ЭКОНОМИКА

Утраченные альтернативы

От редакции. По некоторым оценкам, среди нынешних российских предпринимателей лишь около 5 % заняты в сфере промышленного производства. А 100-150 лет назад производительным отраслям экономики отдавали свой талант и энергию до 85 % представителей делового мира. Во многом благодаря их трудам с 1861 по 1913 год Россия сумела нарастить объемы промышленности в 10-12 раз, а по показателям производства продукции машиностроения и металлообработки - в 44 раза! Опираясь на материалы газеты «БЫЛОЕ», вспомним о двух выдающихся заводчиках прошлого.

Михаил ГАВЛИН

ЖАЖДА СОЗИДАТЬ

Жизнь и дело Сергея Мальцева (1810-1894 гг.)

С именем этого человека связана одна из самых ранних и смелых попыток частного капитала - сделать рывок к техническому прогрессу России - создать отвечавшее требованиям времени отечественное машиностроение.

 

ИЗ ГЕНЕРАЛОВ В ЗАВОДЧИКИ

Сергей Иванович Мальцев, выходец из известной в России промышленной семьи, имел хорошее домашнее образование: кроме гуманитарных дисциплин, изучил механику, физику, химию, металлургию, владел иностранными языками. Юношей был определен в гвардейскую кавалерию, где и проходил военную службу. Произведенный в офицеры, быстро достиг высших чинов. Но в 1849 г., несмотря на блестящие перспективы военной карьеры, неожиданно вышел в отставку в чине генерал-майора и отправился в родовое имение Дятьково Орловской губернии, чтобы посвятить себя управлению принадлежавшими семье хрустальными, стекольными и литейными заводами.

Начал Мальцев новую деятельность с осуществления давней своей причуды - постройки в Симеизском поместье в Крыму хрустального дворца. Специально изготовленные на отцовских заводах конструкции на лошадях доставили в Крым, и в 1849 г. двухэтажный дворец вырос на высоком холме. По словам современников, он напоминал фантастический фонарь, составленный из громадных стеклянных рам.

Четыре года спустя, после смерти отца, Сергей Иванович становится крупнейшим землевладельцем и полным хозяином гигантского промышленного района в центральной части Европейской России (площадью около 215 тыс. га). Этот район (на землях смежных уездов Орловской, Калужской и Смоленской губерний по рекам Болве и Жиздре) впоследствии получил название Мальцевского заводского округа. В пору расцвета здесь действовали 22 крупных завода, обеспечивая работой около 100 тысяч человек.

 

МОДЕРНИЗАТОР

Значительно раньше, будучи военным, с одобрения отца, Мальцев на базе старого чугунного производства в Людинове основал рельсопрокатный завод, построив доменные печи новейшего образца и вспомогательные производства: кирпичное, лесопильное, смолокуренное, канатное.

Как известно, первая железная дорога в России - Царскосельская – была выстроена в 1838 г. из заграничных рельсов. Для второй - Николаевской (из Петербурга в Москву) - их понадобилось так много, что переплата заграничным заводам оказалась непосильной для государства. Сергей Иванович предложил производить рельсы в самой России. Инициатива была одобрена императором Николаем I, и в 1841 г. с Людиновского завода вышли первые русские рельсы. Вскоре после Синопской победы над турками Мальцев, будто предвидя будущую Крымскую кампанию, предложил за семь месяцев выстроить конную железную дорогу от Екатеринослава в Крым. Проект не был принят. А менее чем через год властям пришлось в этом горько раскаяться. Кто знает, если бы перед Севастопольской эпопеей имелась уже готовая железная дорога в Крым, быть может, не произошло бы ни падения Севастополя, ни утраты Черноморского флота. Не имея возможности выстроить железную дорогу, но стремясь оказать помощь родине в трудную годину, Сергей Иванович взял на себя поставки в Крым пушечных лафетов по цене почти в два раза меньшей, чем они прежде обходились казне.

Мальцевским предприятиям принадлежит первенство и в создании отечественных паровых машин. Они предназначались для Тульского оружейного завода и Петербургского завода «Арсенал». С тех же предприятий вышел первый винтовой движитель, установленный на корвете «Воин». Кстати, именно Мальцев первым предложил оснастить гребными винтами военные корабли. Предлагал он и новые образцы вооружений. На его заводах зародилось русское пароходное дело. Там были построены первые русские пароходы для Десны, Днепра и Волги. На Людиновском заводе, несмотря на конкуренцию заграничных изделий, не облагавшихся пошлиной, разрабатывались и отечественные паровые молотилки. Там же была выстроена и первая газовая печь мартеновской системы. С этой целью приглашался знаменитый английский инженер Кинкель - изобретатель новой системы сталеварения и так называемой сименсовской стали.

 

ПРОТИВ РУТИНЫ

Новаторская деятельность Мальцева вызывала раздражение чиновников. Его самостоятельность в суждениях и действиях многим была не по душе и в высших сферах. Передают характерный разговор его с великим князем Михаилом Павловичем, братом царя. В то время заводами управлял еще отец, и Сергей Иванович, используя придворные связи, добивался заказа на поставку паровой машины. «Ты с ума сошел! - останавливал его великий князь, - ты соперничаешь с англичанами». «Хочу, чтобы машиностроение устроилось и у нас», - отвечал Мальцев. «Ну, смотри, приемку сделают такую, что не сдобровать!» - предвещал великий князь. Тем не менее, хотя и себе в убыток, Мальцеву удалось отбить поставку у англичан.

Но бывало и по-другому. Накануне Крымской войны предложил Мальцев новый тип винтовых кораблей. Адмирал Нахимов, с предубеждением относившийся к паровым судам, лишенным, по его мнению, маневренности и слишком громоздким, сказал ему: «На что нам эти самоварчики?» Позднее он признал свою ошибку: «Самоварчики бы нас выручили».

Когда французский инженер Минье изобрел новую пулю, Мальцев предложил царю купить это изобретение, пока оно еще не принято во Франции. Тот согласился, но, посовещавшись, высшие чиновники решили: не стоит хлопотать: пуля-дура, штык-молодец.

Выступал Мальцев и со многими гражданскими проектами. В 1841-43 гг. он высказал идеи защиты русского населения от голодовок, первым открыто предложив организацию местного кредита под хлеб, чтобы мужику не приходилось в урожайный год продавать хлеб за бесценок, а в недород - выкупать его обратно по цене в 3-5 раз выше. Проект, одобренный в высших инстанциях, не был приведен в исполнение, по объяснению министра финансов и внутренних дел - за недостатком средств. О многих отвергнутых идеях Сергея Ивановича позднее вспоминали с сожалением. Один из биографов, говоря об обилии его недоброжелателей в высших кругах, отмечал, тем не менее, что «лично император Николай Павлович был очень расположен к Мальцеву, и потому им не удалось съесть его». Сергей Иванович умел воспользоваться этим, когда надо было добиться правительственных заказов и ссуд.

Разносторонняя деятельность заводчиков Мальцевых привела к образованию целой промышленной империи, со своими вотчинными заводами и фабриками, законами и деньгами, особой формой одежды для рабочих и даже полицией. В самом Мальцевском районе производилось все необходимое для жизни: стройматериалы, посуда, мебель, сельскохозяйственные продукты и напитки. Здесь был устроен первый в России частный телеграф. Для выбора направлений телеграфных линий сам Мальцев и его дочь, княгиня Мещерская, верхом на конях исследовали местность.

Для сбыта продукции своих предприятий Сергеем Ивановичем были учреждены торговые дома со служащими в разных городах России: Риге, Минске, Петербурге, Москве, Киеве, Чернигове, Херсоне, Одессе, Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Н. Новгороде.

50-60-е годы XIX в. оказались наиболее благоприятными для мальцевских предприятий. «Царство это, - писал современник, - является оазисом среди окружающего бездорожья и бескормицы. Тут работают более ста заводов и фабрик; на десятках образцовых ферм обрабатывается земля... Тут люди пробуравили землю и, как черви в орехе, копошатся в ней, вынося на свет Божий ее скрытые богатства; отсюда добрая часть нашего отечества снабжается стеклом, фаянсом, железом, сталью, паровозами, вагонами, рельсами, паркетами, всевозможными машинами, земледельческими орудиями. Здесь нет роскоши и излишеств - нет и нищеты, нет и голодовок». Популярность Мальцева была выше, чем у других промышленных и общественных деятелей. Его знали не только в России, но и в Европе.

В период наивысшего расцвета Мальцевского района заработная плата на заводах была доведена до возможного максимума и далеко превосходила норму потребностей рабочей семьи. Обыкновенный рабочий день составлял 10-12 часов по сравнению с 14-16 часами на других предприятиях России. Для занятых на самых трудных работах был установлен 8-часовой рабочий день - это произошло на 20-30 лет ранее, чем вопрос о такой продолжительности был поставлен в Западной Европе. Мальцев строит рабочим небольшие каменные домики городского типа на 3-4 комнаты с усадебной землей для сада и огорода; бесплатно отводится выгон и отпускается топливо. Везде в заводских центрах открываются благоустроенные школы на несколько сот учеников. В Людинове основано техническое училище, прозванное местным университетом. Благодаря школам, рабочее население почти поголовно грамотно. Развивается система общественного призрения. Строятся церкви, организуются хоры певчих из среды мастеров. «Восьмым чудом света» называли современники убранство церквей в Дятькове и Людинове. Они были украшены хрусталем: и бесцветным, и подложенным фольгой. Из хрусталя же были выполнены иконостас и престол. Очевидцы свидетельствуют, что за 50 лет - даже в условиях крепостного права - никто из мальцевских рабочих не подвергался телесным наказаниям, никто не был лишен работы за проступки.

 

НАДЛОМ

В 1866 г. разразился кризис. Масса готовой продукции осталась лежать невостребованной на складах заводов. После отмены крепостного права в разных местах стали появляться конкуренты. Возникла необходимость перестраиваться на новый лад. Но Мальцев, при всем своем новаторстве, был привержен старым полупатриархальным формам хозяйствования. Как крупный земельный собственник, он был противником реформы 1861 года. В записке, поданной царю от имени Комитета владельцев горных заводов, им высказаны аргументы против предоставления на выкуп земель заводскому народонаселению, в пользу сохранения земельной собственности в руках дворянства. В области политического управления Мальцев выступает одновременно и против демократических тенденций, и против бюрократического самовластия, рекомендуя «нынешние самовластные министерства отдать под контроль выборных русских людей исключительно дворянского сословия». Он высказывается за восстановление старинной русской системы, когда «царь опирался на народ, представленный боярской думой и земскими соборами выборных людей».

Были и другие причины обрушившихся на Сергея Ивановича неудач. В конце 60-х гг., в самый разгар железнодорожного грюндерства, когда страна нуждалась в подвижном составе на многие миллионы рублей, правительство обратилось к русским заводчикам с призывом производить паровозы и вагоны. Никто не откликнулся. Лишь Мальцев взялся за это новое и сложное дело, не останавливаясь перед затратами. Были модернизированы и построены новые мастерские, выписаны машины, устроены печи Сименса для выработки рессорной стали, до того не выделывавшейся в России, приглашены опытные конструкторы и мастера во главе со знаменитыми французскими инженерами Фюжером и Бассоном.

В новое дело он вложил более двух миллионов рублей, рассчитывая на обещанные ему правительством долгосрочные заказы, которые только и могли покрыть основные затраты. Но эти расчеты не оправдались. Контракт с Мальцевым не был возобновлен, хотя особая комиссия, осматривавшая заводы и испытывавшая качество стали и других материалов, дала самый благоприятный отзыв. Новый же главноуправляющий путей сообщения граф В.А. Бобринский имел свое убеждение: нет никакой нужды заказывать паровозы в России. Правительство приняло решение обратиться к заграничным заводам. Огромный оборотный капитал мальцевских заводов, вложенный в дело, лопнул, а рабочие, учившиеся на постройке первых 50 локомотивов, оказались без работы.

В 1875 г., чтобы спасти свои предприятия, Мальцев учреждает промышленно-торговое товарищество на паях со складочным капиталом в 6 млн. рублей. Основными вкладчиками были он сам, его сыновья и ближайшие родственники. В поисках средств Мальцев продает свои имения в Таврической губернии. Но судьба как будто преследует его. В 1883 г. вследствие экономического кризиса резко сократился сбыт в южной части России, являвшейся главным потребителем мальцевских сельхозмашин. В том же году произошел роковой случай с самим Сергеем Ивановичем. Возвращаясь из Людинова в Дятьково, он перевернулся в экипаже. Мальцева доставили в имение в тяжелом состоянии. Пролежав несколько месяцев, он по совету врачей уехал для лечения за границу. За полгода его отсутствия оставшиеся члены правления неумелым хозяйствованием еще более усугубили трудности. Положение можно было поправить, но вокруг мальцевских заводов начались интриги родственников, имевших связи со двором и стремившихся передать заводы под опеку в казенное ведомство. Жена Мальцева, еще ранее ставшая близкой подругой больной императрицы - супруги Александра II - сблизилась со двором и ушла от Мальцева вместе с детьми. Воспитанные при дворе и неодобрительно относившиеся к затеям и начинаниям отца, они, вместе с тем, опасались новых увлечений и женитьбы Сергея Ивановича, грозивших потерей громадного наследства. Поэтому они хлопотали при дворе о передаче заводов под опеку и, в конце концов, добились высочайшего повеления. В 1885 г. мальцевские заводы были переданы в казенное управление. Но и оно не только не поправило положение, но еще более усугубило его. Только за четыре года долг казне возрос с 3,3 до 7,7 млн. рублей. Многие заводы пришли в полный упадок. 6 апреля 1888 года Мальцевское промышленно-торговое товарищество было признано несостоятельным должником.

Но еще ранее, в 1884 г., не в силах видеть развал дорогого ему дела, больной и морально надломленный Мальцев навсегда отходит от предпринимательской деятельности, которой отдал более 40 лет жизни.

Он уехал в Крым, в свое имение Симеиз, где и провел последние годы, скончавшись в «Хрустальном дворце». Мальцев был погребен в селе Дятьково в фамильной усыпальнице, при стечении громадной толпы искренне опечаленного народа. Так драматически закончилась, не встретив серьезной поддержки правительства, одна из самых впечатляющих по своему размаху попыток создания крупного центра отечественного машиностроения на базе крупной вотчинной собственности и частной инициативы.

 

 

"ПОСЕВ" № 4 2000
posev@glasnet.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна