СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

ВЕРОНИКА АБАГЯН

ДИНОЗАВРЫ ЕЩЕ НЕ ВЫМЕРЛИ?

 

Отгремел парад победы. Мы отдали дань павшим, погрустили, вспомнили. Память о павших, конечно, должна оставаться светлой. И погибли они, защищая свою родину, а не тоталитарный режим и Сталина. К сожалению, у многих из них умы были затуманены сталинской пропагандой настолько, что они действительно верили в «светлое коммунистическое будущее».

Но были и другие. Вот, например, строки из письма в редакцию ветерана II мировой Георгия Николаевича Губарева, в те годы командира пехотной роты: «Мне непонятно, почему Отечественную войну надо отождествлять с советским периодом? Воины защищали свободу и независимость отечества. Это и должно занять достойное место в русской истории…»

Многое изменилось в нашей стране, правда, не настолько, как хотелось бы. Существует еще коммунистическая партия. Современной молодежью она воспринимается скорее карикатурно: трудно представить в наши дни, что возможна реставрация той власти. Однако не будем спешить с оценками. Оглянитесь вокруг: то здесь, то там появляются ее рецидивы. Можно не обращать внимания на группки пожилых людей, размахивающих красными флагами - они действительно не представляют опасности. Гораздо страшнее попытки повлиять на молодые умы. Причем делается это ненавязчиво, завуалировано, с расчетом на чувство патриотизма и преклонение перед павшими героями войны. И знаете где? В стенах одной московской школы (а, может быть, и не одной).

Банально, что педагог должен сеять разумное, доброе, вечное. И когда школа стремится не только формально дать ученикам знания, но и сделать увлекательным учебный процесс, это очень похвально. Кружки, конкурсы, викторины разнообразят обучение и помогают ученикам проявить себя. Поэтому дети так охотно принимают в них участие. Да и родители в восторге, когда их любимые чада осваивают науку побеждать. А что может быть прекраснее литературного конкурса? Вот где может разгуляться фантазия педагогов, занимающихся его подготовкой. Впрочем, «победная» дата все же несколько ограничивает…

Поэзия фронтовых лет. Конечно, кто-то писал вирши, восхваляющие Сталина и коммунистическую партию. Но ведь была и другая, в которой звучала истинная боль за судьбу отечества. Вспомните, строки Твардовского: «Я был убит подо Ржевом». Или Гудзенко: «Будь проклят сорок первый год,/ И вмерзшая в поля пехота». Я уже не говорю об ахматовском «Мужестве». Помните начало: «Мы знаем, чту ныне лежит на весах…»

Словом, было бы желание, а хорошие военные стихи можно найти всегда, если, конечно, есть на то желание. Но беда как раз в том, что у нынешних водителей наших детей (именно так переводится на русский «педагог») желания приучить их к хорошей русской поэзии как раз и не было. А было нечто другое. Желание промыть несчастным детям мозги национал-большевицким мифом и о той далекой войне, и о родной истории.

Почему-то из множества стихов были выбраны, именно эти, принадлежащие перу Павла Когана:

 

«Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков».

Грешно глумиться над стихами погибшего в 1942 г. юноши, почти мальчика, но так и напрашивается ехидный комментарий. Автор, видимо, был искренен, полагая, что живет в героическое время, в преддверии объединения всего мира под красным флагом:

 

«Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя».

 

Не вышло, слава Богу.

«И будут жаловаться милым, что не родились в те года», - продолжает Коган. А вот это вряд ли. Несмотря ни на какую романтику, свойственную юношеству, и даже любовь к приключениям, современным детям не может прийти в голову сожалеть о кровавых днях ушедшего режима. Но кому-то все-таки очень хочется создать некий романтический ореол вокруг большевиков, заронить в юные души сомнения в правильности происходящих сегодня перемен. Для этого-то и вытаскиваются на свет Божий из нафталина национал-большевицкие мифы, и среди них сталинский «о великой Победе».

Возможно, мы еще сами не до конца осмыслили нашу историю. Возможно, кому-то и не очень хочется этого делать. Но как тогда учить наших детей любить родину, гордиться ею? Ведь нас самих долгое время учили скорее забывать, чем помнить. Теперь в захлестнувшей нас волне информации остается только научиться выбирать нужную. И мы выбираем… Кому что нравится. И тут каждый отвечает за себя. Но с педагогов спрос особый: ведь им доверено формировать взгляды наших детей. Тех, кто будет жить в третьем тысячелетии. Неужели и сегодня этим будут заниматься не вымершие по недоразумению динозавры?

 

"ПОСЕВ" № 6 2000
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна