· ПАМЯТИ ДРУЗЕЙ

Редакция журнала “Посев” с глубоким прискорбием сообщает о кончине нашего давнего автора Петра Георгиевича Паламарчука и выражает искренние соболезнования родным и близким покойного.

ПЁТР ГЕОРГИЕВИЧ ПАЛАМАРЧУК

14 февраля 1998 г. после продолжительной болезни на 43-м году жизни умер Пётр Георгиевич Паламарчук - талантливый писатель, участник патриотического движения, человек энциклопедических знаний по литературе и истории России, ее народным традициям.

Он родился 20 декабря 1955 г. в известной военной семье. Окончил Московский институт международных отношений. Работал в Институте государства и права Академии наук. В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию об исторических правах России на Арктику, позже написал монографию “Ядерный экспорт”.

Однако главным делом его жизни уже тогда в начале 80-х стали иные занятия, которые, несмотря на давление КГБ, обыск на квартире и тому подобное, неуклонно вели его к всероссийской известности совсем иного рода.

Сегодня Пётр Паламарчук для москвичей - один из признанных летописцев столицы, знаток ее легенд, истории, топографии. Для всего православного народа П. Паламарчук - составитель монументального 4-х томного альбома-указателя “Сорок сороков” обо всех дореволюционных храмах столицы с подробным описанием. Именно на основании собранных в этой книге сведений сейчас восстанавливаются некоторые храмы. За этот труд Русская Православная Церковь наградила его в 1997 году Макариевской премией.

Заметим, что эти конкретные дела Паламарчука в коммунистическое время - наглядное опровержение расхожего тезиса - целились в коммунизм, а попали в Россию.

В нынешнее время этим тезисом размахивают национал-патриоты даже в православном обличьи, которым хочется оправдать этим свое собственное бездействие в те же годы, а то и верную службу богоборческому режиму КПСС.

Для всех нас Паламарчук, начиная с первой же его повести “Един Державин” (1982) - самобытный автор более 20 книг (романов, повестей, рассказов, литературно-исторических исследований), написанных легко узнаваемым неповторимым языком. Его “Путеводитель” по Солженицыну остается единственным в своем роде (тираж в разных изданиях в “наше малотиражное” время превысил миллион экземпляров).

Паламарчук был давно известен во всех этих качествах и в русской эмиграции, где издавались его работы сначала под псевдонимами: например, “Сорок сороков” вышли в парижской YMKA-Press под фамилией Звонарев (весьма прозрачный “перевод” фамилии автора с малороссийского наречия); книгу “Ключ к Гоголю” под псевдонимом Носов опубликовало лондонское издательство OPI, статьи же печатались практически во всех периодических изданиях русской эмиграции, включая “Посев” и “Грани”. Вскоре Пётр и сам стал желанным гостем и докладчиком на многих эмигрантских съездах, от Германии и Бельгии до Аргентины.

Как только стало возможным с конца 80-х, Паламарчук отплатил эмиграции за это издательское гостеприимство целенаправленным возвращением в Россию многих ранее запретных имен Русского Зарубежья - политиков, деятелей культуры, писателей (в том числе современных), которых он как публикатор представлял читателям “Литературной России”, журналов “Москва”, “Наш современник”, “Родина” и др. В числе первых таких отдельных изданий был сборник “Русское Зарубежье в год 1000-летия крещения Руси” (1991, издательство “Столица”, где тогда работал Паламарчук), в который вошло много статей из “Посева”. Одним из последних стал выпущенный с помощью семьи Апраксиных-Котляревских (Бельгия) уникальный альбом фотографий “Крестный путь Русской армии генерала Врангеля”. Примечательным качеством Петра была независимость его суждений в принципиальных вопросах. Соответственно, и им было хорошо известно его имя: и тем сепаратистам, кого раздражала уже “украинская фамилия” Петра как поборника воссоединения триединого русского народа (отметим тут вновь его прозу “Чисто поле”, “Ивановская горка”, “Козацкие могилы”, “Летопись софийского собора”); и тем “патриотам”, которым была неприемлема его критика марксистского наследия (как в “красной”, так и в “перекрашенной” форме), и тем кругам на Западе, которым всегда была неприемлема сама Россия.

Разумеется, между друзьями случаются споры из-за разного отношения к тем или иным явлениям и фигурам нашего Смутного времени. Но это быстро уходит в прошлое, ибо причина и цель таких споров с обеих сторон была одна: благо России. Остаются произведения Петра как дальнобойное оружие в продолжающейся борьбе, в которой нам всем будет его очень не хватать.

В последние полтора года, изнуренный тяжелой болезнью (излечимой, но не распознанной врачами) Пётр слабел телом - и одновременно светлел душою, очищая и выявляя в себе тот образ русского человека, который был замыслен о нём Богом, для жизни и работы в столь трудное время. Таким он и останется в нашей памяти. Его родители, дочь и верная соратница-жена могут гордиться всем тем, что Петр успел сделать для России за свои недолгие 42 года...

Отпевание Петра Паламарчука было совершено игуменом Тихоном (Шевкуновым) 17 февраля в московском Сретенском монастыре, похоронен он в жгучий морозный день на Химкинском кладбище.

М.Н.

 "ПОСЕВ" 3-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна