ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ

 

Архимандрит Августин (Никитин)

ГОРА, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНАМИ

Al-Akza.jpg (21269 bytes)

ОТ ЦАРЯ ДАВИДА ДО КРЕСТОНОСЦЕВ

Единственное место на земном шаре, которое с глубокой древности освящено поклонением Единому Богу, на которое издревле с благоговением взирали верующие трех религий – иудаисты, христиане и мусульмане, находится в восточной части Иерусалима. Это храм, построенный в эпоху царей Давида и Соломона (кон. ХI в. – ок. 928 г. до Р. Х.).

Соломон построил его на горе Мориа, на земле, купленной его отцом Давидом у Орны Иевусеянина. Но Давиду не суждено было совершить возведение храма. Он воздвиг на гумне Орны только алтарь Единому Богу и умер, завещав продолжение строительства сыну. Тот начал строить храм почти за 1000 лет до Р. Х. Работы длились 7 лет; храм стал единственным местом поклонения Богу Иегове. В этот храм был перенесен Ковчег Завета; место, где находилось Святое Святых, было запретным для посещения, и лишь раз в год был доступен первосвященнику.

Впоследствии Иерусалим завоевывался, разрушался и восстанавливался Навуходоносором II, Киром, Птоломеем, римлянами. Судьбу города разделял и храм Соломона: в 588 г. до Р. Х. он был разрушен Навуходоносором. Второй храм, строительство которого было начато по возвращении евреев из вавилонского плена в 524 году до Р. Х., строился в течение 19 лет и впоследствии неоднократно страдал от разрушений. В прежнем великолепии он был восстановлен при палестинском царе Ироде Великом (40-4 г. г. до Р. Х.).

Это место поклонения Единому Богу считалось доступным только богоизбранному народу Израиля; как сообщали Иосиф Флавий и Тацит, надписи на греческом и латинском языках предупреждали об этом чужеземцев.

Согласно общехристианскому преданию, Дева Мария была введена в храм первосвященником. Впоследствии христиане назвали возведенную на этом месте церковь церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Пророчество Спасителя о разрушении храма сбылось вскоре после Его крестной смерти: в ходе Иудейской войны (66-73) Иерусалим был разорен войсками римского императора Тита; храм Соломона в 70 г. также был разрушен, и к настоящему времени от него сохранилась только часть наружной ограды, т.е. Стена плача; она находится в юго-западной части территории, занимаемой некогда иерусалимским храмом. Плач евреев у подножия разрушенного храма начался еще с древних времен. Как сообщал в 333 г. бордосский паломник, недалеко от разрушенного храма находился "пробитый камень", к которому раз в год приходят иудеи, помазывают его, с воплем рыдают, разрывают свои одежды и затем удаляются".

В VI в. на месте храма была возведена церковь Марии, впоследствии названная церковью "Введения Богородицы во храм". Но в 638 г. арабские войска под предводительством халифа Омара взяли Иерусалим.

Вскоре после этого арабы превратили базилику "Введения Богородицы во храм" в мечеть, которая впоследствии стала назваться аль-масджид аль-Акса (мечеть удаленнейшая). Постепенно Иерусалим сделался третьим по значению (после Мекки и Медины) религиозным центром ислама, и аль-Акса стала рассматриваться как величайшая мусульманская святыня.

Дело в том, что в Коране имеется краткое упоминание о "ночном путешествии" Мухаммеда; 17-я сура называется: "Перенес ночью". В первом стихе ее говорится: "Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений" (17,1).

Первоначально под "отдаленнейшей мечетъю" (аль-Масджид аль-акса) понимались небеса, куда Мухаммед якобы был вознесен однажды ночью. С конца VII в. складывается традиция рассматривать это путешествие как "ночное путешествие" Мухаммеда в Иерусалим, отличая его от последующего вознесения на небеса. Согласно преданию, Мухаммед спал около Каабы, когда к нему явился архангел Джибрил (Гавриил) с крылатым конем Бураком. В солровождении Джибрила Мухаммед отправился на Бураке в Палестину. В Иерусалиме он встретил Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса) и руководил их совместной молитвой.

Впоследствии мусульмане отождествили "отдаленнейшую мечеть”, упоминаемую в Коране, с иерусалимской. По преданию, сюда Мухаммед был якобы чудесным образом перенесен на Бураке перед вознесением на небо. И в XI в. арабский писатель Насир-и-Хосров, определил религиозное значение Иерусалима для мусульман следующим образом: "Это место – третий дом Божий. Ученые богословы признают, что каждый намаз, сотворенный в Иерусалиме, равняется 25 тысячам намазов".

Крестоносцы снова превратили мечеть аль-Акса в христианскую церковь. Иерусалимский король Балдуин II отдал часть храмового здания тамплиерам, которые вскоре построили еще и длинную галерею, примыкавшую к храму с запада. Крестоносцы имели здесь королевскую резиденцию, называвшуюся "Соломоновым двором". Аль-Акса стала главным центром тамплиеров. Их постройки теснились около этой церкви, и аль-Акса носила тогда название "Храма Соломона".

Эта древняя христианская базилика в основном сохранила свой первоначальный византийский характер. После ухода крестоносцев из Иерусалима церковь снова была переделана в мечеть.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА РУССКИХ ПАЛОМНИКОВ

До первой половины ХIХ в. мусульмане, жившие в Иерусалиме, проявляли религиозную нетерпимость к иноверцам и, в первую очередь, к христианам. Любопытное объяснение бытовавшей в то время религиозной нетерпимости мусульман к иноверцам, приводилось в одном из русских альманахов. Упомянув о том, что немусульманам под страхом смерти запрещено было входить на храмовую площадь и посещать мечеть аль-Акса, автор пишет далее: "Это место так свято, – говорят они (мусульмане – авт.), – что всякая молитва, там произнесенная, должна быть необходимо внята Богом, и, следовательно, очень важно удалять от этого места христиан, которые не преминули бы молиться о падении магометан, об изгнании их из Иерусалима и т.п."

Для того чтобы более полно представить картину христианско-мусульманских отношений в Святом граде, можно привести отрывки из воспоминаний паломников-христиан, описывавших, наряду с христианскими святынями, и мусульманские.

"А в полуденном угле (Иерусалима – авт.) стоит церковь чудна и высока вельми, по-еврейски зовется Ероя, а по-русски "Святая Святых", – писал московский священник Иоанн Лукьянов, побывавший в Иерусалиме в январе 1711 г. – А церковь Святая Святых создание Соломоново, разорена вся до основания Титом, царем римским... ныне на том месте стоят две мечети турецкие изрядные; а турки отнюдь не пустят посмотреть, убивают того или потурчат".

В ХIХ в., казалось бы, ничего не изменилось, если прочесть строки, написанные другим русским паломником в 1840-х гг. "У входа в мечеть стояли вооруженные привратники, не дозволившие нам даже остановиться перед ним (храмом – а. А.): христианину под смертной казнью воспрещен вход в эту мечеть, если он не согласится для спасения настоящей своей жизни погубить будущую отречением от Христа и принятием мухаммеданского закона".

Бывали и редкие исключения. В 1835 г. русский публицист и общественный деятель А.С. Норов сообщал: "Я имел случай осмотреть обе мечети, находящиеся в ограде храма Соломонова: Омарову – эль-Сахру и другую; называемую эль-Акса, которая обращена в мечеть из древней церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы". Но, во избежание возможных инцидентов, Норова и его спутников "просили несколько скрыть европейский костюм под восточной одеждой". "Никогда не было примера такого почти официального дозволения, и без сомнения мы одолжены за этот успех могущественному действию имени русских", – с удовлетворением отмечал Норов.

Интересна была реакция привратника мечети, – простого мусульманина, который был далек от новых веяний в расстановке сил на ближневосточной арене. По этому поводу Норов заметил, что "привратник глядел на нас с удивлением, но, видя с нами каваса, он вошел с ним в переговор, продолжившийся несколько минут; по его мимике мы видели, что он представлял затруднения; но это кончилось тем, что мы, оставя в воротах туфли, вступили на мраморный помост обширного двора".

А через несколько десятилетий, когда влияние европейских держав на Ближнем Востоке усилилось и запреты пришлось отменить, мусульмане обратили свои святыни в источник дохода. Так, игумен Гуслицкого монастыря иеромонах Парфений столкнулся в Иерусалиме с тем, что "нынче каждую неделю ходит по монастырям турецкий кавас и приглашает в Омарову мечеть, только с каждого берут по 6 пиастров, т.е. по русскому двугривенному".

В последней четверти ХIХ в. на Ближнем Востоке начали укрепляться позиции Германии, несмотря на то, что сферы влияния в этом регионе были уже разделены между Францией и Великобританией. Как известно, Германия стремилась стать союзницей Оттоманской Порты. Осенью 1898 г. кайзер Вильгельм II посетил Иерусалим и Дамаск, где осмотрел не только христианские, но и мусульманские святыни. 21 октября, находясь в Иерусалиме, кайзер посетил мечети Аль-Акса и Куббат-ас-Сахра. Обе святыни были отремонтированы к приезду высокого гостя. "Великолепные изразцы, украшающие стены мечети, вычищены и блестят как новые. Внутри все подновлено, вызолочено", – сообщалось по этому поводу в русской печати. Связи палестинских арабов с Германией поддерживались и в дальнейшем...

В середине ХIХ в. еврейское население Палестины было незначительным и насчитывало немногим более 11 тыс. чел. После того как мусульмане стали допускать иноверцев к посещению Харам аш-Шарифа, евреи по-прежнему избегали это делать. Как писал В. Дорошевич, "неизвестно, где именно находилась Святая Святых, и евреи не приходят сюда (в Харам), боясь коснуться ногой священного места, на котором стоял Ковчег Завета".

Они по-прежнему довольствовались молитвой у Стены плача, собираясь вечером по пятницам. "Толпы евреев и евреек, в своих молитвенных одеждах, старухи, мальчики, девочки и седые старики важного вида со строгими глазами в очках и древними книжками в руках, наполняли этот закоулок, не имевший выхода; все стояли, приникнув головой к замшившимся камням Мориа и со страстным увлечением воссылали молитвы обожания к подножию своего сокрушенного храма", – писал в конце ХIХ в. Е.Л. Марков.

 

ПОД АНГЛИЙСКИЙ МАНДАТ

В Оттоманской империи, включавшей в себя и Палестину, в 1876 г. была обнародована конституция, одно из положений которой гласило: "Ислам есть государственная религия. Держась этого принципа, государство, тем не менее, покровительствует свободному отправлению всех исповеданий, признанных в империи, и сохраняет религиозные привилегии, предоставленные разным общинам, при том условии, чтобы не наносилось никакого ущерба общественному порядку и добрым нравам".

Хотя это положение было призвано гарантировать религиозную веротерпимость, на практике оно выполнялось не всегда. В сознании многих мусульман издавна утвердилось мнение о том, что Стена плача – это та самая стена, о которой упоминается в 57-й суре Корана: "В тот день, когда скажут лицемеры и лицемерки тем, которые уверовали: "Подождите нас, чтобы нам заимствовать вашего света!" – им скажут: "Вернитесь обратно и ищите света!" И воздвигнута между ними стена, у которой врата: внутренность ее – милосердие, а наружность – со стороны ее – наказание" (57,13). Такое истолкование не способствовало улучшению взаимоотношений между арабами и евреями в Иерусалиме.

9 декабря 1917 г. английские войска вступили в Иерусалим. По соглашению с Россией, заключенному еще в 1916 г., англичане обязались установить в Палестине международное управление. В 1922 г. Великобритания получила от Лиги Наций мандат на Палестину.

Через несколько лет после этого в Иерусалиме возник конфликт между мусульманами и иудаистами из-за того, что представители местных властей дали разрешение Меджлис-исламу (мусульманский религиозный совет) пристроить к Стене плача школу и другие помещения. В середине августа 1929 г. арабы потребовали, чтобы вся Стена плача была отдана в их непосредственное пользование. Евреи отказались сделать это. Спор обострился из-за того, что в эти дни еврейские и арабские общины Иерусалима отмечали свои религиозные праздники: 15 августа у евреев был день траура в память разрушения храма Соломона, а 17 августа мусульманами праздновался день рождения пророка Мухаммеда.

23 августа большая толпа арабов явилась к Стене плача и разогнала собравшихся там евреев. На помощь последним явилась вооруженная милиция и вступила с арабами в перестрелку, во время которой было убито и ранено более 100 человек. В ответ на это были созданы мусульманские комитеты для защиты "бурак" (так называется арабами Стена плача) от захвата. Арабско-мусульманские комитеты развернули широкую панисламистскую кампанию, призывая к священной войне в защиту Стены, которая тогда была вакуфом – священной собственностью мусульманской общины. В свою очередь евреи предъявили свои требования – плакать и молиться у этой стены в Иерусалиме.

Начались еврейские демонстрации в арабских кварталах у Стены плача под антиарабскими лозунгами. В ответ на это исполком арабского палестинского конгресса устроил демонстрацию протеста, проходившую у той же Стены плача. Во главе мусульман встал иерусалимский муфтий Хадж аль-Хуссейни – религиозный глава и председатель Высшего мусульманского Совета.

 

ПОХОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО МУФТИЯ

В истории арабо-еврейского противостояния в Палестине иерусалимский муфтий занимает особое место. Великий муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хуссейни, духовный руководитель палестинских арабов, в ноябре 1941 г. в Берлине встречался с Гитлером. В годы II мировой жил в Германии, был офицером СС. Он организовал в рамках немецкой армии военное подразделение из арабов и вместе с Гитлером разрабатывал планы окончательного решения судьбы евреев в Палестине и завоевания Ближнего Востока африканским корпусом Роммеля.

В 1990 г. в Париже вышла в свет книга известных французских журналистов Роже Фалиго и Реми Коффера "Полумесяц и свастика". В ней рассказывается о связях арабских националистов с нацистской Германией. "Я встретился с авторами книги, – сообщал тогдашний парижский корреспондент "Литературной газеты" Кирилл Привалов. – Роже Фалиго показал мне символические фотографии. С Великим муфтием беседует фюрер, оба улыбаются – и Гитлер, и его гость. Правая рука вскинута в нацистском приветствии – Великий муфтий принимает парад дивизии Ваффен-СС – "Ятаган", (“Хандшар” – Ред.) сформированной из мусульман-боснийцев. Еще один снимок: Великий муфтий – руки благоговейно сложены на животе – благодарит Аллаха за создание в Берлине "Арабского легиона" из добровольцев, рвущихся в рядах СС бороться с "неверными".

Но до этого было целых 12 лет, а летом 1929 г. постепенно события начали выходить за рамки арабо-еврейского конфликта. Тысячи феллахов и бедуинов из Трансиордании, Сирии, Синая направлялись на помощь палестинцам. "Мы живем как на вулкане, писал в те дни корреспондент лондонской газеты "Дейли Ньюс", – теперь арабы опираются на помощь единоверцев Сирии, Египта, аравийских государств и Индии".

Религиозные столкновения стали причиной переброски английских войск в Палестину, и вскоре им удалось подавить восстание.

ОТ РЕЗОЛЮЦИИ ООН ДО “6-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ”

Важной вехой в истории Иерусалима была принятая 29 ноября 1947 г. резолюция ООН о разделе Палестины и о создании на ее территории двух государств – арабского и еврейского. В связи с тем, что иерусалимские святыни, связанные с историей трех религий, имеют исключительную ценность в глазах сотен миллионов верующих, было решено, что Иерусалим должен быть интернационализирован и наделен особым статусом. Этому вопросу был посвящен особый раздел резолюции (параграф 13.Святые места), где говорилось следующее:

а) Уже существующие права в отношении Святых мест или зданий и мест, предназначаемых для религиозных целей, не подлежат отмене и не могут быть ограничены;

б) Свободный доступ к Святым местам или в здания и участки, предназначаемые для религиозных целей, и свободное отправление богослужения обеспечивают в соответствии с существующими правами при условии соблюдения требований в отношении поддержания общественного порядка и благопристойности;

в) Святые места и здания и участки, предназначенные для религиозных целей, подлежат охранению. Не разрешаются никакие действия, которые могут нарушить их священный характер.

Первая арабо-израильская война началась сразу же после провозглашения независимого Израиля. Войска 7 арабских стран – Трансиордании, Египта, Сирии, Ирака, Ливана, Саудовской Аравии и Йемена, 15 мая 1948 г. вторглись на территорию Палестины. В результате этой войны (1948-49 гг.) Иерусалим был разделен демаркационной линией на 2 части: западная вошла в состав Израиля, восточная часть, включавшая "Старый город" с его святынями – в состав Иордании.

Во время "битвы за Иерусалим" – боев 1948 г. между израильской "Хаганой" (евр. – "Оборона") и "Арабским легионом", Харам-аш-Шариф и находящиеся здесь мечети, получили значительные повреждения.

15 октября 1948 г. коптский патриарх Иерусалима объявил короля Иордании Абдаллаха королем Палестины. В своей политике Абдаллах опирался на Великобританию; одновременно он противился американскому проникновению в Иорданию, и в результате англо-американских противоречий на Ближнем Востоке, стал жертвой заговора. 20 июля 1951 г. он был убит при входе в мечеть аль-Акса членом проамериканской военной организации "Аль-Джихад аль-мукаддас" (Организация священной войны).

Иерусалимские святыни подверглись новой угрозе разрушения, которая возникла с началом арабо-израильской войны 1967 г. В ночь на 5 июня 1967 г. армия Израиля нанесла упреждающий удар по вооруженным силам трех арабских стран: Египта, Иордании и Сирии. В ходе этой "шестидневной войны" израильтяне заняли Восточный Иерусалим. Этому придавалось не только стратегическое, но и религиозное значение. Один из двух главных раввинов Израиля – Исер Иегуда Унтерман сказал тогда: "Это война необычная. Это глава, которая будет добавлена к Библии". А главный раввин израильской армии – генерал Шолом Горен призывал: "Евреи, мы живем в эпоху машиаха (мессии). Построим храм быстро в наши дни".

Израильские руководители торжественно отметили победу 1967 г., устроив выездное заседание правительства в Иерусалиме с посещением Стены плача. В те дни газета "Шеарим" писала: "Святой Иерусалим снова в руках Израиля. Мы освободили его от чужестранного владения н водрузили на его стенах флаг свободы и освобожденного Израиля, после того, как он пал у Эдома 1900 лет назад ".

СТРАСТИ ПО ХРАМОВОЙ ГОРЕ

В 1980 гг. израильские специалисты приступили к археологическим раскопкам на территории Харам-аш-Шарифа. Это было воспринято мусульманами как один из способов "иудаизации", что содействовало активизации ланисламистских настроении в арабском мире, и чем воспользовались экстремистские организации, имеющие филиалы во многих арабских странах, как "Братья-мусульмане". Это и побудило мэра Иерусалима Т. Коллека в 1985 г. принять меры по обеспечению доступа арабам из других стран к святым местам Иерусалима.

Вопрос об Иерусалиме – один из главных в комплексе палестино-израильских отношений. Переговоры по этой проблеме должны были начаться в 1996 г. Но при этом следует учитывать, что Иордания также имеет свои интересы. Король Хусейн всегда считал себя "хранителем" мечети "аль-Акса" в Иерусалиме (по аналогии с королем Саудовской Аравии, носящим титул "хранитель двух священных мест" – мечетей в Мекке и Медине). В свое время иорданский монарх потратил 10 млн долларов на реставрацию священного комплекса на Храмовой горе в Иерусалиме. Там, на ступенях аль-Аксы, на глазах Хусейна, тогда еще подростка террорист убил его деда Абдаллаха – единственного из арабских лидеров, стремившегося установить мир с Израилем. В войнах 1948 и 1967 гг. многие иорданские солдаты отдали свои жизни, сражаясь за Иерусалим.

В 1994 г. в Вашингтоне было подписано израильско-иорданская декларация о прекращении 46-летнего состояния войны. Возвращаясь из США, король Хусейн открыл воздушный коридор над Израилем. Бывший боевой летчик он собственноручно управлял самолетом, сделав на малой высоте несколько кругов над старым Иерусалимом. Приземлившись в Аммане, Хусейн, сдерживая волнение, сказал журналистам, что не может выразить чувства, которые он испытал, пролетая над святым городом. По его словам, Иерусалим должен стать отныне местом встречи и мира для всех: израильтян, арабов, палестинцев.

Однако через 2 года в Иерусалиме вспыхнул очередном конфликт, связанный с Храмовой горой. На этот раз волнения палестинских арабов-мусульман начались в сентябре 1996 г., после открытая израильтянами туннеля, ведущего под мечеть аль-Акса. Этим историческим туннелем-водоводом евреи пользовались еще 3 тысячи лет тому назад. Его водой омывались животные, приносимые в жертву в Храме Соломоновом. Но подземный ход под Храмовом горой в Иерусалиме существовал задолго до того, как евреи поселились в этих местах, – по той причине, что он имеет естественное происхождение: его никто не рыл и не строил.

Но озабоченные мусульмане решили, что расчистка туннеля от завалов может привести к тому, что мечеть аль-Акса просядет или даже вовсе рухнет, или что террористы начинят туннель динамитом и взорвут Храмовую гору. По утверждениям палестинцев, открыв туннель, израильские власти намерены не только доказать, что аль-Акса воздвигнута на месте храма Соломона, но и, пустив туда туристов, намерены разрушить мечеть и воздвигнуть на ее месте копию этого храма.

Израильская версия сводилась к тому, что открытие туннеля – это лишь повод для Ясира Арафата укрепить влияние среди палестинских радикалов посредством организации массовых беспорядков.

Проблема размуровывания археологического водовода и ввода его в строй возникла в 1980 гг. Впервые открыть туннель попыталось правительство "Ликуд" в 1988 г. Но отказалось от попытки, т.к. служба безопасности Шабак предсказывала взрыв негодования палестинцев. Проблемой туннеля и последствиями его открытия занимался премьер-министр Израиля Ицхак Рабин и его ближайшие сотрудники: министр полиции Моше Шахал, начальник его личной канцелярии Эйтан Хабер и генеральный директор министерства главы правительства Цви Альдероти. Эти высокопоставленные чиновники пришли к выводу, что туннель может быть открыт только в результате соглашения с соответствующими мусульманскими религиозными инстанциями. Рабин, тайно посетивший туннель, рекомендацию отверг: "Нам сейчас не хватало только суматохи и кровопролития вокруг туннеля. И все это в святом для мусульман месте, да еще в Иерусалиме! Это всколыхнет весь мусульманский мир". Решение вопроса о подземном ходе, ведущем от Виа Долороза к Храмовой горе, было заморожено.

Затем к вопросу о туннеле вернулось правительство Шимона Переса, но также отложило его открытие до 2000 г. – предполагавшейся даты завершения переговоров.

Правительство Нетаньяху "разрубило узел". По мнению израильских аналитиков, это произошло под давлением американских спонсоров религиозной общины "Атерек Кананим", живущей на стыке арабской и еврейской частей Иерусалима и давно стремящейся доказать историческое право евреев на Восточную часть Иерусалима. Нетаньяху, посовещавшись с министром безопасности Авигдором Кахалани и мэром Иерусалима Иехудой Ольмертом, дал разрешение на открытие туннеля.

Сразу же после этого 6 палестинских группировок опубликовали совместное заявление с призывом к антиизраильским демонстрациям. Среди них – возглавлявшийся Ясиром Арафатом “Фатх” и его соперники, всегда отвергавшие идею мира с Израилем, – исламистское движение ХАМАС и Народный фронт освобождения Палестины. Результат: 15 убитых израильских солдат и офицеров, 30 убитых палестинцев, многие десятки раненых с обеих сторон.

 

СТАТУС ВОСТОЧНОГО ИЕРУСАЛИМА

В 2000 г. активизировалось обсуждение вопроса о статусе Восточного Иерусалима. 19 сентября того же года папа римский Иоанн Павел II сделал заявление по вопросу об Иерусалиме: "Уникальный религиозный характер Иерусалима должен быть обеспечен специальным статусом, гарантированным на международном уровне".

В тот же день министр по делам религий Израиля Йоси Бейлин выдвинул идею о придании Храмовой горе в Иерусалиме международного экстерриториального статуса. 22 сентября Израиль предложил передать Храмовую гору под суверенитет Совета безопасности ООН, точнее, 5 его постоянных членов. Эту идею поддержали США, Франция, Египет и генсек ООН Кофи Аннан.

28 сентября делегация парламентской фракция "Ликуд" во главе с ее председателем Ариэлем Шароном посетила Храмовую гору. Накануне он заявил о своем намерении посетить эти места, священные как для мусульман, так и для иудаистов, в знак мира и в то же время против возможной потери власти Израиля над ними. (Шарон – фигура для палестинцев крайне негативная, – в 1982 г. в Бейруте он допустил разгром христианами-маронитами палестинских беженских лагерей Сабра и Шатила). Результатом посещения стали серьезные столкновения между палестинцами-мусульманами и охранявшими делегацию полицейскими. Палестинцы закидывали их камнями. Камни летели и вниз с горы, на евреев, находившихся у Стены плача. В свою очередь, полицейские применили против демонстрантов резиновые пули. С обеих сторон пострадали около 80 человек, в основном израильтяне.

Левые осудили Шарона "за провокацию". Возможно, это так и было, но в любом случае Шарон имел полное право пойти в собственной стране куда угодно, в частности и на Храмовую гору, куда и так постоянно ходят толпы немусульман, в том числе и евреев. А вот арабские радикалы, напавшие на полицию и начавшие с этого момента забрасывать все подряд камнями и бутылками с зажигательной смесью, метать камни в прохожих и в машины, убивать тайно или в открытую отдельных попадающихся им евреев, тем самым фактически нарушили существовавшее в рамках "мирного процесса" перемирие.

Волнения бывали и раньше. Но на сей раз, погромные действия радикалов открыто поддержала арафатовская администрация, деятели которой, включая самого Арафата, назвали происходящее восстанием.

В те дни ситуация на Ближнем Востоке продолжала ухудшаться. Столкновения между палестинцами и израильтянами произошли на территориях Палестинской автономии – в Газе, Хевроне, Рамалле, Наблусе, Вифлееме. Звучали выстрелы и в жилых кварталах Иерусалима. Были жертвы, в основном, среди палестинцев. Израильские власти закрыли Западный берег и сектор Газы на 4 дня – до вечера 9 октября, до конца праздника Судного дня (Иом-Кипур), но это лишь обострило столкновения.

6 октября, в "день гнева", объявленный боевиками из "Хизбаллы" и "Фатха" на Храмовой горе разгорелась настоящая битва. Молодые палестинцы, выходившие из аль-Акса после пятничной молитвы уже изготовившимися к бою (в черных вязаных шлемах с прорезями для глаз или в белых платках, закрывающих нижнюю часть лица), увидев у Львиных ворот двух-трех израильских солдат, забросали их градом камней. Другие разбили наблюдательные видеокамеры, установленные израильской армией близ мечети. Толпа палестинской молодежи с криками "Мы тебя защитим, аль-Акса!" прорвались в Старый город, где израильская полиция встретила их резиновыми пулями. Безуспешно Фейсал Хусейн, один из немногих еще пользующихся уважением палестинских лидеров, с минарета мечети призывал толпу успокоиться. Демонстранты подожгли полицейский участок у Львиных ворот, швыряли камни в евреев у Стены плача, пытались поднять палестинский флаг над аль-Аксой. Полиция задержала в тот день 110 человек.

На следующий день тысячи палестинцев, стреляя в воздух и выкрикивая антиизраильские лозунги, разгромили гробницу Иосифа в предместье Наблуса. Израильская армия сдала ее палестинцам, оставив свои позиции в Шхеме (Наблусе) – городе, расположенном на территории Палестинской автономии на западном берегу реки Иордан. Около десятка израильских солдат, охранявших гробницу, были отведены в 3 часа ночи. Израильская армия подчеркнула, что войска оставили святыню временно.

(Неприкосновенность святых мест иудаизма, таких как гробница Иосифа в Шхеме и синагога "Шалом аль-Исраэль в Иерихоне гарантирована Норвежскими соглашениями. Гробница расположена между новостройками, и при ее защите во время волнений 1996 г. израильская армия потеряла шестерых убитыми. Осенью 2000 г. израильтяне убедились, что при нападении гробницу не защитить: эвакуация раненого солдата заняла несколько часов).

Гробницу охраняли палестинские полицейские, пытавшиеся оттеснить от нее сотни молодых арабов, собравшихся, чтобы отпраздновать победу над израильтянами.

Подразделение пограничников, охранявшее гробницу Иосифа в Шхеме, было эвакуировано по личному распоряжению главы правительства Э. Барака. Были вывезены религиозные ценности, свитки Торы и священные книги. Но хотя отход израильского подразделения был согласован с командованием палестинской полиции, по бронемашине открыли огонь из автоматического оружия, и один из пограничников получил ранение.

Палестинцы обязались обеспечить гробнице Иосифа, сохранность, но слова своего не сдержали. Рано утром после того, как было выведено израильское подразделение, толпы арабов окружили гробницу, подожгли ее, а затем полностью разгромили находившуюся там религиозную школу и синагогу. Стены крушили кирками и лопатами, а затем над оскверненными руинами появился палестинский флаг.

Были сожжены армейские бункеры и деревья во дворе, стены штурмовал бульдозер, был разрушен купол гробницы. В 9 часов утра полиция и силы безопасности Палестинской автономии принялись разгонять погромщиков, и лишь благодаря этому сама гробница уцелела.

Погром гробницы Иосифа, почитаемого мусульманами как "пророк Юсуф", объясняется распространенным среди арабов убеждением, что Иосиф похоронен в Египте, а гробница в Наблусе – "израильская фальшивка". (Иосифа по его желанию похоронили не в Египте, где он кончил свои дни, а в земле Израиля).

Полемика между мусульманами и иудаистами вокруг Храмовой горы и ее окрестностей вступила в новый этап после того, как муфтий Иерусалима Сабри объявил Стену плача – главную святыню иудаизма – мусульманской собственностью. Раввин Стены плача Рабинович осудил это заявление как попытку "исказить историю".

Духовный лидер исламской общины Иерусалима заявил 20 февраля 2001 г., что Западная стена Иерусалимского храма (Стена плача) – фундамент аль-Акса и не имеет никакого отношения к иудаистам. "Ни один камень Западной стены не связан с историей еврейского народа", – говорится в декрете муфтия. По преданию, здесь Мухаммед привязал своего коня, прежде чем был вознесен на небо.

Комментируя заявление муфтия Сабри, раввин Рабинович заявил: "Западная стена является вечной и необъемлемой собственностью еврейского народа, и никакие постановления мусульманских властей не в силах изменить этот факт". Так обе стороны пришли к положению 1929 г.

 

ПО МНЕНИЮ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II

Война в Иерусалиме – городе-символе, который святым называют 3 религии, – проблема, требующая внимания не только политиков, но и духовных лидеров.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил придать Иерусалиму новый статус – столицы двух государств, иудейского и мусульманского. Свою позицию глава Русской Православной Церкви разъяснил в интервью корреспонденту журнала "Профиль". Он сказал: "Несмотря на недавние позитивные шаги, сделавшие возможным само обсуждение проблемы Иерусалима, очевидно, что стороны конфликта вряд ли пойдут на уступки в вопросе о суверенитете над Старым городом и особенно над местом, которое евреи именуют Храмовой горой, а арабы – окрестностями мечети Аль-Акса. В то же время нельзя игнорировать проблему, которая практически лишает народы Ближнего Востока надежды на примирение. Поэтому я и высказал предложение, что международному сообществу стоит подумать о взятии на себя большей ответственности за поддержание мира во Святом граде. При этом, конечно, не следует воздвигать в нем некоего подобия Берлинской стены – я все-таки надеюсь, что жители Иерусалима смогут сосуществовать в городе, сообща решая вопросы управления им и сохраняя открытым доступ ко всем святыням – христианским, мусульманским, иудейским. Молюсь об этом, помня слова Псалмопевца Давида: "Просите мира Иерусалиму" (Пс. 121, 6).

 

 

"ПОСЕВ" № 7 2001
posevru@online.ru
ссылка на "ПОСЕВ" обязательна