ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Сергей Николаев

В ПРОМЕЖУТКЕ* 
*Окончание. Начало - “Посев” № 4, № 6. 2000.


7
.

К концу девяностых годов популярность и авторитет наших демократических партий и их лидеров упали до тех пределов, за которыми начинается политическое небытие... Финансовый и экономический кризисы 1998 г., вновь (как и в 1993-м, и в 1995-м) приведшие Россию на грань “левого” реванша и частичной реставрации, окончательно вскрыли несостоятельность самонадеянного технократизма и либерального экономизма в качестве единственных идеологических подпорок реформаторов.

Убедив страну, что хозяйственная стабилизация превыше всего, и поставив всю свою репутацию на одну экономическую карту, либералы, при постоянных экономических сбоях и неудачах, скоро естественным образом ее всю и растеряли...

Обилие экономической риторики: скоропалительных, громогласных обещаний, назойливых и малопонятных простому обывателю, но шумных теоретических схваток и дебатов вокруг новых программ и инициатив, создавало виртуальный информационно-пропагандистский фон, резко и неприятно контрастирующий с далеко не утешительной ситуацией в реальном хозяйстве. Говорилось и провозглашалось много и умно. Делалось и исполнялось мало и скверно. Разрыв между словами и деяниями, даже на коротком временном отрезке относительной экономической устойчивости (1997 г.), непрестанно возрастал, нервируя и раздражая граждан... Определение “демократ” в широком обиходе быстро стало бранным. В народе сложилось твердое убеждение, что на целом свете едва ли сыщешь такое доброе дело, такое положительное начинание, которое “демократы” не в силах были бы погубить или, в удачном случае, исказить своим участием.

Это убеждение, конечно, несло в себе некоторое преувеличение и относилось скорее к “демократической интеллигенции”, к “демократической общественности”, к лицам второго ряда, нежели к самим демократическим лидерам - личностям в сфере экономики, в хозяйственной теории дельным и сугубо одаренным. Но не знавшим, как вести себя в публичной политике, в открытом общении с живыми людьми. Можно допустить, что людей с высот своей прикладной эрудиции они просто презирали... Во всяком случае, ни стремления, ни вкуса к общению они не проявляли. Как не проявляли и дара политического водительства... Либерализму они усвоили значение узкоэкономическое. Что в политике, что в общественной жизни без экономического инструмента, без привычных им формул и технических выкладок говорить и делать либералам было решительно нечего... Гуманитарный уровень их образования и осведомленности был удручающим. Если не сказать, убогим. Сколько-то серьезная и кропотливая культурная просветительская работа их совсем не занимала, не тревожила и не вдохновляла. Напротив - тяготила. К ней у либералов не обнаруживалось никакой склонности, никакой охоты... Дальше и выше самых общих, выспренних и пустых разглагольствований о свободе они здесь никогда не шли и не поднимались. За пределами своего профессионального круга, непосредственного ремесла они почти ничего не видели, не постигали, не умели. И мало что собою представляли... Культурная ограниченность, неразвитость реформаторов вполне стоила духовного провинциализма и заскорузлости национал-обскурантов... В этом была их главная слабость, их наиболее уязвимое место. Незаурядные ученые, кабинетные специалисты, они демонстрировали слепоту и совершенное равнодушие к духовному и культурному состоянию своего народа, своей страны и ее истории. Оттого все и шло у них как-то трудно и дурно, “неправильно”, муторно, наперекосяк... Скрупулезно и последовательно продумывали и выверяли они свои технические решения и проекты. Мастерски рисовали графики, таблицы и схемы. Строили безупречные на бумаге расчеты... И лишь одна “малость” всякий раз ускользала от внимания либералов - живая историческая Россия, со всеми ее рационально не предсказуемыми оврагами, буераками и “медвежьими углами”, где этим схемам и проектам, собственно, и предстояло воплощаться. И где они, по загадочным для их авторов причинам, неизменно уродовались, коверкались, переиначивались до неузнаваемости. Приводили к результатам, не то что далеким от ожидаемых, а просто-таки им противоположным... Словно какой-то темный фатум довлел над реформаторами, и некто злокозненный намеренно и неотступно наводил морок и порчу на них самих и на все их труды и начинания...

Свою мировоззренческую и политическую скудость либеральные теоретики стали понемногу сознавать и даже откровенно признавать только после неоднократных поражений и провалов. Слишком поздно... Непомерно много времени и энергии ушло у них на узнавание культурно-исторических прописей. На уяснение очевидного. На постижение вещей элементарных. Но главное, но коренное, начальное в человеке - в его личности и сердце, - в мире и обществе так и сохранилось для них закрытым и чуждым, непонятным и неинтересным...

Искренне и действенно отстаивая праволиберальные виды на способы и пути хозяйственного, цивилизационного становления новой России, демократы, вместе с тем, были и остались типичными “левыми” интеллектуалами-космополитами, мелкими мещанами евросоциалистического толка в своих духовных приоритетах и ориентирах: в своем безбожии, культурном верхоглядстве, в своих разрозненных, случайных, противоречивых философских и эстетических привязанностях и пристрастиях. (“У меня нет никакого мировоззрения, у меня есть лишь представления и реакции”, - проговорился однажды видный либеральный радиопублицист.) Такая раздвоенность и непоследовательность, такая бессистемность и неупорядоченность взглядов и убеждений всегда внутренне рассеивали и обессиливали их. Подрывали, губили политические планы и притязания. Умаляли авторитет. Принижали и опошляли их образ в народном сознании.

Немало дискредитировали либералов и независимые демократические “средства массовой информации”. Свирепые междоусобные пропагандистские склоки, бесстыдная “борьба компроматов”, агрессивная пустота, самодовольное невежество, распоясавшееся свинство - все то, что заполнило собою телевизионный и радиоэфир, газетные и журнальные полосы, многими отождествлялось с культурной программою и этическим обликом самих реформаторов...

Верно, что неприязнь к реформам и их проводникам становилась в народе тем ощутимее и сильнее, чем больше и быстрее шло имущественное, материальное расслоение российского общества. Однако верно ведь и то, что торможение и отторжение преобразований и новаций делались тем определеннее и резче, чем нагляднее нарастало в России культурное дробление и размежевание. Именно культурно-бытовой разлад и раскол сводил на нет большую часть замыслов и усилий по внешнему обустройству государства.

Процессы, происходящие в стране на рубеже XX-XXI веков, по сути, оказались сходными с теми, что шли в ней в пору петровских и екатерининских реформ XVII-XVIII столетий, когда наметилось роковое духовное и культурное разделение русского мира. Разделение, в дальнейшем неостановимо увеличивавшееся, усугублявшееся... И разрешившееся в 1917 г. вырождением и распадом всех государственных установлений и институтов и кровавой братоубийственной смутою... Начало этого разделения коротко и образно описал В.О. Ключевский: “Как трескается стекло, неравномерно нагреваемое в разных своих частях, так и русское общество, неодинаково проникаясь западными влияниями во всех своих слоях, раскололось”. Совершенно тоже вышло и сегодня...

Речь не об одном лжекультурном безобразии, случившемся у нас заместо подлинного и широкого культурного многообразия после краха коммунистической идеологии и политической цензуры. Не об искусно украшенном, сверкающем, переливающемся и блазнящем хаосе, сменившем прежнюю суровую и величественную ложь. Не об отрыве “профессиональной” культуры от исторических корней, ее выморочности и духовном беспамятстве. И не о засилии инфантильного постмодернистского дурновкусия... Смысл и существо совершившегося в том, что либералы, вдохновляемые “отвлеченной мыслью европеизма” (Герцен), вновь, как и много раз ранее, оказались чужими и чуждыми своему народу, прежде всего, в плане душевном, психологическом - социально-культурном.

Сопровождавшее реформы новое “озападнивание” России опять проходило, мало сказать, поспешно и некритично, но безразборно и бездарно. Реформаторов и “реформируемых” оно далеко развело и надолго рассорило тем, что стремительно нарушило и порвало многие человеческие связи и отношения, поломало, разрушило почти весь полувековой, понятный и привычный житейский уклад… Сам по себе, этот советский уклад был изначально ложен, порочен и обречен на скорое исчезновение. Но сквозь него каким-то странным и причудливым образом проросли и в нем (пусть и в ущемленном, усеченном и поврежденном виде) сохранились многие непреходящие - корневые - и здоровые нравственные традиции и моральные представления народа. И вот они, чудом уцелевшие при коммунистической власти и совершенно необходимые свободной России, были отринуты и сметены вместе с обломками старого быта в шальном порыве сплошной “вестернизации”...

Пагуба огульного, подражательского “озападнивания” предельно полно и предельно же очевидно выразилась еще и в надругательстве и глумлении над главным культурным достоянием любого народа - его национальным языком... Возник, выработался и повсеместно распространился особый варварский жаргон, соответствующий качеству самосознания и душевным свойствам новых “хозяев жизни” и являющий собою дикую мешанину из уголовной лексики, подросткового сленга и “технических” иностранных терминов… Не принявшая “новояза”, историческая Россия, как будто онемела. Лишилась дара собственной связной, отчетливой речи... Русское слово потеряло свою внятность, свой вес и значимость. Заглохло в каком-то мычании, бормотании, в полуживотной тарабарщине...

Резкая нравственная размолвка, глубокое культурно-бытовое разноречие и разногласие, перерастающие в острый духовный антагонизм, в последнем итоге, всегда представляют собою для внутренней целостности и безопасности государства не меньшую, а гораздо большую угрозу, нежели хозяйственная неустроенность и экономические неурядицы. Не забудем, что октябрьская катастрофа 1917 года постигла Россию как раз в эпоху высокого промышленного подъема и сопутствовавших ему... духовного упадка и морального одичания...

Но внутринациональный нравственный раздор нисколько не интересовал и не волновал либералов. Задумывая “Союз правых сил” накануне перемен в кремлевской власти, они имели в виду цели и задачи практические, в известном смысле, политически “своекорыстные”…

Желая загодя приспособиться, приноровиться к изменяющимся политическим правилам и условиям, оказаться на виду и обратить на себя внимание новой власти как на силу сплоченную, реальную и полезную, способную стать ей технической и идеологической опорою, пригодиться в предстоящей деятельности, они по-своему пробовали и приспособить эту власть к себе. Убедить ее продолжить реформы по тем проектам и чертежам, в которые они свято и неизменно верили, и которые они надеялись их воплотить при помощи обновленных, модернизированных государственных рычагов и ресурсов.

Доселе неоправданно легкомысленно и небрежительно относящиеся к государственным учреждениям и институтам и уж тем более никогда не замеченные в сервилизме, либеральные вожди обратились вдруг в самых рьяных и последовательных государственников. Вчерашние идеологи и ревнители “либерализма без берегов” слагали и печатали пылкие статьи и манифесты о благотворности и великой пользе для России и российских реформ твердой, “правой” и “правильной” власти (А. Улюкаев, А. Чубайс, В. Мау)... Замечательно было не то, что крайности сошлись и совпали. А то, что сошлись и совпали они легко, без всякого внутреннего конфликта в одних и тех же лицах и деятелях... Предвыборные заявления Путина, образование под началом Грефа института для разработки общей и долгосрочной (десятилетней) социально-экономической доктрины; позднее - формирование либерального правительства Касьянова - еще более укрепили реформаторов в принятой ими стратегии. Добавили им рвения и энтузиазма...

Одного они не допускали и не прогнозировали, что изменчивая в своих настроениях и тактических устремлениях власть однажды может отказаться от их услуг. Или, того хуже, - не посчитаться с их мнением в решении ключевых, но не экономических вопросов, использовав их в качестве ширмы для своей вовсе не либеральной политики. Тогда, при таком нечаемом повороте дела, либералы, лишенные народного доверия и поддержки, неизбежно окажутся на политической и исторической обочине. Превратятся просто в полезную и важную, но, при необходимости, легко заменяемую деталь того самого механизма, который они же придумали, спроектировали и создали...

Беда либералов не в том, что они настойчиво хотели и искали сближения, союза и взаимодействия с новой властью, а в том, что они, слишком веря в келейно разрабатываемые и сверху назначаемые реформы, искали этого союза и взаимодействия, все больше и все дальше уходя и отрываясь от народной жизни и культурно-исторической почвы...

В этом смысле, знаменательно недавнее (12 июля с.г.) публичное - и неосознанно саморазоблачительное! - заявление Г. Явлинского. Комментируя ожесточенную тяжбу между Кремлем и холдингом “Медиа-Мост”, Явлинский невольно признал эфемерность теперешнего существования демократических партий и движений. “Достаточно закрыть канал “НТВ” и одну-две газеты, - и партии перестанут существовать”, - сказал он. - “О нас просто никто не узнает...”

8.
...............................................................................................................................................................................................................................................................
...............................................................................................................................................................................................................................................................
...............................................................................................................................................................................................................................................................

Политическая пауза в России была неожиданно для многих (в том числе и автора этих строк) резко и дерзко прервана Владимиром Путиным тотчас же после его официального вступления в президентскую должность...

Новый президент начал наступление и борьбу почти сразу на трех направлениях: против крупнейших российских магнатов и предпринимателей (дело Гусинского, претензии налоговой полиции, прокуратуры и Счетной палаты к Потанину, ЛУКОЙЛу, Газпрому и РАО ЕС); против губернаторов (проект федеральной реформы, подразумевающий изгнание региональных лидеров из Совета федерации и деление России на федеральные округа, с назначением в каждый представителя президента); против части независимой прессы, входящей в медиа-холдинг Гусинского.

Такая внезапная наступательность, стремление вести политическую войну за укрепление “вертикали власти” одновременно на нескольких фронтах, свидетельствуют о наличие у Путина не только собственного плана преобразования России, но и большой воли и решительности в его осуществлении... Однако те же самые события и обстоятельства выдают в нем политика незрелого, недальновидного и нетерпеливого. Моментально восстановившего и объединившего против себя олигархов и правозащитников, губернаторов и журналистов...

Теперь уже, пожалуй, понятно, что дорога, которую предпочитает и которой поведет страну Владимир Путин, станет, всего скорее, дорогою обратного “путешествия из Москвы в Петербург”: в петербургскую Россию, петровско-екатерининскую, имперскую, западническую и, вряд ли, до конца либеральную... (В связи с этим, озвученная рядом политиков идея о втором переносе столицы из Москвы в Петербург не кажется такой уж нелепой и вздорной.)

В том, что касается хозяйственного и технологического развития страны, Путин, несомненно, выступает либералом и прогрессистом. Самозамыкание, изоляция России от Запада неприемлемы для него хотя бы потому, что они неминуемо приведут государство к экономическому коллапсу и гибели. Для Путина, как и для его кумира и великого исторического предшественника – Петра I, сближение с Западом является “только средством для достижения цели, а не самой целью” (Ключевский).

По глубокому наблюдению о. Г. Флоровского, пресловутое “окно в Европу” прорубалось Петром затем, “чтобы украдкою, неслышно пролезши сквозь него, стать в Европе твердой ногой. Оно было прорублено оттого, что на Западе был налицо в готовом виде культурно-бытовой “прибор”, весьма сподручный с точки зрения государственной пользы”. Из того же принципа утилитарной пользы исходит в своей политике и Владимир Путин. Этим он прельстил и привлек на свою сторону либеральных экономистов-западников: Чубайса, Грефа, Илларионова, Кудрина, Касьянова... Для них - прагматиков и технократов, как и для самого Путина, свобода (в точном соответствии с марксовой теорией) представляется всего лишь функцией, “надстройкою” экономики. Если свобода оказывается необходимой, то единственно как средство для более успешного и эффективного современного хозяйствования… Не зря же, всегда столь много и убедительно рассуждающий об экономических законах, “рыночных механизмах” и технологических нуждах государства, президент так неохотно и мало, как бы скороговоркою, между делом, вспоминает о гражданских и политических свободах, о достоинстве и правах личности...

Прежде мне не раз уже приходилось писать, что технократический, рационально-потребительский взгляд на свободу противоречит самому ее существу. Что пренебрежительное бесчувствие к ее онтологическим, религиозным глубинам, к ее духовной, философской, нравственной проблематике и безответственное пользование ею когда-нибудь поставит страну и всех нас перед прямой угрозою потери свободы, исчезновения ее из нашей повседневной гражданской жизни. Сегодня мы стоим как раз на грани такой потери...

Режим Путина, конечно, постарается, как сможет, имитировать демократические институты и процедуры. На потребу Западу, он будет стремиться сохранить все необходимые декорации правового государства и европейские стандарты экономической жизни. Но за либерально-экономическим фасадом, за внешним цивилизационным благолепием начнет воспроизводиться система вождистского самовластия... Очень возможно, что новое правление явит собою сочетание и совместное действие политической деспотии и экономической свободы...

Путин постоянно хочет выглядеть и подает себя либерал-консерватором и, вместе с тем, государственником, державником... Однако от настоящего либерального государственника его отличает именно отношение к государству. В котором он видит не объект свободного совместного социального творчества граждан, не результат их добровольной духовной самоорганизации и воплощения их нравственно-исторических чаяний, но последнюю, высшую, самодостаточную, едва ли не сакральную ценность.

При подобных взглядах президента (да еще с учетом того печального обстоятельства, что в сегодняшней России вряд ли найдется хотя бы несколько авторитетных личностей, обладающих всесторонним, целостным и последовательным либеральным мировоззрением и способных достойно и веско, не срываясь в демагогию и истерику, оппонировать главе государства), можно с большою долею вероятности ожидать – исповедуемый Путиным державный консерватизм легко обернется самым мрачным и унылым охранительным обскурантизмом... Если, конечно, сам Путин почему-либо не пересмотрит и не скорректирует своих убеждений...

Предложенная и осуществляемая новым президентом федерально-административная реформа, верно, положит какой-то предел губернаторскому произволу... Но не иначе, как за счет утеснения местного самоуправления и смыкания, сращивания центральной и региональной бюрократий...

Непригодное к динамичному саморазвитию, аморфное, шаткое и недолговечное, сохраняемое волею одного правителя сверхцентрализованное государство и огромный, постоянно разрастающийся управленческий, чиновничий слой, без труда перемалывающий, профанирующий, херящий любые благие предприятия, любые реформы и представляющий собою, по слову Ключевского, “действующую вне общества и лишенную всякого социального обличия кучу физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством”, - вот два быстродостижимых результата, которые получит страна, согласись она строго и неизменно следовать в русле первых путинских инициатив.................................................................................................
...............................................................................................................................................................................................................................................................
...............................................................................................................................................................................................................................................................

9.

История российского государства знает два пути: московский и петербургский...

Первый - путь культурно-бытовой однородности, внутренней спаянности и устойчивости. Но и неподвижности, изоляционизма, сонливости, стагнации...

Второй петербургский - путь резких неподготовленных рывков, разрывов, отречений, измен, отвлеченных, беспочвенных прожектов, романтической взвинченности и... разрушительных революций...

Оба эти пути равногибельны и равнонепригодны для нынешней России. Сегодня нам необходим новый путь и новый - прочный - духовный синтез религиозных, культурных, исторических и политических истин и начал.

Нам надлежит пробудить и воспитать в себе духовную и историческую совесть. И восстановить разомкнутые звенья эпох и времен; заново рассмотреть и переоценить собственное прошлое. Понять, что в нем достойно сохранения, продолжения и преумножения. А что заслуживает - нет, не забвения, но, по мере возможного, выправления и изменения в настоящем... В чем дулжно каяться; чего стыдиться... Покаяние ведь и есть духовный переворот и пересмотр, духовная перемена... Свободное возвращение к истинному, через распознание и обличение ложного.

Однако это - не все... “Историзм” слишком долго сводился в России, в русской культуре к изучению и реставрации давнего и - параллельно - к “эсхатологическому” гаданию и радению о далеком будущем, в пределах неустроенного (или устроенного скверно) настоящего...

Сегодня русскому человеку следует научиться видеть, чувствовать и понимать историю не только как давность, как былое; или как абстрактную грезу и мечту о грядущем, но как то, что творится и обретается им и через него здесь и теперь.

И настоящее, и ожидаемое совершается каждую минуту, каждый час и день, в каждом из нас и каждым из нас... Личность предстоит пред вечностью, пред Богом, и в этом предстоянии свободно творит во времени формы своего культурно-исторического бытия... Вот поэтому ответственность за все преходящее и происходящее лежит не на одном президенте, правительстве или парламенте, но прежде - на каждой личности. И на всем обществе, на всем народе, эти личности объединяющем... И всецело зависящем в своем духовном состоянии от духовного здоровья (или нездоровья) каждого его члена... Оттого и возрождение России возможно лишь через возрождение и преображение души всякого русского человека...

Вопреки мнению президента Путина, главная беда современной России - не “технологическое отставание и бедность”, а духовная вялость, культурная затхлость и уродливость ее политической и общественной жизни; ее все еще недостаточная приобщенность к божественному, религиозному источнику жизни; и те культурно-нравственные и моральные распри и розни, что изводят и раздирают ее историческое тело.

Абсолютно прав был Флоровский, когда указывал, что “вывести нашу родину из тупика смогут только духовно-здоровые люди, а больные, наверное, утопят ее еще глубже, будь они во всеоружии “европейской” техники”.

Русское общество должно принять и усвоить себе не одно лишь прикладное техническое содержание, раньше - содержание гуманитарное, религиозное, этическое, культурное. Без которого живая личность становится пленницей и придатком цивилизационных новаций и реформаций, теряясь, пропадая и исчезая в них. А сами реформы оказываются пустою, опасною, быть может, бесчеловечною затеей…

Январь-июль 2000

 

"ПОСЕВ" № 8 2000
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна