ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ

Валерий Сендеров
Были такие партии...

В прошлом номере мы рассказали читателям об участи Всегражданского христианского союза. В конце июня этот Союз с опаской прочили в “партии власти”. Кто сейчас о нем помнит?

Разбираясь в обстоятельствах печальной судьбы ВХС, мы заинтересовались: а что стало за десятилетие с остальными партиями христианско-демократического спектра?

Нет, мы не собираемся доказывать очевидное: в большой политике этих организаций нет. Но дело ведь не только в большой политике. Может быть, эти организации, столь гулко “звучавшие” 10-12 лет назад, заняли в сегодняшней российской жизни какие-то ниши — культурные, просвещенческие, издательские? Развитие у вчерашней партии может быть разное, и вовсе не обязательно, чтобы о тебе вовсю шумела пресса.

Мы расскажем о двух христианских партиях. О самой известной когда-то. И — о самой представительной и мощной еще недавно.

 

От державной демократии к демократической державности

Самая известная — это, конечно, РХДД. “Российское Христианско-Демократическое Движение”, — уверенно расшифруют многие читатели. И будут не совсем правы.

В 1995 году, на III съезде партии, она получила новое имя. Движение стало “Российским Христианско-Державным”.

Председателем Державной стал... Тут читатель не ошибется: Виктор Аксючиц.

Через перерегистрацию в Минюсте бывшее “Демократическое”, однако, не провели (может, причиной были одновременные склоки с “Державой” Руцкого? — точно не знаем). И потому к блоку Станислава Говорухина присоединилось уже усеченное “РХД”. Во всяком случае, судя по агитлистовкам: слово “Демократическое” на них было жирно замазано.

В списке блока Аксючиц получил почетное 3-е место.

Блок Говорухина не преодолел 5-процентного барьера, он получил 688 496 голосов (это 0,99 % — 18-е место из 43 участников). По мажоритарным округам ни один член РХДД в думу не прошел тоже.

На президентских выборах 1996 года РХДД поддерживало Юрия Власова. Результат известен — и в том же году “Державное” вновь “Демократизировалось”. На круги своя...

В 1998 году перерегистрироваться для участия в парламентских выборах “Демократическое” уже не стало.

Народная партия

“Политическая партия всего российского народа” (это — из Декларации принципов партийного строительства, принятой одним из съездов “Союза христианских демократов России”) возникла в 1992 году. Причиной возникновения стал выход из РХДД группы противников сближения с коммуно-патриотами.

В декабре 1993 года в государственную думу прошли 3 члена СХДР: Г. Якунин — по списку “Выбора России” (ВР), В. Савицкий — от блока ВР по одномандатному мажоритарному округу и В. Борщев — по списку блока “Явлинский — Болдырев — Лукин”.

Тогдашняя близость к “Выбору России” и “Яблоку” и определила, по сути, политические взгляды большинства членов организации — до сего дня.

В 1995 году СХДР стал единственной христианско-демократической партией, которой удалось самостоятельно собрать подписи к парламентским выборам. В итоге партия выступила под собственным именем, а не в составе одного из многочисленных блоков. Союз получил 0,28 %, за него отдали 191 446 голосов (меньше, чем предвыборных подписей). Результат — 29 место из 43 участников избирательной гонки.

Накануне выборов в автомобильной катастрофе погиб основатель и лидер партии Виталий Савицкий.

В гонке 1999 г. СХДР участвовал в составе блока “Отечество — Вся Россия”. Ни один член организации в государственную думу третьего созыва не прошел.

Нет, не складывается у нас с многопартийностью. Пробовать мы вынуждены, другого пути нет: единственная модель существования христианского государства сегодня — западноевропейская. На дворе канун XXI века, календарь отменить нельзя...

“Покорных Рок поведет, строптивых — погонит”. Это знал еще Сенека.

Но все-таки — почему так плохо выходит? Традицию президентских выборов мы освоили. Всем миром “помазать” главу государства, Хозяина — это мы умеем, это дело ответственное, оно у нас в крови. И пусть сегодня “хозяин” на несколько лет — это, в общем-то, детали.

О непринципиальности формальной грани между монархией и республикой выразительно писал еще Иван Ильин.

А партии... ну, не было их у нас на Руси. И партийного, группового мышления — не было тоже.

Запад на этом стоит: благо целого есть сумма частных благ. История Запада и начинается с ценности разделения, с теории “двух мечей”: светского и духовного. Это — база: еще и слово “партия”, наверно, не бытовало, а теории “двух мечей” уже была посвящена гора богословских и юридических трактатов.

У нас все было совсем по-другому. Скажи сегодня западному человеку, что где-нибудь, в некотором государстве, было 8 партий — стало 10. Собеседник кивнет: еще две группы в обществе получили свое представительство, все о’кей.

В России же такое расширение плюрализма вряд ли кто-нибудь расценит как благо. Скорее наоборот: кивнут в ответ, но с каким-то тягостным недоумением: “Что в этом хорошего?”. Потому что в подкорке, в менталитете едва ли не у каждого прочно сидит: правд-то не десять, она одна.

“Лучше ясно осознать, что христианин, воспитанный на теории “симфонии властей”, будет реагировать на те или иные проблемы совсем иным образом, чем христианин, воспитанный на теории “двух мечей”. Так написал недавно проницательный французский иезуит Франсуа Руло.

Впрочем, мы не настаиваем на верности такого объяснения. В чем мы общи с Западом, где этой общности границы — это тема сложная, не для небольшой статьи. И разбираться в ней надо не с идеологическими клише в голове (правыми ли, левыми...). А лучше — с книгами по истории в руках.

Объяснять эксперимент с “христианской демократией” можно по-разному. А вот результаты его налицо, и с ними надо считаться. Сегодня все еще есть желающие бороться за власть, тратить силы на политику (на партийную политику).

Они, понятно, хотят как лучше… Но стоит прежде посмотреть на выразительные цифры, на факты. И слегка призадуматься: а не выйдет ли — как всегда?

 

"ПОСЕВ" № 9 2000
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна