РОССИЕВЕДЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ 44-й ПОСЕВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Президенту Российской Федерации В.В. Путину.
Министру образования Российской Федерации В.М. Филиппову.

Уважаемые Владимир Владимирович и Владимир Михайлович!

Мы, участники международной научной конференции “Россия: исторический опыт и грядущие вызовы” обращаемся к вам с предложениями, касающимися отечественной системы образования.

Специалисты, участвующие в конференции, констатируют, что представление о собственной стране, формируемое СМИ, создаваемое учебными курсами и учебниками для школ и вузов, является во многом неадекватным, содержащим мифы и искажения, оно не содействует формированию патриотических и демократических убеждений. В советское время система образования имела ясную сверхзадачу – готовить сознательных строителей коммунизма. Советский марксизм себя давно исчерпал, но отечественная система образования по сей день не определила свои приоритеты и основные цели.

Мы считаем, что лавной целью на долгие годы должно стать изучение собственной страны, разработка и ведение курса россиеведения. По-новому надо изучать родной язык, историю культуры и литературы, религиоведение и географию, историю, историософию и философию России.

Мы убеждены, что задачей государства является стимулирование научного поиска в этом направлении. Необходимо выделить именные стипендии ля студентов и аспирантов, занимающихся проблемами россиеведения, целесообразно ввести госпремии для наиболее талантливых деятелей литературы и искусства, посвящающих свое творчество российской тематике, необходимо поощрительное стимулирование исследователей – гуманитариев, разрабатывающих фундаментальные, новые вопросы в области россиеведения, уместно поощрение зарубежных ученых, вносящих серьезный вклад в избавление от старых мифологем и создание нового, адекватного образа нашей страны.

Мы также считаем, что государство должно объявить конкурсы на новые книги:

для самых маленьких – под рубрикой – “Моя первая книжка по истории Родины”,

для школьников – новые учебники по истории отечества

для выпускных классов – итоговый учебник по русскому языку (в нем должны быть собраны сведения по истории языка, лингвистике и сравнительному языкознанию, этимологии и топонимике и т.п.).

для студентов вузов – учебник по историософии – философии России.

Все эти работы должны быть построены на принципах патриотизма и демократии, то есть в их основу должны быть положены ценности, являющиеся для нашего общества ключевыми, Без их утверждения невозможно преодолеть переживаемый страной полисистемный кризис, ибо последний начинается не в экономике, а в головах и в сознании людей.

 

Некоммерческое Партнерство “Издательское исследовательское и просветительское содружество “Посев””.
Центр по изучению России Российского университета дружбы народов.
Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии наук.

10.11. 2000.

 

"ПОСЕВ" № 1 2001
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна