не важно, Пушкин ли это, или целый город - главное праздник. А уж тем более такая суперкруглая дата как 2000 - аж с тремя нулями! Вот уж повеселимся... Правда хорошо бы еще при этом вспомнить о том, с какого момента прошло две тысячи, а то ведь и атеисты, и коммунисты приветствуют новыми решениями третье тысячелетие. Но как-то не задумываются, что от Рождества Христова. До чего же все в нашей жизни перемешалось. Торжества ведь начинаются у нас с католического рождества и до Старого нового года. Не одна елка за это время осыплется, если, конечно, она не пластмассовая. Помните у Жванецкого? - “И самовары у нас электрические, и сами мы довольно неискренние...”

Какие только сюрпризы не поджидают нас в третьем тысячелетии: и новую эру нам обещают, Водолея, кажется, и квартиры тоже уже должны всем поголовно дать, ну и, конечно, традиционный конец света ожидается под аккомпанемент сошедших с ума компьютеров.

Сто лет назад в преддверии XX века тоже с нетерпением ждали нового года, дескать, что-то день грядущий нам готовит... Прогнозы, правда, были разные: и тебе панмонголизм, и грядущий хам, и светлое счастливое будущее, но уж, как говорится, что выросло - то выросло. Человеку нашей цивилизации привычнее смотреть вперед и размышлять о будущем, нежели вспоминать прошлое, так уж повелось. Потому все произошедшее за эти самые две тысячи лет представляется лишь преддверием нашего нынешнего века. Как же они, бедненькие, жили там без попкорна и телевизора у себя в каменном веке? - Непонятно! Да и неинтересно. То ли дело мы, все знаем, все умеем, природу покорили. Наша историческая память ограничена последней сотней лет, и мы еще не договорились, когда же начался наш XX век, не то в 1901, не то в 1913, не то в 1917. Даже этого точно не помним.

Тем не менее, все сейчас составляют разного рода исторические обзоры. По большей части, правда, по словам С. Франка, от Адама до моего дедушки, от моего дедушки до меня, моя жизнь. Вот и нас тоже по-модному интересует история одного праздника - Нового года, но только в советском смысле этого слова. Ведь советский Новый год - это совсем не то, что Новый год еще где-нибудь. Итак, все как всегда началось в самом начале, т.е. после революции. Жил был на свете добрый и лояльный дедушка Мороз и его внучка, хорошая подруга всех пионеров - Снегурочка...

Отношение бывших граждан СССР к Новому году особое. Это ведь единственный неполитический праздник. Конечно, на детских елках и пионеры рапортовали вместе с зайчиками и белочками о собранных для очередного съезда КПСС макулатуре и металлоломе, и злые ЮАРовцы, отлавливая несчастного негритенка, разбойничьими голосами распевали “Мы - расисты!..” Но все же мы знали, что Новый год - праздник семейный. И встречать его хорошо и правильно не перед мавзолеем Ленина, и не у здания горкома партии, а дома, за семейным столом. Что после душевного поздравления Калинина или маловразумительного Брежнева начнется настоящее веселье, да такое, что голова будет болеть числа до третьего-четвертого. Конфеты, колбаса, салат, если повезет - крабы и икра, копились долго и трудно, но вот, наконец, час настал, и все это можно смело есть.

А дед Мороз со Снегурочкой (студенты подрабатывают!) пришли, сплясали с детьми, подарили подарки и - пожалуйте на кухню, - с папой по сто грамм ради праздника. До сих пор постаревшие снегурочки вспоминают, как под вечер они заносили своих усталых дедов в квартиры, прислоняли куда-нибудь и потом выносили обратно. А запах елки и мандаринов, а шампанское (“Советское”, с запахом дрожжей, а иногда и сивухи) под бой часов, а куцая елочка, связанная из трех палочек с ГДРовским наконечником? Все-таки в этом что-то было. Ежегодно все народонаселение, изучавшее научный атеизм, искренне надеялось на чудо: вот пробьют часы, и случится что-то волшебное, и все пойдет совсем иначе, и в Новом году будет только хорошее.

За годы советской власти сложился целый культ встречи Нового года. Даже появилось некие дотоле неизвестные сказочные существа. Дед Мороз со Снегурочкой. Названия-то их, конечно же, и несколько ранее были знакомы русскому уху, но о настоящем оформлении культа можно говорить к концу 60-х - началу 80-х. Имя деда Мороза, безусловно, имеет корни в русском фольклоре, это, во-первых, Дед, эвфемистическое имя культа мужского первопредка, известное в основном по монографии Афанасьева “Воззрения славян на природу” и из других, весьма уважаемых трудов фольклористов, вдруг как феникс, восставший из пепла в нашем материалистическом государстве. Вот что сообщает нам о Дедах мифологический словарь: “У восточных славян особый обряд почитания Деда совершался на седьмой день после Пасхи или осенью... в жертву покойному приносили пищу”. Одним словом, традиционный культ предка. Мороз или Морозка тоже весьма известен: он - герой сказок, он может заморозить все вокруг и по справедливости награждает тех, кто к нему попал. И, кстати говоря, ему тоже полагается что-нибудь пожертвовать. Так что не зря папа подносил деду.

Ну а уж о Снегурочке и говорить не приходится. Ею мы обязаны классику нашей драматургии Островскому. Правда, там она помнится растаяла, причем, насовсем. В сознании же нашего народа соединилась с дедом Морозом и даже стала его внучкой, вероятно, по принадлежности к зиме и холоду.

Происхождение некоторых элементов культа: мешка с подарками, красной одежды имеет те же корни, что и бывший торт “наполеон”, в разводе с космополитизмом – “слоеный”. Но наш Дед - другой, и шуба подлиннее, и шапка на русский манер, и вообще он вовсе не из Лапландии, а из Великого Устюга.

Все, что полагается языческому божку, у него есть: и многочисленные фигурки разного размера в каждом доме и в общественных местах. Если этой фигурке нашептать, какой подарок хочешь, то его непременно получишь. И специальные ритуальные действа с выкликанием его, помните? - На каждой Елке дети под руководством Снегурочки кричали: Дедушка Мороз! Дедушка Мороз! И целая группа “жрецов”, исполняющих его роль. Да что там мистерии с волшебством, путешествиями, нравоучением. Была ведь даже главная Елка страны, да ни где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов или в Кремлевском Дворце Съездов, так сказать, святая святых.

А когда родители - материалисты морочили голову детям, рассказывая о дедушке Морозе со Снегурочкой, старательно подыгрывая, то так ли уж они не верили во все это? Ох, чужая душа - потемки! Хотелось чудес, сказок, волшебства, и потому-то немножко верилось, что все это бывает один раз в году, в ночь с 31 декабря на 1 января.

С началом 80-х наш культ несколько заразился разнообразными тиграми, лошадьми и козлами, пришедшими с востока. И вот теперь уже на сцене дед Мороз дружески беседует с драконами, и ничего. Слегка расширившись, культ довольно здорово обогатился ритуалами, теперь стало понятно, в какой одеже, какой едой и питьем и с какими возгласами следует встречать этот конкретный Новый год. Кстати говоря, некоторые метаморфозы претерпевает и сам Дед: и шуба покороче, и на шапке кисточка и борода не такая уж длинная.

Интересно, что раньше, когда все шло одинаково и размеренно от съезда к съезду, от яслей к пенсии, праздник вносил разнообразие, предполагал сюрпризы и чудеса. Теперь же сюрпризы нам по большей части готовит правительство, и столь часто, что можно бы и пореже, Новый год стал признаком стабильности и традиционности, вот, дескать, пусть они там себе хоть все перегрызутся. А мы нарядим елочку, выпьем и закусим, чем Бог послал, проводим и встретим, и видали мы их всех... Правда, как обычно, политики исхитрились подгадить и здесь. Дети никогда не забудут партийных елок 1998-99г. Инопланетянин Жириновский, прилетевший на летающей тарелке, и главный - Черномыдин, которого недоставало, по словам Снегурочки, более всего, на празднике, были наяву.

Каждый раз от Нового года ждут чудес. Но ведь что собственно празднуем-то? Календарную отметку? А ведь был же праздник Прекрасный, Радостный, Светлый, Чудесный - Рождество Христово. И каждый год Вифлеемская Звезда указывала путь Волхвам, и пастухи приходили поклониться младенцу - Спасителю. И были дары, самые лучшие, самые настоящие. Но о Рождестве позабыли. А привычка зимой ждать настоящего праздника осталась, вот и мыкаемся от одного (Старого) года к другому (Новому). Потому что в новогоднюю ночь не увидеть Вифлеемской Звезды - нет ее. И только тогда, когда вспомним мы о ней и пойдем следом, то увидим настоящий праздник.

 

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

 

 

"ПОСЕВ" 1-2000

posev@glasnet.ru

ссылка на "ПОСЕВ" обязательна