ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

 

ОБРАЩЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННОСТИ РОССИИ

Мы, преподаватели литературы более двадцати университетов и педагогических вузов страны, представляющие почти все регионы России, отчетливо осознавая свою профессиональную ответственность за литературное образование в стране – как в вузах, так и в школах, обращаемся к педагогической общественности. Нас серьезно беспокоят намечаемые и уже происходящие в последние годы перемены в государственной политике литературного образования.

Началом этих перемен стало "Постановление Госкомвуза России от 27.12.95 № 9 "Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации", согласно которому в качестве обязательного для всех вузов вводилось испытание по русскому или национальному языку в форме тестирования, изложения или диктанта как возможной альтернативы прежнему экзамену по русскому языку и литературе в форме сочинения.. Тогда руководство министерства объясняло принятое решение рядом причин: и прежде всего, снижением уровня знаний выпускников средних школ и уменьшением конкурса.

Но, как показали приемные экзамены 19982000 гг., конкурсы в вузы вновь существенно возросли, и, если иметь целью подготовку действительно высококвалифицированных специалистов, о снижении требований к абитуриентам не должно быть и речи. Однако ректоры многих вузов, получившие право самостоятельно выбирать форму вступительного экзамена, предпочитают всем иным его видам изложение: оно дает наименьшее количество неудовлетворительных оценок, позволяет сохранить конкурс и открывает приемной комиссии пространство для закулисных маневров с "проходными", "полупроходными" и тому подобными баллами. А ведь экзамен в форме изложения предполагает лишь репродуктивное воспроизведение только что услышанного текста и не позволяет распознать задатки будущего специалиста в сфере интеллектуального труда, тогда как сочинение выявляет культуру мышления, общую эрудицию, степень личностного развития абитуриента, направленность его интересов.

Решение, принятое в постановлении Госкомвуза о порядке приема в вузы, имело далеко идущие негативные последствия. Как только в школах узнали, что на вступительных экзаменах в вузах не нужно писать сочинение, престиж школьного предмета "Литература" резко упал и в глазах учеников, и в глазах их родителей, и в глазах организаторов школьного образования. И "процесс пошел". Пока в школах обязательным выпускным экзаменом , а в вузах вступительным было сочинение, даже самому завзятому лентяю приходилось хоть время от времени, но читать программные произведения. Если же повсеместно будет введено изложение, литературному образованию грозит превращение в нечто необязательное, вроде уроков пения или физкультуры. Сокращение времени на уроки литературы в школе, помимо всего прочего, уже приводит к ослаблению навыков чтения и катастрофическому понижению грамотности учеников – об этом буквально криком кричат школьные учителя . (В частности, "Известия" уже публиковали письма читателей по этому поводу.)

Но эти тревожные сигналы, похоже, не волнуют руководителей и чиновников Министерства образования . В самое последнее время в его недрах разрабатываются такие проекты реформы школьного образования, которые должны узаконить оттеснение литературы на задворки учебного процесса в школе. В числе этих проектов:

1. Замена выпускного сочинения изложением (такой эксперимент в 1999 – 02000 гг. уже проводился в ряде школ).

2. Существенное сокращение часов предмета "Литература" во всех классах средней школы в пользу предметов лингвистического цикла .

3. Перевод русской литературы из федерального блока обязательных учебных предметов в национально-региональный блок.

Перечисленные проекты мотивируются заботой об укреплении авторитета русского языка в школе. Забота о едином государственном языке, разумеется, заслуживает всяческой поддержки. Но язык, каким бы великим он ни был, есть прежде всего инструмент коммуникации, а ведь в процессе образования первостепенную роль играет содержание передаваемой информации, формирующей личность. Так уж сложилась история России – в нашей стране национальный тип сознания, сам склад мышления и чувствований формировала прежде всего отечественная литература. Созданные на русском языке произведения Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Блока, Ахматовой, Булгакова, Твардовского, Солженицына стали средоточием духовного опыта России, и художественные образы, отчеканенные в строках великих русских писателей, формируют нравственный фундамент человеческой личности, из них выстраивается система духовных ценностей человека и нации в целом: представления о добре и зле, совести и чести; из этих образов прорастает интимное чувство любви к России и та "всемирная отзывчивость", о которой писал Достоевский. В многонациональной России именно русская литература стала связующим звеном между народами, фундаментом единого культурного пространства, в котором могли чувствовать нечуждыми друг другу люди разных национальностей, населяющих нашу страну. У них были общие святыни – русские писатели и герои их книг.

Казалось бы, это аксиомы, которые даже неловко повторять. Но еще хуже – о них забывать. Нам, бывая за границей, приходилось не раз с гордостью убеждаться, что именно литература наша стала для всего цивилизованного человечества едва ли не самым главным знаком "русской идентичности", спросите любого образованного иностранца: что такое Россия – и он, порой даже толком не зная, где она находится, скажет, что Россия – это Достоевский, Толстой, Пушкин... Огромный духовный потенциал русской литературы за границей не только ценят, но и нередко энергично используют в образовательном процессе. Например, в некоторых американских университетах уже на первых курсах ( а там у них идет общеобразовательный блок предметов) читаются спецкурсы о творчестве Достоевского, анализируются поэмы раннего Маяковского. Представить что-то подобное в российских вузах нефилологического профиля просто невозможно.

Доколе же мы будем жить по пошехонскому принципу: "Что имеем – не храним, потерявши – плачем"?

Парадокс состоит в том, что как раз в последние 10 – 15 лет литературоведческая наука и методическая мысль выдвинули много творчески продуктивных идей, разработали целый веер учебных программ, дающих возможность поднять на качественно новый уровень преподавание литературы в школе. В начальной школе это системы Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, Бунеевых, В. Левина, Н.Д. Тамарченко и Л.Е. Стрельцовой, в среднем звене -Кутузова, Ладыгина, Курдюмовой, В.И. Тюпы, в старших классах -В.Г. Маранцмана, В.В. Агеносова и др. Освобождая преподавание литературы от идеологической зашоренности и политизации, они открывают перед школьниками огромные духовные богатства литературы Древней Руси и русской классики XIX в. вводят в кругозор ребят ранее неведомые шедевры и целые пласты отечественной литературы XX в., учат культуре эстетического наслаждения искусством художественного слова. Но хоть с одним из крупных отечественных литературоведов и методистов посоветовались составители новых проектов реформы литературного образования? А ведь у нас есть Институт мировой литературы, Институт русской литературы (Пушкинский Дом), есть крупные литературоведческие центры в разных регионах России, где работают ученые с мировыми именами, и им далеко не безразличны судьбы русской литературы и литературного образования будущих поколений. Складывается какая-то нелепая традиция:

Сенаторы, а не композиторы и поэты обсуждают текст и музыку государственного гимна, и неведомые миру чиновники, а не выдающиеся литературоведы и опытные учителя-словесники, разрабатывают государственную стратегию литературного образования.

Многие сегодня, включая и создателей Закона о высшем образовании, сетуют на упадок нравов, на размытость национального самосознания в российском обществе. Но, официально девальвируя ценность литературы в глазах учеников, то есть будущих граждан России, они вольно или невольно способствуют дальнейшему упадку национального самосознания и понижению общего уровня культуры. В конечном счете, единство культурного и духовного пространства работает на единство государства.

Остановить процесс вытеснения литературы из школы надо безотлагательно. И первым шагом здесь должна быть, по нашему глубокому убеждению, отмена Постановления Госкомвуза России от 27. 12. 95 г. № 9 об испытании по русскому или национальному языку, дающего право вузу самостоятельно принимать его в форме тестирования, изложения или диктанта. Надо восстановить в качестве обязательного экзамена в любой вуз экзамен по русскому языку и литературе в форме сочинения. Если этот шаг не будет сделан, все остальные шаги будут неэффективными: предмет "Литература" не мытьем , так катаньем будет оттеснен на задворки в школьных учебных планах.

У противников экзамена по русскому языку и литературе в форме сочинения есть, в сущности, единственный аргумент – использование абитуриентами шпаргалок, издающихся ныне в огромных количествах. Но ведь этой эпидемии, распространяемой циничными торгашами, не так уж трудно поставить заслон, введя новые типы сочинений (анализ фрагмента художественного текста, например) и регулярно обновляя тематику.

Мы требуем от сегодняшних реформаторов образования бережного отношения к национальному достоянию и гордости России – к ее литературе. Мы уверены, что восстановление роли учебного предмета "Литература" как главного инструмента формирования духовного мира растущей личности должно стать стержневой, стратегической линией воспитательной парадигмы школьного образования.

 

Бугров Борис Семенович, доктор филологических наук, профессор, зав, кафедрой истории русской литературы XX века филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Полякова Ларис? Васильевна, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории русской литературы Тамбовского государственного университета,

Лейдерман Наум Лазаревич, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой современной русской литературы Уральского педагогического университета (г. Екатеринбург)

Лазарев Валентин Александрович, зав. Кафедрой русской литературы XX века МПГУ, Москва

Хрулев Виктор Иванович, заслуженный деятель науки Республики Башкирия, зав. кафедрой русской литературы Башкирского государственного университета (г. Уфа)

Бабичева Юлия Викторовна, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета

Решетов Владимир Григорьевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой зарубежной литературы Кировского педагогического университета

Агеносов Владимир Вениаминович, академик РАЕН, доктор филологических наук, профессор Mill У (Москва)

Колобаева Лидия Андреевна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы XX века Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Бараков Виктор Николаевич, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Вологодского государственного педагогического университета

Тамарченко Натан Давидович, доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Российского государственного гуманитарного университета

Скобелев Владимир Петрович, доктор филологических наук, профессор Самарского государственного университета

Спивак Рита Соломоновна, доктор филологических наук профессор кафедры русской литературы XX века Пермского государственного университета

Асоян Арам Айкович, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы Омского педагогического университета

Щенников Гурий Константинович, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы Уральского государственного университета им. А.М. Горького

Дворцова Наталья Петровна, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Тюменского государственного университета

Елина Елена Генриховна, доктор филологических наук, профессор Саратовского государственного университета

Климова Галина Павловна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой историко-культурного наследия Елецкого госуниверситета им. И.А. Бунина

Щедрина Нэлли Михайловна, доктор филологических наук, профессор МПГУ.

Хрящева Нина Петровна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Стерлитамакского пединститута (Башкортостан)

.Оглоблина Надежда Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, проректор Комсомольского-на-Амуре пединститута

Абашева Марина Петровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX века Пермского госуниверситета.

Коган Ирина Исааковна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Самарского госуниверситета

Маркова Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент Челябинского госуниверситета.

Матвеева Юлия Владимировна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской литературы XX века Уральского госуниверситета им. А.М. Горького

Мартьянова Светлана Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент Владимирского педуниверстиета.

Чучваго Лариса Мироновна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы пединститута Сочинского госуниверситета.

Хаимова Виолетта Михайловна, кандидат филологических наук, доцент Международного независимого эколого-политологического университета (Москва)

Давыдова Татьяна Тимофеевна, кандидат филологических наук, доцент Московского государственного университета печати.

 

"ПОСЕВ" № 2 2001
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна