· ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ

ХРИСТИАНСКОE НАПРАВЛЕНИE В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Юрий Курикалов

1. Что означает христианская ориентация в российской политике?

Далекая от настоящих цивилизованных форм российская политика, тем не менее, подчиняется закономерностям общественной жизни. Формирование в ней определенных направлений по идеологическим принципам и постепенная консолидация их в партии, играющие функциональную для общества роль - объективная необходимость, как бы ни мешали на пути к ней амбиции лидеров и малая компетентность “элиты”. Какие же идейно-политические направления выделяются в сегодняшней России, и насколько способны они выполнить свою миссию на пути к цивилизованной государственности? То, что на первый взгляд предстает как аналог партий западных обществ, далеко не всегда хоть сколько-нибудь отвечает подобному понятию. Разительный пример - “либерально-демократический” конгломерат В.В. Жириновского. В нашу задачу не входит анализ всех условно и безусловно значимых направлений. Мы коснемся их только постольку, поскольку это необходимо в связи с выяснением смысла и роли христианской ориентации в российской политической действительности.

Отметим прежде всего, что доминантой первого периода реформ выступала либеральная политика, старательно, хотя и не всегда по уму, подражавшая западному “неолиберализму”. Эта политика, неизменно отвечавшая принципу “спасение утопающих - дело рук самих утопающих”, ныне не вызывает симпатий сколько-нибудь широких общественных слоев России.

Из других классических западных направлений - социал-демократия как таковая в обозримом будущем вряд ли может сформироваться, в частности, потому, что социалистическая фразеология в целом еще долго будет прерогативой коммунистических течений.

“Яблоко” стремится выразить свой центризм в том, что одновременно ассоциирует изрядную долю сторонников сильной социальной защиты или даже сознательных социал-демократов, в то же время декларируя, что “выбирает свободу” (лозунг Г.А. Явлинского в президентской кампании), т.е. вообще-то дублирует выбор либералов-выбороссов.

Cлабость либерального крыла и социал-демократии вызвали поиск идеологической программы, которая могла бы обеспечить принципиальную общественную поддержку существующего в настоящее время в России строя. Этот поиск вынес, в частности, на поверхность обществено-научного обсуждения русскую идею и идеологию евразийства. Действительно, нельзя отказываться от возможности найти идейную основу для объединения здоровых сил российского общества, понимания в нем национальных интересов. Более того, чтобы политическая демократия не превращалась в фарс, необходима реальная ее поддержка народом. Только при условии сохранения нынешнего государственно-правового устройства, сочетающего формы демократии и умеренной авторитарности, создающего юридические и административные рамки для существования современной рыночной экономики, развитие страны может быть продолжено от сегодняшних реальных, хотя бы относительных, успехов в этом плане.

Невозможно, однако, придумать русскую идею по заказу. Идейная основа консолидации здоровых общественных сил России может прорастать только на уже так или иначе существующей почве. И это зависит от определенных предпосылок в культуре и менталитете. Не умаляя ни специфичности посткоммунистической ситуации, ни российской самобытности, следует иметь ввиду характеристики идейных направлений, эффективных для национальной консолидации современного общества.

Надо обратить внимание на то значение, которое имеет сильная христианская составляющая в современной общественно-политической жизни развитых стран. Очевидно, что даже сама по себе идеология либерализма могла быть консолидирующей только на основе предшествующего развития христианской цивилизации. Менее понятен, на первый взгляд, другой факт: по мере дальнейшей модернизации роль религиозных идей в общественной жизни развитых стран не только не сходит на нет, но в значительной степени восстанавливается.

Не входя здесь в подробный анализ этого рода явлений, отметим, что они выступают как выражение духовной интеграции общества, необходимой на любой стадии развития цивилизации. Общественная солидарность дополняет в социальной системе Запада эмансипацию личности, что и фиксируется в доминировании на политической арене либерально-консервативных направлений. Их идейно-психологическая основа складывается в первую очередь на основе христианской традиции.

В этом смысле русская идея может не столь уж разительно отличаться от аналогов, возникающих на базе модернизации западной христианской цивилизации. Более того, анализ видения такой российской идеи - пути к будущему России - ряд концепций русских философов - таких, как социальное учение солидаризма, - показывает, что они органически вписываются именно в подобную тенденцию. Будем называть эту направленность, отвечающую характеристикам духовной интеграции современного общества, социально-христианской или просто социальным христианством.

Материалистическая направленность современной российской политики влечет достаточно тяжелые последствия, заражая все общество атмосферой нигилизма. Необходима целенаправленная деятельность восстановления основ российского гражданского общества, в которой получали бы взаимосвязь моменты общественного и государственного, гражданского и духовного порядка. Каково же на сегодня состояние социально-христианского движения и каковы его перспективы?

2. Современное состояние и пути развития социально-христианского движения в России

В настоящее время социально-христианское движение в России представляет собой картину разрозненных группировок, наиболее значительные из которых заявлены как христианско-демократические партии.

Христианско-демократический союз - “Христиане России” (ХДС-ХР) и Российская христианско-демократическая партия (РХДП), будучи действующими политическими организациями, не представляют все же действительной силы: скажем, их представительство в Госдуме ограничено всего одним депутатом (от ХДС-ХР).

Помимо них, всероссийской организацией является Христианско-демократический союз России, являвшийся исходной структурой, от которой “отпочковались” другие ХД-партии. Эта организация, бессменно возглавляемая А.И. Огородниковым, в настоящее время ориентирована в большей степени на социальную работу и просвещение, чем на политику.

Просветительная активность превалирует и в деятельности Народно-Трудового Союза российских солидаристов - организации, являющейся носительницей идеологии солидаризма, прямо определяемого как “социальная проекция христианства”.

То же можно сказать и о многих сугубо региональных организациях. Это можно рассматривать только как характеристику определенного этапа формирования социального христианства в России, что имеет объективные причины, лежащие прежде всего в длительном господстве материалистической идеологии в стране и традиционно сложившейся относительной индифферентности Православной Церкви и верующих к общественной жизни. Однако надо иметь здесь ввиду и ряд субъективных причин, таких, как амбициозность некоторых российских христианских политиков, стремление сформировать “свою” партию, неумение и нежелание договариваться и искать конструктивные компромиссы в интересах общего дела. Без преодоления этих моментов социальное христианство в России может просто не состояться - “экологическая ниша” будет заполнена течениями иной окраски.

Настоятельная необходимость формирования сильной христианской составляющей для обеспечения устойчивости либерально-консервативного направления в российской политике сама по себе почти очевидна. Для этого существуют и достаточно весомые объективные предпосылки. Это прежде всего значительное количество социально активных, но разрозненных христиан в регионах. Можно было бы многое сказать и о роли в этом отношении прочных культурных и религиозных традиций России, деформированных, но не уничтоженных в рамках “советского” менталитета.

Значимое на общенациональном уровне христианское общественно-политическое движение, не должно, по-видимому, на настоящем этапе оформляться в виде “унитарной” политической партии. Организационной формой, наиболее подходящей для этого, скорее является общественная ассоциация, объединяющая в своем руководстве представителей ведущих христианско-демократических партий и вбирающая в себя другие существующие в настоящее время христианско-демократические группировки.

Для превращения христианского общественно-политического движения в действенный на уровне массового сознания фактор необходима прежде всего целенаправленная деятельность по социальным и культурным программам. Такого рода программы следует осуществлять при поддержке ведущих политических организаций на базе ассоциации христианско-демократических организаций и, возможно, специально создаваемых политически неангажированных фондов. Частично эти программы могут реализоваться совместно с Русской Православной Церковью, а в отдельных случаях и в сотрудничестве с другими христианскими конфессиональными организациями. В ряде случаев могут быть использованы также средства международных гуманитарных программ. Особое внимание можно обратить на программы экологического профиля.

Большое значение на подготовительном уровне имеют также объединяющие общественно-политические издания и программы в электронных СМИ. Следует по возможности также избегать для них прямой политической ангажированности, поскольку “партийные многотиражки” не пользуются в настоящее время ни популярностью, ни авторитетом. Напротив, одно-два серьезных обще-информационных и информационно-аналитических издания, поддерживаемых коалицией правоцентристских сил, включающие свежее освещение духовно-общественной проблематики и ряд привлекательных моментов “светского” издания, могли бы занять достойное место в общем спектре периодики и в то же время выполнить свою интегрирующую роль.

Проведение подобной работы влечет сильный общественный эффект - вовлечение в сферу общей деятельности актива различных христианских объединений на местах, а также слоя социально активных верующих.

3. Перспективы развития христианского общественно-политического движения

Развертывание христианского общественно-политического движения является единственной реальной альтернативой “материализму” современной российской политики и широкому распространению в обществе нигилизма даже по отношению к собственным национальным интересам.

Безусловное отличие христианского движения России в намечаемой здесь форме от христианско-демократических организаций Западной Европы заключается в том, что оно не должно формироваться в качестве “правящей партии” и вообще не иметь партийного характера. Оформление на первом этапе христианско-демократических организаций в качестве изолированно действующих политических партий было одной из губительных для христианского общественного движения ошибок, последствия которой необходимо исправлять в настоящее время. Представительство христиан России в органах государственной власти и местного самоуправления должно осуществляться в тесном союзе с либерально-консервативным крылом демократического лагеря, т.е. выступать в виде своего рода “субъекта федерации” или фракции в формально чисто “светском” партийном объединении (которое по общему направлению можно условно сопоставить с республиканской партией США). Ведущие “правоцентристские” организации современной России сами могут оценить перспективность своего союза с христианским и экологическим движением как с точки зрения собственных политических интересов, так и с общенациональной точки зрения.

Возрождение в надлежащем модусе христианского сознания и образование соответствующих форм общественного движения является единственной возможностью установления здоровой формы национального сознания россиян как в гражданском плане, так и в плане религиозно-культурной идентификации. Последнее, естественно, подразумевает акцент на духовно-нравственные ценности, полную свободу совести и возможностей социо-культурного развития на основе всех традиционных конфессий. При этом в понимании общенациональных интересов получают свое место как этно-культурные, так и “вселенские” элементы сознания. Важнейшее значение имеет возрождение и развитие на религиозной, главным образом христианской, основе трудовой этики нации. Эта цель должна преследоваться в качестве одной из ведущих на всех этапах развертывания соответствующих социальных и культурных программ.

Консолидированное христианское движение должно на пороге XXI века обеспечить мобилизацию общественных сил для массовой поддержки демократических и рыночно-экономических преобразований в стране. Только при этом условии возможно формирование в России начала следующего тысячелетия сильной и структурно развитой экономики, гражданского общества и социального государства - условий личного и общенационального благополучия россиян, подлинного величия Российской державы.

 "ПОСЕВ" 3-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна