ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Сбережения и индексации

Борис ГАБЕ

Одно из самых частых требований социального характера, которые очень многие предъявляют сегодня к властям России - индексировать сбережения, существовавшие у граждан СССР в 1991 году и “сгоревшие” в огне инфляции. Сегодня, в связи с прошедшей деноминацией, несколько было подзатихшие разговоры на эту тему снова оживились. Правда, нынешняя исполнительная власть не проявляет готовности идти навстречу этим требованиям, отделываясь мелкими выплатами самым старым из владельцев подобных вкладов. Однако власти у нас могут смениться, да и “реформаторская последовательность” президентской команды общеизвестна. К тому же не так давно думой был принят закон о “восстановлении” этих сбережений и теперь претензии такого рода имеют юридическую основу.

Но самые массовые требования и любые юридические установления будут лишь сотрясением воздуха и переводом бумаги, если нет РЕАЛЬНОЙ возможности воплощения их в жизнь. Между тем, большинство серьёзных экономистов утверждает, что (по крайней мере, в ближайшем будущем) всякие попытки такого рода ничего, кроме очередного финансового катаклизма, не дадут и сбережения 1991 года восстановить не удастся. Не взирая на эти возражения, сторонники индексации требуют исполнять вышеупомянутый закон, ссылаясь при этом на необходимость восстановить справедливость и вернуть людям то, что они утратили.

Прежде чем решать вопрос о том, возможно ли это восстановление и каким образом оно должно быть осуществлено, попробуем рассмотреть историю возникновения этих злосчастных сумм. Может быть, тогда удастся прийти к каким либо однозначным выводам - ведь очевидно, что доводы “от экономики” и “от справедливости” находятся в столь разных плоскостях, что спорящим сторонам никогда не удастся убедить друг друга. Не удастся никому из них и привлечь на свою сторону твердое большинство сограждан - ведь обычно свидетели подобных диспутов “глухого со слепым” даже не в состоянии уследить за аргументами спорящих.

Историю сбережений, сгоревших в первой половине 90-х, следует, конечно, вести от 1946-1947 годов. Тогда проводились и денежная реформа, и реформа розничной торговли и цен, связанная с отменой карточной системы. Советские люди в ходе этих преобразований были радикально ограблены: большая часть потребительских товаров стала недоступна основной массе населения из-за тотального повышения цен, а накопленные в ходе военной инфляции сбережения обесценились из-за деноминации. У “советов” в результате даже появилась возможность периодически проводить символические пропагандистские понижения цен. (Ну а почему бы и не проводить подобные понижения, если после этих реформ запасы потребительских товаров в торговле и промышленности стали по стоимости - в тогдашних твердых ценах - в несколько раз больше суммы вкладов населения в сберкассах!)

Для темпов роста экономики подобное положение дел было даже полезно. Граждане СССР в те времена могли “отоварить” любые суммы, если уж они оказывались у них в руках. А поэтому и интенсивность их труда в 50-60-е годы была много выше, чем в более поздние времена: люди стремились зарабатывать деньги. Старались они и создавать накопления, ограничивая свое текущее потребление ради относительно крупных покупок и трат. Советская же власть в эти годы строго контролировала как возможности своих подданных зарабатывать деньги, так и круг товаров, разрешённых им к потреблению, и этим ей удавалось кое-как поддерживать равновесие на рынке потребительских товаров и наличных денег.

В первую очередь именно за счет этой высокой интенсивности труда советских людей и удавалось наращивать военную мощь СССР, на что, в основном, и ушел весь экономический выигрыш от вышеупомянутых реформ.

Справедливости ради надо отметить, что отчасти за этот же счет (но и, в то же время, благодаря ряду удачно сложившихся иных обстоятельств) тогда же был несколько поднят жизненный уровень советских людей - впрочем, по общемировым меркам, весьма незначительно.

Но, как известно, огосударствленная экономика всегда действует в условиях “мягких бюджетных ограничений” (как изящно выразился автор классического исследования социалистического хозяйства Я. Корнаи). Все субъекты, будучи управляемы государством, тратят больше, чем зарабатывают и, в конечном счете, деньги, расходуемые ими, попадают (в виде зарплаты и прочих подобных выплат) в руки рядовых граждан. При твердых ценах и ограниченном, “социалистическом”, наборе товаров и услуг, расходы этих граждан поневоле тоже ограничены. Избыточные деньги раньше или позже превращаются в неотовариваемые” вклады в государственных сберегательных учреждениях. При этом граждане стремятся любой ценой “отоварить” эти вклады, угрожая торговле взрывами спроса.

Для предупреждения этого социалистические режимы обычно использовали целый ряд мер: принудительные займы, периодические повышения цен, регулярные пересмотры тарифов и расценок и прочее. Но в силу ряда политических причин возможности применения этих мер в СССР с начала 50-х годов были все более ограниченными. Поэтому, несмотря на рост производства потребительских товаров (достаточно заметный, начиная именно с этого периода), несмотря на осуществление ряда удачных конверсионных программ, несмотря на рост доходов от экспорта сырья (особенно резкий в 70-е) сбережения населения росли куда быстрее. К началу 70-х сумма вкладов в сберкассах СССР сравнялась с суммой стоимости запасов товаров в торговле и промышленности (в твёрдых, конечно, ценах). Отныне у подданных социализма исчез реальный смысл стремиться заработать больше денег - их стало невозможно “отоваривать”.

С этого момента экономическая ситуация в СССР изменилась самым радикальным образом. Во-первых, резко ослабли стимулы к труду, упала интенсивность его, а новых хозяйственных “успехов” удавалось достигать только ценою всё больших и больших расходов и затрат. Во-вторых, образовавшийся “денежный навес” делал торговлю “политической миной”: вспышки покупательских паник порождали такие социальные напряжения, что это становилось опасным для устойчивости режима. В-третьих, регулятором потребления населения отныне стала не воля властей (как это подобает при социализме!), а стихийно образующийся и неуправляемый ими дефицит.

Но главное - в этот период в СССР окончательно сложилась своеобразная система отношений властей и подданных, которая получила название “развитого социализма” и резко отличалась от всего существовавшего в СССР до этого. И одной из сторон этих отношений было то, что власти в эти годы стали выплачивать практически неограниченные суммы за потребную им работу, а подданные - удовлетворенно накапливать эти суммы на сберкнижках. Фактически и те, и другие знали (или догадывались) о принципиальной невозможности “отоварить” большую часть этих денег, но первые надеялись, а вторые верили, что когда-нибудь это произойдет. Не случайно советская политэкономическая наука тех лет суммы эти именовала “отложенным спросом”!

Однако в 80-е к обществу стало приходить осознание, что “отложенный спрос” на деле отложен навсегда, а социалистическое государство - банкрот. К тому же падение мировых цен на сырье резко ухудшило общую экономическую ситуацию и лишило коммунистические власти возможности маневрировать доходами от экспорта. И на рубеже 80-х - 90-х в стране начались перемены, которые означали: процедура банкротства “пошла”!

При этом с банкротством ценовой и планово-централизаторской политики “советов” наше общество в целом смирилось: более-менее свободные цены теперь существуют повсеместно, приватизация худо-бедно в значительной степени осуществлена и особых протестов это уже не вызывает. В России еще, конечно, надо немало сделать для демонополизации и дебюрократизации нашей хозяйственной жизни, но все же многое уже пройдено.

А вот с осознанием обществом банкротства финансовой политики коммунистов дела обстоят куда хуже. Большинство из нас до сих пор не хочет признавать, что деньги при социализме, в условиях твердых цен, были не полноценным средством платежа и накопления, а только специальной формой учёта заслуг человека перед властями. Инфляция же начала 90-х лишь продемонстрировала всем реальную покупательную способность “совдензнаков”. И уж конечно то, что с начала 70-х наши “сбережения” на деле имели цену старых бумажных фантиков - эта печальная истина категорически не принимается ни умом, ни душой советского человека. (Еще бы - даже самому себе неприятно признаваться, что ты несколько десятилетий покорно позволял водить себя за нос! А как иначе назвать готовность работать за деньги, которые заведомо невозможно “отоварить”?)

Так что “компенсировать” обещания советской власти (каковыми на самом деле являлись “сбережения” ее подданных) практически невозможно... Нет, конечно, можно попытаться, исходя из текущего уровня цен, соответственно увеличить вклады граждан в Сбербанке, существовавшие на 1991 год. Но если не отобрать при этом у кого-то такие же суммы, то в итоге произойдет лишь выброс в обращение “пустых” денег, не обеспеченных товарами и услугами. И немедленно очередной всплеск инфляции вернет все на круги своя. А отобрать - означает обложить дополнительными налоговыми поборами РЕАЛЬНЫХ налогоплательщиков - то есть тех, кто сегодня работает в негосударственном секторе экономики. (Ведь государственный сектор сегодня - это либо отрасли, “по определению” только потребляющие общественные средства, либо практически бездоходные, а то и вовсе убыточные предприятия.)

Не будем останавливаться на том, что именно из-за высокого уровня налогообложения экономика наша сегодня трансформируется и развивается мучительно медленно. (Стране до зарезу необходимы ЧАСТНЫЕ капиталовложения - “эффективность” государственных за предыдущие семь десятилетий изведана сполна. А высокая налоговая нагрузка не дает их осуществлять, что и погружает Россию в экономическую депрессию.) Отметим лишь, что уровень налогообложения у нас нынче сравним с уровнем самых развитых стран и составляет около трети валового национального продукта (ВНП).

Это значит, что ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ наш налогоплательщик не должен отдавать обществу больше! В самом деле, ему надо тратить доход на поддержание своей жизни и жизни своих близких. Ему надо прямо или опосредовано поддерживать на ходу свое дело, причем так, чтобы иметь возможность сохранить его не только на ближайшее время, но и в отдаленном будущем. И, наконец, ему необходимо отдавать налоги обществу на поддержание государственного механизма и социальных структур. Равное распределение созданного налогоплательщиком между всеми этими направлениями - куда уж более справедливое разделение ВНП?

То есть требование “компенсации” означает: в угоду нежеланию немалой части наших сограждан считаться с реальностью, остальные должны будут смириться с очевидно несправедливой пропорцией перераспределения ВНП! Причем самое примечательное в том, КТО эти требующие такого перераспределения!

Не секрет, что уровень жизни советских людей сильно зависел от стажа их работы на советскую власть. Фактически этот стаж демонстрировал степень лояльности человека - ведь в число гласных и негласных требований “советов” к своим подданным входило и требование постоянства места службы вкупе с непрерывностью ее срока. Ну и, соответственно, размеры “сбережений” каждого человека зависели в немалой степени от того же.

Конечно, исключения были многочисленны. Одни тратили все достающиеся им деньги, не откладывая ничего. Другие по самым разным причинам накапливали вклады в Сбербанке в размерах, бульших обычного уровня. Но в конечном счете, не эти отклонения определяли общую ситуацию, а средние вклады, принадлежавшие основной массе рядовых людей. Неудивительно, что в 1991 году большая часть “сбережений” принадлежала лицам старших возрастов.

А ведь сегодня именно люди старшего поколения - держатели бульшей части вкладов в Сбербанке - в первых рядах требующих компенсации. Делают они это и прямо - высказываясь в этом духе при всяком удобном случае устно, письменно и печатно. Делают они это и опосредовано - голосуя за соответствующих политиков и участвуя в организуемых последними массовых акциях. И все социологические исследования и избирательные кампании раз за разом подтверждают это.

При этом надо учесть - наша “реформаторская” исполнительная власть весьма нетверда в своих “прогрессивных” намерениях и больше всего стремится угодить всем ради сегодняшнего, кратковременного сохранения своих политических позиций. Поэтому и требования “компенсации” отнюдь не остаются без ее благосклонного внимания. Не так давно агонизировавшая советская власть лихорадочно пыталась оттянуть свой крах “компенсациями” (помните, “павловские” начисления на вклады?!). Нынче по её стопам и “реформаторы” пытаются делать то же. Но как тогда подобное не помогло выправить ситуацию, так и сейчас от таких шагов мало проку. Частичные выплаты и “поэтапные компенсации” лишь раззадоривают аппетиты требующих.

Надо, наконец, сказать открыто: это именно руками тех, кто так яростно требует сегодня “компенсации”, была создана та экономика, которую иначе как нелепой назвать нельзя! Заводы, производящие никому не нужную и некачественную продукцию, города, выстроенные там, где нельзя ставить даже собачью конуру, обезображенная природа и, наконец, деньги, на которые заведомо нельзя было ничего купить - все это сотворили вовсе не марсиане, и все это сегодня необходимо так или иначе исправлять и переделывать. О какой же компенсации может идти речь - не грех бы порассуждать о возмещении ущерба, причиненного стране теми, кто “героически” трудился на “великих стройках социализма”!

Более того, никакие ссылки на коммунистическую диктатуру не могут оправдать тех, чьими руками все это было сделано. Как показал опыт политических перемен рубежа 80-90-х, “советы” держались так долго в первую очередь на ДОБРОВОЛЬНОМ подчинении большинства своих подданных. Примечательно, как возникла эта добровольность: при советской власти (особенно в первые 30-40 лет ее существования) шло едва ли не поголовное истребление всех, кто хотя бы в принципе мог высказывать недовольство правлением коммунистов. При этом нельзя забывать и того, что истребление велось на основе массового доносительства. В результате львиная доля тогдашних “советских людей” была прямо или косвенно замешана в укреплении “власти советов”.

Итог этой кровавой вакханалии был прост - к середине нашего века СССР населяли люди, в подавляющем большинстве своем даже себе не желавшие признаваться в том, что советская власть “не идеальна”. Одни чувствовали себя слишком замешанными (пусть и опосредовано) в грязные и кровавые дела по ее укреплению и боялись, что в случае любых перемен с ними сделают то же, что они делали с другими. Другие, страха ради, сами себя уговорили не сомневаться и изо всех сил пытались слепо верить лозунгам и обещаниям (и верили!). Третьих устраивала та общая атмосфера безответственности, при соблюдении внешних форм повиновения властям, которая царила в стране “реального социализма”. Именно поэтому ничем закончились всякие “оттепели” 50-60-х годов: слишком многих по самым разным причинам вполне устраивала коммунистическая власть, особенно в том “вегетарианском” виде, какой она приобрела после 1953 г.

Но когда уменьшился масштаб репрессий, новые поколения стали вступать в жизнь все менее изуродованными как властью, так и “социалистическим” обществом. И у всех появилась возможность трезвее взглянуть и на практику, и на теорию коммунистической власти. Началось постепенное осознание многими бесперспективности и преступности самой социалистической идеи, и все, кто хотел, “включались” в этот процесс. И хотя свой террор советская власть в эти времена вовсе не прекратила, а лишь ослабила, к 80-м в СССР накопилось достаточно много недовольных социалистическими порядками. В большинстве своем они были из числа новых поколений. Доля же довольных “властью советов” среди старших практически не менялась.

Осознание реальности и нравственно-интеллектуальное преображение “стариков” у нас и нынче редко, а уж в “доперестроечные” времена таких было очень мало! И когда численный перевес “молодых” стал ощутим, первое же стечение обстоятельств привело коммунистический режим к краху.

Едва ли не единодушное неприятие власти верхушки КПСС, что царило в конце 80-х - начале 90-х, вовсе не было единым. В нем и тогда отчетливо выделялись два течения: с одной стороны, недовольство режимом тоталитарных запретов и ограничений, созданных коммунистами, а с другой - недовольство тем, что компартия не исполнила своих обещаний построения рая на земле. Когда в 1991 году начались известные социально-экономические и политические перемены, эти враждебные друг другу течения окончательно разошлись. Те, кого не устраивал именно тоталитаризм, сегодня используют открывшиеся возможности для обустройства собственной жизни собственными силами по собственному разумению. А возмущавшиеся неисполнением утопических обязательств коммунистов нынче яростно протестуют против того, что их вынуждают жить по средствам и рассчитывать на собственные силы. И как раз та часть этих недовольных, что имела к 1991 году хоть какие-то вклады в сберкассах, является главной силой среди требующих компенсации”.

Итог вышесказанного один: требование компенсировать “сбережения” 1991 года не только экономически нереализуемы - они еще и абсолютно несправедливы. Ведь фактически сегодня те, кто раньше добровольно верил коммунистам, требуют, чтобы другие отдали им львиную долю своих доходов только для того, чтобы сбылось обещанное владыками СССР! Эти другие, создавая сегодня своим трудом РЕАЛЬНЫЕ ценности и блага (продаваемые, а не ложащиеся на склад, как это было при социализме!), и так платят немалые налоги. Нынешнее же налоговое бремя уже распределяет валовой национальный продукт - справедливей некуда! (Хотя стране до зарезу необходимо уменьшить это бремя ради самой возможности обеспечить экономике хоть какое-то будущее!)

Словом, сама попытка “компенсации” будет на деле настоящим грабежом тех, кто сегодня действительно создает богатства страны, в пользу тех, кто всю жизнь разорял ее своим “героическим трудом”. Ведь от нынешних реальных налогоплательщиков фактически требуют денег на компенсацию того, чего не было! Наше общество и так содержит множество иждивенцев, из последних сил выплачивая налоги. А что каждому из таковых достается мало - так это потому, что получателей стало крайне много. Так, например, число пенсионеров в стране определяется пенсионным законодательством, принятым властями России. Власти же у нас сейчас выборные и главным избирателем сегодня является пенсионер - такова уж особенность нашей нынешней политической культуры. И если, повинуясь воле этого избирателя, представительная и законодательная власть доводят число получающих пенсии до таких масштабов, что каждому получателю достаются крохи - то пусть главный избиратель винит в том самого себя!

Подводя итоги, следует еще отметить: сегодня налогоплательщики не случайно в массовом масштабе уклоняются от налогообложения - они видят (или ощущают) недопустимость нынешнего уровня изъятия средств в казну. Если же ради “компенсации” безответственных коммунистических обещаний прошлых лет нажим этого пресса вырастет еще, можно быть уверенным: многим кормящимся от казенных щедрот” не достанется даже того, что они имеют сегодня. И не исключено, что все это приведет к финансовому кризису с такими последствиями, что после него и платить налоги и получать “компенсации” будет просто некому!

  "ПОСЕВ" 4-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна