· ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

К переменам в правительстве

Б. СЕРГЕЕВ

Отставка 23 марта правительства, и в первую очередь его ключевых фигур - Черномырдина, Чубайса и Куликова - поразила внезапностью. Причин своих действий президент так и не объяснил. Толковали их в свете президентских выборов 2000 года. Действительно, мы узнали, что президент на третий срок баллотироваться не намерен, а Черномырдин баллотироваться будет и готов сотрудничать с Явлинским, но не с Лебедем, который, мол, десантник и заставит Россию прыгать. Всё же гадать о раскладе сил, который сложится через два года, рано. Возможны всякие неожиданности. Куда важнее вопрос, что сможет сделать правительство в ближайшие два года.

Ушедшее правительство числит за собой две заслуги: оно стабилизировало рубль, сбив инфляцию, и приостановило экономический спад. Но нерешенным остается основное, а именно деление населения страны на две части: одна часть не получает зарплаты, а другая не платит налогов. Бюджет остается в дефиците, а то, что существенная часть этого дефицита покрывается государственными займами, хотя и лучше, чем печатание необеспеченных денег, но все же плохо. Деньги, взятые взаймы под высокий процент (на котором наживаются банки, но который рядовому предпринимателю платить не под силу), проедаются на текущие расходы вместо того, чтобы вкладываться в развитие народного хозяйства. Оттого и нет экономического роста. Полный абсурд, когда под предлогом отсутствия капитала, отечественная промышленность на седьмом году реформ не способна обеспечить рынок не только бытовой техникой, но даже овощными и фруктовыми консервами и томатным соком. Уж в этих отраслях мы бы могли конкурировать с европейским импортом.

Ключевая задача правительства - жить по средствам. Надо, конечно, выбивать налоги из злостных неплательщиков, но слишком тугое завинчивание гаек задушит и куриц, несущих золотые яйца. В какой мере население готово платить налоги - это как бы плебисцит, отражающий степень доверия правительству. Причем объем неплатежей зависит и от того, сколько государство хочет себе забирать. В США, где налоги средние, считается, что около 8% валового национального продукта (ВНП) ускользает от учета. В западной Европе, где налоги выше, “серая” экономика составляет около 15% ВНП. У нас она составляет 40% или более. Во всяком случае, она дает очень многим людям жить самостоятельно, и улучшение налоговой дисциплины будет медленным.

Поэтому надо решительно сократить аппетиты и государства, и тех, кто собирается жить за его счет. Ельцин в своей неповторимой манере упомянул, что правительство надо урезать наполовину. Он, по существу, прав. Но будет ли новое правительство достаточно сильным, чтобы на такие меры пойти? В своем докладе перед думой 24 апреля, накануне третьего, утвердившего его в должности премьера голосования, Кириенко ответа на этот вопрос не дал. Он компетентно говорил о решении отраслевых вопросов (золотодобытчиков, нефтяников, рыболовов), но выдвинул вполне советский план поддержки горняков за счет налогов на спирт. Возможно, что он нарочно говорил на уровне, доступном сидящему в думе “партхозактиву”. Общей концепции экономической политики он не раскрыл. Возможно, чтобы не пугать ворон. Возможно потому, что ее нет. Между тем, она необходима, тем более, что спад цен на нефть сейчас сокращает доходы от экспорта и делает страну еще беднее и менее способной нести непроизводительные расходы. А их нам в наследство от советской власти досталось множество.

Зачем нужен огромный аппарат ФСБ? Чтобы высасывать из пальца мнимых “шпионов”? Для чего нужны огромные внутренние войска бывшего ведомства Куликова? Чтобы готовить новую Чечню? Зачем нужно вдвое больше милиционеров, чем при советской власти, когда работать они продолжают по-советски? Зачем, когда нет денег на необходимое образование, содержать десятки технических ВУЗов, продолжающих готовить никому не нужных специалистов ВПК? Зачем, когда нет денег на демонтаж множества лишних атомных подводных лодок, закладывать нового “Юрия Долгорукого”?

Этот список может продолжить любой из наших читателей. Этот список должна бы продолжить и обсуждать государственная дума. Увы, только примерно треть думы у нас состоит из настоящих депутатов. Большинство же не способны мыслить по существу дела, а только заниматься демагогией в погоне за властью и устройством своего быта. Тем важнее общественным организациям и гражданам задавать вопросы по существу и думским депутатам, и правительству. Чтобы показать, что народ у нас может не только требовать, что ему положено, но и знает, чего ему не надо. Вспомним слова “Политической платформы НТС 1995”:

“Мы за крепкое, но не разбухшее государство. Чиновничий аппарат надо резко сократить. Многочисленные ведомства, которые не приносят пользы никому, кроме служащих в них, надо упразднить. В экономике, культуре и социальной сфере больше задач должны брать на себя местные власти... Чем меньше государственного вмешательства - тем меньше коррупции!”

 "ПОСЕВ" 4-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна