РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ

Иван Владимиров

РАСПЕВЫ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ

 

disk_obl_2.jpg (28447 bytes)

disk_obl.jpg (26546 bytes)

Знаменитый Спасо-Преображенский ставропигиальный Соловецкий монастырь находится среди Белого моря, на острове Соловки, расположенном в северных пределах Архангельской области. Вокруг Соловецкого острова живописными грядами расположился ряд более мелких островов.
С моря многочисленные постройки монастыря, сверкающие белизной на солнце или рассеивающиеся в тумане пасмурного дня, видны издалека. В холодной безбрежности северного моря они манят к себе как желанное пристанище, обещая тепло, покой и умиротворение. Вблизи монастырь вырастает искусно возведенной в валунной кладке крепостью. Величественные храмы, монументальные стены и башни таят и верно сохраняют в себе летопись Соловков, духовный опыт братии и неувядаемую славу гениальных русских мастеров.
Соловецкий монастырь – один из крупнейших ансамблей каменного зодчества XVI-XIX вв. на Севере Руси. Возведению каменных сооружений предшествовали деревянные постройки, которые и стали архитектурно-планировочной основой будущего комплекса.
История Соловецкой обители – история всего русского Севера. В XVI-XVII вв монастырь держал оборону всего Поморья от Мурманского берега и до западной Карелии.
Велики были духовные подвиги соловецких монахов; монастырь, изо дня в день, трудами братии укреплял свое былое величие.
Обжитое наперекор суровой природе место, которым столетия гордилась и духовно питалась Россия в XX веке, было поругано, осквернено и разрушено.
После переворота 1917 г. большевиками были разорены, разграблены и закрыты почти все славные монастыри России. Самая горькая участь постигла Соловецкий монастырь: переданный НКВД, он превратился в “СЛОН” – “Соловецкий Лагерь Особого Назначения”, в один из островов “Архипелага ГУЛАГ”...
“Особенность” Соловецкого лагеря – “Соловков” – состояла в том, что по государственному плану так называемой “Безбожной пятилетки” к 1942 г. в СССР не должно было остаться ни одного храма, ни одного священника, ни одного верующего в Бога... Исполнительным механизмом этого сатанинского замысла должен был стать “СЛОН”, а исполнителями – озверевшие от крови вчерашние рабочие и крестьяне, ставшие садистами и мучителями.
Спасо-Вознесенский скит, расположенный на одной из самых высоких гор Соловецкого острова, именуемой Секирною, был превращен в самое страшное место на Соловках – карцер. В нем заключенных круглый год содержали без верхней одежды. Чтобы согреть себя, люди собирались в огромный ком. Мученики погибали не только от холода, но и от удушья. Многих же привязывали к бревну и сбрасывали с вершины горы Секирка с лестницы в 365 крутых ступенек к подножию.
Никогда еще в истории человечества раб, пришедший к власти, не отменял рабства – но сам становился еще более жестоким деспотом. “Большое видится на расстоянии”, и не нам, видимо, предстоит разобрать архивы Соловков, изучить бесстрастно все протоколы, дневники и воспоминания очевидцев всего происшедшего с Россией, но некий высший смысл превращения православной святыни в “Русскую Голгофу”, некие невыразимые в прозе мыслеобразы стучат в двери наших сердец уже сегодня. Как смог народ отказаться от своей истории, от самого себя? Как смог поверить очевидной лжи и обману, рушить Церкви Божьи и сжигать святые иконы?
Ныне от великого наследия православной святыни в народной памяти остались не только камни оскверненных и поруганных большевиками храмов, но знаменитые соловецкие распевы.
Наполнены величественной скорбью и глубокой эмоциональностью соловецкие распевы на погребение монахов: “Святым Духом одержатся Вся”, “Святый Боже” и “Вечная память”. Слаб и немощен человек в страстях своих, но нет невозможного Богу – надежда и упование на помощь Его звучит в сочинениях Дм. Бортнянского. Соловецкий монастырь посвящен празднику Преображения Господня на горе Фавор и в этом тоже есть высший смысл и промысел Божий, ибо тьма не имеет силы сама по себе, а есть только отсутствие света в душах людских. В обращении к небесным покровителям – Святителю Николаю Чудотворцу, Святым благоверному князю Александру Невскому и мученику Ермогену Патриарху Московскому, преподобномученицам княгине Елизавете и инокине Варваре – звучит надежда на возрождение в душе русского народа православной веры, силой которой и было создано соловецкое чудо.
Современному музыканту, художнику, обращающему свое творчество к Соловецкому монастырю и его художественному наследию, необходимо проделать большую душевную работу для того, чтобы воспринимать Соловки не только как суровый край Русской земли, не только как исполинский экспонат архипелага ГУЛАГа и не менее величественный церковный памятник Руси, но главное – суметь найти здесь источник своего внутреннего обновления, способного одарить Божественной благодатью.
Этим отличается творчество композиторов Сергея Трубачева и Константина Никитина, исполнительского коллектива под управлением Игоря Ушакова и художника Владимира Антонинова, представленное на выпущенном ими диске.
Владимир Антонинов родился в 1946 г. в г. Екатеринбурге. В 1966 г. закончил Художественно-графическое училище в Санкт-Петербурге. Член Союза художников России. Антонинов работает в станковой графике; в технике офорта, линогравюре, перо, монотипия, гравюра на бумаге. Его дед – протоиерей Иоанн (Антонинов), настоятель одного из многих разрушенных храмов Екатеринбурга – постановлением тройки УНКВД был приговорен к расстрелу в 1937 г.
Такая же судьба постигла и семью создателя этой программы Игоря Ушакова. Его прадед по материнской линии – Никита Носков – кадровый унтер-офицер русской армии, участник I мировой войны, побывавший в японском плену, в 1937 г. был репрессирован и расстрелян.
Их светлой памяти, памяти всех безвинно убиенных соотечественников в годы безбожной власти, посвящается диск “Соловецкие распевы”.

Приобрести диск “Соловецкие распевы” из стран дальнего Зарубежья можно, сделав денежный перевод - 200 руб. по адресу:
103031, Москва, К-31. До востребования, Амосову Г.К. mailto:posevru@online.ru

 

"ПОСЕВ" № 3 2001
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна