ЭКОНОМИКА

Утраченные альтернативы

Евгений ОВСЯНКИН* 
[ * Кандидат исторических наук, г. Архангельск.]

ПОМОРСКИЙ «ЛИШЕНЕЦ»

 

Игнатий Иванович Бурков был сыном рядового крестьянина Архангельского уезда. Накануне 1917 г. он входил в первую тройку самых богатых судовладельцев Севера. Одна из городских пристаней так и называлась - «Бурковской».

Феномен Буркова, сумевшего достичь столь выдающихся успехов в бизнесе, поразителен. Он достоин специального изучения. Тем более что в книгах по истории Севера имя этого предпринимателя почти не упоминается. Признаться, и я не планировал заняться его биографией, пока не наткнулся на удивительный документ, который поведал о том, что 76-летний старик Игнатий Бурков в 1938 году был расстрелян...

Почему, за что был уничтожен человек, которого, без всякого преувеличения можно назвать выдающимся представителем поморского племени? Не рассказать об этом я уже не имел права. Поделюсь с читателями добытыми мной сведениями.

hij500.JPG (20098 bytes)
Игнатий Иванович Бурков (крайний слева). 1920-е годы.

Из «дела» И.И. Буркова: «Бурков Игнатий Иванович, 1871 года рождения, уроженец деревни Верховье Патракеевской волости Архангельской области, гражданин СССР, беспартийный, из крестьян, по профессии судовой капитан, со средним образованием, женатый, перед арестом не работавший, проживавший в городе Архангельске, ул. Вологодская, дом 5, кв. 2, арестован 24 октября 1937 года».

В этой стандартной справке все верно, за исключением двух весьма существенных деталей. Бурков родился в 1861 году. То ли по небрежности, то ли с умыслом кто-то из следователей омолодил подследственного ... на целых десять лет! Люди, осуществлявшие контроль за ходом следствия, не раз ставили знаки вопроса против разноречивых дат, встречавшихся в документах. Но следователь явно спешил. Так никто и не выяснил дату рождения Буркова.

Что касается гражданства СССР, то оно у людей, подобных Буркову, было неполным, урезанным. В течение 16 лет Игнатий Иванович и его жена значились «лишенцами» - то есть не имели права голоса. В разряд «лишенцев» включались лица, применявшие наемный труд или жившие на так называемый «нетрудовой доход». А в конце 20-х годов только в Архангельске их насчитывалось до трех с половиной тысяч. Право участвовать в выборах они получили лишь по конституции 1936 года. Но эта же конституция не стала препятствием для незаконного ареста Игнатия Ивановича и его расстрела.

 

Строки из автобиографии

«Я с детства начал плавать на судах торгового флота... Окончив курс мореходной школы, где приобрел теоретические знания по судостроению, начал самостоятельно строить небольшие парусные суда. Строя эти суда, я незаметно в течение нескольких лет превратился в судовладельца».

К середине 1913 г. Игнатий Иванович имел десять пароходов и пять парусников. В основном это были небольшие морские суда. В 1913 г. Игнатий Иванович приобрел в Швеции пароход «Густав Адольф», переименованный в «Василия Великого». Это был самый крупный пароход. Быстрое преуспевание Буркова в мореплавании объяснялось личными качествами предпринимателя, а также исключительно благоприятными условиями для судовладельца, который мог в то время легко получить льготный кредит, чтобы купить или построить судно.

Но предоставим слово объективному свидетелю той поры - документу. «Польза пароходства Буркова громадна».

17 декабря 1913 года начальник Архангельского порта в ответ на запрос губернатора направил развернутую характеристику пароходства Буркова, состава его команд и самого владельца. Этот документ дает яркое представление о причинах успеха деятельности бурковского пароходства.

Приведу краткие выдержки. Отметив, что Бурков «владеет десятью вполне удовлетворительными пароходами, из которых пять пассажирских и пять грузовых, и несколькими парусными судами», начальник порта продолжал: «И.И. Бурков начал свое, ныне очень крупное дело, как каждый заурядный помор, владея только двумя парусными морскими судами.

Постепенно, благодаря знанию края и его местных условий, личной инициативе, опыту и неустанному труду, достиг того, что его пароходное предприятие сейчас заняло первое место после такого же предприятия и товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства.

Являясь дополнением последнего, пароходство И.И. Буркова, вместе с тем, совершенно свободно от всяких обязательств, и все его благополучие зависит исключительно от личной инициативы и трудов единственного своего руководителя господина Буркова...

Бурков живее и более чутко относится к вновь назревающим потребностям и нуждам прибрежных жителей Белого моря и Мурмана, чем Мурманское пароходство. И хотя по качеству инвентаря уступает Мурманскому пароходству, оно до сего времени вполне удовлетворяло скромные требования местных поморов - своих главных потребителей...

Бурков благодаря своей инициативе не довольствоваться обслуживанием только давно известных и обследованных местностей, пользуется всегда случаем развить свою деятельность в таких местах, где до него редко кто бывал. Самому Буркову и его капитанам настолько знакомы условия плавания на восток от Канина Носа и Новой Земли, как, я полагаю, как редко кому-либо другому...

Польза пароходства И.И. Буркова для экономической жизни Северного побережья громадна...»

 

Во главе Северодвинского пароходства

Деловые качества Буркова - стремление к поиску масштабного дела, риску - ярко проявилась в 1916 году. В сложное военное время он сумел сколотить силы восьми пароходств и судовладельцев, создать «Товарищество Северодвинского пароходства». Объединение создавалось на короткий срок - всего лишь на один год. Оно ставило своей целью «общую работу по перевозке грузов и пассажиров по рекам Северо-Двинского бассейна». Общий капитал товарищества достигал 534.500 рублей, составленных из стоимости 14 пароходов и 21 баржи. Наиболее весомый вклад в товарищество внес Бурков, передав в его распоряжение два парохода и четыре баржи стоимостью 64 тысячи рублей. Созданное по условиям договора лишь на один сезон, товарищество выполнило большой объем перевозок по рекам Севера. Бурков был одним из директоров этого мощного объединения. Несмотря на все житейские неурядицы, бурные общественные потрясения, Бурков уверенно вел свое хозяйство, флот его успешно действовал в течение всего 1917 года.

 

Национализация

С весны 1918 года в Архангельске начались национализация и муниципализация жилых домов, производственных помещений, а также конфискация и реквизиция различных вещей для нужд Красной армии и советских учреждений. В полной мере этот процесс развернуть не удалось: не хватало времени - начались гражданская война, военная интервенция.

«Красногвардейская атака на капитал» поразила тогда только одну отрасль хозяйства Севера - торговый флот.

... 24 мая 1918 года открылось очередное заседание комиссии по национализации торгового флота. Комиссар Лаврентьев заявил: «Нам надлежит сегодня определить, что из имущества и капиталов предприятия И.И. Буркова подлежит национализации согласно декрету и что не подлежит...»

Представитель пароходства Буркова, в соответствии с требованиями декрета совнаркома, представил комиссии бухгалтерские книги, баланс на 1 января 1918 года, ознакомил всех с положением дел. Общая стоимость имущества Игнатия Буркова составляла в то время 1095 тысяч рублей. Морское и речное пароходства, механический завод были национализированы в 1918 году, а остальное отобрано уже после восстановления советской власти - в 1920-м.

 

Страницы биографии

После установления на Севере советской власти Бурков не сидел, сложа руки. Поступив на службу в управление торгового флота, он исполнял сначала обязанности директора-распорядителя пароходства, затем заведующего парусным флотом, угольным складом. А на старости лет оказался ... рядовым плотником. Игнатий Иванович особенно болезненно переживал поражение его в избирательных правах. Много раз писал он в местные органы власти и во ВЦИК, пытаясь убедить чиновников в бессмысленности меры, предпринимаемой против его семьи.

«Единственным обстоятельством, могущим компрометировать меня, является мое прошлое, - писал он во ВЦИК. - Но это прошлое давно стерто революцией, из котла которой я вышел уже пролетарием, не имеющим никакого имущества... По декрету о национализации частного флота я беспрекословно и немедленно сдал свое имущество государству. Десятилетней беспорочной работой я доказал и свою лояльность, и свою преданность новому строю...»

С гордостью Бурков писал: «Под моим руководством на Севере созданы такие выдающиеся силы нашего Советского флота, как Воронин и Печуро, ныне плавающие на известных не только в Советском Союзе, но и во всем мире ледоколах «Сибиряков» и «Ленин». Я готов работать на пользу трудящихся нашей страны Советов до тех пор, пока позволяют силы».

Все напрасно! Ходатайство двух стариков о восстановлении их избирательных прав было отклонено. Отказ мотивирован тем, что Бурков не доказал своей лояльности к советской власти и к тому же не имел нужного «общественно полезного стажа». А 70-летняя Анастасия Алексеевна, мол, была «женой и иждивенкой лишенца, жила на нетрудовые доходы».

 

Финал

После революции Игнатия Буркова 6 раз репрессировали. В 1918 году арестовали за «сокрытие товаров». В 1920-м осудили на пять лет принудительных работ за оскорбление работников советской власти при национализации флота. В 1931-м привлекли к ответственности как валютчика. Но настоящая беда ждала Игнатия Ивановича 24 октября 1937 года. Это были дни, когда в Архангельской области, как и во всей стране шли массовые аресты.

Буркову предъявили обвинение в том, что он «являлся агентом разведки одного из иностранных государств и занимался шпионажем в пользу последнего», что он «поддерживал подозрительную по шпионажу связь с норвежским консульством в Архангельске».

Игнатий Иванович отверг все обвинения.

Элементарная проверка, проведенная позже военным прокурором в порядке надзора, выявила полную беспочвенность обвинений. Оказалось, что они основывались на домыслах и предположениях, на свидетельствах людей, вообще не знавших обвиняемого.

Один из свидетелей когда-то слышал о том, что Бурков в прошлом был крупным судовладельцем, что он имеет сыновей в Норвегии, с которыми ведет переписку и получает от них денежные переводы (следовательно, связан с норвежским консульством). Понятно, что подобное предположение не могло быть доказательством преступной деятельности Буркова.

Второй свидетель показал: «Бурков - антисоветская личность, так как говорит о том, что Советская власть их обобрала, пароходы отняла, налогами душит». На самом деле эти слова, как явствуют материалы дела, произнесла жена Игнатия Ивановича. Но с этим никто не считался.

Следствие шло по накатанной колее, и скоро дело было передано на рассмотрение «тройки» при управлении НКВД по Архангельской области. По ее постановлению Игнатия Ивановича Буркова 13 января 1938 года расстреляли.

«Дело Буркова» было прекращено «за отсутствием события преступления» в 1967 году. Сообщить об итогах пересмотра приговора в Архангельске было некому: родственников у Игнатия Буркова на родной земле в тот момент не оказалось...

 

Вместо послесловия

На «диком» рынке России правят бал в своем большинстве пока совсем иные, чем нам хотелось бы, люди. Да и речи порой звучат явно не те. И что удивительно: богатый опыт российских предпринимателей совершенно не востребован. Он заглушается громкими призывами: учиться где угодно, у каких угодно заезжих специалистов, только не у русских.

А жаль! Если мы серьезно решили встать на путь предпринимательской деятельности, то нам, прежде всего, предстоит выявить и в полном объеме объяснить тот высокий потенциал, который был присущ энергичным русским людям, строившим великую Россию.

Игнатий Бурков окончил морскую школу и имел диплом капитана дальнего плавания. Во всех документах, написанных им, чувствуется не только глубокое знание своего дела, но и ответственность за отечество, за свой край, высокое человеческое достоинство.

«Я уже стар, мне 70 лет, - писал в одном из заявлений Игнатий Иванович. - Я доказал своей жизнью и работой в продолжение многих лет, что я не только не враг нового строя жизни, но что я добросовестно работал на общее благо наравне со всеми трудящимися... Остаток своей жизни я хочу прожить полнокровным гражданином. Хочу имеющиеся у меня практические знания, приобретенные опытом, передать другим. Тем более что эти знания, опытом приобретенные, легко воспринимаются теми, кому я, по условиям работы, передавал их ранее, теперь передаю и впредь буду передавать по долгу совести...»

Не сбылись желания Игнатия Буркова... Выходец из самой толщи народа, сделавший для него все, что мог, он был уничтожен. Двое его сыновей навсегда покинули отчий край.

Документы рассказали о том, что один из Бурковых - Виталий Игнатьевич - еще в 1919 году уехал в Норвегию. Он окончил архангельскую гимназию, учился в Петроградском университете. Поселившись в Норвегии, стал заметным деловым человеком этого государства. На время путины молодой бизнесмен арендовал причал в городе Вардё, закупал рыбу для засолки и сушки, зарабатывал за сезон до 40 тысяч крон.

Один из земляков, хорошо знавший младшего Буркова в 20-е годы, оставил о нем такое свидетельство: «Бурков - очень интеллигентный молодой человек, весьма образованный, начитанный и замечательный политик во всех делах. Очень выдержанный, в полном смысле европеец и не чета архангельской молодежи. Два года он был в Германии, хорошо говорит по-немецки, великолепно знает норвежский и прилично объясняется по-французски. Все старые капитаны и поморы при встречах относятся к Буркову с уважением и почтением, всегда говорят о том, что батюшка Ваш шлет поклон и что родители живы и здоровы...»

Позже к Виталию перебрался и Илья, второй сын Игнатия Ивановича.

* * *

Крепкие корни, пущенные в северную землю Игнатием Бурковым, оказались, к сожалению, обрублены. Но не хочется верить в их полное исчезновение. Они непременно должны дать добрые побеги не только в зарубежье, но и на родной стороне.

 

"ПОСЕВ" № 5 2000
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна