РОССИЕВЕДЕНИЕ

Как избавиться от "элиты второй свежести"?

 

БОРИС ГАБЕ

ИСТОКИ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

 

Финансовый кризис, терзающий Россию, начался зимой 1998 г. с резкого вздорожания государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Весной он политизировался - настала эпоха краткосрочных правительств. В середине августа пал рубль, стабильностью которого так гордилась исполнительная власть. Осенью начались проблемы у крупнейших российских банков, старательно выращенных Центробанком (ЦБ).

Обычно причиной кризиса называют пирамиду ГКО: мол, как у "МММ", она когда-то должна была рухнуть - и рухнула. Отставки же - правительств Черномырдина, Кириенко и пр. - были толчком, обрушившим лавину.

Объяснение верное, но не полное: первотолчком были не решения Ельцина об отставках, а его указ конца 1997 г., запрещавший взаимозачеты между государством и налогоплательщиками. Ведь оплата налогов и расходование средств казной - такие же сделки, как и любая купля-продажа: для их обслуживания требуется определенное количество рублей в обороте.

Указ этот вышел, невзирая на то, что в последние годы Центробанк старательно "сжимал" денежную массу, добиваясь стабильности рубля, что ему в целом и удавалось. Но при этом было и иное: экономика задыхалась от нехватки денег, быстро множились суррогаты вместо "живых" рублей. (Потому-то ЦБ так и не "додавил" до конца инфляцию.) Но Россия как-то приспособилась: прекратился бурный спад, характерный для начала 90-х, экономика погрузилась в стагнацию (прежде всего из-за высокого налогового бремени).

Государство же пыталось держать недопустимо высокий, для нынешнего состояния страны, уровень налогообложения, чтобы оплачивать свои расходы. Причем, большая часть их формально или фактически имела социальный характер, оставшись с советских времен или возникнув на рубеже 80-х-90-х. Поскольку никаких налоговых поступлений не хватало, а инфляционное финансирование политически слишком опасно, пришлось залезать в долги.

Из-за этого, прежде всего, вздорожал кредит. За вычетом инфляции минимальная плата за деньги не ниже ростовщических 15-20% в год. Это легло дополнительным грузом на экономику - заимствования для расширения и реконструкции дела стали просто невозможны. Сегодня деньги одалживают лишь на считанные дни, чтобы покрыть "кассовые разрывы" от одного платежа до другого.

Когда президент запретил проводить взаимозачеты, нужда в деньгах выросла еще больше - взаимозачетами закрывалась львиная доля денежных взаимоотношений между государством и обществом. Именно потому весной 1998 г. ГКО шли только за мизерную долю их номинальной цены. (А возвращать долги по ним надо по номиналу, да еще с процентами!) Потому же займы за рубежом тогда доставались дешевле, чем в России: еще было доверие к платежеспособности страны, но уже резко вырос дефицит рублей. Все, произошедшее после - итог скачкообразного роста дефицитности рублей и попадания хозяйства в ситуацию дефляционного шока.

Итак - дело в неудачном решении президента и неумении ЦБ найти адекватный ответ? Нет, это - лишь повод к развертыванию кризиса, корни которого в действительности лежат в исходной дефицитности российского бюджета. Именно она вынуждала казну занимать деньги где угодно под любые проценты, что когда-то должно было привести к краху.

Но почему не было осуществлено необходимое сокращение социальных расходов? Ведь в начале 90-х были резко снижены военные затраты! Заводы ВПК если не стали, то резко свернули деятельность, высвободив мощности, миллионы человек, ранее занятых там, ушли в другие отрасли. Высокая инфляция создала неплохие условия для расширения производства "мирной" продукции. Постоянный рост цен умерял налоговое бремя - нормы фискальных изъятий не успевали за его темпом. Избыток денег в обороте и хроническое их удешевление подстегивали спрос. Снятие большей части бюрократических препон дало развернуться личной инициативе. Массовая приватизация легализовывала приобретение всего необходимого и продажу излишнего. На этой базе можно было сделать многое, - почему же ничего не вышло?

Дело в том, что адекватно на эти условия отреагировала практически только торговля - полные прилавки и резкий рост числа магазинов видны невооруженным глазом. Но отметим, что тут в первую очередь выдвинулись люди, в советские времена в ней не работавшие! А "старые кадры", несмотря на предоставлявшиеся им льготы, к середине 90-х в подавляющем большинстве своем "вышли в тираж".

Производство же (как промышленное, так и сельскохозяйственное) повело себя иначе. Вместо того чтобы, используя благоприятные условия, найти новые рынки, расширить выпуск имевшего спрос, а на вырученные деньги провести необходимую реконструкцию своих фирм, "красные директора" начали сокращать производство, вздувать цены и все добытое пускать в зарплату и разворовывать. Причем делалось это так массово, что даже понимавшие гибельность такого пути немногие директора вынуждены были к этой общей тенденции как-то приспосабливаться.

Словом, корпус "красных директоров" едва ли не поголовно продемонстрировал свою деловую несостоятельность. Не только не использовал благоприятную ситуацию, но и усугубил положение. Ведь свертывание дел на фирмах, которыми они руководили, привело к снижению налоговых сборов - кто не работает, тот и платить не может! Вот и оказались стране не по карману социальные расходы нынешнего масштаба даже после сокращения трат на гонку вооружений. Впрочем, оно и понятно: десятилетиями "красных директоров" и прочих "номенклатурщиков" подбирали исключительно по принципу исполнительности и лояльности начальству и к концу XX века подобрали! Об этом очень много говорилось и писалось в начале 90-х, но потом тему эту быстро замяли.

И не удивительно, что замяли. В начале десятилетия идеологи реформ (скажем, тот же Гайдар) утверждали, что достаточно предоставить "красным директорам" свободу, объяснив, как ею пользоваться, и материально заинтересовав их в успехе вверенных фирм предоставлением крупных пакетов акций. Тогда, мол, они быстро образуют слой высококвалифицированных управляющих. Вроде тех, что в XX веке в развитых странах совершили т. н. "революцию менеджеров". Идею эту "реформаторы" проповедовали везде и всюду, что и привело к "забвению" обществом того, что же есть "красный директор" по сути.

Но опыт начала 90-х показал - подавляющее большинство глав "старых" фирм не хотело в новых условиях действовать дальновидно. Тогда в дополнение к идее "трансформации управленцев", унаследованных от коммунистических времен, родилась новая мысль. Следует вынудить их жестко конкурировать с импортом - тогда они и возьмутся за ум. Это откровенно заявляли и Гайдар, и прочие "радикальные реформаторы". И именно к этому тезису апеллировали "сторонники реформ", когда оппоненты обвиняли их "в разгроме отечественной промышленности".

А когда эту идею начали воплощать в жизнь, отечественному производству и впрямь стало трудно. Оно и без того было обременено создававшимся для бессмысленной гонки вооружений, для "галочки" в отчете и для успехов чьих-то карьер. Это и ныне гирей висит на шее всего здорового - a тут еще сознательно организованный нажим с самого "верху" страны. Неудивительно, что в середине 90-х прекратился подъем даже в бурно развивавшихся до того отраслях. Рост реального налогового бремени по мере снижения инфляции с усилением конкуренции импорта погубили массу вполне перспективных экономических начинаний и в дополнение к нормальному процессу "выведения за штат" всего заведомо негодного лишь ускорил свертывание дел на "старых" предприятиях. Ведь "красные директора" в массе своей не изменились и после того, как их попытались подстегнуть кнутом конкуренции. Нажим импорта стал для них только еще одним поводом продолжить прежнюю линию поведения и лишь дал в руки новый аргумент в оправдание своей бездеятельности.

Как же были ожесточены условия конкуренции импорта? Если вспомнить "историю рубля" последних 10 лет, обнаружится: после выявления на рубеже 80-х - 90-х его полной "деревянности", года с 94-го он достаточно быстро дорожал. Нет, конечно, номинально он все эти годы только дешевел. Но ведь менялся и масштаб цен, и все эксперты единодушны: в середине 90-х покупательная способность минимальной и средней российских зарплат в пересчете на доллар выросла не менее чем втрое! Правда это вовсе не значит, что мы стали втрое лучше жить - мы стали лишь покупать втрое больше импорта, который и вытеснил из торговли соответственную долю отечественных товаров.

Почему стало возможным это удорожание? После свертывания военного производства высвободилась валюта, выручаемая от продажи нашего сырья и шедшая раньше на "войну". И хотя тогда же многократно вырос "мирный", в основном потребительский спрос, резко возросли расходы россиян на зарубежные вояжи, огромные суммы поглощали проценты по долгам СССР и России, масса валюты ложилась "в чулки" и расхищалась, оседая за границей, ЦБ все же сумел накопить неплохие валютные резервы, доходившие в лучшие времена до 25 млрд. долларов. Притом, что годовой экспорт России достигал тогда 80-100 млрд. долларов, такая сумма позволяла ЦБ твердо контролировать валютный рынок страны, устанавливая на нем свои порядки.

Относительное завышение курса рубля и было одной из важнейших составляющих этих порядков. Помимо ужесточения конкурентных условий для "красных директоров" это позволяло решить еще и задачу привлечения иностранных инвесторов. Вложив некую сумму в госбумаги на достаточно долгий срок, они могли неплохо заработать только на росте относительной покупательной способности рубля, чем очень многие из них и занялись. Российские же власти получали желанные суммы для покрытия своих расходов, на которые, напомню, никаких налоговых поступлений никак не хватало.

Правда у этой системы сразу открылась оборотная сторона. Под давлением экспорта многие российские товаропроизводители просто "легли" и вовсе перестали быть налогоплательщиками. К тому же государство, поддерживая рубль, стало платить по многим своим обязательствам лишь в меру поступления в казну, создав в народном хозяйстве цепочки неплатежей. В итоге резко снизились налоговые поступления. Попытки решать проблему недоимок усилением фискального нажима и судебными карами привели лишь к повсеместному торжеству денежных суррогатов и бартера. А это добро, даже изъятое у неплательщиков в полном объеме, государству не нужно: для оплаты его расходов требуются "живые" деньги. Приходилось все больше брать взаймы и ради распутывания все туже затягивавшегося узла неплатежей.

До поры все это держалось на одном: России удавалось продавать сырье в прежних объемах по неизменным ценам. Но осенью 1997 г. из-за кризиса в Юго-Восточной Азии (ЮВА) мировые цены на нефть упали, а относительно теплая зима в Европе определила тенденцию их снижения в 1998 г. И началось общее падение цен на сырье во всем мире. Экспортеры, попав в трудные финансовые условия из-за кризиса в ЮВА, увеличили продажи, нарушив и без того шаткое равновесие спроса и предложения на этих рынках. Шатким же оно было уже с начала 80-х - когда пошли в ход сырьесберегающие технологии.

С конца 1997 г. было очевидно - относительно дорогой рубль вот-вот рухнет. Валютные запасы ЦБ конечны, осенний кризис сильно потрепал их, а при помощи зарубежных займов, нажима на экспортеров и даже посредством технического мастерства специалистов пополнить их не удавалось. Настоятельно требовалось девальвировать рубль, покуда он не упал сам, но российские власти не решались на это.

Впрочем, девальвировать рубль требовалось и ранее. Еще к началу 1997 г. стало ясно: завышение его курса ожидаемого результата не приносит, роста экономики не происходит! Инвестиции в Россию идут, но направить их в "реальный" сектор народного хозяйства почти не удается - инвесторам нет смысла организовывать в России производство того, что из-за высокого курса дешевле завозить. А в наших предприятиях под бременем высоких налогов и дорогого кредита жизнь едва теплится. О развитии же их при жесткой конкуренции с зарубежными товарами не может быть и речи.

Однако рубль не девальвировали. Главным образом, опасаясь, что экономика (точнее "капитаны" и основные фигуранты ее) опять, как в начале десятилетия, неадекватно отреагирует на девальвацию. Мол, получится только неуправляемый рост цен, гиперинфляция и чудовищные социально-политические последствия. Конечно, всего этого вполне можно было ждать, но ведь и продолжение прежней политики чревато тем же! Эмиссия суррогатов вот-вот грозила выйти из-под контроля, растущая безработица и задержки зарплат усиливали социально-политический нажим на власти, кредиторы все неохотнее давали деньги, - какое тут продолжение прежнего курса?

Вспомним, что торговля, где в начале 90-х в основном и действовали "новые" для экономики люди, реагировала на все происходившее тогда вполне реалистично. А промышленность, где у руля стояли "старые кадры", оказалась далеко не на высоте. Именно из-за их экономического поведения, неадекватного возникшей в 1992 новой реальности, идеологи "радикальных реформ" и попытались стимулировать перемены, завысив курс рубля. Но никакого положительного результата этим достичь не удалось - "красные директора" в подавляющем большинстве своем перевоспитанию не поддаются.

Однако сегодняшняя ситуация от тогдашней отличается радикально - за прошедшие годы возник широкий слой людей, имеющих опыт предпринимательской и управленческой деятельности в новых условиях, никак не связанных со старыми "номенклатурными" кадрами, и в принципе могущих с успехом заменить их. Правда, сложившийся у нас политико-экономический режим не дает им никаких шансов занять ведущее место в серьезном производстве и даже крупной торговле. Объединившись вокруг структур власти, пополнив свои ряды кое-кем из новых для этого круга, но полезных людей, старая номенклатурная "гвардия" прочно держит сегодня "оборону".

Все это свидетельствует - корни российского кризиса 1997 г., как и истоки всех наших экономических проблем - в людях, до сих пор являющихся "капитанами" нашей промышленности и сельского хозяйства. А это значит, что вопрос о "кадровой революции" в России не только сохранился в неприкосновенности, но и стал теперь весьма насущным. К тому же, управляя десятками тысяч "старых" и "новых" фирм, "красные директора", их союзники и прямые наследники определяют не только характер нашего экономического развития, но и во многом - восприятие всего происходящего их подчиненными. Ведь, несмотря на все перемены в смысле "перетока кадров", на них еще работают десятки миллионов человек. К тому же почти все мыслящее, самостоятельное и предприимчивое из-под "старой гвардии" ушло. Поэтому ныне роль администраторов, сохранившихся с прошлых времен, как никогда велика и в смысле определения господствующих в обществе настроений.

До сих пор не произошло очищения страны от "старых кадров", очищения открытого, при котором публично называлась бы и вина их в том, что Россия попала в нынешнее положение, и бессмысленность их прежней "трудовой деятельности" (которой они занимались вместе со своими подчиненными). Именно этим сегодня объясняется очень и очень многое в политике. В том числе широчайше распространенные "антипредпринимательские" настроения и массовое голосование за коммунистов и им подобных.Не приходится говорить об изменении общественных настроений хотя бы в сторону большего реализма, если люди, руководившие и руководящие десятками миллионов сограждан и ответственные за многое произошедшее и происходящее в стране, до сих пор признаются не только ни в чем не виноватыми, но называются даже "надеждой и опорой державы".

Сегодня "кадровую революцию" совершить куда труднее, чем году этак в девяносто втором- девяносто третьем. Тогда можно было использовать достаточно формальные приемы. Люстрацию или отстранение директора от управления госпредприятием при первых же признаках неумения работать в новых условиях. Если бы такая мера была применена в широких масштабах, общий климат в стране сильно изменился бы.

Подобное было совершено в Польше. И хотя, по мнению многих поляков, для полного очищения от последствий правления коммунистов сделано мало, в экономике и это позволило добиться многого. Так Польша практически не знала эпидемии неплатежей, а безработица там не нарастала как у нас - неотвратимо и безнадежно, а, взлетев в считанные месяцы до высокого уровня, в считанные же месяцы стала рассасываться.

В России же за прошедшие годы старые партийно-номенклатурные "кадры" глубоко укоренились в новой ситуации. Они "обросли" множеством "коллег" из среды не причастных ранее к номенклатуре, сформировали мощные кланы, способные к отчаянной самозащите и потому "люстрировать" их нынче будет куда тяжелее. Все они хорошо умеют соответствовать любым формальным критериям. Так легко, как в начале 90-х, теперь их не взять. Наконец у нас прошла массовая приватизация. И они все приняли в ней участие. Без массовых нарушений основополагающих принципов свободы и разрывов ранее заключенных договоров, словом без возврата к приемам коммунистов (которые, как известно, далеко заводят!), одними юридическими и политическими методами до "номенклатурной олигархии" не добраться.И если в начале 90-х многое можно было сделать на гребне господствовавшего тогда антикоммунизма, сегодня чрезвычайные меры лишь приведут к усилению и без того не слабых левых настроений в обществе.

Но сделанного не воротишь и теперь необходимо думать о том, как все же осуществить "кадровую революцию" в нынешних условиях. Единственный путь достижения желаемого результата - подрезать "становую жилу", на которой держится нынешняя социально-политическая система. А "жилой" этой являются, в первую очередь, те гигантские средства, которые через систему фискальных сборов и государственные программы всех видов перераспределяет казна. Не случайно даже после бурных событий рубежа 80-х - 90-х "номенклатурщики" сохранили свои позиции. Этот обширный слой населения, сплоченный старыми и новыми связями, держится, прежде всего, близостью к казенным деньгам и чем их больше, тем он влиятельнее.

Автор этих строк уже писал о происхождении современной российской олигархии ("Посев", № 5-6, 1998 г.). Остается только повторить - без радикального сокращения государственных расходов проблему "номенклатурной олигархии" не решить, из состояния депрессии экономику не вывести, кризисов не избежать.

Сокращение числа занятых на казенной службе без учета самых уважаемых традиций в любой отрасли. Отмена всех и всяческих льгот и привилегий, не глядя ни на какие заслуги и обстоятельства. Радикальное повышение возраста выхода на пенсию, дабы не позволять сидеть на шее общества миллионам вполне трудоспособных людей. Вот реальный способ борьбы с олигархией и пресечения самой возможности кризисов, подобных тому, что мы переживаем весь 1998 г. Только так можно действительно сократить государственные расходы. И только на этой базе можно реально уменьшить налоговое бремя, удешевить кредит и обуздать чиновничий произвол, проведя радикальные сокращения госаппарата и сузив его возможности.

Если же не сделать этого, то по-прежнему, вокруг любых властных структур будут консолидироваться "дружественные" им люди и фирмы, по-прежнему, будут они навязывать стране курс, выгодный исключительно им, и по прежнему, мы будем только изредка видеть вокруг себя "стабилизацию", все остальное время, захлебываясь в волнах очередного кризиса.

 

 "ПОСЕВ" 10-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна