АЛЕКСАНДРУ ИСАЕВИЧУ - МНОГАЯ ЛЕТА!

 

Глубокоуважаемый Александр Исаевич!

Народно-Трудовой Союз российских солидаристов и издательство "ПОСЕВ" от всей души поздравляют Вас с восьмидесятилетием! Неоценима Ваша роль в истории России прошедших 36 лет и в процессе – увы, еще далеко не законченном – ее избавления от коммунистического зла. Мы всегда помним годы нашего сотрудничества, высоко ценим Вашу нынешнюю гражданскую позицию и искренне желаем Вам еще МНОГАЯ ЛЕТА на благо России.

От имени Совета НТС

Председатель Совета и Исполнительного бюро

Борис Пушкарев, Москва, 7 декабря 1998

 

Александр Штамм

ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ВРЕМЯ

Когда этот номер журнала выйдет из печати, уже отшумит пресса по поводу 80-летия Александра Исаевича Солженицына. На одних страницах из него будут пытаться отлить человека из бронзы, на других обидевшиеся постараются влить ложки дегтя в поток праздничного елея – не так, мол, оценил.

А ведь Солженицын, с его мужицким глазомером и крестьянской основательностью, всегда и все оценивает "не так". Не так, как от него ожидают.

Советские властители дум были в восторге от хрущевской оттепели, от перспектив "либерального" коммунизма, а он обратился к вечным ценностям России, среди которых для Советии и места не могло быть.

"Шестидесятники" чирикали о конвергенции "двух систем", а тем временем Солженицын обрек коммунизм на гибель своим "Архипелагом".

"Либералы" от КПСС рассуждали о возможностях улучшения советской системы, а получили призыв великого писателя "жить не по лжи".

Западная интеллигенция млела от "детанта", а Александр Исаевич "Гарвардской речью" вылил на сторонников мирного сосуществования с красным дьяволом ушат ледяной воды.

Левые на Западе, да и в третьей волне эмиграции, обвинив писателя в национализме, ждали от него оправданий, но в интервью Би-Би-Си услышали в ответ: "Если я считаю, что моя страна должна освободить порабощенные ею народы и заняться собственным обустройством, то в этом смысле я – русский националист". (...)

Ныне Солженицына упрекают за то, что не приемлет он сегодняшние номенклатурные демократию и рынок, не желает иметь дело с властями. Да только нельзя требовать от автора "Жить не по лжи" лукавства даже в малом. А здесь-то вопрос стоит о спасении и возрождении страны, на что у Солженицына есть четкие и конкретные взгляды. И, конечно, ради сомнительных подачек из чьих-либо рук своими убеждениями он никогда не поступится. Таким его сделала жизнь.

Мы сегодня можем соглашаться или не соглашаться с Александром Исаевичем. Но при этом стоит помнить, что, опережая время, видит он гораздо дальше нас.

 

"СОЛЖЕНИЦЫН - ПРАВДА НАРОДА, А НЕ ПРАВДА О НАРОДЕ"

С Валерием Анатольевичем Сендеровым беседуют Андрей Окулов (А.О.) и Борис Пушкарев (Б.П.)

 

А. О. 11 декабря 1998 года Александру Исаевичу Солженицыну исполнилось восемьдесят лет. Что вы могли бы сказать о роли этого человека в крушении тоталитаризма?

- Скорее я бы говорил о роли Александра Исаевича в подготовке этого процесса, в становлении четкого антикоммунистического сознания и в решительном противостоянии режиму. Нужно отметить, что очень немногие диссиденты (их можно пересчитать буквально по пальцам) ясно говорили именно о противостоянии коммунистическому режиму. Солженицын сделал для борьбы с преступной диктатурой больше, чем все остальные, вместе взятые. Но сам Александр Исаевич, когда его называли антикоммунистом, не раз уточнял, что ценности его прежде всего позитивные, что он на стороне Бога и человека, а потому - против безбожного и бесчеловечного строя. Для возвращения России подлинного позитивного сознания: религиозного, государственного и нравственного - Александр Исаевич сделал очень много. (...)

Ведь мы жили в эпоху в каком-то смысле более страшную, нежели сталинская и ленинская. Этот тоталитаризм уже не вызывал ужаса, но был полностью порочен. Это был тоталитаризм абсолютный, но вялый, не вызывавший желания активно сопротивляться - полностью развращавшая душу система. Как если бы в Германии правил какой-нибудь "умеренный" последователь Гитлера. Солженицын стряхнул вялость со многих тысяч людей.

А. О. Солженицын - один из немногих эмигрантов, которые вернулись в Россию. Многие связывали с его возвращением большие надежды. Как вы думаете, насколько они оправдались?

- С полной четкостью можно сказать две вещи: надежды оказались оправданными - с точки зрения поведения здесь Александра Исаевича, и полностью неоправданными - с точки зрения нашей реакции на его поведение.

Я не считаю, что Солженицын говорит истину о положении в стране. Это - не правда о народе, это - правда народа. Еще во время "Останкинских чтений" мы отмечали (увы, похоже, только мы...): он доносил до Москвы, которая, как известно, - особая точка на карте страны, правду народа, то, как воспринимают положение в стране самые разные люди. И то, что ни общество, ни власть к этому не прислушались, не воспользовались (хотя бы для собственной выгоды) этим бесценным голосом, - вина и беда наша, а не Солженицына. (...)

Его новая вещь "Угодило зернышко промеж двух жерновов" - продолжение книги "Бодался теленок с дубом" - вызвала даже в нашем вялом обществе некоторое оживление.

Сегодня этот восьмидесятилетний человек делает все, чтобы пробудить наше гражданское сознание, нашу совесть. России остро недостает именно гражданского сознания. Мы мним, что вот уже несколько лет живем в демократической стране, а удалось нам очень мало.

А. О. Что можно сказать об отношении Солженицына к сегодняшним властям? Вам не кажется, что оно слишком резко?

- Кажется. Я уже сказал, что процентов на пятьдесят я с ним не согласен. Но, в целом, его оценки - это оценки народа. Ужасно, что власть на эти оценки даже ухом не шевелит. И общество - тоже.

 

 

 

"ПОСЕВ" 12-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна