СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

 

От редакции. Сегодня вожди КПРФ любят покраснобайствовать о “духовном наследии и возрождении”, о “борьбе с преступностью”, которую де создал нынешний “криминальный” режим. Лично товарищ Зюганов цитирует даже труды Ивана Александровича Ильина, стыдливо умалчивая об общей антисоветской и антикоммунистической направленности творчества известнейшего нашего философа. Конечно, ничего не говорится и о “философском” пароходе, на котором Ильина вместе с другими выдающимися нашими мыслителями по личному указанию Ленина отправили в изгнание.

Замалчивание красными правды о жизни и творчестве Ивана Александровича, становится понятным, когда знакомишься с его работами, созданными на чужбине много лет назад, но до сих пор не утратившими актуальности. Вот одна из них - статья “Политика и уголовщина”, опубликованная впервые в Париже более полувека назад, 17 августа 1948 г. в № 25 ротаторного издания для РОВС из цикла статей Ильина под общим названием “Наши задачи”. Прогнозы, высказанные Иваном Александровичем, оказались на удивление точными: преступный коммунистический режим, развалившись, оставил нам в наследие весь нынешний уголовно-политический беспредел. Недавнее злодейское убийство депутата госдумы Г.В. Старовойтовой лишний раз подтверждает это.

И.А. Ильин

ПОЛИТИКА И УГОЛОВЩИНА*

* Печатается по изданию: Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948 - 1954 годов. В 2-х т. - М., МП “Рарог”, 1992.

 

Мы переживаем эпоху, в которую политика все более смешивается с грязью. Это надо продумать и из этого надо сделать выводы.

Всякое революционное движение нуждается в денежных средствах. Чем настойчивее, чем нетерпеливее и чем беднее революционер, тем острее становится для него вопрос о добывании денег любыми путями и средствами; чем решительнее он “отвергает капитализм” и чем больше он, в качестве социалиста или коммуниста, “презирает частную собственность”, тем ближе он подходит к уголовному правонарушению. Это предвидел Достоевский, у которого Петр Верховенский прямо говорит: “Я ведь мошенник, а не социалист”. Это предвидел Лесков (в “Соборянах”): “Мошенники ведь всегда заключают своею узурпациею все сумятицы, в которые им небезвыгодно вмешаться”. Это предвидел граф А.К. Толстой и другие. Но предотвратить этого развития в России не удалось.

Еще Бакунин, мечтая о русской революции, возлагал свои надежды на русский преступный мир.

Уже в первую русскую революцию (1905-1906) некоторые революционные партии перешли к “экспроприациям”, т.е. к ограблениям с убийством и к прижизненным и посмертным вымогательствам (смерть Саввы Морозова).

В страшные годы 1917-1920 смешалось все. Люди грабили и уверяли, что они “грабят награбленное”. Интеллигентные революционеры присваивали себе чужие дома, чужие квартиры, чужую мебель, чужие библиотеки - и нисколько не стыдились этого. Крестьяне грабили помещичьи усадьбы; революционные матросы - офицеров и городских “буржуев”; чекисты - арестованных; безбожники - храмы; солдаты - военные склады. Революция стала грабежом, следуя прямому указанию Ленина. В марте 1917 года Временное правительство амнистировало уголовных, считая их, по-видимому, нелегальными борцами против имущественной несправедливости, которые совершали свои уголовные деяния якобы вследствие отсутствия в стране свободы и равенства и якобы жаждали морального возрождения (см. в воспоминаниях заведующего всем розыскным делом Империи А.Ф. Кошко “Очерки уголовного мира Царской России”, с. 214). В то время петербургская дактилоскопическая коллекция с фотографиями преступников и подозрительных лиц достигала двух миллионов (с.195) снимков. И вот преступный мир покинул тюрьмы, освобождая их для “контрреволюционеров” - и привычные жители тюрем влились в революцию. Уголовные, принимавшие коммунистическую программу, быстро и легко врастали в партию и особенно в Чеку; уголовные, желавшие грабить самовольно, вне революционной дисциплины, арестовывались и расстреливались. В 1920 году лицо, близкое к профессиональному уголовному розыску, отмечало: “Все нынешние преступники - новички, дилетанты; они грешат с голоду, ни скрыть, ни “завязаться”, “смыть кровь” не умеют; а профессионалы-рецидивисты, тюремщики - или в партии, или перебиты ею за самовольство”.

Главные правила революции гласят: “Добро есть то, что полезно революционному пролетариату; зло есть то, что ему вредно”, “революции - позволено все”; “законы буржуазных стран не связывают революционера”. Все это внушено членам компартии и ее чиновникам. Так возник этот режим: разбойники стали чиновниками, а чиновники стали разбойниками. Уголовные и политики слились. Политическое и уголовное смешалось. В самую сущность новой “политики” были включены: ограбление, ложное доносительство, беззаконные аресты, произвольные мучительства и убийства, вечная ложь, вечное вымогательство и законченный административный произвол. Уголовное (преступное) обхождение человека с человеком стало самой сущностью политики. А политика, принципиально признавая преступление полезным для революции, зловеще засветилась всеми цветами уголовщины.

Но, что еще хуже: режим, возникший из этого смешения, поставил граждан в такие условия при которых невозможно прожить без “блата”. Это систематически подрывает все основы русского правосознания - вот уже в течение тридцати лет.

Уже в начале революции в широких кругах русского народа (в том числе и в интеллигенции!) складывалось сознание, что человек, ограбленный революцией, может вернуть себе свое имущество любыми путями. Именно отсюда все эти бесконечные советские “растраты”, “хищения”, подкупы, взятки: это есть или революционный грабеж или же произвольное самовознаграждение пострадавшего от революции. Русское правосознание отвергло государственную природу советских захватов и признало ее делом уголовного насилия. И на уголовщину сверху стало отвечать “блатом” снизу.

Это понимание приобрело в дальнейшем величайшую популярность в народе под давлением тех хозяйственных мер, которые лишили русский народ свободных и достаточных средств производства и прокормления (социализм!). Нелегальное приобретение стало в России необходимым условием существования при социалистическом режиме. Черный рынок; отчетом прикрытая перетрата и растрата; тайная продажа “казенного имущества”; унос продуктов и полупродуктов с фабрик; ночное расширение крестьянами приусадебных участков; взаимное “одолжение” советских директоров; торговля похищенными спецами со стороны ГеПеУ и ГУЛАГа; ложное доносительство как средство “спасения” и заработка - все виды советской нелегальности, вынужденной социализмом, неисчислимы. Уголовщина оказалась естественным коррективом к коммунистическому бедламу. Здесь человек от голода крадет свою собственную курицу; здесь библиотекарь потихоньку торгует страницами, вырванными из книги на курево; здесь коммунисты “протаскивают через постель” подчиненных им интеллигентных женщин. Здесь люди в голодные годы доходят до людоедства. Все это должно быть сохранено для историков последующих поколений. Из всего этого должны быть сделаны выводы теперь же.

В революции политическое врастает в уголовщину. В социальной и социалистической революции политика и уголовщина становятся неразличимы. В коммунистическом строе люди ищут спасения от голодной смерти и стужи в непрерывной уголовщине.

Тридцать лет упражнения в таком правосознании вряд ли могут быть признаны хорошей подготовительной школой для демократии.

 

 

 "ПОСЕВ" 11-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна