· ЭКОНОМИКА

Как убить дельца

(практикум для начинающих бизнесменов)

Г. Г.

От редакции. Один из членов НТС решил стать бизнесменом. О том, что из этого получилось, вы можете узнать из публикуемой ниже статьи.

Было в России такое слово - делец. Потом появились синонимы совкового новояза: спец, нэпман, цеховик и т.п. Впрочем, и сейчас его употребляют в уничижительном смысле, как-то: “дельцы криминальной экономики”, или “дельцы теневого бизнеса” (полная тавтология). Между тем, делец - не более чем русская калька англо-американского “бизнесмен”, то есть человек дела - тот самый пресловутый средний класс, о котором так радеют все от умеренно левых до умеренно правых.

Вспомним: когда руководство СССР семьдесят лет осуществляло геноцид собственного народа, когда оно насаждало в ближних и дальних краях “дочерние” режимы, мало кто в стране осмеливался открыто противостоять безумствам режима. Нравственное чувство людей протестовало, но инстинкт самосохранения был сильнее.

Этот инстинкт сберег людей не только физически. Два бастиона человечности подвергались спонтанным атакам советской идеократии - религиозное чувство и здравый смысл.

Первое оберегало мало-мальски мыслящих людей от духовного распада.

Второе заставляло их думать о хлебе насущном, а, следовательно, как говорится, “ловить мышей”. Наряду с работой в советском учреждении, производстве или колхозе, они по возможности пополняли собственный кошелек, семейный бюджет путями честными, но по “совковым” понятиям незаконными, т.е. за счет собственных мозгов, свободного труда и риска.

Власти СССР придумали для этого проявления человеческого в советских людях устойчивый карательный эвфемизм - спекуляция. Спекуляцией называлось все - от продажи западных журналов матросом, пришедшим из загранплавания, до организации цеха по производству авосек в помещении номерного завода. На самом деле это было проявление той самой инициативы и личной заинтересованности, об отсутствии которой сожалеют наши экономические либералы.

Известно, что оказавшиеся за рубежом и действующие в нормальных рыночных условиях россияне отнюдь не в числе аутсайдеров. Напротив, русские бизнесмены неплохо зарекомендовали себя. За исключением, конечно, откровенного криминала. Впрочем, возникновение и развитие постсоветского криминального бизнеса от банального рэкета до фальшивых авизо - отдельная тема.

Словом, даже под давлением репрессивного ОБХСС, даже в новой, малознакомой обстановке, наши соотечественники не терялись и занимались делом не хуже других. Почему же не получается у нас в России? Неужели сознание большинства людей так отравлено и искалечено, что они не в состоянии сами позаботиться о себе и могут только сидеть на шее государства?

Эти размышления - не об экономике, а о здравом смысле. Адепты монетаризма, должно быть, уверены в собственном рационализме. Если так, то они должны хоть сколько-нибудь заботиться о массовой поддержке со стороны деятельных, социально активных людей.

Посмотрим на конкретном примере, так ли это. Пройдем вместе по “этапам большого пути” образования собственного торгово-закупочного предприятия.

Предположим, вам надоели задержки зарплаты, ее мизерность, зависимость от начальства и т.д. Вы решили начать собственное дело. Тем более, что в вашем “спальном” районе многие содержат собак, кошек, птиц, еще больше людей занимаются садоводством. Цены в супермаркетах на эту номенклатуру товаров достаточно велики. С другой стороны, в жилых домах немало встроенных пустующих помещений, так называемых “колясочных”, большая часть которых свободна. Таким образом, если закупать товары для животных и семена на оптовых рынках и складах, а реализовать их в арендуемом помещении своего магазина, то разница позволит вам жить если не роскошно, то хотя бы безбедно. При этом и людям неплохо - ваши товары существенно дешевле.

Предварительные подсчеты показывают, что сперва вам нужно иметь (или взять в долг) 2000, а лучше 3000 $.

Для начала вы пишете устав предприятия, который должен соответствовать представлениям конкретного регистрирующего органа. Типового устава нет, но в Питере есть фирмы, которые за 200 $ составят для вас “проходимый” устав. Кроме того, в уставе нужно обозначить юридический адрес предприятия. В крайнем случае, вы можете дать собственный домашний адрес, но только при условии, что квартира приватизирована. Если вы воспользуетесь услугами фирм для написания устава и не пожалеете средств на мелкие подарки для рядовых чиновников регистрирующего органа, то у вас есть реальный шанс пройти регистрацию в течении 1-3 недель. В противном случае сроки растягиваются от 1,5 до 3-х месяцев.

Между прочим, в начале десятилетия мы были уверены, что при дальнейшей демократизации введение фиксирующей, а не запретительно-разрешительной системы регистрации коммерческих и общественных объединений станет нормой.

Наконец, устав вашего предприятия зарегистрирован. 10-20 $ уйдет на изготовление печати предприятия. После этого вы должны зарегистрироваться в статистическом управлении.

Теперь можно открывать счет в банке. Счет открыть необходимо, так как в противном случае ваша дееспособность всегда может быть подвергнута сомнениям со стороны государственных органов и коммерческих партнеров.

Вы находите банк, условия которого устраивают вас, но там требуют, чтобы вы предоставили ряд документов, в том числе из налоговой инспекции.

Если вы замешкались с постановкой на налоговый учет, вас обязательно оштрафуют (на первый раз от 30 до 80 $), даже в том случае, если вы еще ничего не делаете.

Кроме того, вы должны зарегистрироваться в ряде госорганов по желанию налоговой инспекции района, как-то: пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости и т.п.

Все это занимает много времени, и вы должны везде ходить с коробками конфет для ускорения процесса. Во всех случаях менее чем в 3 месяца вам не уложиться.

После того, как ваше предприятие, наконец, зарегистрировано в районной налоговой инспекции, вы с документами идете в избранный вами банк.

Там вы выясняете, что банку нужна нотариально заверенная карточка с образцами вашей подписи и подписи вашего бухгалтера (еще 60 $). Разумеется, необходимо также представить заверенные ксерокопии устава и свидетельства о регистрации.

Прежде все банки брали себе процент от вкладов. В последнее время появились банки, которые удовлетворяются только процентами от операций. Правда, теперь повышен уставный фонд, т.е. та сумма, которую вы обязаны внести в банк при открытии счета и которая обозначена в вашем уставе. Это еще порядка 1000 $. Конечно, это ваши деньги, но они заранее выведены из оборота. При этом, ни один банк не намерен платить вам проценты по вашим вкладам.

Наконец, счет в банке открыт. С этого момента вне зависимости от того, получается у вас что-нибудь или нет, есть ли у вас прибыль или вы терпите убытки, вы обязаны вносить определенные суммы на содержание правоохранительных органов. Кроме того, вы должны иметь в штате директора и бухгалтера и соответственно вносить ежемесячно средства в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования. Даже если директором вы назначили себя самого, а свою законную супругу - бухгалтером, определив зарплату в один МРОТ (минимальный размер оплаты труда) каждому (12 $), даже в этом случае отчисления должны идти безусловно. Хотя никакой зарплаты вы, разумеется, не получаете.

Это первый этап, после которого вы идете в Территориальную службу заказчика (бывший ЖЭК) и очень стараетесь там всем понравиться. Желательно при этом подойти с уже несколькими подобранными адресами. Если вам удалось наладить в ТСЗ добрые отношения и помещение, найденное вами, действительно свободно, вам нужно собрать подписи жильцов подъезда, с обратной стороны которого вы планируете открыть свой магазинчик. Пусть даже в соседней “колясочной” все 24 часа продают спиртное, вам могут отказать.

Так или иначе, вы собираете подписи и получаете вожделенную положительную резолюцию ТСЗ. С этим вы должны пойти в районный комитет управления имуществом.

Для того, чтобы получить возможность аренды, вы должны принести ещё один комплект ксерокопий устава и регистрационного свидетельства, справку из налоговой инспекции, банковские реквизиты, планировку (чертеж) помещения, изготовленную в проектно-инвентаризационном бюро (еще 80-100 $), справки из пожарной инспекции и санэпидстанции (около 100 $).

Еще совсем недавно, если вы наладили хороший контакт в КУГИ, можно было рассчитывать на подписание договора аренды. Теперь же органы местного самоуправления требуют долевого контроля над процессом, что растягивает его на три месяца.

Прежде оплата аренды была относительно щадящей. Десять метров в “спальном” районе стоили 15-20 $ в квартал вместе с НДС. Теперь они уже стоят порядка 27 $ без НДС. К первому кварталу следующего года эта цена возрастет до 50 $. Таков результат деятельности людей, стоящих во главе городского КУГИ. Дополнительно надо платить ТСЗ, энергетикам, водоканалу, мусоросборщикам и т.д.

Весь процесс в любом случае занимает не менее полугода. Все это время вы отдаете ежеквартальный баланс в налоговую инспекцию. Вы не ведете никаких дел, но все равно должны отчитываться по форме. Поскольку в деле уже фигурируют “платежки”, т.е. финансовые документы, проходящие через банк, вам приходится нанимать каждый раз профессионального бухгалтера для грамотного оформления всего вороха бумаг и ежеквартальных балансов. В лучшем случае это еще 30-50 $ ежеквартально.

Если вы не совсем дурак, то начинаете делать ремонт помещения еще до решения комиссии КУГИ. Однако пожарных и сотрудников СЭС нужно пригласить заранее, до начала ремонта. Иначе, если у вас приличный ремонт, они обязательно попробуют получить дополнительную мзду (в зависимости от величины помещения 50-200 $).

Сам ремонт обойдется вам в 300-400 $.

Потом надо закупить товар. Это еще 500 $. На реализацию оптовики его будут давать только после полугодового сотрудничества с вами. Еще 400 $ стоит кассовый аппарат. Без него работать нельзя, т.к. это приведет к конфликту с налоговой инспекцией и огромным штрафам. Кроме того, надо иметь хотя бы подержанную легковую машину. При этом, будем считать, что ваша жена настолько терпелива, что готова сама стать за прилавок и учиться вести бухгалтерскую отчетность.

Наконец, вы начинаете работать. Если дела идут хорошо, через неделю вам предложат “отстегивать” за “крышу”. Попытка защититься самому только усугубит ваше положение. Можно попытаться торговаться, но все равно 50-100 $ вам придется ежемесячно отдавать рэкетирам, контролирующим территорию.

Восемьдесят или больше процентов вашего дохода съедят налоги. Таким образом, ваша надежда обеспечить себя и семью честным трудом - тщетна.

Вот так и получается, что если вы делец, а не идеалист, то должны заниматься не производством товаров и услуг, и даже не честной торговлей...

Вы должны вложить деньги в турецкое или китайское второсортное барахло, а потом всучать его своим согражданам оптом или в розницу. Параллельно вы можете еще стать на учет в службу занятости населения и требовать пособие. В свободное время вы можете также участвовать в краснознаменных демонстрациях, потому что в советское время, занимаясь “спекуляцией”, вы остерегались только милиции, а теперь в свободной и рыночной России вы должны бояться всех.

 

 "ПОСЕВ" 5-6-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна