ЭКОНОМИКА

Утраченные альтернативы

Сергей МАРТЫНОВ

НИКОЛАЙ ПУТИЛОВ

putilov.JPG (22449 bytes)

Н.И. Путилов

Этот человек по праву считается одним из наиболее ярких представителей делового мира России прошлого столетия. Жизненный путь его совершенно не типичен для предпринимателей его времени и его масштаба. Он не был выходцем ни из купеческой семьи, ни из знатного рода. Выходец из мелкопоместного новгородского дворянского рода, Николай Иванович Путилов включился в предпринимательскую деятельность сравнительно поздно, поначалу зарекомендовав себя способным математиком, инженером, строителем, изобретателем и чиновником. Судьба же его как предпринимателя скорее трагична, чем счастлива. Побывав на вершинах славы, он закончил жизненный путь в тот момент, когда дела его оказались в расстройстве. Путилов не оставил наследникам больших капиталов, однако имя его было увековечено в названии завода.

 

МНОГОГРАННЫЙ ТАЛАНТ

Путилов рано отошел от семьи, с 1830 г. воспитывался в морской роте Александровского кадетского корпуса, а с 1832 г. - в морском корпусе, откуда через пять лет был выпущен мичманом и оставлен в офицерских классах. Вскоре он обратил на себя внимание академика М.В. Остроградского, пригласившего его в помощники по исследованию вопросов внешней баллистики. После получения офицерского звания Путилов с 1841 по 1843 гг. преподавал гардемаринам математику, астрономию и навигацию. В 1843 г. из-за расстроенного здоровья вынужден был уехать на юг России, где занялся строительным делом.

В 1848 г., уже выйдя в отставку, Николай Иванович вернулся в Петербург и приступил к работе в должности чиновника Кораблестроительного департамента. В 1854 г., во время войны, когда флоты Англии и Франции блокировали Кронштадт, Путилов высочайшим повелением был назначен уполномоченным по сооружению канонерской флотилии. В значительной мере именно благодаря его энергичной деятельности удалось в течение одного года построить 67 канонерских лодок, 14 корветов, 3 плавучих дока и др. За эти заслуги ему был преподнесен Серебряный лавровый венок. Уволенный в отставку в 1857 г. в чине коллежского асессора Николай Иванович нашел новое применение своей кипучей энергии. Внимание его привлекли предприятия горнозаводской промышленности на Севере России. Он стал первым организатором в Финляндии производства стали из чугуна, выплавляемого из озерных руд. Для этих целей в районе Сайменского канала в 1857-58 гг. были построены 3 казенных завода, ежегодно производивших до 400 тыс. пудов чугуна и 200 тыс. пудов стали.

В 1864 г. в товариществе с двумя другими предпринимателями Обуховым и Кудрявцевым, Путилов приступил к строительству на Неве, близ Петербурга, сталелитейного завода, названного Обуховским. На нем впервые в России был налажен выпуск бронебойных снарядов и орудий самых больших калибров.

В январе 1868 г. Николай Иванович приобрел железоделательный завод, впоследствии названный Путиловским, а затем Кировским. Основание этого завода относится еще к 1801 г. Он успел перебывать в руках казны, в частном единоличном и товарищеском владении, но продолжал оставаться нерентабельным и фактически бездействовал. Покупка удалась лишь потому, что Путилов заручился заказом казны на 2,8 тыс. пудов рельсов по цене 1 руб. 88 коп. за пуд.

В те годы Николай Иванович уже завоевал репутацию способного инженера и предпринимателя. К тому же он пользовался покровительством великого князя - Константина Николаевича. Тем не менее, Министерство путей сообщения, не очень веря в его возможности, колебалось в вопросе продажи завода. Дело в том, что еще в 1852 г. на том же заводе была предпринята попытка наладить выпуск рельсов. Однако это не получилось, т.к. рельсы оказались низкого качества и плохого профиля. И все же иного выхода, кроме продажи, у правительства в этот момент не было, и, в конечном счете, оно дало согласие.

 

НЕСТАНДАРТНЫЙ ХОЗЯИН

Дальнейшие события произвели сенсацию. Путилов поразил всех тем, что сумел пустить практически заброшенный завод всего за 18 дней. Новый хозяин отовсюду выписывал опытных мастеровых, проявлял чудеса изобретательности, вводил всевозможные усовершенствования. Так, чтобы ускорить строительство производственных зданий, он предложил собственный метод: огромные рельсовые дуги отныне устанавливались на цементные фундаменты. Получался каркас, который затем обшивался досками и покрывался толью. Но главным изобретением Путилова, давшим огромный эффект, стала технология производства рельсов со стальными головками. Продукция получалась качественной и обходилась заметно дешевле заграничной.

Результаты не заставили себя ждать. Довольно скоро Николай Иванович вышел в первые ряды заводчиков Петербурга. Выпуск каждого из первых миллионов пудов рельсов праздновался с размахом. В «Истории Кировского завода» подробно повествуется, как самые почтенные мастеровые надевали подаренные хозяином черные кафтаны с золотым позументом и шли поздравлять Николая Ивановича с очередным «миллионным днем». Затем пили вино из хозяйских бочек, а вечером, веселя хозяина, с факелами в руках катались с гор. На праздники приглашались и видные сановники и промышленники. Путилов всемерно проявлял патриотизм и народолюбие, вопреки распространенному преклонению перед иноземным, неустанно утверждал, что русским мастеровым под силу любые дела. Производство на заводе быстро расширялось и вскоре достигло 2 млн. пудов рельсов в год. Это позволило, в основном, решить одну из проблем, связанных с быстрым развитием в тот период железных дорог в России. Условия труда на заводе были очень тяжелыми, рабочий день продолжался по 11 часов. И все же Путилову удавалось сочетать высокую степень эксплуатации с особой системой отношений с рабочими. Он всемерно стремился, в частности, поддерживать обстановку патриархальности, доверительности этих отношений. Литераторы с восторгом описывали, как хозяин за руку здоровается с мастеровыми, называет их по имени-отчеству, расспрашивает о домашних делах. Случалось, он помогал деньгами, если узнавал, что у кого-то в деревне пала лошадь или корова. Опытных рабочих - тех, кто удостаивался с его стороны подарка, например, кафтана, он «подкармливал», платя им заметно больше, продвигал в мастера. Так завоевывалась лояльность рабочих.

Новшества затрагивали и вопросы организации производства и оплаты труда. Была введена сдельная оплата, нормы стали регулярно пересматриваться, мастеровые работали артельно, сами деля заработок. Хозяин старался подбирать в артели родственников и земляков рабочих, охотно выписывая из деревни их сыновей, братьев, племянников, и предоставляя им работу. Все это имело определенное сходство с методами управления, применяемыми ныне в Японии.

Путилов оказался одним из первых в России, кто рискнул взяться за производство сложных машин. Он стал учить рабочих посмышленее разбирать чертежи, открыл при заводе школу для детей и вечерние классы для взрослых, где преподавали черчение, геометрию, технологию. Все эти новации плохо воспринимались властями и другими заводчиками. В них кое-кому виделась чуть ли не крамола, попытка разрушить традиционно сложившиеся производственные отношения. В итоге, по требованию градоначальника, вечерние классы были закрыты.

По кругозору и мышлению Путилов значительно опережал свое время, самостоятельно вышел на многие из тех положений, которые позже оформились на Западе в доктрину «человеческих отношений» в промышленности. Он активно использовал экономические стимулы, формировал рабочую аристократию, внедрял социально-психологические элементы в управление. И это, несомненно, приносило плоды: отношение к Николаю Ивановичу рабочих существенно отличалось от господствовавшего на других заводах.

Прокатное и машиностроительное производства развивались весьма успешно, принося Путилову большие прибыли и славу победителя. На него с восторгом и завистью смотрели другие промышленники. У налаженного дела были все шансы столь же успешно идти и дальше, тем более что заказов от правительства не убавлялось. Но Николая Ивановича это уже не могло удовлетворить, ему мерещилась слава великого экономического преобразователя России, и он направил всю энергию и получаемую прибыль в новое дело, во много раз превосходившее прежнее.

 

РОКОВОЕ ДЕЛО

Еще в молодые годы у него возник грандиозный проект - строительство в Петербурге большого торгового порта. В те времена из-за мелководья Финского залива порт находился в Кронштадте, в 30 верстах от города, что было не только очень неудобно, но и невыгодно. Провоз товаров от Лондона до Кронштадта нередко обходился дешевле, чем от Кронштадта до Петербурга. Перегрузка на пристанях отнимала много времени и сильно удорожала стоимость товара. Путилов говорил: «Я хочу, чтобы какой-нибудь куль муки, погруженный в Саратове, выгружался прямо на океанический пароход». За этими планами стоял чисто коммерческий интерес. С каждого куля пшеницы предприниматель хотел получать свою толику. Это могло быстро сделать его мультимиллионером - внешняя торговля в те годы постоянно расширялась. Ради этого, считал он, стоило рискнуть.

Привыкнув мыслить масштабно, Путилов задумал построить порт с морским каналом и железной дорогой. Но на сей раз его расчеты оказались неверны. Очертя голову он бросился в дело, не дождавшись даже правительственной гарантии, без которой поднять грандиозное предприятие было невозможно. Правительство же неожиданно отказалось взять на себя расходы, в то время как крупные финансисты предпочли злорадно наблюдать со стороны за тем, как разоряется удачливый до того времени во всех своих начинаниях Путилов. Владельцы невских пристаней, которым строительство порта грозило разорением, выступили против него и оказались победителями.

obput.JPG (25000 bytes)Чтобы набрать нужный капитал, Николай Иванович создал в 1873 г. «Акционерное общество Путиловских заводов». Главным учредителем его стал Немецко-Русский торговый и промышленный банк в Берлине. Банк ввел в правление акционерного общества двух своих представителей и принял на себя заботу о погашении долгов Путилова.

Не помогло, однако, и это. Николай Иванович все более запутывался в новых долгах, вынужден был задерживать зарплату рабочим, выдавать им вместо денег расписки. Это вызывало естественное недовольство, снижало его популярность и авторитет. И все же грандиозный проект шаг за шагом осуществлялся: прорыт был морской канал до Кронштадта, сооружались склады, строилась железнодорожная ветвь и др.

Продолжал успешно работать и завод, производя сталь, катая рельсы, изготовляя конкурировавшие с крупповскими артиллерийские снаряды, различные инструменты. Возле старого завода был выстроен новый, с механическими мастерскими и новейшей металлургической базой для изготовления ежегодно тысячи железнодорожных вагонов. Началось производство паровозов и сложных машин.

И все же из-за финансовых затруднений Путилову не удалось справиться с начатым делом. Банк, давший акционерному обществу ссуду в 5 млн. рублей, не получив вовремя выплат по ней, вскоре стал владельцем большей части акционерного капитала. Фактически с 1877 г. Николай Иванович перестал быть хозяином своих заводов, а его неожиданная смерть прервала и работы по сооружению порта.

Предпринятые им усилия, тем не менее, не пропали даром. Дело шло, изготовление лишь стальных рельсов достигло в 1880-м - году его кончины - 12 млн. пудов. К столетию завода (1901 г.) годовой оборот превышал 20 млн. рублей, а число работавших - 12 тыс. человек. Почин в деле, достигшем грандиозного размаха, бесспорно, принадлежал Путилову. Беспримерное дело это было поставлено и пущено в ход исключительно благодаря его энергии, настойчивости, трудолюбию и предприимчивости. И порт, столь необходимый городу, в конце концов, был достроен.

Путилов, несомненно, был очень крупной и яркой для своего времени личностью, наделен живым и восприимчивым характером, деятельным, увлекающимся и разносторонне развитым умом. В этом главная причина того, что память о нем и само его имя сохранились поныне.

 

 

"ПОСЕВ" № 4 2000
posev@glasnet.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна