ОБЩЕСТВО,
ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ
Наум Коржавин:
«Нельзя быть демократом, не
будучи патриотом»
Выдающийся наш поэт Наум Коржавин, бывший
сталинский политзэка, ныне проживает в Бостоне
(США). В марте с. г. с ним встретился редактор
русской программы «Вашингтон онлайн»
(электронная почта: icrussia@rcn.com
icrussiaforum@rcn.com) Алексей
Григорьев, любезно предоставивший «Посеву»
текст беседы.
– К ак можно оценить положение дел в России?
– В России сегодня Верховный Хаос. Управление
не понимает – кому и чему оно подчинено и хочет
незаметно повернуть страну назад. Но назад
повернуть невозможно. К сталинскому прошлому нет
возврата, потому что умер Иван Денисович. Это
собирательный образ человека, который привык
работать. Иван Денисович воевал, все делал, все
терпел, а потом умер. Пришло новое поколение,
которое думает: Иван Денисович дурак – на нем
возили, а на мне не повезут! От развитого
социализма отказались не диссиденты – они бы до
сегодняшнего дня протестовали – отказался союз
ЦК с КГБ, которые поняли, что дальше так жить
нельзя. А либеральная интеллигенция проиграла
борьбу за власть. Она ориентировалась на людей
своего круга и на понимание людей только своего
круга. И даже из победы Жириновского на выборах
не было сделано никаких выводов, кроме одного:
народ плохой или глупый. Между тем, народ не
глупый – он так выразил свое мнение.
Интеллигенция народу ничего не говорила: жила
своей насыщенной внутренней жизнью.
Недавно была передача «Глас Народа» по НТВ и три
милые девочки говорили, что они не патриоты, а
«граждане мира». Они плохо представляли, в какой
обстановке они произносили эти слова. Слова, сами
по себе глупые, потому что мира, гражданами
которого они себя считают, они, скорее всего, в
глаза не видели. Тем более, если ты любишь свою
страну больше других, это отнюдь не означает, что
ты плохо относишься к другим странам. Но девочки
так привыкли говорить в своем кругу – это
интеллигентно и мило. А где-то у телевизоров
сидели зрители, которые смотрели на них и думали:
«Вот сукины дети! Ведь они на нас плюют!». Эти
девушки даже и не представляют, что существуют
другие люди, с другими интересами, другим языком,
но с которыми надо уметь разговаривать.
Интеллигенция всегда общалась только сама с
собой, а коммунисты разговаривали с людьми – они
их обманывали, но разговаривали. Впрочем,
коммунисты – неточное слово. Они в России
кончились уже в 1935 году. Правильно говорить –
КПРФ. КПРФ, в каком-то смысле, больше партия, чем
КПСС. Потому что, КПСС это партия, ставшая идеей.
Но непонятно, почему члены КПРФ считают себя
коммунистами, если они патриоты. Это наследие
Сталина, наследие власти безыдейности.
Безыдейность – это отнюдь не отсутствие идей.
Безыдейность, когда декларируется идейность, но
ее нет на самом деле, когда творится власть
пустоты и лжи. Когда Зюганов говорит правду о
безобразиях, которые сегодня происходят, он
обманывает – потому что он врет, что коммунист. И
врет, потому что он коммунист. Я не думаю, что он
сам понимает – кто он такой на самом деле:
коммунист, патриот, государственник? Но зачем
пудрить мозги людям?
– Вы поддерживали реформы Горбачева и Ельцина,
или сразу увидели, что что-то идет не так?
– «Так» все быть не могло, было слишком поздно.
Поясню. Допустим, Сталин был честным человеком и
ошибся, например, с коллективизацией. После
окончания войны он мог повернуть назад, и тогда
можно было сравнительно легко исправить
положение. После смерти Сталина стало тяжелее
исправить, а когда пришел Горбачев, практически,
шансов не осталось.
Социализм воспитал в людях уголовные качества,
например, безнравственность. Сталин уничтожил
народ как общность. Сталинщина создала
государство псевдорасцвета и теперь за это
приходиться платить. Чего стоит одна
индустриализация! Она была абсолютно
неэкономической. Понастроили промышленных
гигантов там, где их нельзя строить, сырье для них
приходится возить с другого конца страны, вокруг
возвели города – и теперь никто не знает, как из
положения выходить. За это можно ругать Путина и
меня с одинаковым толком.
– Значит, реформы не имели смысла?
– Когда меня спрашивали: верю ли я в перестройку,
я говорил, что это дело не веры, а воли. Если можно
было мобилизовать волю, то надо было делать
осторожно. И Горбачев пытался делать осторожно.
Ельцин для меня был туманным существом. Когда он
только появился, я назвал его «Стенька Ельцин»
из-за его походов по магазинам. Ельцин вел себя,
как идеальный секретарь райкома, который борется
с завмагами. Я его запрезирал – это дешевка.
Советская торговля была блудной дочерью
советской системы распределения, другой быть не
могло. И не в завмагах было дело.
А как вел себя Ельцин потом? Он ничего не хотел
делать! После путча ГКЧП он исчез на 20 дней, а эти
дни не заменишь другими 20 днями. В 1993 году он
совершил, в сущности, государственный переворот.
Но для чего? Только чтобы остаться на троне!
Ельцина, конечно, будут поминать хорошими
словами. Потому что он не зажимал свободу печати.
Ему было на нее наплевать – мели, Емеля, твоя
неделя. А нынешнее правительство нервенное.
– Ельцин ушел, появился полковник КГБ...
– Он не появился, его Ельцин поставил из каких-то
своих соображений. Я не думаю, что Путин дурак или
посредственность. У него не хватает силы. Легко
сказать «не хватает силы», как будто у меня бы
хватило!? Потому что, с одной стороны, его
окружают гебисты, а с другой – жулики. А третьих
нет.
Гебисты, естественно, работают по-гебистски: «мы
их запретим, но сделаем так, будто не запретили, и
все поверят». Но никто не верит, потому что такое
уже было. Отвратительна гебистская секретность,
потому что в секрете у них всегда глупость.
Задержали они журналиста Бабицкого. Потом
выступает министр Рушайло и говорит, что у
Бабицкого отобраны фотографии, на которых пытают
наших солдат! Но ведь с этими фотографиями он шел
не к бандитам, не на Запад, а в Россию. Значит, если
следовать логике Рушайло, Бабицкий показал, что
противник вытворяет с нашими пленными. Значит,
его не судить, а наградить надо!
Я не сторонник Бабицкого, так же как и не
сторонник покойного генерала Рохлина. И когда
убийство Рохлина сваливают на его жену, я могу в
это поверить – все бывает в жизни. Но почему
материалы обычного бытового преступления
полностью засекречиваюется? Чего из меня дурака
делают? Вообще дураков в России мало.
И, спрашивается, на кого Путину опираться: на
интеллигенцию, которая сама не знает, чего хочет?
Она проводит антивоенные митинги: «Надо уйти из
Чечни!». Но если уйдем, что дальше будет? – «А мы
как-нибудь»! Вообще все силы, которые сегодня
действуют в России, объединяет общее чувство
безответственности. Это относиться и к
правительству и к оппозиции!
Сейчас необходимо объединение всех, ради
спасения страны. Но, с другой стороны, только
объединишься, как тут же найдется какой-нибудь
Березовский, который все разворует. Учтите, я не
великий вождь и учитель и если я чего-то не вижу,
это не означает, что выхода вовсе нет. Выход надо
искать. Но он не в том, чтобы злиться друг на
друга. Или думать о том, что Россия такая-сякая,
ужасная или, наоборот, что Россия святая и все
замечательно.
– Вы были в оппозиции Ельцину, а сейчас
считаете себя в оппозиции нынешнему российскому
режиму?
– Конечно, мне очень не нравится, когда
российская власть начинает зажимать свободу
печати и оскорблять меня заявлениями о
«независимом прокуроре Устинове». Я не люблю,
когда со мной разговаривают, как с дураком, –
пусть они с иностранцами так разговаривают. Я не
скажу, что я сторонник немедленного введения
демократии, но я сторонник свободы слова. Свобода
слова – не свобода глупого человека.
Но быть в оппозиции значит настаивать на другом
пути развития, а я другого пути не вижу... До
появления Гайдара я немножко понимал, что надо
делать. А Гайдар прервал всякую возможность
разговаривать с народом.
– Почему?
– Теперь народ, как слышит грамотную речь, сразу
соображает, что надо держаться за карман.
Романтические, или я вообще не знаю, как их
назвать, реформы Гайдара вообще не учитывали
интересов людей. Идея была такая – бросить
Россию в море: кто выплывет, тот молодец. А
выплыли жулики.
– Вы всегда были против распада СССР. А сейчас,
считаете ли необходимым его восстановление?
– Восстановление СССР на гебистской или
коммунистической основе меня не вдохновляет. Но
СССР не был детищем Сталина и конгломерат стран,
названный Советским союзом, я не считаю
случайным. Российская империя не была тюрьмой
народов – это вранье. В противном случае,
чечено-ингушская «дикая дивизия» не была бы
одной из лучших частей в русской армии. Россия не
лезла в обычаи народов, не учила никого жить, не
запрещала многоженство, а, наоборот, привлекала к
себе. А Сталин все запрещал! И что, в результате,
получилось?
Какой-то старый киргиз в горах Алатау говорил
моему приятелю: «Советский власть – хороший
власть. Только маленько больно долгий». Это очень
серьезные слова!
Нам надо помнить, что Россия – великая страна. Но
в политике это убеждение надо бросить к чертовой
матери. Потому что сперва надо наладить
собственные дела. В то же время допустить распад
России нельзя.
Как и любые другие, русские люди не хотят
бесплатно работать, и, как и все, работают, когда
им платят за это. Конечно, иногда они способны
совершить подвиг, но не совершать же подвиги всю
жизнь! Люди должны заботиться о себе. Я разделяю
древнееврейскую мудрость: «Если я не за себя – то
кто за меня, если я только для себя – то зачем я?».
У русских есть стремление к труду, к общности. Это
вовсе не плохое стремление. Русский человек на
уровне бытовых отношений хороший человек, хотя
на уровне общественных отношений начинается
что-то ужасное. А с чего быть другому: когда
пересажали и перестреляли все «маяки»?
Людям надо строить жизнь, а не сочинять ее. На
Солженицына многие разозлились, когда он написал
«Как нам обустроить Россию». С его
рекомендациями можно не соглашаться – но речь
идет как обустроиться, как устроить свою жизнь. А
с жизнью надо обращаться осторожно. Тем более что
Россия переутомлена, очень переутомлена.
Вот коммунисты активно используют
центростремительные тенденции: возьмите
Молдавию и Украину.
Украинская бурлящая оппозиция – чего бурлит? –
Им не нравится Кучма. И поэтому строится целое
антикучмовское движение: с одной стороны в нем
полуфашистское УНА-УНСО, с другой коммунисты, с
третьей – либералы. Ну, они сбросят Кучму: а что
будет дальше? Впрочем, оппозиционеров на Украине
для народного движения маловато. Когда Кучма на
них бросил силы, они отступили и говорят: «Мы
должны изменить тактику». А какая тактика была? –
Тактика называлась «сбросить Кучму». Это то же
самое, что в России организовать тактику
«сбросить Путина» – соберутся 20 тысяч человек.
Ну и что? Надо же добиваться чего-то реального...
– Что сейчас значит «любить родину»?
– То же самое, что и всегда. Демократия это путь
ко благу и к отечеству любовь. Нельзя быть
демократом, не будучи патриотом. Я люблю русскую
историю. Конечно, там много страшного, но у меня
другой истории и другой культуры нет, несмотря на
мое происхождение. В России много хороших людей и
я их люблю. Я чувствую связь и с другими
республиками...
– Есть ли «русская идея»?
– Раньше я считал, что России суждено сыграть
большую роль в истории. Я думаю, что эта роль была
задана – связать восточный коллективизм и
западный индивидуализм. А теперь на Востоке
развивается жлобство, а на Западе какой-то распад
– каждый личность и каждый самоутверждается.
У России есть свой путь. Русская идея – это вовсе
не утверждение, что русские лучше всех. И,
все-таки, есть какие-то мелочи! Я православный,
хотя и не разбираюсь в тонкостях богословия... Но,
подумайте: многие в России воспринимают
православие, как «иудаизм для русских», где
«избранный народ» – не евреи, а русские. Но
православие – христианство, «православный» –
определение, а не религия. Этого никто никогда не
отрицал. Но почему-то главной задачей
Православной Церкви в мире, который становится
все более языческим, одолеть других
христиан-католиков. И больше никаких дел нет!
Доходит до смешного: Московская Патриархия
возмущена тем, что Папа Римский, когда приедет в
Польшу, будет встречаться с униатами –
католиками православного обряда.
– Что происходит в российской культуре?
– Ничего не происходит, если Вы имеете в виду
влияние на нее текущих событий. Происходит то же
самое, что начиналось в 70-80 гг.: власть тусовки.
Это власть людей, которые раньше сидели в
котельных и были гениями – и ни один котел не
возражал! Хотя в этом поколении есть
замечательные писатели.
Но они кричат: «Мы выше политики!». Данте не был
выше политики – а они выше! И они заявляют, что
следуют за Данте! Это виртуальное мышление, это
легализация тщеславия. Легко было стать гением
раньше. Просто сказать, что советская власть –
дерьмо! Только сказал – и сразу гений. Но вместе с
советской властью дерьмом оказывались, например,
все деревенские писатели. А очень многие
деревенские писатели – писатели очень хорошие.
И вот современное поколение деятелей культуры
заявляет: все дерьмо, а мы гении, которые
непосредственно общаются с вечностью. Чистая
чепуха. Хотя это не случайно.
– Не случайно?
– XX век отличился легализацией тщеславия во всем
мире. Происходили очень серьезные вещи с
психологической точки зрения. Вот, например,
Ленин. Он не был левым интеллигентом, потому что
не интересовался переделкой сущности человека.
Он был народник, с той разницей, что народа не
любил. Ленин брал личный реванш! Он попытался
стать присяжным поверенным, но не получилось,
хотя у него хватило бы ума и изворотливости для
этой работы. Потом Ленин стал экономистом и тоже
не имел большого успеха.
Потом он написал огромный «философский» труд
«Материализм и эмпириокритицизм». А ведь он
просто не знал, что такое философия! Он даже
Гегеля прочел позже! Но Ленин не был идиотом: он
рассчитывал на колоссальный успех, на то, что все
начнут возмущаться, ругать! – А специалисты
книгу не заметили. Я не философ, но передержки у
Ленина видны на каждом шагу. Причем, переделки не
мошеннические – он писал, словно выступал на
митинге. А философских митингов не бывает.
Ленину было 47 лет, когда началась революция. В
этом возрасте люди занимаются серьезными вещами,
а он разъезжал в пломбированных вагонах, как
ребенок, который играет во что-то. Это тоже было
самоутверждение и вообще у большевизма очень
много было самоутверждения. Конечно, некоторые
революционеры были обычные жулики. А так все
самоутверждались: играли какие-то роли, чем-то
наполняли жизнь... Но нельзя, наполняя свою жизнь,
губить чужую. Но тогда почему-то считалось, что
если гибель совершается во имя всего
человечества, то хрен с ним – ошиблись малость,
поправим. Давно никакого коммунизма нет, но
сохранилось обаяние его логики – «не ошибается
тот, кто не работает».
Коммунизм был какой-то религией. Без бога, но
религией. Многие понимают коммунизм, как
«марксизьмь-ленинизьмь». Но это более сложная
вещь. «Марксизьмь-ленинизьмь» никого не
соблазнил. А коммунизм соблазнил десятки
миллионов умных людей!
– Есть ли у Вас любимый анекдот, который
характеризует наилучшим образом нынешнюю
ситуацию?
– Похороны, музыка играет, все плачут, а
покойник сидит в гробу и курит. Его спрашивают:
«Кого хоронят?» – «Меня!» – «Так ты же живой?!!!» –
«А их это не волнует!».
"ПОСЕВ" № 4 2001
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ"
обязательна |