СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

АЛЕКСАНДР ШТАММ

АСИММЕТРИЧНЫЕ ОТВЕТЫ И «ПИТЕРСКАЯ МАФИЯ»

ДЗЮДО, «ЛЬВЫ» И «ЛИСЫ»

Похоже, команда нынешнего президента широко использует в своих действиях методы любимого спорта своего шефа – борьбы дзюдо. В последней, как и во многих восточных единоборствах, широко применяются уклонения от приемов соперника и неожиданные и асимметричные таким приемам ответные действия (уходя от захвата руками, отвечают неожиданной подсечкой и т. д.).

Так на неудачу думской делегации на ассамблее ПАСЕ в Страсбурге президентская команда ответила ратификацией договоров ОСВ-2 и о запрете ядерных испытаний.

На предложения США о пересмотре положений договора 1972 г. по противоракетной обороне пытается ответить предложениями по договору ОСВ-3.

На поддержку США проекта нефтепровода Баку-Джейхан (заключение соглашения о котором в ноябре 99 г. – пока главный внешнеполитический результат нынешней чеченской войны) – ответили недавним среднеазиатским визитом Путина. В ходе этого визита были достигнуты негласные соглашения о транзите туркменских газа и нефти через Россию, что с учетом готовящихся аналогичных соглашений с Казахстаном может поставить крест на «трубе» в Джейхан. Правда, о переговорах с Туркмен-баши о прекращении преследования русских, проживающих в Туркмении (где нашим соотечественникам ныне запрещено создавать даже землячества), ничего неизвестно.

Казалось бы, в ответ на очевидную неудачу на выборах губернатора Петербурга (не смогли «раскрутить» кандидатуру Матвиенко, в последний момент, в обмен на поддержку «яблочниками» выдвижения Касьянова на пост премьера, заявили о поддержке «яблочника» Артемьева, с «треском» проигравшего Яковлеву) предложили реформу управления регионами России. Но здесь дело гораздо сложнее...

Пока же отмечу лишь основную черту нового президента, во многом определяющую деятельность его команды. Как известно, по типу политического поведения государственные деятели делятся на «львов» и «лисов». Для первых характерны решительные действия, громкие и ясные публичные заявления о своих намерениях, стремление «ломать через колено» оппонентов. Вторые же действуют келейно, осторожно, стремясь достичь приемлемых компромиссов, стараются публично не определять ясно своих позиций, в борьбе с оппонентами они склонны не к генеральным сражениям, но к достижению победы путем изматывания. Конечно, «химически чистые» «львы» и «лисы» встречаются редко. Чаще всего в политиках в той или иной пропорции сочетаются оба типа. Но все же по преобладанию в них какого-либо типа подавляющее большинство можно отнести к одному из них. Отечественная история не дает ответа на вопрос о том, кто полезнее во главе страны – «лев» или «лис». Действительно, на протяжении XVIII-XIX вв. государи этих двух типов чередовались. «Львами» были Петр Великий, Павел I, Николай I, Александр III. «Лисами» – Екатерина Великая, Александр I, Александр II, Николай II. Из перечня видно, что почти все реформаторы - среди внешне нерешительных «лисов». Исключение среди «львов» – лишь Петр. Однако не надо приписывать «лисам» и излишнюю склонность к позитивным реформам. Вспомним, что и Сталин, и Брежнев – тоже были «лисами».

Нет нужды доказывать то, что Ельцин принадлежит ко «львам». А Путин – к «лисам». Поэтому судить о нынешнем президенте надо не по риторике (он, как и все «лисы», использует ее для сокрытия мыслей), а по делам.

 

«питерская мафия»

kudrin.JPG (11490 bytes)

uzhanov.JPG (10671 bytes)

А. Кудрин

И. Южанов

gref.JPG (7201 bytes)

illarionov.JPG (9910 bytes)

Г. Греф

А. Илларионов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕФОРМ?

В новом правительстве президент был вынужден сохранить почти всех людей Березовского, кроме министра энергетики В. Калюжного.

Посты вице-премьера и по совместительству министра финансов, а также министров экономического развития и торговли и по антимонопольной политике получили люди Чубайса (соответственно А. Кудрин, руководитель путинского Центра стратегических исследований, один из авторов концепции радикальных экономических реформ Г. Греф и И. Южанов. К сожалению, последовательный сторонник радикальной налоговой реформы, А. Починок был перемещен на менее значимый пост министра по труду и социальным вопросам. Его место в налоговом министерстве занял Г. Букаев, близкий к Лужкову. Тем не менее с учетом руководителя рабочего центра правительства В. Мау (бывшего заместителя Гайдара по его институту), а также советника президента, весьма правого экономиста А. Илларионова можно утверждать: в экономическом блоке нового правительства доминируют сторонники реформ.

В других блоках - положение хуже. Например, министром образования остался близкий к КПРФ В. Филиппов.

17 министерств и федеральных ведомств были упразднены. Правда, иногда при этом учитывались интересы олигархов, контролирующих сырьевые или телерекламные отрасли. Поэтому, например, были ликвидированы госкомэкология и госкино. С учетом пожеланий чиновников и «силовиков» появилось министерство промышленности, науки и технологий во главе с гл. конструктором крайне неудачно работающего авиационного КБ им. Яковлева А. Дондуковым.

По сути, новое правительство – результат компромисса групп, поддержавших Путина на президентских выборах с некоторым перевесом московских питерцев. Не представлены в нем лишь региональные элиты.

Такое формирование правительства привело к тому, что у него все еще нет экономической программы, в чем фактически признался премьер Касьянов в выступлении перед думой. Судя по рассматриваемым думой предложениям правительства по сокращению подоходного налога – это действительно так.

Ныне одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога в том, что существует прогрессивная шкала налогообложения. Людям не выгодно декларировать истинные размеры доходов. Поэтому предлагаемое правительством установление единой ставки подоходного налога в размере 13% с любых доходов должна побудить граждан указывать истинные размеры доходов. Такая система, правда, с 14% ставкой вывела из кризиса экономику Боливии.

Однако в России существуют и другие препятствия к честному декларированию доходов.

Во-первых, недоверие к государству и неверие в устойчивость его фискальной политики: «Сегодня покажешь доходы честно, а завтра они вновь введут прогрессивную шкалу и обдерут тебя как липку».

Во-вторых, помимо подоходного налога, который выплачивают работающие, в процентах от размера фонда зарплаты платят различные налоги и их работодатели, причем к федеральным налогам на это иногда присовокупляются «довески» в регионах. Ныне такие налоги составляют около 40 копеек с каждого выплаченного работнику рубля. (В Питере даже 42). Их предполагается снизить, доведя примерно до 35 копеек. Но стимулирует ли это работодателя показывать истинные размеры фонда зарплаты, а не выдавать большую часть ее как ныне, минуя отчетность? Последнее, кстати, и привело к нынешнему упадку свободных профсоюзов.

В-третьих, не надо забывать и о том, что значительная часть товаров и услуг в стране производятся или оказываются «в тени». Более того, правительство своими действиями стимулирует расширение объема продукции в этой области. Так, предпринятое с подачи правительства Путина повышение акцизов на водку сразу повысило, по официальным данным МВД, нелегальное производство ее до 50% от производимого в стране объема. В результате ныне в Москве и в Питере можно купить бутылку неплохой водки по цене даже ниже «доакцизной». Вряд ли кто-либо из народных умельцев ее изготовивших будет вносить свои доходы от этого в налоговую декларацию.

Кроме того, значительная часть налогов, выплачиваемых работодателем, объединена в т. н. социальный налог, который объединяет платежи в многочисленные внебюджетные фонды. Но либо тогда большую часть этих фондов надо объединить, сократив их персонал. Или, что еще лучше, резко снизить сам социальный налог, а средства от него обязать выдавать самим работникам для реализации ими накопительного пенсионного принципа. Тогда бы прекратились «черные» выплаты и возникли бы условия для создания свободных профсоюзов.

Для компенсации снижения налогов по предложению И. Южанова президентом и думой были отменены привилегии и льготы для предприятий и ведомств. Но сегодня правительство просит еще и 6-кратного повышения акцизов на бензин, что приведет к резкому росту цен.

Хотелось бы надеяться, что такая «реформа» подоходного налога лишь «первый блин», а далее все будет делаться более продуманно. Тем более что существуют уже две концепции реформ, разработанные Г. Грефом и А. Илларионовым. Последняя, как наиболее близкая к подобным предложениям НТС, представляет наибольший интерес.

 

РОССИЯ СОГЛАСНО ИЛЛАРИОНОВУ

Нынешнее экономическое состояние страны приводит наших чиновников в административный восторг, и они сегодня готовы ограничиться лишь полумерами для латания дыр. На самом деле теперешнее благополучие основано лишь на высоких ценах на нефть и газ сегодня. Завтра же положение дел может измениться.

Чем будем торговать? Продукцией машиностроения? Но, например, недавно итальянский ФИАТ, собирающийся реконструировать Волжский автозавод, объявил среди российских предприятий конкурс на производство комплектующих для новых моделей автомобилей. Продукция ни одного из 123 заводов, принявших участие в состязании, не удовлетворила требованиям, выдвинутым устроителями.

Кроме того, косвенные признаки показывают, что благосостояние граждан в успешном 99-м году снизилось. Упал с 12,3 млрд долларов в 1998 г. до 8,7 млрд долларов в 1999 г. ввоз гражданами основного средства накопления - валюты. Повысился и обмен валюты через официальные каналы (и это при резко возросшем уровне обмена у валютчиков) с 0,8 млрд долларов в 1998 г. до 1,0 млрд долларов в 1999 г. Т. е. люди для поддержания достойного уровня жизни были вынуждены брать доллары «из чулка».

Как же в связи с этим предлагает реформировать жизнь в стране Илларионов?

- Отменить прописку, разрешительный порядок регистрации предпринимательской деятельности, контроль за ценами, экспортом и деятельностью СМИ, ограничения на международное перемещение капитала, квотирование внешнеторговой деятельности.

- Ввести «валютное управление», установить фиксированный курс рубля к доллару на основе фиксирования отношения рублевой массы к валютным резервам ЦБ; последний прекращает кредитование бюджета.

- Снять ограничения на деятельность иностранных банков и упразднить государственный банковский надзор.

- Продажа госсобственности на открытых заранее объявляемых аукционах с недискриминированным допуском иностранных участников.

- Сократить число федеральных министерств до 8 (финансов, юстиции, внутренних дел, обороны, иностранных дел, труда и соцзащиты, энергетики, транспорта и связи, здравоохранения).

- Ликвидировать т. н. внебюджетные фонды.

По мнению автора, эти меры позволят сократить госбюджет до 8% валового внутреннего продукта (сейчас – 35%).

В 20-х числах мая президент назначил Илларионова своим представителем по связям со странами большой семерки. Но пока о судьбе илларионовской концепции судить трудно. Непонятно, кто будет принимать решение о ее судьбе. Путин? Правительство, которое, он старается превратить в чисто технический орган? Входящий в силу совет безопасности во главе с ГБистом С. Ивановым?

Пока ни президент, ни правительство с тем, что они собираются делать с экономикой, не определились. Сегодня Путина больше занимает реформа управления регионами. Но о ней - в следующей статье.

 

"ПОСЕВ" № 6 2000
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна