· ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

По страницам интересных книг

В ПОИСКАХ СМЫСЛА

(А.Ф. Лосев, его книга “Диалектика мифа” и судьба одной идеи)

 *“В поисках смысла” назвал А.Ф. Лосев свою беседу с Виктором Ерофеевым (“Вопросы литературы”, 1985, № 10). Отсюда и заимствую название этой статьи. (Прим. автора)

Спросите у нынешнего российского интеллигента о том, какие мыслители, по его мнению, впервые исследовали с философских позиций коммунизм как форму тоталитаризма? Большинство из собеседников в ответ назовут Джорджа Орвелла, Карла Поппера, Ханну Арендт, Раймона Арона. Если же спросить об отечественных исследователях данного феномена, то упомянут, в лучшем случае, книгу Бердяева о русском коммунизме.

Всё это свидетельствует о том, что “мы - ленивы и нелюбопытны”, мы до сих пор не потрудились обратиться к наследию отечественной мысли, хотя сегодня оно и стало общедоступным. Действительно, один наш интеллигент, причисляющий себя к “либералам”, считает социал-демократа Поппера вершиной достижений мировой философской мысли, а другой интеллигент, числящий себя “патриотом”, видит в примитивном Иване Солоневиче светоча “национального интеллекта”.

Учтя все эти печальные обстоятельства, я посчитал нужным познакомить читателей “Посева” с одним из соотечественников, чьё наследие и подлинный приоритет (Доказательства мнимого первенства, типа: “Россия - родина слонов”, - противоречат всему наследию отечественной мысли, если под последней, конечно, понимать мысль умную.) в философском осмыслении мифологии советско-людоедской системы до сих пор незаслуженно не востребовано нашей общественностью. Речь пойдет о русском философе Алексее Фёдоровиче Лосеве (1893 - 1988), и не только о нём.. И кто, как не вдова философа - Аза Алибековна Тахо-Годи, которую травила советская пресса уже после кончины мужа, сможет лучше всего рассказать об уникальной и, вместе с тем типичной для советского времени, судьбе этого выдающегося человека. Поэтому этот рассказ о жизни Алексея Фёдоровича составлен, прежде всего, на основе вышедшей осенью 1997 года серии ЖЗЛ - жизнь замечательных людей книге Азы Алибековны “ЛОСЕВ”. В ней, наряду с редкими документами, свидетельствами, дана творческая биография философа, в которой особое место занимает его работа “Диалектика мифа”. Остановлюсь лишь на некоторых обстоятельствах появления в 1930 году на свет этого труда, определившего судьбу А. Ф. Лосева, философа не только имени и числа, но и мифа, придерживаясь текста книги Тахо-Годи. Все цитаты под римскими цифрами - из этой книги.

1. Судьба одного открытия

 

Из Серебряного века в Каменный

“Алексей Фёдорович Лосев родился в 1893 году 10 сентября (по старому стилю) на юге России в городе Новочеркасске, столице Области Войска Донского. Он рано потерял отца и рос у матери один, рано начал читать и в 1903 году поступил в классическую Новочеркасскую гимназию. С ранних лет увлекался театром и музыкой, благо в Новочеркасске того времени была замечательная труппа, ставившая весь классический репертуар, а музыку в гимназии преподавал Фёдор Иванович Попов, окончивший придворную певческую капеллу в Петербурге, ученик М.А. Балакирева, вдобавок к этому - класс скрипки у Ф.А. Стаджи. Историю преподавал Николай Павлович Попов, ученик Ключевского, а латынь и греческий - И.А. Микш, который “направил Лосева на стезю классической филологии и этим дал возможность научной работы, когда его ученику было запрещено советской властью заниматься философией”.i

Из философских увлечений необходимо отметить В.С. Соловьева, восьмитомное собрание сочинений которого (первое издание) по окончанию гимназии подарил своему лучшему ученику директор, а также Платона, чей шеститомник Алексей получил в подарок от Микша.

“Уже с гимназических лет филология и философия объединились у Алексея Лосева в одно целое. Увлечение астрономией и математикой только подогревало осмысление таких удивительных понятий, как “бесконечность”...”ii

Благодаря отличному аттестату Алексей Лосев поступает в московский университет, где “прекрасная постановка философии”. Летом же “на берегу Донца или у живописных озер вблизи Каменской Алеша перечитывает Достоевского, Платона, романы Фламмариона, своего первого воспитателя и первой любви в философии и науке. Читает на немецком “Введение в философию” О. Кюльпе, на французском - полный курс современной литературы, на греческом - “Эдипа-царя” Софокла (В гимназии блестяще были поставлены языки. А.Ф. хорошо говорил по-немецки и по-французски. Английский учил в гимназии, дополнительно читал по-итальянски, на польском и чешском языках. Вся сложнейшая философская литература с молодости была ему доступна)”.iii

“Пребывание в Москве складывалось из университетских занятий, систематического и продуманного чтения книг, главным образом научных, музыки и театра”iv . И Лосев слушает лекции по курсу психологии Г.И. Челпанова, историю древнего искусства у профессора В.К. Мальберга, введение в языкознание у В.К. Поржезинского, историю новой философии - у Л.М. Лопатина, а также увлечен философом Н.О. Лосским, “одним из лучших современных”. v

“В 1911 году Алексей начал участвовать в заседаниях религиозно-философского Общества памяти Вл. Соловьева, он видит и слышит там выдающихся философов и писателей, цвет Серебряного века русской культуры. Рекомендательное письмо дал молодому человеку профессор Г.И. Челпанов, заметивший талант и усердие своего ученика. Лосев регулярно посещал заседания Общества, которые тогда проходили в особняке известной меценатки, утонченно-образованной красавицы М.К. Морозовой на Смоленском бульваре. Там он постепенно познакомился с философами С.Л. Франком, И.А. Ильиным, С.Н. Булгаковым, П.А. Флоренским, Е.Н. Трубецким, Н.А. Бердяевым, критиком Ю.И. Айхенвальдом, писателем С. Дурылиным, своим кумиром поэтом-символистом Вячеславом Ивановым”.vi Большинство из них, как известно, было изгнано из России в 1922 году. И афишировать свои философские знакомства Алексей Фёдорович не мог вплоть до 80-х годов, к тому же это было равносильно возобновлению открытого занятия философией, а ведь “ещё перед войной было вернувшемуся из лагеря Лосеву указание из ЦК ВКП(б) философией не заниматься, эстетикой - можно, а мифологией - только античной. Все помнили лосевскую “Диалектику мифа” и согласно решили: миф - он только в античности, современность ему чужда. Надо “перековаться”, как любили тогда говорить. Лосеву “перековываться” было не надо - недаром кончил два отделения”.vii Красные “философы”, по-видимому, и не подозревали, что эстетика - один из разделов философии.

Теория мифа до социальных корней

Почему же столь непокорного мыслителя не выслали вместе с цветом интеллигенции на “философском” пароходе в 1922 году? Ответ прост - он был еще слишком молод и не успел “засветиться”. “Диалектика мифа” была написана лишь в 1927 году, а свет увидели несколько экземпляров и того позже - в 1930 году.

Уже в предисловии автор оговаривается: “Я беру миф так, как он есть, т.е. хочу вскрыть и позитивно зафиксировать, что такое миф сам по себе и как он мыслит сам свою чудесную и сказочную природу”, и далее:

“Теория мифа, которая не захватывает культуры вплоть до ее социальных корней, есть очень плохая теория мифа. Нужно быть очень плохим идеалистом, чтобы отрывать миф от самой гущи исторического процесса и проповедовать либеральный дуализм: реальная жизнь - сама по себе, а миф - сам по себе. Я никогда не был ни либералом, ни дуалистом, и никто не может меня упрекать в этих ересях”. Лосев в “Диалектике мифа” вскрывает мифологичность “святая святых” - самой советской власти и показывает это на простых примерах:

“...Мифы “пролетарской идеологии”, которые ничем не отличаются от мифов “капиталистических гадов и шакалов”; коммунистическая идеология создает свой миф о возможности безрелигиозного общества, хотя свою идеологию пролетариат возводит в степень мифа. Идеи Пролеткульта, РАППа и других “творческих объединений, несомненно, повлияли на создание мифа о том, что пролетарию коммунисту искусство чуждо, так как оно немыслимо без феномена гениальности, а гений - это неравенство, неравенство же означает эксплуатацию. А поскольку передовое общество преследует попов за эксплуатацию, то и искусство, в том числе Шаляпина, надо гнать, так как их воздействие на людей не отличается от религиозного. Широко распространявшиеся через газеты, журналы лозунги-идеи об усилении классовой борьбы при успехах социализма порождают миф о страшном мире, в котором “призрак бродит по Европе, призрак коммунизма”, “где-то копошатся гады контрреволюции”, “воют шакалы империализма”, “оскаливает зубы гидра буржуазии”, “зияют пастью финансовые акулы”. Всюду снуют “бандиты во фраках”, “людоеды в митрах”. Везде “темные силы”, “мрачная реакция”, “чёрная рать мракобесов”, и в этой тьме “красная заря мирового пожара”, “красное знамя восстаний”. “Картинка! - восклицает автор, - И после этого говорят, что тут нет никакой мифологии”.viii

“Сталинский миф о построении социализма в отдельно взятой стране, то есть в Советском Союзе, представлен в виде патетической долбежки, сопровождаемой внутренним голосом, который тоненько пищит в душе: “Не-е-е-е” или “Н-и-и-и-и-и”. Стоит только спросить: “Как? Невозможно?” - и этот голос умолкает, но возникает опять “насмешливо-лукаво”, как только начинается очередная долбежка”.ix

Книга была арестована, так и не увидев читателя (хотя кое-кто из типографских работников распространил несколько экземпляров). О судьбе ее и причинах ареста находим далее у А. Тахо-Годи:

“Эта “книга, где Лосев раскрыл действенность мифов научных, философских и литературных, а главное, социальных - в эпоху “великого перелома” и “построения социализма в одной стране”, - была запрещена цензурой, выбросившей все идеологически опасные места. А.Ф. не убоялся запрета и вставил в печатавшийся текст ряд мест, которые были исключены цензурой. Предлог для ареста книги и ее автора был найден. А поскольку все издательские дела с чиновниками и типографиями вела супруга А.Ф., то и она попала в тюрьму, а затем и в лагерь. Но иного выхода, кроме как высказать вслух заветные свои идеи, у философа не было. В одном из лагерных писем жене он справедливо писал: “В те годы я стихийно рос как философ, и трудно было (да и нужно ли?) держать себя в обручах советской цензуры”. “Я задыхался от невозможности выразиться и высказаться. Этим и объясняются контрабандные вставки в мои сочинения после цензуры, и в том числе (и в особенности) в “Диалектику мифа”. Я знал, что это опасно, но желание выразить себя, свою расцветавшую индивидуальность для философа и писателя превозмогает всякие соображения об опасности”.x

Философия под грифом “Совешенно секретно”

Арестован был и Алексей Фёдорович. “Катастрофа, которую предчувствовала Валентина Михайловна (супруга Алексея Фёдоровича - А.М.), совершилась. Она была неминуема после выхода “Диалектики мифа”, книги запрещенной, разгромленной, уничтоженной (Как не вспомнить здесь историю с книжечкой Лосева “Вл. Соловьев” 1983 года, когда автору исполнилось 90 лет и когда эту небольшую книжечку запретили, изъяли и буквально сослали в глухие и самые отдаленные места страны: на Дальний Восток, в Магадан, Среднюю Азию.), после попыток сделать контрабандные вставки из “Дополнений” к “Диалектике мифа”. 18 апреля 1930 года, в Страстную пятницу, а точнее в час ночи с пятницы на субботу Алексея Фёдоровича арестовали”.xi

“...В деле ... N 100256, которое я обозрела в июне 1995 года, находится справка о “Диалектике мифа”, составленная начальником IV Отделения ИНФО ОГПУ Соловьевым (л. 193-196). Там указано, что в книгу размером в 153 с. (“Диалектика мифа” имеет 268 с. Следовательно, Лосев значительно увеличил свою книгу.) (7 1/2 п.л.) автор “без согласования с Главлитом внес ряд принципиальных исправлений и дополнений (на с. 7, 8, 11, 17, 18, 19, 22, 70, 71, 74, 75, 77, 78, 84, 87, 90, и 95)”. Кроме того, он вставил страницы с 98 по 134, с 241 по 263 (гл. XIV). В справке приводятся замечательные по остроте и всем теперь известные примеры в напечатанной книге. Рецензент рукописи, политредактор Главлита Басов-Верхоянцев, оказался недальновидным (а, может быть, и сочувствующим?) (В справке указано, что Басов-Верхоянцев - известный поэт-баснописец. Поэт взял верх над политредактором!) и разрешил книгу “в интересах собирания и сбережения оттенков философской мысли” (л. 195 ИНФО ОГПУ, сов. секретно “О книге А.Ф. Лосева “Диалектика мифа” изд. Автора, Москва, 1930 года. Главлит N А 45070). (Эти документы рассекречены 11 июля 1995 года сотрудником Центрального архива ФСБ РФ О.К. Матвеевым. Поставлен штамп: “Рассекречено”.) А.Ф., который признался, что относится к Главлиту “враждебно”, так как там сидят “полуграмотные цензоры, которые в науке ничего не понимают” (л. 184), должен был бы оценить резолюцию поэта-баснописца, разрешившего его “Диалектику мифа”.xii

“Ты, дяденька, вор и разбойник”

Разворачивается беспрецедентная травля “советскими философами” во главе с Кагановичем автора “Диалектики мифа”.

“Судя по приведенным материалам в справке, именно они легли в основу выступления Кагановича - та же лексика и стилистика речи (поповщина, черносотенство, мракобесие, изуверство).

Начальник IV Отделения ИНФО ОГПУ Соловьев не ограничился констатацией дела, а счел нужным привлечь к судебной ответственности Лосева за “контрреволюционные мистические выступления в печати и за подлог”, а владельца типографии Иванова за напечатание книги с неразрешенными дополнениями, “имеющими контрреволюционный характер”.

В мае 1930 года, когда Алексей Федорович уже месяц был арестован, а Валентина Михайловна металась в одиночестве и ожидала решения своей судьбы, в Институте философии Коммунистической академии состоялся 21-го числа доклад Х. Гарбера “Против воинствующего мистицизма А.Ф. Лосева” (напечатан в “Вестнике Комакадемии” N 37-38. М., 1930).

Гарбер занят в докладе выявлением “идейного облика Лосева”, со ссылками (конечно, с передергиванием и неграмотным прочтением - все эти так называемые красные философы были безграмотны) на “Очерки античного символизма и мифологии”, на книги, которые напечатаны были к 1930 году и стали поводом к аресту автора...” “В итоге Лосев - философ православия, апологет крепостничества и защитниик полицейщины”... К этому можно добавить, что в журнале “Под знаменем марксизма” (1929, N 10-11, с.12-13) в статье “О последнем выступлении механистов”... Лосев упоминается среди “идеологических врагов марксизма-ленинизма”, живущих “духовной пищей капитализма”.ix

А вот каков состав “красных философов” и социальный процент их: “Запланировали в аспирантуру в конце пятилетки принимать 95% членов ВКП(б) (тот же сб., с. 156), рабочих не 20%, как раньше, а все 70%. Отныне набором аспирантов и методологическим их руководством стал заниматься Институт философии Комакадемии. Сталин провозглашался “лучшим знатоком Ленина”, “самым последовательным учеником и проводником его идей” (с. 13). И это провозгласили ученые-холуи... при исчезновении грани между умственным и физическим трудом - исчезнет также грань между ученым и неученым” (с.13). Лосев на сплаве леса как раз вполне доказал “стирание” этих граней...”

“На XVI партийном съезде на утреннем заседании 28 июня 1930 года делает доклад Лазарь Моисеевич Каганович. В разделе “Обострение классовой борьбы и организация политической активности масс”, задавая вопрос о недостатках в работе этой сферы, Каганович признает наличие таковых недостатков. Классовая борьба обостряется “по линии культуры, по линии литературы”. За примерами не надо далеко ходить. Он на виду у всех. В газете “Правда” помещены рецензии на семь книг (не поленились!) “философа-мракобеса” Лосева. Главлит разрешил к печати последнюю книгу этого “реакционера и черносотенца ... “Диалектику мифа”. Кстати сказать, в заключении Главлита, сделанном цензором (он же баснописец) Басовым-Верхоянцевым, значилось: автор “трактата” - “совершенно чуждый марксизму (идеалист)”. Но разрешение было все-таки дано, “разве только в интересах собирания и сбережения оттенков философской мысли”...xiii

Чтобы ощутить колорит лосевского языка в “Диалектике мифа” приведу известный пассаж из нее, в котором А.Ф. вскрывает весь нигилизм позитивистской картины мира:

“Не менее мифологична и наука, не только “первобытная”, но и всякая. Механика Ньютона построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства. Мир не имеет границ, т.е. не имеет формы. Для меня это значит, что он - бесформен. Мир - абсолютно однородное пространство. Для меня это значит, что он - абсолютно плоскостен, невыразителен, нерельефен. Неимоверной скукой веет от такого мира. Прибавьте к этому абсолютную темноту и нечеловеческий холод междупланетных пространств. Что это как не черная дыра, даже не могила и даже не баня с пауками, потому что и то, и другое все-таки интереснее и теплее и все-таки говорит о чем-то человеческом. Ясно, что это не вывод науки, а мифология, которую наука взяла как вероучение и догмат. Не только гимназисты, но и все почтенные ученые не замечают, что мир их физики и астрономии есть довольно-таки скучное, порою отвратительное, порою же просто безумное марево, та самая дыра, которую ведь тоже можно любить и почитать. Дыромоляи, говорят, еще и сейчас не перевелись в глухой Сибири. А я, по грехам своим, никак не могу взять в толк: как это земля может двигаться? Учебники читал, когда-то хотел сам быть астрономом, даже женился на астрономке. Но вот до сих пор никак не могу себя убедить, что земля движется, и что неба никакого нет. Какие-то там маятники да отклонения чего-то куда-то, какие-то параллаксы... Неубедительно. Просто жидковато как-то. Тут вопрос о целой земле идет, а вы какие-то маятники качаете. А главное, все это как-то неуютно, все это какое-то неродное, злое, жестокое. То я был на земле, под родным небом, слушал о вселенной, “яже не подвижется”... А тут вдруг ничего нет, ни земли, ни неба, ни “яже не подвижется”. Куда-то выгнали в шею, в какую-то пустоту, да еще и матерщину вслед пустили. “Вот-де твоя родина, - наплевать и размазать!” Читая учебник астрономии, чувствую, что кто-то палкой выгоняет меня из собственного дома и еще готов плюнуть в физиономию. А за что?”1 

1 (“А.Ф. Лосев. Из ранних произведений” М.,1990, Приложение к журналу “Вопросы философии”. с. 405.)

И далее:

“Вы влюблены в пустую и черную дыру, называете ее “мирозданием”, изучаете в своих университетах и идолопоклонствуете перед нею в своих капищах. Вы живете холодным блудом оцепеневшего мирового пространства и изувечиваете себя в построенной вами самими черной тюрьме нигилистического естествознания. А я люблю небушко, голубое-голубое, синее-синее, глубокое-глубокое, родное-родное, ибо и сама мудрость, София, Премудрость Божия голубая-голубая, глубокая-глубокая, родная-родная. Ну, да что там говорить...”2  2 (с. 530. Там же)

... “Находятся даже поэты, которые воспевают эти бесконечные мировые “просторы”, на самом деле равносильные самому обыкновенному сумасшедшему дому. Говорят: никак не могу помыслить, что мир имеет пространственную границу. Господи, Ты Боже мой! Да зачем вам мыслить эту границу? Ведь поднимали же вы когда-нибудь голову кверху или скользили же взором по горизонту? Ну, какую же вам еще границу надо? Граница эта не только мыслима. Она совершенно наглядно видима. И ровно нет никаких оснований не доверять своим глазам. Вот тут-то и видно, что позитивизм есть попросту пошлейший нигилизм и религия дыромоляйства. Говорили: идите к нам, у нас - полный реализм, живая жизнь; вместо ваших фантазий и мечтаний откроем живые глаза и будем телесно ощущать все окружающее, весь подлинный реальный мир. И что же? Вот мы пришли, бросили “фантазии” и “мечтания”, открыли глаза. Оказывается - полный обман и подлог. Оказывается: на горизонт не смотри - это наша фантазия; на небо не смотри - никакого неба нет; границы мира не ищи - никакой границы тоже нет; глазам не верь, ушам не верь, осязанию не верь... Батюшки мои, да куда же это мы попали? Какая нелегкая занесла нас в этот бедлам, где чудятся только одни пустые дыры и мертвые точки? Нет, дяденька, не обманешь. Ты, дяденька, хотел с меня шкуру спустить, а не реалистом меня сделать. Ты, дяденька, вор и разбойник”.3

3 (с. 592-593. Там же)

... “Таким образом, первый ответ о солнце и о земле Коперника был глуп.

Просто - глуп.

Он “сосчитал”. Но “счет” в применении к нравственному явлению я нахожу просто глупым.

Он просто ответил глупо, негодно.

С этого глупого ответа Коперника на нравственный вопрос о планете и солнце началась пошлость планеты и опустошение Небес”.4 4( с. 530. Там же)

Каганович пустился приводить примеры из этого “контрреволюционного” и даже “мракобесовского” произведения. Фрагменты о дыромоляях, диамате как “вопиющей нелепости”, колокольном звоне, монашестве, об отношении коммунизма к искусству, а также знаменитое “ты, дяденька, вор и разбойник” и “долбежку” о возможности социализма в одной стране”. Кто-то из специалистов подбирал примеры со знанием дела.

“...С места возмущенный драматург Вл. Киршон выкрикнул: “За такие оттенки надо ставить к стенке”. И напророчил - собственный расстрел (он был расстрелян в 1938 году).xiv

“В результате травли, поднятой марксистами и Дебориным, уже арестованный Лосев пришел к выводу, что “чистая наука” в советской стране игнорируется, а там, за границей, его, философа-идеалиста, “знают и ценят больше”.xv

“К этим голосам возмущения против Лосева присоединился еще один, постыдный - великого пролетарского писателя Максима Горького. Под скромным названием “О борьбе с природой” в газетах “Правда” и “Известия” от 12 декабря 1931 года, когда Лосев уже был на лагерной стройке канала, М. Горький в качестве примера “особенно бесстыдного лицемерия из числа буржуазных “мыслителей”, защитников христианства и “изуверства церкви Христовой”, приводит выдержки из “рукописной копии нелегальной брошюры профессора философии Лосева “Дополнения к диалектике мифа” (“Дополнений” до сих пор не нашли).

Горький приводит две выдержки из “Дополнений”: о конце России, когда народ ее перестал быть православным, а также краткую характеристику рабочих и крестьян, рабов в душе и сознании. ...В статье Горького профессор Лосев именуется “идиотом”, “безумным” и “очевидно малограмотным”. Не стыдно было всезнающему Алексею Максимовичу Лосева не читать. ...Но ведь Горький больше пребывал в “прекрасном далеке”, хотя и это не извинительно. Каких только книг ему туда не посылали. А в 1931 году, да еще в конце года, он находился в Москве. Зато с Лосевым встреча была так возможна и так близка на канале, когда Горький ездил туда в познавательно-увеселительное путешествие с группой писателей (были там среди многих Всеволод Иванов с супругой и Михаил Зощенко!). Но больше водили Горького знакомиться с уголовниками (это ему ближе) - те перековывались, а не к философам и вообще интеллигентам, очень уж закоренелым.”

... “Тем временем, пока Лосева проклинали, предавали большевистской анафеме, он проходил предназначенный арестантский путь. На Лубянке 17 месяцев он находился во внутренней тюрьме. В одиночке сидел четыре с половиной месяца. Последний допрос - в январе 1931 года. После 12 марта 1931 года перевели из одиночки в общую камеру”.xvi

... “Приговор Лосеву вынесли 3 сентября 1931 года - 10 лет лагерей.”xiv Освобожден досрочно осенью 1933 года по Постановлению ЦИК СССР от 4/VIII-1933 г.: “за самоотверженную работу на строительстве Беломоро-Балтийского канала им. т. Сталина”, а также снята судимость с восстановлением в гражданских правах.

Такова цена, которую Лосев заплатил за теорию мифа “вплоть до социальных корней”, за попытку понять режим, при котором довелось жить, как он сам сказал об этом словами героя своей повести, Вершинина: “Никакой режим не терпит, чтобы его до конца понимали и продумывали. Да и вообще никто и ничто на свете этого не любит. А философ как раз хочет все понимать”. Сам Лосев в своей книге “Диалектика мифа” до конца понял и продумал мировоззрение того режима, в котором ему суждено было жить. Заплатил он за понимание - лагерем.”xv

И это только за констатацию присутствия мифов в советской действительности, без подробного их анализа и классификации. И еще за кое-что, а именно, за вскрытие эзотерического характера советской власти при обнаружении ее мифичности. После этого Лосев уходит на долгие годы во внутреннюю эмиграцию.

Однако философское открытие Алексея Фёдоровича, замолчанное в нашей стране на многие годы, и, казалось бы, навсегда утраченное было через двадцать лет вновь сделано и существенно развито независимо от него соотечественниками, волею судеб оказавшимися в эмиграции. Но об этом, как и о дальнейшей судьбе Лосева - в следующем материале.

Подготовил А. Моренко

——————————————————————————————————————

i“Лосев” А. Тахо-Годи, Москва, 1997 г. с. 24. Все цитаты по этому изданию

iiс. 25.

iiiс. 31.

ivс. 34.

vс. 35.

viс.43.

viiс.230.

viiiс.154.

ixс.102.

xс.131.

xiс.102.

xiiс.103

xiiiс.123.

xivс.128-129.

xvс.130-131.

 

"ПОСЕВ" 4-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна