НАУКА И ОБЩЕСТВО

Павел Кузнецов

ХРАМ НАУКИ

ИЛИ ИДЕИ ЧУЧХЭ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

«Люди с темпераментом коммивояжеров занимаются научной деятельностью, несбывшиеся содержатели притонов выбиваются в академики, несостоявшиеся начальники пишут статьи в академические журналы»... Владимир Кормер «Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура».

 

При всей несомненной философичности русской души, в стране, где каждый третий более или менее образованный человек сам себе мыслитель, именно к философии как к профессиональной деятельности существует устойчивое недоверие и ироническое отношение. Среди множества исторических, культурных, религиозных и др. объяснений подобного положения сегодня есть и очень простые, совершенно прозаические. Если в странах восточной Европы после «бархатных революций» все идеологические кафедры были разогнаны, то в России «бойцы идеологического фронта» в основном остались на своих местах. «Истматчики» и «диаматчики», критики вредоносного антикоммунизма, профессиональные атеисты и борцы с идеологическими диверсиями продолжают учить общество философии, устраивают свои конференции и философские конгрессы, выпускают ученые монографии и журналы. Вместо Маркса, Энгельса, Ленина, Брежнева или Горбачева теперь они цитируют Владимира Соловьева и Хайдеггера, Бердяева и Ивана Ильина. Но есть немало таких, кто убежденно стоит на прежних незыблемых позициях (что само по себе может вызывать уважение) и издают свои сочинения почти в том же духе, что и лет пятнадцать назад.

«Лекции по истории русской философии» профессора и заведующего кафедрой русской философии петербургского университета А.Ф. Замалеева* [ *Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. Изд. 2-е дополненное и переработанное. – СПб. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. – 312 с., тир. 3000 экз.], пожалуй, самое удивительное сочинение по отечественной мысли, которое мне когда-либо приходилось читать. В этой книге поражает все: принципы отбора материала, характеристики идей, течений и персоналий и, конечно же, ни с чем не сравнимый богатый и могучий русский язык! Книга посвящена всей тысячелетней истории русской мысли – от митрополита Иллариона до наших дней. Русскому средневековью и Просвещению XVIII века, когда можно говорить о русской книжности, зачатках богословия и философии, иноземных влияниях и национальной самобытности, идеологии государственного строительства, но не о философии как таковой, - отведено полкниги. Собственно же русской философии – от Чаадаева до Бахтина – посвящено ровно столько же. Можно подумать, что профессор Замалеев именно в средневековой русской мысли и христианской мистике видит подлинные способы и формы отечественного философствования. Однако, напротив: ничто так не раздражает автора, как апофатическое богословие Дионисия Ареопагита и мистицизм Симеона Нового Богослова и Григория Паламы, как, впрочем, и вообще все церковное, монашеское, мистико-аскетическое, что собственно и составляло сущность миросозерцания средневековья, и в Византии, и в Древней Руси. Книга выстроена по нехитрой, достопамятной с советских времен схеме: все, что идет от науки, рационализма, просвещения, материализма – хорошо, а что от богословия, Церкви, религии – плохо. Отсюда средневековые мыслители оказываются до неузнаваемости похожими друг на друга. Так, учение Симеона Нового Богослова «сохранилось главным образом в монастырской среде, оставаясь чуждым политике и мирской жизни» (с. 50). Выводы Нестора-летописца «не оставляют никаких сомнений относительно церковной, мистико-аскетической сущности его мировоззрения» (с. 53). Тут же автор делает удивительное открытие – оказывается именно от Феодосия Печерского «берет начало целая традиция православно-церковного консерватизма, дошедшего до славянофильства и евразийства» (с. 53)?! Чуть выше оценен Нил Сорский, ибо он мыслил «в категориях рационализма», но, увы, и его «рационализм обременен отрицательной тенденцией: он служил не средством достижения истины, а способом возвышения веры» (с. 55) и т.д.

Умопомрачительные открытия следуют одно за другим. Если в учении протопопа Аввакума, как нам сообщается, «доминируют преимущественно негативные константы», то заключительная характеристика старообрядчества является в своем роде стилистическим шедевром и научным откровением одновременно: «Во имя «отеческих преданий» водружалась непроницаемая стена отчуждения между разумом и верой, наукой и теологией, которая заслоняла от старообрядцев горизонты человеческого прогресса» (с. 79).

При переходе к Новому времени находки и откровения, как в области стиля, так и содержания, можно обнаружить почти на каждой странице. Возникновение народничества объясняется следующими удивительными силлогизмами: «Однако правительству удалось ослабить движение разночинства, проведя крестьянскую реформу 1861 г. Но реформа сильно ударила по дворянскому сословию, жившему за счет дарового крестьянского труда. Началась массовая пауперизация бывших ‘рабовладельцев’, сопоставимая по своему значению с обнищанием рабочего класса на Западе. Так возникло народничество – идеология пореформенного мелкопоместного дворянства, расколовшееся в свою очередь на три самостоятельных течения: лавризм, анархизм и ткачевизм...» (курсив не мой – П.К.) (сс. 139-140).

Но если автор обнаруживает доселе неизвестные идеологические течения в русском революционном радикализме, как «лавризм» и «ткачевизм», непонятно почему в тексте отсутствуют аналогичные, - скажем, «петрашевизм», «герценизм» или «чернышевизм»?! Тем более что, подобно основоположнику идей чучхэ великому вождю Ким Ир Сену, стремление к словотворчеству и образованию новых грамматический конструкций не покидает А.Ф. Замалеева на протяжении всей книги – евразийцы, считает он, «уводили Россию в дебри азиизма, обрекая ее на новое духовное кочевье, новое томление по цивилизации» (с. 236). П.Я. Чаадаев охарактеризован следующим образом: «внук Щербатова и вместе почитатель Шеллинга (курсив здесь и далее – мой – П.К.), он оказался на перепутье духовных традиций, раздвоивших его миросозерцание, его сознание» (с. 135). На следующей странице нам попадаются сразу два хронологических открытия. Все исследователи привыкли считать, что «Философические письма» Чаадаева были написаны в 1828-30 гг. и первое из них, скандально знаменитое, было опубликовано в «Телескопе» в 1836 году. Согласно же профессору Замалееву, написаны они в 1828-31 гг., а опубликовано первое письмо в 1834 г. (?!) Особенно повезло П.Д. Юркевичу, известному оппоненту Чернышевского, развивавшему своеобразную «философию сердца»: «Основная мысль Юркевича сводилась к тому, что духовная жизнь человека обусловливается действительностью сердца как особого седалища «всех сил, отправлений, движений, желаний, чувствований и мыслей человека»...» (с. 177).

Очевидно, профессор хотел сказать «вместилища», но вместо этого странным образом выскочило «седалища». Язык книги напоминает то ли язык персонажей Зощенко, то ли Андрея Платонова, временами он становится настолько ярок и самодостаточен, что любые комментарии рядом с ним бледнеют. Как, например, можно прокомментировать такой пассаж, где автор намекает на возможность переселения душ в истории русской философии: «Таким образом, Чаадаев попытался свести в один узел разорванные концы русской просветительской философии. В нем сразу помещались и Щербатов, и Десницкий – прорастая в новом рождении славянофилами и западниками. История длинна, но вся она состоит из повторений» (с. 137).

Неожиданным метафорам и стилистическим жемчужинам, как и убийственным силлогизмам, просто нет числа: «Россия с момента крещения подпала в зависимость от «жалкой и презренной» Византии...» (с. 136), «Белинский отвергал всякий прогресс, если в жертву ему приносятся не то что страдания человечества, но даже хотя бы малая слезинка ребенка», при этом «он умел, поглаживая голову младенца, вцепиться зубами в горло мучителя!» (с. 146).

Находки в области языка чередуются с открытиями научного характера. Русский барин, аристократ, богач Александр Герцен, которого даже Ленин связывал с дворянским периодом освободительного движения в России, почему-то не только отнесен к разночинцам, но и назван автором «программного сочинения разночинской философии реализма» (с. 148). Константин Леонтьев, государственник, «византиец», аристократ, эстет, неоднократно бранивший и Россию, и русских, писавший, что любить нацию только за то, что она нация, невозможно, поименован «первым теоретиком русского национализма, основателем русофильства» (?!), а его взгляды изложены с точностью до наоборот (сс. 188-189).

Выписывать стилистические шедевры и научные открытия можно очень долго. Но читатель вправе спросить, неужели в этой трехсотстраничной книге нет никаких достоинств? Есть и несомненные!.. Прежде всего, краткость, я бы сказал, афористичность приводимых характеристик. Как вы думаете, какова была сверхзадача всей русской философии серебряного века, т. н. религиозно-философского ренессанса? Оказывается всего-навсего она заключалась в создании «нового катехизиса, который в отличие от филаретовского и бюхнеровского... мог бы совершенно изменить положения дела»(?!) (с.209). Надо ли говорить о том, что крупнейшие русские мыслители ХХ века – от Флоренского до Лосева – не вызывают у А.Ф. Замалеева особых симпатий: «Их творчество запечатлелось в разных направлениях, но питательной почвой для них всегда служила мистика, иррационализм» (с. 227).

Творчество Павла Флоренского (ему посвящено ровно полстраницы текста) охарактеризовано с афористической краткостью: «Ничего нового и оригинального богословие Флоренского не содержало, и лишь демонстрировало его пиетет к восточнохристианской мистике» (с. 228). Другие фигуры охарактеризованы не менее емко и кратко: «Лосев не останавливается на этом голом постулате православного мистицизма... В воззрениях Лосева..., перевес все же брал отнюдь не философский, а религиозный, мистический интерес. Лосев слишком кровно сросся с традицией веховского «ренессанса», и это отразилось на всем его многогранном творчестве» (сс. 230-231). Учение С. Франка «пронизано тяжелым и безотрадным мистицизмом и напоминает средневековое оппозиционное сектантство»(?!) (с. 229). Если Флоренский, Лосев, Франк отнесены к разделу «Эпигоны мистицизма», то Льву Шестову уж совсем не повезло. Ему отведено несколько строк в примечаниях к этому разделу, то есть, в своем роде, он оказывается «эпигоном эпигонов». При этом эпигоном – кого бы вы думали?.. – о. Павла Флоренского! Характеристика же сменовеховства просто великолепна: «Таким образом, сменовеховство по существу возвращалось к старым веховским истокам – мистике, провидению, мессианству. Это было очередное самообольщение русской интеллигенции, как всегда филигранное по своей головной отделке, но совершенно бесплодное в приложении к жизни» (с. 234).

Но большинству русских мыслителей ХХ столетия не досталось даже кратких характеристик. В книге, претендующей на описание всей истории отечественной философии, вообще отсутствуют В. Розанов, С. и Е. Трубецкие, Д. Мережковский, П. Струве, А. Белый, Вяч. Иванов, Б. Вышеславцев, В. Эрн, Ф. Степун, Б. Яковенко, С. Гессен, Л. Карсавин. Г. Шпет и многие другие. Зато присутствуют и достаточно подробно охарактеризованы такие «титаны философской мысли», как Ленин, Троцкий, Бухарин, Сталин и... В. Тугаринов. В заключении сам автор недвусмысленно объясняет, почему он не включил такие имена, как Розанов, Карсавин, Мережковский и др. Оказывается потому, что они «так настойчиво выдвигаются в разряд «русских философов» декаденствующими умами постперестроечной эпохи» (курсив мой – П.К.) (с. 267). Правда, кто эти «декаденствующие умы», он почему-то не объяснил. Еще интереснее список рекомендованной литературы. В нем отсутствуют хрестоматийные работы по истории русской мысли Э. Радлова, А. Введенского, Г. Шпета, Н. Лосского, «Пути русского богословия» Г. Флоровского и т.д., но зато присутствуют шесть (!) сочинений собственно А.Ф. Замалеева, необыкновенно плодовитого автора. (Из-под его пера вышли такие фундаментальные сочинения, как «Философская мысль в средневековой Руси» Л., 1987 (в свое время по достоинству оцененное журналом «Вопросы философии», где крайне редко печатаются отрицательные рецензии), «Восточнославянские мыслители» (СПб, 1998), «Лепты. Исследования по русской философии» (СПб, 1996) и т.д.)

Я должен признаться, что мне давно не попадалось столь выдающегося произведения. Тот, кто считает, что идеи чучхэ умерли вместе с великим вождем и учителем Ким Ир Сеном, глубоко заблуждается! Подобные идеи продолжают жить не только в Северной Корее, но и в российских университетах! «Лекции по истории русской философии» - столь же фантастическая, дремучая смесь из советских штампов, апломба, невежества, мегаломании, ошибок и подтасовок: это графомания в самом прямом и непосредственном смысле слова. Вчитываясь в текст, мы с изумлением обнаруживаем, что профессор А.Ф. Замалеев не только не владеет русским языком, он просто не понимает значения употребляемых им слов и понятий. И видимо, поэтому книга полностью лишена обычной академической серости и скуки, она настолько ярка, что перед нами как раз тот случай, который с легкой руки Сьюзан Зонтаг получил название «кэмп» – это так чудовищно, что по-своему великолепно! Такую книгу нужно читать вслух, как читают Зощенко или Хармса!

Читатель может подумать, что А.Ф. Замалеев – ископаемый советский философ, о котором не следовало бы и говорить. Однако дело в том, что второе издание данного сочинения, дополненное и переработанное (как жаль, что мне не попалось в руки первое!), рекомендовано министерством образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Этот шедевр издан в рамках межвузовской научной программы «Русская философия как методологическая основа развития гуманитарных наук в России»! В коленкоровом переплете, на хорошей бумаге, он выпущен университетским издательством, у него есть редактор (Д.Р. Есипович) и даже корректор (Е.А. Овчинникова). Это уже не просто «кэмп» – это социальный феномен. Таких опусов сегодня выходит немало, но перед нами особый, из ряда вон выходящий случай. Конечно, не приходится сомневаться, что, хотя Россия сегодня в очередной раз и «подпала в зависимость», ее гуманитарные науки, вооруженные столь революционной методологией, вскоре двинутся вперед семимильными шагами, так что от «декаденствующих умов постперестроечной эпохи» не останется и следа... Книга отрецензирована деканом философского факультета, профессором Ю.Н. Солониным, очевидно столь же крупным специалистом по истории философии, как и А.Ф. Замалеев. Последний ведет необыкновенно активную научную и издательскую деятельность. Он - главный редактор альманаха «Вече» по истории русской философии и культуре, учит студентов и аспирантов.

Характерная ситуация сегодняшнего дня: нужно друг друга рецензировать, проталкивать книги через министерство, включать в издательские программы, получать под них деньги и гнать погонные метры макулатуры. Университетское издательство будет обязано их печатать, а несчастные студенты, изучающие историю философии в храме науки, будут вынуждены штудировать сочинения про письмо Чаадаева, опубликованное в 1834 году, «лавризм», «ткачевизм», «азиизм» и «сердце, как особое седалище». Для любого нормального университета выпуск подобной книги стал бы настоящим позором, но в наших alma mater это обычное явление. Мы по-прежнему существуем в перевернутом мире, в котором иерархия ценностей полностью искажена. И возникает вопрос: почему люди, не любящие и не понимающие предмета своих занятий, наглядно демонстрирующие свою профнепригодность, тем не менее, упорно посвящают ему всю свою жизнь? Я думаю, ответ заключен в эпиграфе.

 

"ПОСЕВ" № 5 2000
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна