ОБЩЕСТВО,
ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ
Александр Оболонский*
* Доктор юридических наук, главный научный
сотрудник Института государства и права РАН
ЗАМЕТКИ НЕПОСТОРОННЕГО
УЩЕРБНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОДНОМЕРНОСТИ
“Черный понедельник” 17 августа 1998 г. столь
сильно ударил по позициям наших либералов еще и
потому, что финансово-экономические факторы были
главным, стержневым звеном их идеологии и
программы. Поэтому когда в этом звене произошел
сбой (не будет сейчас рассуждать о его причинах и
виновниках – тема без конца муссируется как
профессионалами, так и дилетантами, и я, не будучи
экономистом, не хочу множить число “имеющих
собственное мнение” дилетантов), возникла
растерянность, ибо убедительного
внеэкономического ответа на вопрос “за что
боролись?” у наших либеральных политиков не
оказалось. Они были и остаются людьми, в силу
своей профессии глядящими на мир через призму
финансовых и макроэкономических процессов. В
этом их сила, в этом и определенная их
ограниченность.
Между тем подобный экономический перекос совсем
не обязателен для либерализма, возникшего, как
понятно даже из этимологии самого слова, из
стремления людей к свободе – ко всякой свободе, а
не только экономической. Он скорей отражает
извечный человеческий соблазн найти
универсальный “философский камень”, или,
другими словами, одну-единственную первопричину
всего, доминанту, определяющую ход всех прочих
происходящих в обществе процессов. Увы, тяга к
одномерным объяснительным схемам присуща людям
с древнейших времен и до сих пор. Когда-то в
старину причины событий сводили к воле и деяниям
царей, героев, пророков, либо к Божественному
Промыслу. Уже в Новое время Гегель объяснял
историю из развития Абсолютного Духа. И, как ни
странно, человеческая мысль и поныне не
излечилась от соблазна сводить все к единому
“знаменателю”.
В ХIХ-ХХ вв. это “проклятие одномерности”
наиболее ярко и агрессивно проявилось в форме
так называемого “экономического монизма”,
основанного на убеждении в безусловном примате
хозяйственной деятельности над всеми прочими
сферами жизни людей. Марксистская версия этого
монизма, на которой воспитывались все советские
люди, излагала данную дилемму в терминах
приоритета производительных сил над
производственными отношениями, базиса над
надстройкой. Сейчас, к счастью, марксизм утратил
статус догмы и вновь обрел положение одной из
теоретических доктрин. Впрочем, другие версии
экономического монизма – как классические схемы
Адама Смита и Рикардо, так и современные теории
Милтона Фридмана и так называемый “плоский
экономизм в духе Wall Street Journal” – по-прежнему
владеют умами миллионов и миллионов людей. Есть и
другие виды монизма – политический,
научно-технократический, националистический,
даже экологический... За ними стоит все то же
плоскостное и, как правило, довольно
высокомерное сознание “жрецов”, служащих, по их
мнению, в храме “главного” божества.
Парадоксально, но и наша страна, казалось бы, до
дна испившая горькую чашу экономической
одномерности, не избавилась от нее и в
послесоветские времена. Либералы, пришедшие в
ельцинское правительство 1991 г. и до недавних пор
имевшие хоть и не монопольное, но немалое влияние
на ход событий, как правило, были экономистами –
честными, высококвалифицированными, в сущности,
спасшими страну от катастрофы, но, увы,
достаточно одномерными. И хотя порой они
выходили за рамки монетаристских и даже вообще
экономических схем (например, заговаривали о
свободе слова, о правах человека), но делали это
как-то вяло и неубедительно. Чувствовалось, что
свобода духа, в отличие от свободы экономической
– не их сфера, что в глубине души они все-таки не
верят, что “не хлебом единым жив человек”. Боже
упаси упрекать их в этом.
Просто не были они гуманитариями по своему
профессиональному опыту и взгляду на мир. И такие
люди нужны в правительстве. Но нужны и другие –
люди с более широкой социальной, философской,
правовой рефлексией. Почему же их не оказалось
“в нужное время в нужном месте”? Почему поле для
риторики и спекуляций на духовных факторах было
безропотно отдано нашим так называемым “левым”?
Почему коммунистам, ответственным за
истребление десятков миллионов россиян, и
нацистам, грозящимся продолжить эту “работу”,
позволено величать себя “патриотами”?
В явном перекосе нашего либерализма в сторону
экономизма, видимо, сыграли роль и неизжитость
марксистского экономического сознания, и
действительно аховая экономическая ситуация
того времени, и задача перераспределения
беспрецедентного по масштабам массива
собственности, и личные моменты. И казалось, что
все это оправдано. Но пришло 17 августа, и
оказалось, что в обстоятельствах экономического
кризиса нашим либералам-экономистам, по большому
счету, мало что есть сказать людям. Рациональный
homo oeconomicus – неадекватная модель человека, в том
числе (а, может быть, и особенно) человека
российского.
Лично я никогда не верил, что тайники
человеческой души можно открыть при помощи
связки одних экономических ключей. И нынешняя
ситуация в России, несмотря на провал именно по
экономическому параметру, не меньше зависит и от
факторов внеэкономических, прежде всего –
моральных и правовых. Десятилетиями нараставшая
и даже поощрявшаяся моральная деградация
общества, ущербность господствовавшей в нем
системы моральных норм, извращенное и
недоразвитое правовое сознание привели нас в
состояние, когда даже самые радикальные и вроде
бы рациональные экономические шаги, если им не
будет способствовать восстановление нормальной
трудовой морали, повышение уважения к закону, не
приведут к положительным результатам, а породят
самые неожиданные с чисто экономической точки
зрения эффекты.
Нам равно необходимы и возрождение “честного
купецкого слова”, и вытеснение из сознания,
закрепленного в пословице и, увы, до сих пор
отражающего правду жизни стереотипа “от трудов
праведных не наживешь палат каменных”, и
подкрепленная массовыми примерами вера в
правосудие, и осознание того, что материальные
блага – лишь часть того, что нужно человеку для
счастья, и полноценное понимание духовной
природы человека, и вера в Бога.
Альтернатива, даже в лучшем и мало реальном для
нас варианте – унылая размеренность буржуазного
существования, об ограниченности которой
неоднократно критически высказывался
Иоанн-Павел II, а в рамках наиболее реального для
России сценария – безжалостная “война всех
против всех” за хоть и привлекательные, но
отнюдь не главные на шкале высших духовных
ценностей призы материального комфорта и
властвования над себе подобными. Разумеется,
было бы глупо призывать к игнорированию
экономических факторов. Но столь же
односторонней представляется и их абсолютизация
как якобы основы всех основ.
О “МНОГООСЕВОЙ” МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА
Думается, что наиболее полноценный подход
состоит в “многоосевой” модели общества. Она
позволяет описать общество на любом из этапов
его развития с помощью нескольких групп
показателей, каждый из которых отражает
какую-либо одну сторону его жизни –
хозяйственно-экономическую, технологическую,
эстетическую, нормативно-этическую
(охватывающую как юридические, так и моральные
нормы), психологическую... Каждая из таких групп –
самостоятельная “ось”, на которой фиксируется
уровень развития общества по данному параметру в
интересующий нас период. Затем, соединив между
собой точки, отложенные на каждой из “осей”, мы
получаем некую плоскость или фигуру, отражающую
состояние общества в целом.
Конечно, перечисленные группы показателей не
полностью независимы. Но, во-первых, они
достаточно автономны для целей общего анализа,
во-вторых, существующие между ними зависимости
непостоянны ни по жесткости связей, ни по их
направленности, и, в-третьих, значимость каждой
из этих групп существенно колеблется в разных
обществах. В одних экономический уклад более или
менее жестко определяет остальные сферы жизни. В
других он сам становится производным от
изменений, скажем, в моральной сфере (так,
распространение в арабском мире магометанства
повлекло за собой модификацию всех прочих сфер
жизни, в том числе – и
хозяйственно-экономической).
В некоторых обществах наблюдается бурное
развитие по одним осям, тогда как другие остаются
в тени (в Элладе уникальный расцвет культурной и
политической жизни произошел на фоне весьма
обычных для того времени и региона материальных
факторов – экономики и технологии). Попытки
выделить одну-единственную доминанту развития
для всех времен и народов, как правило, весьма
искусственны и произвольны.
В частности, в последние десятилетия в
общественном сознании разных стран происходят
симптоматичные перемены: после длительного
пребывания в тени естествознания и техники, а
также монистических доктрин, в центре которых
стояли разновидности одномерного человека –
экономическая, технологическая,
националистическая, политическая – на первый
план в качестве более универсальных,
интегральных характеристик человеческой
личности и ее отношений с миром вновь начинают
выходить этические, нравственные вопросы, а
также глубинные психологические проблемы
человеческого бытия. Известный американский
историк общественной мысли Ф. Мэньюэл так
обозначил это занявшее полтора века челночное
движение социального разума: “В защиту своей
теории Духа как сущности человеческого
существования Гегель однажды с величайшим
презрением писал об алиментарной истории (т.е.
истории, в центре которой стояли проблемы
питания). Теперь, когда мы вопреки Гегелю
признали права рук и желудка на участие в
человеческой истории, будем же готовы ввести в ее
храм и другие, более скрытые тайники человека”.
Последуем этому совету и будем, не забывая об
экономике, обращать больше внимания на духовные,
нравственные стороны происходящих в России
перемен.
Это имеет, помимо прочего, и серьезный
прагматический аспект в свете предстоящих
выборов: избиратель, как и вообще человек, ждет от
политиков не только (и даже не столько) сухих
экономических выкладок, обещающих ему, при
соблюдении ряда к тому же не всегда зависящих от
него условий, медленный и отнюдь не
вдохновляющий рост его экономического
благосостояния. Ему обязательно нужны элементы
мечты, “светлые горизонты” и многое другое,
отнюдь не исчерпывающееся экономикой. Как
говорил П.Я. Чаадаев, без светящейся точки
впереди шагу нельзя ступить. Не случайно,
например, любой серьезный американский политик
не упустит случая порассуждать о
“вечнозеленых” ценностях “american dream” и д. Даже
идеологи китайского “большого скачка”
выбросили демагогический, но не лишенный
эмоциональной привлекательности лозунг: “Три
года упорного труда – десять тысяч лет счастья”.
(Другое дело, что в этом и во многих других
случаях подобные лозунги носят лживый характер).
Но ведь возможны – и необходимы – правдивые,
реалистические, но при этом вдохновляющие,
мобилизующие духовный потенциал людей лозунги.
Человеку ведь многое нужно. Один из многих
примеров: ему крайне необходимо уважение со
стороны других и самоуважение. А экономическая
программа наших либералов до таких субъективных
“пустяков”, как правило, не снисходит. И на этом
проигрывает демагогам, беззастенчиво и лживо
эксплуатирующим эту естественную человеческую
потребность в признании его духовно значимой
личностью. Еще есть время это исправить к
предстоящим выборам. Но его уже в обрез.
ОБ “ОСОБОЙ РОЛИ” ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
В последнее время в политических и близких к ним
сферах почти все и по случаю, и безо всякого
повода охотно называют себя
“государственниками”. Один из подтекстов этой
фигуры речи – скрытое противопоставление себя
“антигосударственникам”, под которыми часто
подразумевают именно либералов. Между тем
“государственничество” – отнюдь не антитеза
либерализму, во всяком случае, в современной его
редакции. Кто, как не государство, должен стоять
на страже тех же экономических, гражданских,
интеллектуальных, духовных прав и свобод
человека? Ведь либеральные ценности и идеалы,
если простые люди не имеют практической
возможности их реализовать, превращаются в
фарисейство кучки “сильных”. Это особенно важно
в условиях нашего “недоразвитого” гражданского
общества, где пока не развита культура
добровольных ассоциаций граждан по отдельным
групповым интересам и в котором граждане не
имеют возможности сами себя защитить даже
посредством апелляции к закону и юстиции. А ведь
эффективность механизмов юридической защиты –
condicio sine qua non либерализма. Разумеется, во всей этой
риторике немало и очевидных профанаций, типа
обскурантистских опусов Зюганова. Но сама
проблема от этого не исчезает.
Действительно, “государственная школа” имеет в
России глубокие корни и в праве, и в исторической
науке и, главное, в практике государства. По
сравнению с западным миром, государства в России
было и до сих пор остается значительно “больше”,
чем общества, и его воздействие на общественную
жизнь значительно более активно. Оставим в
стороне исторические причины подобного
соотношения и обратимся к их последствиям. Они
неоднозначны. С одной стороны, ситуация, при
которой государство имело возможность поставить
себе на службу лучшие общественные ресурсы,
порой способствовало прогрессу. Например,
просвещенная и либерально ориентированная
российская бюрократия второй половины прошлого
века несомненно работала как позитивный фактор
модернизации страны (что, правда, не мешало
российскому чиновничеству служить традиционным
“козлом отпущения” при всех властителях и
режимах, но это – тема особая).
Но, с другой стороны, ситуация “сильное
государство – слабое общество” блокировала
возможности полноценного развития общественных
сил – неотъемлемого элемента подлинной
социальной модернизации. А государство,
доминируя над обществом, личность подавно
игнорировало. Русские люди имели по отношению к
государству только обязанности, государство же
по отношению к ним – только права. Как писал В.О.
Ключевский, “государство пухло, а народ хирел”.
Но Россия отнюдь не была “страной рабов”, как
порой ее называют и оценивают. Другое дело, что
люди, не желавшие мириться с участью конформных
слуг государства, были вынуждены “бежать от него
розно” (тоже выражение Ключевского), т.е.
выдавливались из “нормальной” жизни: на Север, в
скиты, в степь, в казаки, позднее в эмиграцию, в
нигилисты... Так или иначе, наиболее активный
людской потенциал самоотчуждался от
государства. В психологическом плане это
порождало подозрительно-недоверчивое, а то – и
прямо негативно-деструктивное отношение ко
всему, исходившему от государства, причем, даже
если государственные инициативы обещали людям
выгоды, “ибо по опыту знали, что от всех этих
начинаний ничего, кроме пустых хлопот и
бестолковых распоряжений, не будет”. К
сожалению, тенденция эта сохранилась и в
послесоветские годы, когда российская
государственная власть, впервые за долгие
десятилетия, пусть непоследовательно и неумело,
но действительно пыталась перевести страну на
рельсы принципиально иного типа развития. И
здесь, увы, не лучшую роль сыграла значительная
часть нашей интеллигенции, по инерции (а отчасти
– и по своекорыстию) занявшая байроническую
позу: дескать, “достойный человек, интеллигент,
всегда должен быть в оппозиции ЛЮБОЙ власти”.
Трудно сосчитать, сколько вреда принесла и
продолжает приносить нам эта поза.
***
Поверьте, заниматься анализом изъянов идеологии
и политики, которая в главных своих постулатах
тебе близка и под знаменами которой ты готов
двигаться и дальше, дело психологически нелегкое
и болезненное. Но делать это необходимо. Слишком
многое стоит на кону и слишком реальна опасность
потерять то, что мы (все мы, даже те, кто это
отрицает) реально обрели за это время завышенных
ожиданий, приобретения реальной свободы со всеми
ее сложностями и издержками и, увы, порой горьких
разочарований – за 90 гг. Я счастлив, что дожил до
этого времени, которое для моего (а, не исключено
и для следующего) поколений стало единственным и
последним реальным шансом на достойное человека
и нашего великого народа существование.
"ПОСЕВ" № 3 2001
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ"
обязательна |