РЕЛИГИЯ И
ЦЕРКОВЬ
Иван Владимиров
РАСПЕВЫ СОЛОВЕЦКОГО
МОНАСТЫРЯ
Знаменитый Спасо-Преображенский
ставропигиальный Соловецкий монастырь
находится среди Белого моря, на острове Соловки,
расположенном в северных пределах Архангельской
области. Вокруг Соловецкого острова живописными
грядами расположился ряд более мелких островов.
С моря многочисленные постройки монастыря,
сверкающие белизной на солнце или
рассеивающиеся в тумане пасмурного дня, видны
издалека. В холодной безбрежности северного моря
они манят к себе как желанное пристанище, обещая
тепло, покой и умиротворение. Вблизи монастырь
вырастает искусно возведенной в валунной кладке
крепостью. Величественные храмы, монументальные
стены и башни таят и верно сохраняют в себе
летопись Соловков, духовный опыт братии и
неувядаемую славу гениальных русских мастеров.
Соловецкий монастырь – один из крупнейших
ансамблей каменного зодчества XVI-XIX вв. на Севере
Руси. Возведению каменных сооружений
предшествовали деревянные постройки, которые и
стали архитектурно-планировочной основой
будущего комплекса.
История Соловецкой обители – история всего
русского Севера. В XVI-XVII вв монастырь держал
оборону всего Поморья от Мурманского берега и до
западной Карелии.
Велики были духовные подвиги соловецких монахов;
монастырь, изо дня в день, трудами братии
укреплял свое былое величие.
Обжитое наперекор суровой природе место, которым
столетия гордилась и духовно питалась Россия в XX
веке, было поругано, осквернено и разрушено.
После переворота 1917 г. большевиками были
разорены, разграблены и закрыты почти все
славные монастыри России. Самая горькая участь
постигла Соловецкий монастырь: переданный НКВД,
он превратился в “СЛОН” – “Соловецкий Лагерь
Особого Назначения”, в один из островов
“Архипелага ГУЛАГ”...
“Особенность” Соловецкого лагеря –
“Соловков” – состояла в том, что по
государственному плану так называемой
“Безбожной пятилетки” к 1942 г. в СССР не должно
было остаться ни одного храма, ни одного
священника, ни одного верующего в Бога...
Исполнительным механизмом этого сатанинского
замысла должен был стать “СЛОН”, а
исполнителями – озверевшие от крови вчерашние
рабочие и крестьяне, ставшие садистами и
мучителями.
Спасо-Вознесенский скит, расположенный на одной
из самых высоких гор Соловецкого острова,
именуемой Секирною, был превращен в самое
страшное место на Соловках – карцер. В нем
заключенных круглый год содержали без верхней
одежды. Чтобы согреть себя, люди собирались в
огромный ком. Мученики погибали не только от
холода, но и от удушья. Многих же привязывали к
бревну и сбрасывали с вершины горы Секирка с
лестницы в 365 крутых ступенек к подножию.
Никогда еще в истории человечества раб,
пришедший к власти, не отменял рабства – но сам
становился еще более жестоким деспотом.
“Большое видится на расстоянии”, и не нам,
видимо, предстоит разобрать архивы Соловков,
изучить бесстрастно все протоколы, дневники и
воспоминания очевидцев всего происшедшего с
Россией, но некий высший смысл превращения
православной святыни в “Русскую Голгофу”, некие
невыразимые в прозе мыслеобразы стучат в двери
наших сердец уже сегодня. Как смог народ
отказаться от своей истории, от самого себя? Как
смог поверить очевидной лжи и обману, рушить
Церкви Божьи и сжигать святые иконы?
Ныне от великого наследия православной святыни в
народной памяти остались не только камни
оскверненных и поруганных большевиками храмов,
но знаменитые соловецкие распевы.
Наполнены величественной скорбью и глубокой
эмоциональностью соловецкие распевы на
погребение монахов: “Святым Духом одержатся
Вся”, “Святый Боже” и “Вечная память”. Слаб и
немощен человек в страстях своих, но нет
невозможного Богу – надежда и упование на помощь
Его звучит в сочинениях Дм. Бортнянского.
Соловецкий монастырь посвящен празднику
Преображения Господня на горе Фавор и в этом тоже
есть высший смысл и промысел Божий, ибо тьма не
имеет силы сама по себе, а есть только отсутствие
света в душах людских. В обращении к небесным
покровителям – Святителю Николаю Чудотворцу,
Святым благоверному князю Александру Невскому и
мученику Ермогену Патриарху Московскому,
преподобномученицам княгине Елизавете и инокине
Варваре – звучит надежда на возрождение в душе
русского народа православной веры, силой которой
и было создано соловецкое чудо.
Современному музыканту, художнику, обращающему
свое творчество к Соловецкому монастырю и его
художественному наследию, необходимо проделать
большую душевную работу для того, чтобы
воспринимать Соловки не только как суровый край
Русской земли, не только как исполинский
экспонат архипелага ГУЛАГа и не менее
величественный церковный памятник Руси, но
главное – суметь найти здесь источник своего
внутреннего обновления, способного одарить
Божественной благодатью.
Этим отличается творчество композиторов Сергея
Трубачева и Константина Никитина,
исполнительского коллектива под управлением
Игоря Ушакова и художника Владимира Антонинова,
представленное на выпущенном ими диске.
Владимир Антонинов родился в 1946 г. в г.
Екатеринбурге. В 1966 г. закончил
Художественно-графическое училище в
Санкт-Петербурге. Член Союза художников России.
Антонинов работает в станковой графике; в
технике офорта, линогравюре, перо, монотипия,
гравюра на бумаге. Его дед – протоиерей Иоанн
(Антонинов), настоятель одного из многих
разрушенных храмов Екатеринбурга –
постановлением тройки УНКВД был приговорен к
расстрелу в 1937 г.
Такая же судьба постигла и семью создателя этой
программы Игоря Ушакова. Его прадед по
материнской линии – Никита Носков – кадровый
унтер-офицер русской армии, участник I мировой
войны, побывавший в японском плену, в 1937 г. был
репрессирован и расстрелян.
Их светлой памяти, памяти всех безвинно убиенных
соотечественников в годы безбожной власти,
посвящается диск “Соловецкие распевы”.
Приобрести диск “Соловецкие распевы” из стран
дальнего Зарубежья можно, сделав денежный
перевод - 200 руб. по адресу:
103031, Москва, К-31. До востребования, Амосову Г.К. mailto:posevru@online.ru
"ПОСЕВ" № 3 2001
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ"
обязательна |