ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВ

В ПРОМЕЖУТКЕ* 
 *Продолжение. Начало - «Посев» № 4, 2000 г.

 

5.

Когда совесть и воля народа слишком долго пребывают в дремотном бездействии, рассеиваются в расплывчатых ожиданиях и галлюцинациях, когда сам народ не ищет напряженно и целенаправленно в своей вере, в своей культуре единых нравственных скреп, связующих правил для самоопределения, для преодоления аморфности и самоорганизации в свободе, когда не в состоянии самостоятельно себя обустроить и упорядочить, - он должен приготовиться к тому, что рано или поздно порядок, строй и организация будут назначены и навязаны ему со стороны.

Общественная расхристанность, бестолковщина и произвол неизбежно упраздняются внешним усилием, внешнею властью. И общество, не подтверждающее благоволением, свободным продуктивным творчеством своего достоинства, вряд ли, в таком случае, сохраняет за собою хотя бы даже моральное право веско и убедительно протестовать против чрезмерных действий того, кто личной политическою волею восполняет отсутствие воли общественной, гражданской.

Это тем более верно и справедливо, если общество не просто постоянно демонстрирует, но и прямо и легко признает свою несостоятельность и, в преобладающем большинстве, желает внешнего жесткого управления собою. Хочет единовластной руки. Жадно высматривает и последовательно, раз за разом, подбирает себе кандидатов в «просвещенные» деспоты. А в сонме идеологических химер и политических мифов, владеющих народным сознанием, миф о великом и праведном диктаторе - один из самых навязчивых и стойких...

Истосковавшийся по грубому принуждению и страстно стремящийся быть изнасилованным,обыкновенно, без особых затруднений и весьма быстро достигает желаемого...

При таких настроениях и условиях, в ситуации едва ли не тотальной духовной и гражданской инертности, нерешительности и безответственности либеральной «элиты», не способной выдвинуть из своей среды ни одного яркого государственника, ни одного подлинно и многосторонне одаренного лидера общенационального масштаба, первому российскому президенту не оставалось ничего другого, кроме того, что он и сделал. Именно - самолично опознать и отобрать из многих, претендующих на власть в России зол, наименьшее... И затем, упреждая общество от политически самоубийственного шага, предложить, а точнее, «навязать» ему свой выбор. Ради его же, общества, блага. Ради сохранения за ним, если и не всего объема гражданских, политических и экономических свобод, то пусть только их части. Может быть, лишь их начатков...

В самом деле, в череде политиков, в последнее время претендовавших на Кремль, и претендовавших не без широкой поддержки и симпатии граждан, в ряду криводушных и косных Лебедя и Лужкова, двуличного и коварного ретрограда Примакова, блеклого и безвольного Степашина (не говоря уже о замшелом национал-коммунисте Зюганове), умеренный, лояльный, бескорыстный и надежный Путин выглядел куда как предпочтительнее. Даже с учетом его мировоззренческой невнятности, культурной безликости и чекистского прошлого... Предпочтительно смотрелся он и как фигура, примиряющая интересы и намерения околопрезидентской камарильи, противоборствующих олигархических кланов и региональных политических клик...

Покидая Кремль, Ельцин сказал правду: он сделал для страны все, что мог. Нет, возможно, больше, чем мог; чем способен был сделать человек и правитель его поколения, его воспитания и закала в нынешних исторических обстоятельствах.

За неполные девять лет президентства Ельцин не только вернул России ее собственное имя, государственный статус, герб и флаг, а ее гражданам их права и свободы. Не только удержал страну от распада (1992 г.), коммунистической реставрации (1991, 1996 гг.) и гражданской войны (1993 г.); и от ее имени у надгробий царской семьи принес искреннее и горькое покаяние за преступления большевизма (1998 г.). Не просто возродил российский парламентаризм (1994 г.) и начал, далеко не всегда последовательные и успешные, но настоящие, глубинные, не имеющие в новейшей истории аналогов и остро необходимые стране экономические, политические и правовые реформы. Не просто распахнул Россию - явив ее миру и возвратив в мир...1 [1 Каждого из этих свершений, взятого в отдельности от остальных, кажется, хватило бы, чтоб прославить правление любого государственного лидера...] Возможно, главное, что дал Ельцин России - это восемь лет для обживания свободы. Для приноравливания, для адаптации к ней. Для взросления. Для обретения и осознания себя. Для положительной самодеятельности. Для свободного созидания... И, к несчастью общество крайне скверно использовало это, отпущенное ему время. Этот доставшийся ему шанс. Оно в полной мере так и не повзрослело. Внутренне не укрепилось и не возмужало. Не перемогло, не переросло свой социально-исторический инфантилизм. Не переменилось, не претворилось из общества «постсоветского» в общество действительно русское, российское... И лишь сейчас, просрочив все сроки, упустив все возможности, впустую промотав все силы, устав от самого себя: от неуемного, бессодержательного своего произвола, от разнузданности и мечтательности, оно, кажется, наконец опомнилось. Перевело дух. Огляделось. Заглянуло в себя...

Позади осталась целая эпоха огромного внутреннего исторического объема, духовного и культурного значения. Эпоха, весьма бурно нами прожитая, но весьма худо уясненная. Никак, по существу, не распознанная, не усвоенная, не осмысленная... В каком-то вялом полузабытьи инертно перетекли мы через очередной исторический перепуток... С безотчетным фатализмом, неуразумленно свершили новый политический «выбор»... И очень вероятно, что, действительно, решающий, «судьботворный»...

Что же толку задним числом сетовать теперь на его «безальтернативность», коли сама страна оказалась не в состоянии назвать и представить достойных кандидатов, могущих всерьез и на равных соперничать с выдвиженцем Ельцина? И то сказать, ведь не Ельцин и не сам Путин намеренно вызвали и организовали повсеместную и массовую верноподданическую, а говоря точнее, холопскую истерию в отношении «единственного реального претендента» на власть. Истерию не только чиновничью. Наперед - общественную, народную...

Какие же еще нужны свидетельства гражданской незрелости, политической и идейной скудости и немощи общества? Закономерен и другой вопрос: допустимо ли обществу, сохраняя хотя бы малую толику добросовестности и самоуважения, во всем винить злокозненных кремлевских «манипуляторов» и объявлять себя громогласно невменяемой жертвою «всесильных» политических технологий?

Полагать, верно, надо так, что весь запас свободолюбия, независимости и «вольнодумства» демократическая общественность вчистую исчерпала в многолетнем злорадном и заведомо безнаказанном оплевывании своего президента. В подлом лакейском самоуслаждении и утверждении за счет слабости и недугов могучего, но далеко уже не молодого и не здорового человека.

Здесь проявилась отчетливо одна из наиболее недостойных, холопских черт русского человека, за века обучившегося тайно чтить в правителе и государстве грубую силу, дыбу и плеть, паче всякой добродетели. Имеющего короткую память на добро. И не привыкшего видеть подлинного государственного величия в благой и к высокой цели устремленной воле, в милосердии и великодушии. Не прощающего их обладателю ни одной оплошности, ни единого огреха...

У Ельцина, и вправду, было много свойств и качеств неприятных, отталкивающих, фарсовых... Грубость, чванство, бахвальство, граничащее с самодурством, вздорность и небрежение к ближайшим сподвижникам и сотрудникам - эти традиции и свойства старого партийного управленца оказались довольно устойчивы и сильны в нем. Избыточная высокопарность, несуразная велеречивость, какая-то нелепая комичная патетичность некоторых его публичных выступлений и жестов, в сочетании с косноязычием, неуклюжим молодечеством и скверными манерами, многих справедливо раздражали и коробили... Часто, после очередного политического успеха, Ельцину требовалось потратить немало времени и усилий, чтобы одолеть свое барственное благодушие, самодовольную расслабленность. И в такой, отвлекавшей и расстраивавшей его силы, угнетавшей и разрушавшей его борьбе с самим собою, страсти и пороки не однажды брали в нем верх над ответственностью и необходимостью... Все это, разумеется, требовало честного и жесткого осуждения. И открытого порицания. Но не глумления. Не пошлого зубоскальства.

Хотя бы из благодарности, из одного уважения бесспорных исторических заслуг Ельцина перед Россией. Ведь никто и никогда, за всю историю, не сделал для становления свободы в России больше него. Именно для становления свободы. Для предания ей определенных, и, насколько то было возможно, твердых конституционных и институциональных форм. Не просто для ее возглашения и декларирования...

Впрочем, существуют и другие - личностные и бытийные - подробности и обстоятельства, позволяющие понять, объяснить и оправдать образ и характер Ельцина. Понять и оправдать в их действительном, историческом, не только обыденном, шаблонном ракурсе, размере и смысле.

В каком-то очень значительном, далеком от политической рутины плане его недостатки и слабости выглядят продолжением, или, скорее, оборотною и неотъемлемою стороною его же несомненных талантов и достоинств...

Ельцин - не просто политический феномен. Он есть явление историческое, эпохальное. И он - оправдание России. Свидетельство того, что «жизнь жительствует» и личность рождается и пробивается даже в самых безнадежных, пагубных условиях, где, по всей очевидности, не должно остаться места ни для личности, ни для самой жизни... Школа советской партноменклатуры, которую прошел Ельцин, ее мертвенная и затхлая атмосфера, приспосабливавшая его под себя, оказалась бессильной, негодной против личной природной его одаренности; против широкой, полнокровной и очень русской натуры этого человека.

Путь спасения коммунизма через его «обновление» и «перестройку», которым в разное время (и каждый по-своему) следовали Хрущев, Косыгин и Горбачев, путь половинчатых решений, робкого шага, частичной ревизии, компромиссов, соглашательства и конформизма, не мог стать путем Ельцина. Он просто противоречил его естеству. Был ему не по душе, не по стати и темпераменту. Однажды и навсегда изверившись в коммунизме, Ельцин не желал служить (или делать вид, что служит) тому, чего не принимал больше ни разумом, ни сердцем. И разорвав с коммунистической идеей, отторгнув ее от себя самого, он, по внутренней логике и цельности своего характера, страстно желал ее ниспровержения и в востребовавшей его, и доверившейся ему стране...

Ельцин, без сомнения, являл собою образ правителя харизматического и авторитарного. Ему нравились помпезность, пышные, тяжеловесные «византийские» церемонии и приемы. Он любил величаво покрасоваться на них. Как любил время от времени устраивать внезапные и принародные выволочки кому-нибудь из своих присных... Не зря прозвище «царь Борис», данное ему журналистами, крепко, и, верно, навсегда пристало к нему... «Выше меня - один Бог!» - проговорился он раз. И в этих словах обнаружилось и выявило себя самосознание самодержца; не «обыкновенного», хотя и главного должностного лица демократического государства.

Не получивший традиционного религиозного воспитания, лишенный и последовательного, целостного духовного мировоззрения, он как-то стихийно, «инстинктивно», но живо (Дух дышит, где хочет!) ощущал перед Богом историческую ответственность за Россию2[ 2Подтверждением тому служит его поездка в Святую землю на Рождество 2000 года, куда он, превозмогая нездоровье, отправился сразу после отставки. И его неуместные ернические шутки о своей «президентской святости». Он точно искал, как умел, высшего и последнего подтверждения правильности затеянных и содеянных им в России преобразований.. И видел свое высшее призвание в том, чтобы вывести ее из рабской безвидности, из страшного и кровавого для нее ХХ века к новым, едва различимым рубежам достоинства и свободы. Без такого ощущения и восприятия своего долга ему, при его силе и страстности, было бы очень трудно, почти невозможно смирять себя: сносить, не уклоняясь в тиранию, и народную неблагодарность, и отступничество недавних сторонников, и оголтелую травлю в прессе.

Историю, свою роль и свое место в ней Ельцин вообще чувствовал очень сильно и глубоко. И свое президентство он понимал как миссию и служение. Как историческое поприще. Он был именно историческою личностью. Притом, личностью живою и богатою. И в своих слабостях, и в своем величии. Это резко отличало и выделяло его из всех его расчетливых и прагматичных соратников. В этом смысле, он был на несколько голов выше их. И потому страшно одинок...

Не редко «историзм» Ельцина шел в ущерб неотложным и насущным, но текущим, повседневным государственным делам. Однако он же и многократно выручал Ельцина, позволяя ему в критические для страны моменты одним волевым усилением решать в свою и ее, страны, пользу уже было безнадежно проигранные им ситуации. Исторический стратег более, чем политический тактик, Ельцин, за время президентства, не потерпел, по существу, ни одного крупного политического поражения... Его феноменальная, многих поражавшая способность предугадывать и предвидеть, его особенная, знаменитая интуиция и происходили, собственно, от его исторического чутья.

За последнее время мало кто не упрекнул президента в его будто бы патологической одержимости похотью власти. Досрочно сложив с себя полномочия, Ельцин, тем самым, опрокинул эти обвинения. Его уход из Кремля был столь же впечатляющим и поразительным, как и его приход. То был шаг мужественный и одновременно хорошо рассчитанный. В высшем смысле - исторический. И, в некотором роде, нравственно и художественно совершенный. Если учесть и точно выбранный для него момент - канун нового, порубежного 2000 года, и извинения, которые он публично принес народу за неисполненные им обещания... Преждевременно отправляясь в отставку, Ельцин радел не столько о Путине, как о своем преемнике, сколько о самой России, ее будущем. Покинув политическую сцену непобежденным и с большим достоинством, он добровольно передал власть в более или менее верные и единственно надежные, как ему казалось, руки. Иная тема - ведомо ли было ему до конца и ведомо ли нам самим, какими впоследствии могут эти руки оказаться?..

Положительно, есть в правлении Ельцина большая историческая недосказанность... Господь судил ему начать. Положить фундамент возрождения России. Но ему не суждено, не дано было это возрождение довершить. В том плане, в каком это зависело от самого Ельцина, причин было несколько. И основная из них - отказ от исчерпывающей, всеобъемлющей декоммунизации. Разрушив верхушку коммунистического айсберга, сокрушив наиболее отвратительные и зловещие его учреждения, Ельцин так и не уничтожил его глубинной части. Не удалил его метастазирующие корни. Не запретил саму преступную коммунистическую организацию, позволив ей собрать и сплотить вокруг себя силы, отчаянно противящиеся любым реформам, всеми неправдами противостоящие новому конституционному строю изнутри его. Не смея отступить от буквы демократии, президент пренебрег ее духом, выраженным в словах: «нет свободы врагам свободы».

Финал, разыгранной при Ельцине исторической драмы, остается полностью открытым... Тем не менее, при всех возможных вариантах развития и окончания этой драмы, чем больше будет проходить времени, тем объемнее, отчетливее и крупнее станут выявляться и проступать личностные и политические контуры фигуры Великого Реформатора, первого президента свободной России. И проступать, выявляться они будут в свете именно той исторической перспективы, которую сам Ельцин открыл и раздвинул...

6.

Сегодня мы не можем еще с уверенностью судить о том, каким будет правление Путина; в какую сторону он двинется; по какому руслу направит свою политику. Если и возможно говорить о курсе нового президента, то пока весьма приблизительно, гадательно. В порядке предположительном. Опираясь, по преимуществу, на выступления и писания его советников, участников его «идеологического штаба». Не на его собственные, чересчур общие, сильно размытые и туманные заявления о намерениях.3 [ 3См., например, «Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям» и выпущенную издательством «Вагриус» к президентским выборам книгу «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным». М., 2000 г.] Заставляющие порою думать, что состояние неопределенного, нерешительного ожидания, в котором находится Россия, есть и его, Путина, состояние... Он словно едва начинает привыкать к своей новой роли, опасливо, настороженно намечая контуры маршрута, по которому собирается вести страну... И все выбирает, примеривается к планам и проектам, предлагаемым ему различными силами, партиями и группами интересов. Может быть, желая и пробуя как-то соединять не соединимое, сочетать плохо сочетаемое... А есть ведь и ожидания и надежды избирателей Путина. Ожидания и надежды, идеологически столь разнородные и противоречивые, чаще - взаимоисключающие, что любое стремление нивелировать их, привести к единому знаменателю, тем более, попытка осуществить, удовлетворить все их на деле, означает конец всякого государства, всякой политики. Неизбежно ведет к параличу власти, к хаосу и абсурду. Очень уж обширен, безмерен и аморфен «электорат» второго президента.

По-прежнему много неясного, загадочного остается и в образе самого Путина. В его, так сказать, «идеологической физиономии». Кто он? Холодный прагматик и технократ? Человек - функция? Тихий, заурядный, но беспощадный, сухой контролер? Адепт этатизма? Апологет «упорядоченного», «полицейского» государства? Немилосердный законник? Железный державник? Или либерал - государственник? Умеренный демократ? Или умеренный деспот? Станет ли он все перекраивать на собственный лад? Или же его правление стабилизирует, упрочит, продлит и только отчасти поправит, скорректирует свершения эпохи Ельцина? Этот последний вариант представляется достаточно вероятным. Если помнить и иметь в виду, что фактически весь нынешний «политический класс» России (за исключением нескольких губернаторов) одним фактом своего рождения и существования обязан Ельцину. Тысячами нитей связан с его временем (даже вне прямой зависимости от конкретных позиций и взглядов тех или иных этого «класса» представителей). Пренебрегать такого рода первостепенным обстоятельством, вовсе игнорировать интересы теперешней «элиты» Путин, разумеется, не сможет. Худо ли - бедно, пока что подобное положение некоторого политического равновесия (установленное и отлаженное Ельциным с запасом на будущее) остается в современной России, вероятно, наиболее надежной гарантией от скорого и легкого прихода и возрождения тирании. От любого радикализма (в первую очередь - от «левого»).4 [ 4Для русской истории не впервой, когда правящий, привилегированный класс, сколь бы внутренне недостойным и худосочным он ни был, оказывается единственной реальной «прогрессистской» и стабилизирующей силою, заинтересованной в положительных преобразованиях, при сохранении общественного порядка и согласия. Притом, заинтересованной более, чем основная, преимущественно косная, народная, общественная масса.
Но история же и свидетельствует: в глубоко и многосторонне реформируемой стране «элита», сама по себе, в большом отрыве от народа и общества, не в силах долго и наверняка поддерживать у государства способность к динамическому развитию и, одновременно, охранять в нем политическую устойчивость, уберегать его от революционных срывов и катастроф.]

Политический фон, сопутствовавший восхождению Путина к высотам власти, возрастанию и закреплению его популярности, был для него более чем благоприятным. И определялся тремя первостепенными, важнейшими событиями, тремя хорошо известными обстоятельствами.

Небольшим подъемом российской экономики, обозначившимся вскоре после финансового кризиса 98-го года и девальвации рубля. Подъемом столь же отрадным, сколь и эфемерным, хрупким, зависящим от множества внешних причин - главным образом от мировых цен на нефть.

Упадком и вырождением, без исключения, всех прежних демократических, либеральных и центристских партий и движений.

И второй чеченской кампанией. Начатой, не в пример первой, умело и успешно. Праведной, по своим целям и задачам. И, под углом зрения государственной безопасности, совершенно необходимой... Однако в самой военной и околовоенной пропагандистской атмосфере быстро выявилась патетическая чрезмерность, искренний, но уродливый и обманный великодержавный энтузиазм. По ходу войны было высказано много прямой лжи, пафосного вранья... Нужно понять людей, которые во время кампании 94-96 гг.. наивно и чистосердечно сочувствовали «страданиям чеченского народа». Неистово требовали незамедлительного примирения с ним. Бездумно, почем зря, кляли «преступления военщины». И которые, после трех лет разбойничьей «независимости», отмеченных бессчетными убийствами, грабежами и работорговлей, после нападения на Дагестан и страшных взрывов домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске, взяли теперь сторону армии и государства... Надлежит только помнить, что истинной альтернативою фальшивому непротивленчеству и поверхностному, надрывному пацифизму является не такой же надрывный, болезненный милитаризм и не возбужденный, угарный шовинизм. А неброское смиренное мужество, спокойное достоинство в отстаивании правды. И мудрая дальновидная соразмерность в выборе орудий и методов борьбы со злом...

Возвратимся сейчас к упомянутой чуть выше и существенно значимой для дальнейших наших рассуждений теме кризиса и деградации либерализма. Деградации, завершившейся неубедительным, слабым участием «Яблока» в парламентских выборах; сокрушительным поражением Явлинского и Титова на выборах президентских, а общедемократического кандидата Артемьева на губернаторских в Петербурге. И оформлением рыхлого, разномастного и пестрого «Союза правых сил». Хоть и прошедшего в Думу со сравнительно неплохим для себя результатом, но вряд ли прочного, вряд ли долговечного... «Союз» вобрал в себя отошедших от публичной политики авторитетных теоретиков и ревнителей рыночной экономики (Гайдар, Чубайс) и так называемых «младореформаторов» - демократов «третьей волны» (Немцов, Кириенко, Хакамада); полузабытых глав карликовых организаций и вольноблуждающих правозащитников; ажитатированных митинговых трибунов и праздных «карбонариев»; самозванных «тираноборцев» и просто восторженных и прекраснодушных интеллигентов.

С внешней стороны все было мило и даже замечательно. Демократическая общественность аплодировала «Союзу» как долгожданному и живому воплощению ее надежд и мечтаний о преодолении либералами всегдашнего их разброда и дробления: межпартийных склок, распрей, обид и нестроений. Соединение большинства ее кумиров и героев на общей платформе, под общими знаменами - не могло общественность не восторгать.

Как-то забылось, что организация «Союза» сильно запоздала. Что политика в стране уже не совсем та, что прежде. А кумиры и герои пожухли, выцвели и скукожились. Порастратили прошлое политическое влияние на текущие государственные дела. Потеряли внятную перспективу на будущее... К тому же и единогласия, и единодушия оказалось в «Союзе» куда меньше ожидаемых. В декларациях и «заявлениях» общего свойства (идеалы, принципы, «права человека») они сохранялись. По многим же конкретным и принципиальным вопросам позиции и взгляды участников не раз расходились. Случалось, и кардинально... И по чеченской войне, и в отношении поддержки кандидатуры Путина на президентство...

Известное дело, лидеры «правых» имели на «Союз» свои виды... Молодые амбициозные (только вчера из правительства) деятели не без оснований ждали и намеревались потеснить «стариков», занять руководящее положение в новой структуре. Употребить ее как трамплин для возвращения в большую политику... Что до ветеранов, то они искали способа не исчезнуть, не раствориться бесславно в изменившейся реальности; достойно приспособиться к ней. «Вписаться» в нее в некоем обновленном качестве.

Но и те, и другие - и «старо»- и «младореформаторы» - использовали «Союз правых сил» для ревизии отечественного либерализма, для подготовки в демократическом движении смены идеологических вех...

 

Окончание следует

 


Когда первая часть настоящей статьи находилась уже в печати, а вторая в рукописи была почти завершена, из Германии 5 апреля пришла скорбная весть о скоропостижной кончине замечательной подвижницы и просветителя, главного редактора парижской (а с недавнего времени и московской) газеты «Русская мысль» Ирины Алексеевны Иловайской - Альберти; человека, с которым меня связывали несколько лет дружбы и совместной работы и которому я, во всех отношениях, многим обязан.

Простите за все, Ирина Алексеевна. Вечная Вам память!

«Блажeни чuстии сердцем, яко тuи Бога yзрят» (Мф. 5, 8)

Сергей Николаев


 

"ПОСЕВ" № 6 2000
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна