СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

Григорий Пасько
“Отслужи по мне, отслужи… Я вчера погиб ни за грош…”
* 
 *За предоставление этой статьи приносим благодарность Центру экстремальной журналистики и его руководителю Олегу Панфилову. Подписаться на новости этого Центра можно по E-mail - panfilov@nispi.ru.

“Курск”: экипаж и его корабль.

Рано или поздно любые страсти затихают. С тем, чтобы когда-нибудь вспыхнуть вновь. Мы ведь уже возмущались враньем: вспомните Чернобыль, атомную подводную лодку “Комсомолец”... И праведный гнев наш, как пар из чайника, подрывал “крышку” и выходил вон. Так, может, дело не в тех, кто врет, а в тех, кто позволяет, чтобы им врали?

А проблемы, приведшие к трагедиям, оставались. Почему-то убежден я в том, что и сейчас они останутся. Ну, уйдет министр обороны в отставку – невелика потеря. Ну, вынудят уйти главкома ВМФ – потеря хоть и велика, но найдут другого. Ну, снимут командующего Северным флотом (СФ) – вообще “отряд не заметит потери бойца”… Не в этом, по большому счету, дело. А в том, что людей погибших не вернуть. Как не вернуть тех пятьсот человек, что уже погибли за все время существования атомного флота СССР и России.

А еще в том, что самостоятельная служба спасения на море так и не появилась после гибели “Комсомольца”. В том, что новое и современное аварийно-спасательное имущество и индивидуальные средства спасения не стали повседневностью на нашем флоте. В том, что уровень боевой подготовки снизился донельзя. В том, что адмиралами становятся не достойные профессионалы, а лизоблюды и “паркетчики”. В том, что уровень засекречивания информации, не подлежащей засекречиванию, зашкаливает так сильно, что мы перестаем верить даже случайно просочившейся правде.

Версий гибели экипажа АПЛ “Курск” будет еще много. Та, что будет опубликована в качестве официальной, наверняка окажется самой лживой. Ну не верю я в столкновение с иностранной подводной лодкой! Хотя бы потому, что версию эту озвучивали такие люди как адмирал Олег Ерофеев (бывший командующий Северным флотом) и контр-адмирал Валерий Алексин (бывший главный штурман ВМФ).

С первого надо бы спросить за затопление и гибель подводников атомных лодок К-429 и “Комсомольца”, а второй, выдавая себя за “специалиста в области аварий”, на самом деле был всего лишь делопроизводителем, своего рода колхозным учетчиком этих аварий.

В последнее время часто встречаюсь с подводниками Тихоокеанского флота (ТОФ). Они уже в запасе и потому честны и откровенны (в отличие от тех, кто, трясясь от страха за свое место, еще продолжает служить). Они все возмущены позицией командующего ТОФ адмирала Михаила Захаренко, который и спустя неделю после аварии не счел нужным обратиться к флоту через СМИ со словами соболезнования. Его хватило лишь на то, чтобы объявить сбор средств в фонд помощи семьям погибших.

Но подводники еще высказывали и свои версии. Послушаем еще одну. По мнению одного из бывших офицеров штаба ТОФ и бывшего командира атомной подводной лодки, вполне правдоподобной выглядит ситуация, при которой авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов”, принимавший участие в учениях СФ и скоропостижно покинувший район, “наехал” на “Курск”. Крейсер с его 45-ю тыс. тонн водоизмещения мог и не заметить лодку, которая вдвое меньше водоизмещением. Но он наверняка зафиксировал столкновение в вахтенном журнале, возможно, даже не подозревая, что протаранил свою же лодку. Вот почему возникла необходимость назначить козлом отпущения иностранный (как сказал на первом канале явно не выживший из СВОЕГО ума ветеран ВМФ СССР) “вражеский” корабль. При столкновении с кораблем ТАКОГО водоизмещения, как “Кузнецов”, и могли произойти сначала взрыв емкостей с воздухом высокого давления, а затем и детонация торпед на стеллажах первого отсека.

Эта версия, кстати, объясняет и тот факт, что АПЛ была найдена в кратчайшие сроки: спустя всего несколько часов после столкновения. В обычных условиях атомоходу “нарезают” квадрат для проведения стрельб площадью 40х40 миль. Вероятность столкновения с другим кораблем ничтожно мала, но возможна. Вероятность же БЫСТРОГО нахождения затонувшей подлодки в таком огромном районе и вовсе кажется фантастической.

Таким образом, надо искать авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов” и смотреть на его корпус.

Повторюсь: это всего лишь одна из многих версий. Но и она имеет право на то, чтобы специалисты, члены независимой комиссии, ее рассмотрели.

Несколько слов о фондах и пожертвованиях. Дай Бог здоровья и счастливого будущего 55-ти детям погибших. Дай Бог здоровья родственникам погибших. Дай Бог кучу денег так или иначе пострадавшим.

НО я не могу не спросить не родное мне правительство и все те структуры, которые упрямо называют себя моим государством: а где вы были (и обычно бываете), когда подводники гибли раньше, когда россияне гибнут не в таких массовых количествах в армии и на флоте, когда гибнут ежедневно – в Чечне? Почему во имя ИХ смерти и во имя жизни ИХ матерей и детей не создаются фонды и не выплачиваются пособия? Чем ТЕ погибшие лучше или хуже ЭТИХ? В чем причина ТАКОЙ дискриминации?

Нет ответа. И, скорее всего, не будет, пока такие люди – во власти – в стране все еще советской есть.

23 августа на Тихоокеанском флоте начались командно-штабные учения. Обычно после них начинаются и учения на море. Будут ли они в этом году – пока неясно. Зато точно известно, что одна из пяти тихоокеанских лодок проекта 949 в море на запланированные учения не выйдет.

Флот боится повторения трагедии. Палка с одним концом: выйдешь в море – есть шанс утонуть. Не выйдешь – потеряешь квалификацию и в следующий раз непременно утонешь.

Я понимаю отчаянное желание некоторых генералов и адмиралов видеть армию и флот России сильными, эффективными, отреформированными до блеска и бороздящими просторы воздушного и морского океанов. Генералы и адмиралы немолоды, они еще помнят ТЕ времена, когда на учения выходили не каких-то жалких 30 кораблей, а все 130! И им наверняка хочется еще при жизни увидеть нечто ТАКОЕ, чем и перед президентом можно прихвастнуть, и в прессе назвать “возрождением былой мощи”.

За спасение их душ

Увы, ход естественных событий не терпит великих революционных потрясений и больших, как “прыжок кита”, скачков. Всякий надрыв чреват катастрофой. И катастрофа, как правило, случается. Особенно, если события происходят в океане. Море не прощает дилетантизма и небрежного к нему отношения.

Выпьем, не чокаясь, за тех, кто навсегда остался в море. Их матерям вовек не выплакать всех слез. И матерей этих гораздо больше, чем 118. Когда-нибудь мы вспомним поименно всех матерей, чьи сыновья не вернулись домой…

 

"ПОСЕВ" № 9 2000
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна