· РОССИЯ И СНГ

ПОИСКИ ИСТИНЫ В ОПРОКИНУТОМ МИРЕ

Грета КАГРАМАНОВА

А вы лучше Пушкина перепишите,

На этом и двоечник ловит кайф,

Перепишите и назовите хотя бы

“Майн кампф”

Юрий Арабов

Года три тому назад в передаче Андрея Караулова “Момент истины” прозвучала фраза об “исконно азербайджанском Нагорном Карабахе”; прозвучала и заглохла, у лжи, как известно, короткие ноги. Но в наши дни произошел прямо-таки радиоактивный выброс: “исконно азербайджанскими” объявлены и Ереван, и Севан, и Зангезур, словом, все, что осталось от Армении после геноцида 15-22 гг. В одной из поэм Низами описано состязание художников двух стран: одна сторона создает картину, другая - полирует стену до зеркального эффекта, в результате - два неотличимых друг от друга шедевра. Вот этаким зеркальным методом лидер Азербайджана Гейдар Алиев издал указ о геноциде... азербайджанцев. Его пылко поддержал в “Общей газете” кандидат исторических наук Григорий Волынский. Я бы внесла поправку: кандидат азербайджанских исторических наук. “Азербайджанские ученые, - сказал в своей передаче А. Караулов, - тоже ссылаются на летописи...”

Летописи - дело верное, но не худо бы, господа пишущие и озвучающие, самим полистать их. Я совершенно уверена в ваших благих намерениях, но не зная броду, не лезьте в воду, поиски истины в опрокинутом мире требуют элементарных знаний. Для начала возьмите географическую карту и сверьте ее с (чуть не написала - “показаниями”) текстами Страбона, Плиния Старшего, Птолемея, Плутарха, Диона Кассия и других, в том числе и армяно-персо-тюркских источников. Все они проводят границу Восточной Армении (с Колхидой, Иверией, Албанией) по реке Куре. Страбон писал. что в пределах этих границ все население говорит на одном языке - армянском. Что же до азербайджанских ученых, то они не столько ссылаются, сколько пересоздают историю, на манер того, как приснопамятный Лысенко пересоздавал агробиологию. Когда кавказовед Фарида Мамедова публично зачищала диссертацию, в которой армяне превратились в албан (до этого они уже побывали в курдах, цыганах, евреях), в стенах Академии раздавались воинственные клики, достойные взятия Константинополя. Мовлуд Сулейманлы, сделавший себе имя на армянофобских сочинениях, назвал этот день “началом новой эры”. В очередной раз заложена основа “Великого Турана”, из идеи которого родилась идея мирового господства.

Метод азербайджанских ученых прост, как мычание - это ножницы и клей. Все нежелательное вырезается или переписывается. Вот небольшое текстологическое исследование известной книги “Путешествия по Европе, Азии и Африке” автора 15-16 вв. Иоганна Шильтбергера. Все,что касается Армении и армян, в переиздании недоброй памяти академика Зии Буниятова, вырезано. Его ничуть не беспокоит, что существует немецкий оригинал и русское издание Ф. Бруна (Одесса,1866 г.). И что есть ученые, способные сверить тексты. Привожу цитаты - все, выделенное жирным шрифтом - вырезано.

“Король послал также пленных в подарок королям вавилонскому, персидскому, в Белую Татарию, в Великую Армению и в другие страны”. (Брун, с.8. Буниятов, с.I3).

“Есть еще город Кютайя, лежащий на высокой горе, в плодородной области, именуемой Кермиан, и город Ангора, в земле ему соименной. В этом городе много христиан, придерживающихся армянского вероисповедания. (Брун, с.41. Буниятов, с.38).

“Среди рая есть источник, дающий начало четырем рекам, которые орошают различные страны... Третья река, именуемая Тигр, орошает Азию и Великую Армению. Четвертая, Евфрат, течет через Персию и Малую Армению. Из числа этих четырех рек я видел три: Нил, Тигр и Евфрат и провел много лет в орошаемых ими странах. (Брун, с.85-87, Буниятов, с.52).

Сняв слова “Великая” и “Малая”, академик и не заметил, что слил воедино два разных административно-географических понятия. Но особенно неистовые сокращения идут там, где есть положительные характеристики армян. К примеру, вот этот отрывок: “При всей своей храбрости армяне впоследствии потеряли все свои королевства. Не так давно еще король-султан отнял у них королевство с хорошим городом Сис, резиденцию их патриарха, который, впрочем, обязан платить большую дань султану. При дворе кипрского короля находится также большое число армянских господ, по причине близости острова” (Брун, с.122). Вырезан полностью. Или вот этот: “Армяне, живущие между язычниками, равно и те, которые обитают среди других христиан, весьма честные люди. Они также весьма искусны и не хуже язычников умеют вышивать разные шелковые и бархатные материи, золотые и пурпурные”. (Брун, с.122). Вырезан полностью.

А вот отрывок, прямо касающийся равнинного Карабаха: “Я также провел много времени в Армении. По смерти Тамерлана, попал я к сыну его, владевшему двумя королевствами в Армении. Этот сын, по имени Шах-Рох, имел обыкновение зимовать на большой равнине, именуемой Карабаг и отличающейся хорошими пастбищами. Её орошает река Кур, называемая Тигр, и возле берегов сей реки собирается самый лучший шелк. Хотя эта равнина лежит в Армении, тем не менее. она принадлежит язычникам, которым армянские селения принуждены платить дань. Армяне всегда обходились со мной хорошо, потому что я был немец, а они вообще расположены в пользу немцев (нимиц), как они нас называют. Они обучали меня своему языку и передали мне свой “Патер ностер”.

Собственно, это отдельная главка под названием “Об Армении” - и редактор Буниятов произвел над нею обряд обрезания, после чего она оказалась не об Армении, а об очередном захватчике Шах-Рохе.

Из “Путешествий” Иоганна Шильтбергера вычеркнуты не только армяне. Азербайджанский ученый ухитрился выкинуть из истории целую “страну Джаник” (страну чанов - народа картвельского происхождения) и заменить ее именем еще одного захватчика - мусульманина Джунайда: “владения Джунайдбека”, “земля Джунайдбека” и т.д.

Исключающий из истории народы и страны, подвергающий сомнению даже единоверца аль Бакуви там, где он пишет, что “Все жители этих селений (вокруг Баку - Г.К.) - христиане, академик с готовностью принимает сведения того же автора о русских: “ Это большой народ из тюрок”; “Они самые грязные создания Аллаха” и т. д.

Если шах Аббас переселял народы, то академик Буниятов с тем же размахом перетасовывает их: одних определил в тюрков, других - в албан. Гандзасарскому католикосу Есайи Асан Джалаляну, автору книги “Краткая история страны Агванк”, ученый определил посмертно стать албанцем и для этого выкорчевал, где только мог, армянскую букву и дух. Уши торчат из-за каждой страницы.

Справка для ликбеза: Персия, разделив в 4 веке с Византией Армению, объединила армянскую область Арцах (Хачен) с Кавказской Албанией в единое марзпанство под общим названием Албания (по-армянски - Агванк). Отсюда термин Албания - Агванк в титулах и записях карабахских меликов-князей, сохранившийся по свидетельству И.А. Орбели, “лишь пережиточно, в составе потерявших реальное значение титулов”. И если гандзасарский католикос в заглавии своей книги ставит слово “Агванк”, то в тексте он называет область и Арцахом, и Хаченом, и Карабахом. Но Буниятов, ухватившись за слово-аппендикс, делает автора албанцем, а своих соплеменников, пришедших сюда в одиннадцатом веке, т.е. спустя 6 веков после исчезновения (ассимиляции или частичного ухода в дагестанские горы) албан, их прямыми потомками.

Вы думаете, для этого нужно какое-то виртуозное перо? Ничуть не бывало. Все те же ножницы и клей. И этический беспредел. Вместо “нашей армянской нации” читаем “народа армянского”, в словосочетании “нашего армянского летоисчисления” опускается местоимение - таким образом армянин Джалалян отчуждается от своего армянства, а Гандзасарский монастырь, известный в мировом искусствоведении как один из пяти армянских шедевров архитектуры - превращается в национальное наследие Азербайджана. Эта маленькая, вывернутая наизнанку книжица с бредовым предисловием, могла бы стать любопытным экспонатом в кунсткамере советской антинауки. Но именно ее, эту перевранную книжку, поднял, как знамя, другой писатель и сказал: “Вот! Наши ученые доказали, что Гандзасар - наш!” Третий (самый, может быть, талантливый) до того увлекся идеей передела мировой истории, что вывел из Иисуса Христа - турка. Главному идеологу З. Буниятову пришлось публично заявить, что писатель “сошел с ума”.

Тем не менее, передел истории спонтанно перешел в банальный передел жизненного пространства, то бишь, погромы и изгнание армян. Где вы были, господа искатели истины, когда советские генералы депортировали население Нагорного Карабаха и расчищали дорогу азербайджанским убийцам и грабителям?..

Что же касается Гейдара Алиева, то он “четырежды в год” (А. Караулов) наезжал в Карабах как раз для того, чтобы успешнее азербайджанизировать его, выдавить из него армян, как это было сделано с Нахичеванью при самом активном его участии.

На днях еще одна страна - Франция - признала геноцид армян в Турции (1915- 1922). Может быть, это и есть ответ на вопли, исходящие из Баку и озвученные подпевалами в Москве?..

Мир возможен только между равными. Именно этого требуют интересы обоих народов, и именно тут надо бы искать момент истины.

 

 "ПОСЕВ" 5-6-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна