ЗА НАШИ ПРАВА

К пятидесятилетию Всеобщей декларации прав человека

 

Вячеслав Долинин

БОРЬБА ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. ЛЕНИНГРАД 50-80-Х.

Коммунизм и права человека несовместимы. Сегодня коммунисты, стремящиеся к реваншу, претендуют на роль правозащитников. Стоит напомнить, как неконформистская общественность отстаивала права человека в то время, когда власть была у коммунистов в руках. Немало написано о правозащитной деятельности в Москве. Гораздо меньше известно о борьбе, которая велась в других городах.

 

Право на свободу распространения информации в СССР могло практически реализоваться только в самиздате – независимой общественной печати, не считающейся с идеологическими ограничениями.

КГБ старался задушить свободную печать. Особенно жестко "органы" боролись с периодическими изданиями (журналами, альманахами, бюллетенями), которые стали множиться в ленинградском самиздате с 50-х. Изолированные одиночки такие издания выпускать не могли. Для выпуска журнала нужна группа единомышленников. В появлении подобных инициативных групп КГБ видел серьезную опасность. Список репрессированных самиздатчиков насчитывает многие десятки фамилий. Первыми арестованными самиздатчиками, которых, среди прочего, обвиняли и в выпуске периодического издания, были члены группы Р. Пименова. В 1956 математик Пименов начал издавать листок "Информация". Он предполагал в дальнейшем перейти к изданию свободной газеты. "Информация" включала в себя краткие сообщения о политических и социально– экономических новостях, не попадавших в официальную печать. Все сообщения давались без оценок. "Информация" не стала последним периодическим изданием, разгромленным КГБ. Независимая журналистика Ленинграда 50-х – 80-х гг. заплатила за свободу слова немалую цену.

Свобода покидать свою страну

Полна драматизма история борьбы за эмиграцию из СССР. Известны многочисленные попытки нелегального перехода советской границы по суше и по морю. Возможность легального выезда, но лишь для евреев, открылась в 60-е гг. Однако выезд крайне ограничивался. Это привело к тому, что группа доведенных до отчаяния отказников (евреев и не евреев) в 1970-м предприняла попытку захвата самолета в аэропорту "Смольный". Участники захвата были приговорены к длительным срокам заключения, но в результате этой акции советские власти пошли на резкое увеличение эмиграции. (...)

Борьба за свободу религии

По конституции СССР Церковь была отделена от государства, на практике она находилась под контролем КГБ. Многие религиозные группы отвергали контроль. На такие группы власти оказывали нажим, – разгоняли молитвенные собрания, штрафовали, пытались вербовать в среде верующих "стукачей" и т.д. Наиболее активных арестовывали. Среди осужденных Ленгорсудом были баптисты, адвентисты, кришнаиты. Преследовались и участники полуподпольных религиозно-философских кружков. Некоторые из них под давлением КГБ эмигрировали. Руководитель одного из кружков, В. Пореш, был арестован.

Начало организованного правозащитного движения

Репрессии, которыми власть пыталась подавить независимые общественные инициативы, не заставили нарождавшееся гражданское общество отказаться от борьбы за свои права. Все больше людей решалось на открытые протесты, на выступления в защиту преследуемых. Иногда это приводило к успеху. Под нажимом общественности 10-летний срок заключения, к которому был приговорен в 1957 Пименов, был сокращен до 6-ти лет. Протесты вызвал суд над И. Бродским (1964). В результате срок ссылки, назначенный поэту судом, был сокращен. Выступления с открытыми письмами в защиту преследуемых в 50-60-е были не редки. Родилось явление, получившее название "подписантство". Поначалу протестующие, обращаясь к властям, апеллировали, в первую очередь, к здравому смыслу, гуманности, справедливости и даже к ленинским идеям и решениям партии. Постепенно все в большей степени в качестве основания для протестов и требований использовались буква советских законов и международные соглашения, подписанные СССР. (...)

Борьба с политической психиатрией

В особо трудных условиях находились политзаключенные, которых подконтрольные КГБ психиатры направляли на принудительное "лечение". Они не имели даже тех скудных прав, которые были у заключенных в лагерях. Борьба против психиатрических репрессий стала составной частью правозащитной деятельности. Первым против использования психиатрии в политических целях выступил ленинградец С. Писарев. В 1953 он был помещен в спецпсихбольницу по политическому обвинению. Выйдя на свободу, Писарев начал добиваться расследования случаев психиатрических репрессий. В результате в 1956 большая группа заключенных психбольниц была освобождена, и психиатрические репрессии прекратились, но вскоре возобновились снова. Возобновилась и борьба в защиту "пациентов" психотюрем. Гласность была важнейшим средством этой борьбы. Большой резонанс, например, имела статья узника спецпсихбольницы ленинградца Б. Евдокимова "Вариант газовой камеры", опубликованная в журнале "Посев" (1971). В ней рассказывалось о людях, подвергшихся психиатрическим репрессиям, об условиях содержания психоЗК. (...)

Защита культуры

Активной силой, принимавшей участие в правозащитной борьбе в Ленинграде, было независимое культурное движение. Не признававшие соцреализм писатели, поэты, художники, критики боролись за свободу творчества, за возможность открытого доступа своих произведений к читателю и зрителю. Независимое культурное движение к середине 70-х сложилось как целостное явление, формы деятельности которого (самиздатская печать, квартирные выставки, чтения, студии, семинары и конференции) обрели традиции и устойчивость. Культурное движение не ограничивалось исключительно творческими задачами. Литераторы и художники участвовали в правозащитных акциях - выходили на демонстрации, подписывали письма в защиту преследуемых, собирали деньги в помощь семьям арестованных и т.д. КГБ боролся со свободной культурой своими методами. Громким был арест художников О. Волкова и Ю. Рыбакова (1976), писавших по ночам на стенах домов правозащитные и политические лозунги. Получили лагерные сроки активисты культурного движения Ю. Вознесенская и В. Филимонов. Некоторых КГБ заставил эмигрировать, некоторые подвергались административным арестам, увольнялись с работы, предостерегались по Указу от 25 декабря 1972 и т.п. Мастерские нескольких художников поджигались. Во время одного из таких поджогов погиб художник Е. Рухин. (...)

СМОТ

С независимыми ассоциациями, декларировавшими среди своих целей правозащитные, КГБ обходился жестко. В 1978 группой москвичей и ленинградцев (В. Борисов, Л. Волохонский) был создан профсоюз – Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся (СМОТ). В его заявлении говорилось: "...СМОТ ставит своей целью защиту своих членов в случаях нарушения их прав в различных сферах их жизнедеятельности – в экономической, социальной, культурной, духовной, религиозной, бытовой и политической – всеми доступными ему способами в рамках действующей Конституции и международных соглашений, подписанных советским правительством". С 1978 начал выходить Информационный бюллетень СМОТа (ИБ). С первых же номеров он приобрел правозащитный характер. Это было связано с репрессиями, начатыми КГБ против СМОТа сразу после его образования. Первая редакция ИБ, после ареста Волохонского и Н. Никитина (1979) и принудительного выдворения из СССР Борисова (1980), распалась. Новую редакцию создали автор этих строк и Р. Евдокимов. Возрожденный ИБ уделял основное внимание социально-экономической проблематике, увязывая ее с правозащитной. В 1982 и это руководство редакции было арестовано. В очередной раз ИБ возродился в 1987 после возвращения из лагерей активистов СМОТа.

Женское движение

Правозащитную направленность, наряду с религиозной и культурной, имело и сформировавшееся в Ленинграде в 1979 феминистическое движение. Репрессии на его участниц обрушились сразу после выхода феминистического альманаха "Женщина и Россия". Начались обыски, допросы и т.п. Вскоре был создан феминистический клуб "Мария", выпускавший журнал того же названия. Одной из важнейших тем журнала стала защита преследуемых. Феминистки, вместе с участниками религиозно-философского семинара, провели демонстрацию в День прав человека. Это произошло 10 декабря 1979 на площади перед Казанским собором. В 1980 они попытались организовать кампанию по разъяснению солдатским матерям агрессивной сущности войны в Афганистане и призвать их к протестам против отправки сыновей на эту войну. КГБ удалось выжать за рубеж активисток движения. В 1980 г. были высланы из СССР Ю. Вознесенская, Т. Горичева, Т. Мамонова и др. В 1982 была арестована Н. Лазарева. Издание "Марии" прекратилось.

Борьба продолжалась

В начале 1980-х правозащитное движение в нашем городе понесло тяжелые потери. Отношения СССР с демократическими странами были испорчены. Поддерживать видимость соблюдения прав человека советскому правительству стало не обязательно, и у КГБ были развязаны руки. Власти попытались добить оппозицию, в т.ч. и движение за права человека. Выдворения за рубеж и аресты активистов ослабили оппозицию, но разгромить ее до конца было уже невозможно. Формирование основ гражданского общества приняло необратимый характер. Оппозиция была загнана в подполье, но не сдалась. Правозащитные акции порой нарушали спокойствие властей. Например, в марте 1986 на стене Петропавловской крепости появилась многометровая надпись: "Свободу Сахарову!" Автор надписи, В. Хроменков, был арестован и приговорен к 4,5 годам лагерей. В декабре 1986 Сахаров вернулся из горьковской ссылки, а Хроменков продолжал сидеть. Только в мае 1987 его освободили. (...)

К новым рубежам (конец 80-х)

Во второй половине 1980-х возможности осуществления политических и гражданских прав явочным порядком резко возросли. Знаком глубоких перемен в стране стало освобождение в 1987 почти всех политзаключенных. Общественная жизнь активизировалась, "молчаливое большинство" пробуждалось от тоталитарной спячки. Появлялись новые независимые печатные издания, помещавшие правозащитные материалы - "Демократия и мы", "Меркурий", "Петербург" и др.

Первым правозащитным объединением, возникшим в нашем городе на волне перестройки, стала Ленинградская группа Международного общества прав человека (МОПЧ). Ее создали в 1987 бывшие политзаключенные. МОПЧ занялся правозащитной деятельностью, издавал свой Информационный вестник. В 1989 Ленинградской группе удалось провести конференцию по карательной психиатрии и встречу представителей правозащитных групп СССР.

Правозащитные задачи (правовую помощь жертвам политических репрессий, содействие полной реабилитации всех репрессированных, содействие развитию гражданского и правового сознания) ставило перед собой общество "Мемориал", в создании которого главную роль сыграли бывшие политзаключенные. Учредительная конференция Ленинградского отделения "Мемориала" прошла в марте 1989. (...)

Формирующееся гражданское общество в конце 80-х осваивало правозащитные идеи, стремилось к построению демократического государства, уважающего права человека. Многим казалось тогда, что построение такого государства возможно уже в ближайшем будущем. Быстрые перемены конца 80-х вызвали немало иллюзий и неоправданных надежд.

 

 

 "ПОСЕВ" 12-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна