· АНТОЛОГИЯ СОВЕТСКИХ ИДИОТИЗМОВ

Воспитание на двадцать пять копеек

Светлана Гаврилина

“Советская власть, бесплатная медицина, бесплатное образование...” Как часто приходится слышать эти ностальгические нотки в разговорах о сегодняшнем дне - беспорядочном, непонятном и пугающем. Да и по оценкам независимых американских экспертов, опубликованным несколько лет назад, по общей сумме знаний выпускники наших средних учебных заведений оказались на четвертом месте в мире, обогнав и США, и Европу. Вот только знать бы, в каких школах они опросы проводили... Нет, далеко не все было плохо в том недавнем “застойном” прошлом, не считая того, что “воздух был чище, а женщины - моложе”. Да только ведь не зря коммунисты ставили себе цель “до основанья” - во все щели жизни общества влезали они, от крестин до похорон, чтобы искоренить все, что осталось от “старого мира”, чтобы поставить все с ног на голову, чтобы, как Дьявол - “обезьяна Бога” - передразнить и исказить все, что считалось светлым у их противникам. Слава Богу, не все им удалось, но удалось немало. “Вот-вот! - возразят сторонники прошлогоднего “согласия и примирения (правда, его не очень заметили, да и забыть успели), - а теперь, как и большевики, опять все перевернуть хотят! Того и гляди - памятники Ленину сносить начнут, а ведь это - тоже наше культурное наследие!”. И люди, что жили и воспитывались в том времени, не виноваты. Сегодня они живут и воспитывают. Так, как умеют.

... Когда я вижу на книжных развалах сборнички в тонких обложках - “100 лучших сочинений для школьников и абитуриентов” и тому подобные - я задумываюсь: кто, по логике вещей, мог бы быть автором того несусветного бреда, который рекомендуют в качестве палочки-выручалочки для получения приличных отметок на выпускных и более того - вступительных экзаменах? И еще: кто в здравом уме и твердой памяти может поставить хотя бы “тройку” за подобное тупое измывательство над отечественной изящной словесностью?

И сама себе отвечаю на вопрос. Могут. Потому что из многотысячной армии “сеятелей разумного, доброго, вечного”, обучавшей поколения советских школьников, далеко не все в “послеперестроечное” время отправились на пенсию, к тому же они успели взрастить преемников. И речь идет не только о тех, кто обучал предмету, по недоразумению называвшемуся “русская литература”. Это и “англичане”, которые на вопрос англоязычного туриста, как пройти к Эрмитажу, в напряжении морщат лоб. Это и “математики”, после которых приходится переплачивать репетиторам. И, наконец, это бессмертные инспектора РОНО (Районного отдела народного образования).

Лирика в понимании советского директора...

Ставка учителя была (не знаю, как сейчас) за18 учебных часов - сто рублей. Десятка сверх того полагалась за классное руководство - 40 человек в классе, то есть на воспитание каждого приходилось двадцать пять копеек в месяц. Что-то еще добавляли за проверку тетрадей. С течением времени появлялись какие-то надбавки за стаж. В итоге учителя старались набирать (прошедшее время здесь явно не годится, сейчас то же самое) по 25-30 часов плюс какая-нибудь группа продленного дня. Получалось вроде и ничего. Только, помню, одна маленькая девочка из учительской семьи долгое время серьезно удивлялась: вроде эти тети и дяди не воры и не грабители, а все разговоры о том, что кто-то у кого-то “часы отобрал”...

Но все же, заканчивая питерский филфак, мы нимало не сомневались в том, что есть, наверно, где-то умные, талантливые и влюбленные в свой предмет учителя. (Действительно, есть - и по сей день мне это кажется чудом, хотя, казалось бы, рассказы моего сына о своей школе должны бы убедить в естественности этого явления). И вместе с тем обязательное распределение в “наробразовскую” систему пугало. Потому что вероятность попадания в школу, где повезет встретиться хотя бы с одним таким учителем, представлялась почти нулевой. Что не замедлила подтвердить первая же педагогическая практика на четвертом курсе. На нее нас отправили, вооружив полугодовым курсом по педагогике (общие лекции раз в неделю, а в конце семестра автоматический зачет по списанным конспектам).

Нет, право же, что-то тогда шевельнулось в душе: “А вдруг?” Старинное здание в центре города, звонки, детская возня в рекреациях... Тем более, что объяснили: эта школа - “привилегированная”, дети в ней очень способные и коллектив отбирается тщательно. Правда, тезис о способностях детей завуч доказывала почему-то с помощью странички классного журнала с именами и высокими должностями родителей. А даму, которая должна была посвятить невежественную практикантку в тайны профессии, я увидела в актовом зале, когда она истошно кричала собирающимся на школьный вечер ребятишкам: “Дети, не захлапывайте двери! Маша, что стоишь - возьми вон тот стулик!”

- Это ничего, - успокоила старшая приятельница. - Мой папа повел мою дочку в первый класс. Возвращается - Верочка, а нельзя ли, чтобы Оля в школу не ходила? - Ты что, дед - против образования? - Да н-нет, но я услышал, как там учителя говорят: весьте польта на вешалки и ложьте ботинки на полочки... А Оленька наша так хорошо говорит...

Темой моего первого в жизни урока стали оды Державина. Накануне я, как положено, написала план со всеми рубриками: цель урока, ведение, раскрытие темы и т.д., искренне веря, что сама по себе окостенелая форма этого необходимого для учителя документа (можно голову дома забыть, а попробуй прийти без плана) не так уж и дурна, во всяком случае в моих силах вложить в нее какое-то содержание. Обложившись литературой, составила сценарий урока. И на следующий день, полагая себя во всеоружии, вошла в класс. “Моя” учительница сидела на задней парте и то ли спала, то ли думала о чем-то глубоко личном.

Сорок пять минут прошли мгновенно. Звонок прозвучал райской музыкой - восьмиклассники не устроили обструкции и вроде даже слушали, в отведенное время уложилась - (“а вдруг?” - опять промелькнуло в сознании). Я подняла глаза на учительницу, которая, оказывается, уже пару минут что-то громко говорила:

- Вот всегда я говорю, забудьте, чему вас там научили. Вечно научат. Что вы там про классицизм объясняли, при чем здесь классицизм, если надо про оды?

Я задумалась, что-то механически ответила и уже собралась выйти из класса, как заглянула еще какая-то дама и потребовала практикантку к завучу. Войдя в кабинет, уже собралась начать горячо оправдываться, что “про оды” я все сказала, и даже в плане написано, - как была с ходу остановлена вопросом:

- Светлана Дмитриевна, вы филолог-русист?

- Да...

- Если вы русист, значит вы лирик... (С полуутвердительной интонацией).

В те времена, как и половина сокурсников, поэтическими упражнениями я не брезговала, посему яростно возражать не стала, изобразив неопределенный кивок.

- А раз вы лирик, вы должны любить искусство...

Возражений не последовало.

- А раз вы любите искусство, вы должны провести с детьми содержательную беседу. Например: “Образ Ленина в советской живописи”.

... И я успокоилась лишь тем, что впереди еще четвертый, пятый курсы, а там глядишь, случится чудо...

Переводить ли покойника в десятый класс

Мне чуть-чуть повезло - окончание университета совпало с декретным отпуском. Через год в роно подумали и сказали: “У вас ребенок, он будет болеть, идите в вечернюю школу”.

О подобных учебных заведениях в народе представление по старому телефильму “Большая перемена” - помните, еще песенка была: “Мы выбираем, нас выбирают”. Дружный класс, где новенький учитель постепенно находит контакт с грубоватыми учениками и сам проходит с их помощью жизненную школу...

Мне дали два девятых и два одиннадцатых класса. Согласно классным журналам, в них учились рабочие ближних заводов “Звезда”, Турбинных лопаток, фабрики “Рабочий” и пр. Уроки проходили в различные смены. Стоп. Проходили - это не совсем точно.

Вербовка в классы вменялась в обязанность учителям за ту самую десятку классного руководителя. В свободное время нужно было ходить в заводские цеха и заниматься уговорами. Потенциальному ученику говорили примерно так: “Ну миленький, у нас ведь тоже план - ты запишись, ну придешь на контрольную, а экзамен сдать поможем”. Поэтому среднее число присутствовавших на уроках колебалось от пяти до восьми. Но иногда бывал аншлаг. Дело в том, что школьное здание располагалось аккурат в центре окружности, которую можно было провести, мысленно соединив линией несколько пивных ларьков. В строго определенные дни авансов и получек наша “клиентура” имела обыкновение двигаться по этой траектории, частенько отклоняясь от маршрута. Школа в эти дни входила в перечень развлечений. Уроки не были лишены оживления:

Ну и дура же ваша Катерина, Светлана Дмитриевна!” - “Да вы его не слушайте, у него жену Катькой зовут!” - “Молчи, ты неграмотный, читать не умеешь!” - “Он врет, я фантастику читаю - а вы любите фантастику?” - Самое странное, что в этом сумбуре, разумеется, наплевав на все заранее написанные планы, и этих людей можно было чему-то учить. От разговора о фантастике и модных шлягерах перейти к Гоголю, Пушкину. Путем несложных подначек заставить переписать диктант. Обстановка была почти домашней. Но время от времени выходивший покурить ученик врывался в класс с криком: “Атас!”. Входили, как правило, втроем: директор, завуч и методист. Потом начиналось...

“Светлана Дмитриевна, у вас на плечах цветной платок” - “А что в этом плохого?” - “Это головной убор”. - “Во-первых, он на плечах, а во-вторых, женщине вроде можно”. - “То женщине, а то советскому учителю”. И дальше, причем хором и чуть не по слогам: “Вы не сказали, что Гриша Добросклонов - это Добролюбов... Вы цитировали какого-то английского поэта... У нас не урок английской литературы... Вы не использовали наглядную агитацию...”

Затем случилось страшное. Разослали циркуляр о необходимости проведения во всех школах сочинений по знаменитым произведениям Брежнева. Причем именно эти сочинения (в отличие от обычных) в нашей школе велели представить в том количестве, сколько учеников в классах по списку. Из вышеизложенного ясно, что потребовать у независимого пролетарского “контингента” ВССОШ номер 133 что-то написать на эту тему, предварительно взяв в руки гениальные труды, было решительно немыслимо. В выражениях типа “старый козел” они не стеснялись. А сочинять что-то самой и задиктовывать классу (этот вариант в качестве дружеской подсказки предлагали коллеги предпенсионного возраста) как-то тоже было выше сил. Душу грела тайная мысль: “Вдруг уволят?” Дело в том, что (как доверительно объясняли в РОНО) хоть ты целый год прогуляй, хоть набей морду директору - если ты молодой специалист, раньше, чем через три года из цепких лап народного образования тебе не деться никуда...

Не уволили. Но дважды повесили выговор на доске объявлений. Эти наивные женщины не понимали, что как бумага все стерпит, так и человек может стерпеть любую бумагу - висит себе, есть не просит. Это лучше разносов в кабинете. Но девяти- и одиннадцатиклассники сочувственно спрашивали: “А что если третий повесят?”

- А, - отмахивалась я. - К тому времени, как в сказке, кто-то помрет, или ишак, или Ходжа, или эмир...

Так и произошло - эмир (автор бессмертных произведений) скончался. Еще через несколько недель в учительской возник было разговор о “некоторых, которые своими университетами кичатся, мало им выговоров”. Но в этот момент откуда-то ворвалась семнадцатилетняя лаборанточка, слегка навеселе, и приговаривая: “Блин, как надоел” перевернула стоявший на столе портретик вверх ногами. Учительская замерла. С той поры на лице сотрудников ВССОШ появилось странное растерянное выражение.

Приходишь, бывало, к директору: “У меня в классе ученик умер. Машина сбила”. - “Да? И что теперь?” - “Надо внести в документы”. - “Исключать никого нельзя. Мы за численность боремся”. - “Так что - переводить в следующий класс?” - “Нельзя - он же того... мертвый”. - “Оставлять на второй год?” - “Тоже нельзя”. - “Так что делать?” - “Думайте, Светлана Дмитриевна, думайте”.

Думать мне долго не довелось. Закончился учебный год. Накануне выпускного сочинения мои одиннадцатиклассники собрались у меня дома, заказали в складчину телефонный разговор с Владивостоком - темы сочинений объявлялись на всю страну вне зависимости от часовых поясов, дружно составили несколько вариантов сочинения (по-моему, о коммунистах в “Поднятой целине”) и на следующий день получили свои тройки. Это был последний выпуск в 133 школе - очевидно, операции с “мертвыми душами” приобрели здесь размах, который в итоге привлек внимание финансовых органов. Учебное заведение расформировали, а меня, как молодого специалиста, перевели в обычную дневную школу. Оставался еще один год подневольного трудоустройства.

Главное - уметь вырезать из бумаги

Номера этой школы я категорически не помню. Типовое здание где-то в Веселом поселке. Первого сентября все как один ученики писали письмо к Саманте Смит. Это называлось “Урок мира”. От имени всего народа дети должны были объяснить юной американке, что Советская страна - знаменосец мира, лидер всех прогрессивных сил, но на нее клевещут враги. “Дети, что вы напишете девочке Саманте?” - “Чтобы джинсы прислала” - дружно ответили мои восьмиклассники. “Нет, так нельзя” - обреченно произнесла я, заранее предчувствуя все то, с чем придется столкнуться в ближайшие дни и месяцы. И не ошиблась.

Все та же “тройка” - директор, завуч, методист. Они пытались внушить мне, что на уроках в пятом классе (тема - русская былина) нехорошо предлагать детям разобрать строчку за строчкой, выяснить незнакомые слова, вспомнить что-то из истории... Нужно было сначала читать “по рядам” - и в присутствии начальства мои детки скучно и бесстрастно завывали: “Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын”, а потом с той же интонацией декламировать учебник. ...Чтение по рядам предписывалось и в восьмом - “Мой дядя самых честных правил...” Список метафор был задан свыше и должен был отскакивать от зубов. Ссылки на книги, читанные в университете, были преступным умничаньем. Еще было загадочное “внеклассное чтение”. Здравый смысл подсказывал, что это те книжки, которые человек читает дома по доброй воле. Ан нет - был список по внеклассному чтению, в который входили повести про пионеров и комсомольцев, и двойку за незнание этих произведений можно было схлопотать так же, как за “Одихмантьева сына”. Проверки ввергали в трепет меня и учеников в равной мере. Еще была внеклассная работа. Не забуду, как в учительскую прибежала запыхавшись немолодая грузная учительница и восторженно заохала:

- Ходила я по классам - знаете, у Марьи Васильевны так классный уголок оформлен! А вот у физички новой как-то без огонька, поленилась...

Эти “классные уголки” - произведения из фанеры и картона - красовались в углу каждого кабинета. Заголовки и картиночки для “уголков” (кроваво-красный галстук, вырезанный из журнала памятник Ленину и т.д.) в порядке принудиловки делали сами школьники класса этак до шестого. Потом у них начинались свои проблемы - у кого-то уже с наркотиками и милицией, у кого-то просто первые романы - но классным дамам каждый год приходилось брать ножницы и клей и возиться с этими уродливыми плодами неизвестно чьей фантазии. Для того, чтобы умиротворить свое руководство и наезжавших в школу роновских инспекторов.

Потом у нас ввели какое-то самообразование. Оно заключалось, например, в том, что по партийному поручению историк (один из трех мужчин) читал вслух статью из “Огонька” о том, что академик Сахаров был бы и ничего, да охмурила его подлая еврейка Елена Боннэр... После “самообразования” учителя закрывались в учительской и доставали припасенную “андроповку”. Дама, восторгавшаяся классными уголками, с той же неподдельной страстью отплясывала на столе, задирая ноги в поехавших колготках. А другая рыдала мне в плечо: “Тебе хорошо, ты уйдешь, а нас куда возьмут?”... В конце мая мой срок кончался. В предпоследний день я думала о собственном малодушии. Ухожу я, уходят мои однокурсники из других школ, остаются эти обшарпанные стены, битвы за пресловутые часы и письма к Саманте Смит... И тысячи людей, которые с семи до семнадцати лет проводят в этих стенах свою жизнь. В раздумьях я зашла к коллеге-“русаку” (мужчине лет тридцати шести, работавшему здесь с самого распределения). Он отрешенно сидел в пустом кабинете и смотрел куда-то вверх...

- Куда ты смотришь?

- Завтра экзамен, сочинение...

- Ну и что?

- Видишь эти стеллажи?

- Ну?

- Завхоз на лето забрала всю наглядную агитацию, стеллажи остались пустыми. Я вот вырезал из бумаги фестончики, завесил стеллажи...

- Молодец. А что тогда беспокоит?

- На сочинении будет комиссия, а вот там в левом верхнем углу один фестончик, по-моему, криво висит...

- Успокойся, кто туда будет смотреть?

- А вдруг посмотрят?

... И я пошла к директору за трудовой книжкой...

 "ПОСЕВ" 3-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна