СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

От редакции. Высокие цены на сырье, на которых зиждется нынешнее относительное благополучие нашей экономики, не вечны. Скоро сама жизнь заставит нас развивать экспорт услуг и продукции обрабатывающих отраслей промышленности. Но техническая база последней нуждается в замене, тем более что примерно с 2003 г. начнется массовый вывод из эксплуатации оборудования из-за физического износа. Для реконструкции обрабатывающих отраслей потребуются инвестиции. Средства на них можно получить от наших и иностранных граждан. Разговор о привлечении иностранных инвестиций идет уже с 1988 г., но воз и ныне там. Почему?

АЛЕКСАНДР ПОПОВ* 
 *Автор – предприниматель, душой болеющий за Россию.

Пришло время Петровских реформ?

Средний и мелкий бизнес далек от процветания, западные инвестиции не торопятся на русскую землю.

Что происходит?

После августовского кризиса 98 г. можно было сравнить западного инвестора с поруганной девушкой: второй раз она в лес не пойдет ни при каких гарантиях.

Мир финансов тесен и очень осторожен. Но сегодня следует говорить не только о финансовой стороне наших экономических проблем.

Основная проблема России связана с переходом от тоталитаризма в послесоветское пространство. Многие абсурдные законы и нормативы советского времени существуют до сих пор и продолжают оставаться тормозом для развития экономики. Никакие кредиты Международного валютного фонда и никакие переговоры с олигархами не принесут успеха, если не будут срочно проведены реформы, снимающие преграды мелкому и среднему российскому бизнесу. Эти реформы не имеют никакого отношения к различным “льготам”, придуманным в правительстве и госдуме теми, кто курирует эту сферу.

Первое – надо осознать, что это за преграда и способны ли мы ее опознать?

Второй вопрос - есть ли у нас тот новый взгляд, который позволит нам провести реформу?

И, наконец, какими механизмами располагают граждане, чтобы противостоять дурным законам?

На последний вопрос можно ответить однозначно – пока никакими.

Например, в своем указе № 508 от 15.03.2000. “О размере пособия по временной нетрудоспособности”, Путин, тогда и.о. президента, зафиксировал максимальный уровень оплаты временной нетрудоспособности в размере 85 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), т. е. в 7097 руб., ущемляя тем самым права всех тех, кто ежемесячно платит гораздо больше в соответствующие фонды.

Парадокс в том, что при советской власти, которая не баловала своих граждан свободой, можно было найти какую-то поддержку в решении своих мелких бытовых проблем у местной партячейки. А теперь “во всем виноваты демократы”, как утверждают ностальгирующие коммунисты.

Возьмем простого западного инвестора и посмотрим, какие преграды должен он пройти в начале своего дела.

Сперва получить визу в российском консульстве за рубежом, по приезде получить подтверждение на право трудовой деятельности от миграционной службы (обязательно принести трудовой контракт, приказ о приеме на работу, устав фирмы, справку о постановке на учет в налоговой инспекции).

Выдача ЖЭКом форм 7 и 9 для прописки иностранца в ОВИРе часто сопровождается условием “покажите вашего иностранца”. ОВИР также любит “посмотреть на иностранца”, поэтому последнему хоть раз в год приходится проводить пару часов в очередях в коридоре ОВИРа по месту работы. При чем ОВИР не пропишет иностранца, если он продлевает свою визу в местном отделении МИДа или если хозяин его квартиры забыл оплатить коммунальные услуги.

По этим несущественным причинам иностранец с огромным удовольствием уедет из России при первой возможности: он никак не может примириться с пустой потерей времени в очередях.

На Западе вся экономическая система построена на стремлении сэкономить время и усилия. Фирмы гордятся низким количеством нерабочих дней и часов (пропущенных по болезни, из-за несчастного случая и т.д.) и публикуют его даже в своем годовом балансе. Действительно, можно поставить вопрос – приехал ли иностранец работать или стоять в очереди в коридорах ЖЭКа или ОВИРа?

Конечно, можно возразить: “Не доволен – уезжай домой! Мог бы и вообще не приезжать”. К сожалению, эта логика нас от очередей не избавит. Именно она привела нас к этому обществу абсурда.

Сегодня на Руси существует пара крупных инвестиционных проектов. Местные власти говорят о них с гордостью и восторгом. Однако давно пора понять, что в стране с рыночной экономикой и вообще в развитых западных странах около 96% экономики составляет малый и средний бизнес. Он дает работу населению и ликвидирует любой дефицит.

Поэтому надо всячески способствовать его развитию: не “кормить льготами”, а убирать преграды с его пути. Только так будут созданы благоприятные условия для крупного западного и российского капитала, а не наоборот. В первую очередь надо дать россиянину возможность работать, создавать и зарабатывать. Только на этом благоприятном фоне будут появляться инвесторы.

В программах партий и правительств обязательно должно быть вписано пожелание блага своему соотечественнику: это выражается не только деньгами, но и мерами, позволяющими человеку не чувствовать себя оскорбленным, когда он сталкивается с любой администрацией (начиная с ЖЭКа и паспортного стола и заканчивая получением нового водительского удостоверения в ГАИ).

Но это уже вопросы этики и философии, а мы вернемся к экономике.

Западные инвесторы покидают Россию, в частности, потому, что от них требуется огромная энергия, чтобы что-то реализовать, что-то “пробить”. В августе 1998 г. один инвестор, уходя после 5 лет с российского рынка, говорил автору этой статьи: “Мы вложили слишком много усилий и получили слишком мало результатов”. Характерно, что речь даже не шла о тех деньгах, которые он потерял из-за кризиса.

Например, в каждой фирме есть “мальчик на побегушках”, который то и дело везет продлевать какой-то договор, бежит в КУГИ, отправляется обновить лицензию в ГАИ, едет на телефонный узел и т.д. И на этой “ключевой” фигуре держится все дело!

Например, при изменении названия фирмы телефонный узел требует для перезаключения договора:

1. Устав организации;

2. Свидетельство о государственной регистрации;

3. Карту постановки на налоговый учет;

4. Документы, подтверждающие право на занимаемое помещение (договор аренды или свидетельство о регистрации собственности);

5. Письменное обращение о пролонгировании договора.

Самое забавное, что требуемые бумаги выдаются соответствующими органами весьма не оперативно. И что, оставаться без телефона в переходное время?!

Когда Путин встречался с немецкими предпринимателями в Москве, он приглашал западный бизнес вкладывать деньги в российскую экономику. Это, безусловно, хорошо и полезно, но, к сожалению, надо начинать не только с этого. Вливание любого капитала в российскую экономику будет эффективным только при наличии тех реформ, о которых мы говорили. Другими словами – зачем инвестировать, если невозможно честно работать?

Многие межведомственные комиссии, рабочие группы, созданные совместными усилиями с иностранцами, пробовали работать над проектами и пожеланиями улучшения инвестиционного климата на Руси. Было очень мало результатов по довольно простым причинам.

Первая - это незнание множества тех жизненных деталей, из которых складывается сложность работы в послесоветском пространстве.

Вторая - в том, что даже если кто-то о чем-то и ведет речь, то считает неуместным в столь высоких инстанциях говорить о жизненных мелочах (к примеру, о процедуре растаможивания в Шереметьево-2).

Иными словами, что можно реформировать, что можно предложить, если не знаешь, о чем идет речь? Кто, например, из законодателей занимался бизнесом и знает преграды на этом пути, начиная с регистрации фирмы, получения лицензии на автотранспорт, встреч с пожарниками, СЭС и вневедомственной охраной?

На этом фоне не помешало бы государству и его чиновникам соблюдать законы той же Российской Федерации.

Первое – надо отказаться от практики принятия законов, имеющих обратную силу. Это противоречит принципам права. Всем ясно, что нельзя сегодня наказывать за деяния, совершенные в прошлом, когда они не были запрещены.

Второе - надо прекратить произвол налоговой службы, которая зачастую злоупотребляет своей властью для пополнения казны государства и практикует неправомерное взимание штрафов (“Деловой Петербург” 2000 г., № 128 (715), стр. 15).

Третье – пора отказаться от советской практики, когда любой проверяющий фирму очень волнуется, если все нормативы предприятием соблюдаются, и просит дать повод наложить хоть какой-нибудь штраф: не дай Бог, начальство подумает, что его купили, а потом, как же без штрафа план-то выполнить?

Мы уже к этому привыкли. А ведь это симптомы больного общества.

Когда господин Касьянов удивляется отсутствию западных инвестиций, ему пора осознать, что их не будет, и, исходя из этого положения, надо срочно создавать нормальные условия для работы россиян.

Все это очень напоминает историю, в которой подросток спрашивает свою мать, почему он не может познакомиться с хорошей девушкой? А та отвечает: сперва на себя посмотри, на кого ты похож, ты же ничем не интересуешься. Когда юноша приобрел нормальный вид и стал посещать театры и музеи, его личная жизнь изменилась в лучшую сторону.

Не пора ли нам задуматься, почему иностранец, который благоволит России (кстати, редкое явление), несмотря на то что работает в нашей стране, не имеет права купить землю в садоводстве, чтобы вырастить собственные огурцы?

А если он имеет право на постоянное место жительства в России, ему надо отстоять очередь в ОВИРе, чтобы получить право выехать отдохнуть в собственную страну!

Почему процедура растаможивания в Шереметьево-2 столь длинная и мучительная (отстоять день в 7 или 8 разных очередях)? Настойчиво советуем министрам и лидерам думских фракций лично попробовать пройти таможенную процедуру обычным порядком.

А сколько бумаг надо отнести в налоговую инспекцию для регистрации кассовых аппаратов? Недавно добавился еще договор аренды помещения.

Почему многие госпредприятия имеют льготы по отношению к коммерческим структурам? Почему существует постоянная дискриминация таких структур, которая поддерживается органами власти?

Почему фирма, имея пару грузовиков для развозки собственного товара, должна образовывать такси-парк для осуществления своей деятельности и, следуя правилам, загонять вечером машины не под свой навес, а ставить их на не такую уж близкую стоянку?

Почему ГАИ, отнимая права у водителя, обязывает его потратить несколько часов рабочего времени для их возврата?

Почему фирма с уставным капиталом свыше 1 млн руб. должна регистрировать свое предприятие в Московской регистрационной палате, а не в своем городе?

Нужно ли продолжать список нелепых норм и правил?

Не пора ли взять толстый красный карандаш и вычеркнуть из законов нелепые статьи. “Прочесать” все нормативы – нудно, но нужно. Эта колоссальная, кропотливая работа – ключ в развитое общество. Ее надо делать срочно, опираясь на здравый смысл, а не копируя слепо западные законы, сохраняя одновременно нелепые советские порядки. Это, наконец, позволило бы вернуть хоть долю доверия населения к своему горячо любимому” правительству.

Стоит вспомнить, как в свое время Петр Великий, стремясь создать в стране современную экономику, быстро и решительно снес нелепые барьеры и ограничения, преграждавшие путь к этому…

 

"ПОСЕВ" № 10 2000
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна