· ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ

Мнение эксперта

Обыкновенный фашизм

Л. Дадиани*

(*Дадиани Лионель Яковлевич - доктор исторических наук, профессор, в настоящее время специализируется на изучении организаций экстремистского толка. Лионель Яковлевич оказал большую помощь Сахалинской группе НТС, подготовив заключение для суда о РНЕ и его деятельности.)

В последние годы весьма оживленно, а подчас и бурно обсуждаются вопросы : есть ли сегодня в России фашизм и если есть, каковы его характерные черты и особенности, программа, ближайшие и конечные цели. Дискуссии идут в отечественных и зарубежных общественно-политических кругах и средствах массовой информации, на всякого рода научных конференциях и “круглых столах” с участием политиков, ученых и журналистов различных идейно-политических направлений.

Разброс мнений и оценок при этом максимально широк: от благостных утверждений, что практически никаких сторонников и проявлений фашизма (нацизма) в России нет и они в принципе невозможны, и до истерических причитаний, что нацизм, фашизм и профашизм в разных видах и формах постоянно набирают силу в стране и отнюдь не исключен приход фашистов к власти в России в обозримом будущем.

К сожалению, полемика о фашизме, фашистских, нацистских, фашизоидных организациях и деятелях в современной Российской Федерации, как правило, ведутся в некоем отрешенно-абстрактном, сугубо теоретическом плане - без привлечения и изучения в должном объеме фактического материала и его строго научного анализа.

Проблему угрозы фашизма в России, вопрос о существовании в стране различных нацистско-фашистских организаций, их численности, масштабах влияния, эффективности их акций, возможностях обретения союзников и попутчиков и благодаря этому активизации и расширения деятельности нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать.

Реалии нашей повседневной действительности предметно доказывают, что ныне в России действует целый ряд как откровенных, так и довольно изобретательно закамуфлированных нацистско-фашистских организаций и групп. В настоящих заметках будет показана подлинная сущность трех открыто фашистских партий - Русского национального союза (РНС), Народной национальной партии России (ННПР) и Национального фронта (НФ).

РНС, ННПР и НФ (впрочем, как и немало других функционирующих сегодня в России нацистско-фашистских и фашизоидных группировок) стоят на более экстремистских позициях, чем Русское национальное единство (РНЕ) во главе с А. Баркашовым. Именно поэтому необходимо привлечь самое пристальное внимание широкой общественности и правоохранительных органов к пропаганде и деятельности самых радикальных организаций фашистского толка. Тем более, что о РНЕ средства массовой информации пишут и говорят довольно часто.

Воспользуюсь простым приемом: приведу с минимальными комментариями (ибо доморощенные фашисты, как правило, не только не маскируют своей идеологии и не скрывают целей, но подчас эпатажно бравируют ими) цитаты из изданий РНС, ННПР и НФ.

Так, в № 1 газеты РНС “Штурмовик”1  (1Напомним, что так назывался один из основных печатных органов гитлеровской Германии. Его редактор Ю. Штрейхер был повешен в 1946 г. в Нюрнберге в числе главных немецких военных преступников. Журнал РНС “Нация” (500 экземпляров) повторяет название журнала, издававшегося Родзаевским.

Ныне объявленный тираж “Штурмовика” - 20 тыс. экземпляров, выходит дважды в месяц.

большинство современных русских национал-патриотических лидеров за то, что они вместо борьбы за ликвидацию системы грезят “национал-реформизмом”. В свою очередь, “вождь” РНС вещает: “Мы нуждаемся в воинах от идеологии, способных к любым действиям, соответствующим нашей ситуации. И такие воины уже есть...” (1995, № 5) (Подчеркнуто мною. - Л.Д.).

Касимовский всеми силами бесчестно пытается освятить идеологию РНС авторитетом православия, интерпретируя его на свой лад: “Мы выбрали путь Воина... Он обоснован нашими убеждениями, корни которых в Русском Православии, рьяном Национализме, стремлении к социальной справедливости, другими словами - Православно-самодержавном Национал-социализме. Мы ненавидим Новый Мировой Порядок и идеологическую химеру либеральной демократии, обрекающую Нацию на скотское существование и противоречащую Духу Православия и России” (1995, № 2).)  за 1995 г. “вождь” и главный редактор К. Касимовский подчеркивает, что идеология Союза идентична фашизму “периода становления (с 1919 г.)”. Образец для РНС - Всероссийская фашистская партия К. Родзаевского, функционировавшая в Манчжурии в 20-40-е годы. Лозунг РНС - “Чистота Веры и чистота Крови”, объединяющий “лучшие части” расовой теории А.Гитлера - А.Розенберга и тезиса Ф.М. Достоевского: “не Православный не может называться Русским”. “...Мы заботимся о чистоте Крови..., - говорит Касимовский. - И не можем поощрять межнациональные браки, как в среде наших соратников, так и в целом в нашей нации” (1997, № 22).

В каждом номере “Штурмовика” читатель найдет призывы к насильственной “национальной революции”, мятежу, силовым методам, выступлениям против конституционного строя. За образец идеологии, политики и тактики РНС фактически берется германский нацизм. Так, А. Елисеев в № 2 “Штурмовика” за 1995 г. выдвинул следующий рецепт спасения России: “Наше Национальное возрождение немыслимо без возврата к национально-социальному единству (Вождь плюс Земля)”. Национальное единство, пишет он, “необходимо... восстановить на новой базе, используя богатейшую практику функционирования вождистских режимов и корпоративных структур ХХ века”.

В № 10 “Штурмовика” за 1996 г. деятель родственной РНС “Русской партии” Н. Бондарик2   (2В 1997 г. Н. Бондарик был приговорен к пяти годам лишения свободы за соучастие в убийстве. Ему инкриминировалось также разжигание межнациональной розни, но это обвинение было, как это стало чуть ли не правилом, отвергнуто судом “за недоказанностью”.) говорит о возможности победы и “автоматом Калашникова”. И далее: “На штурм улиц и площадей, на завоевание политической инициативы, а, если надо, то и на баррикады - пойдут штурмовые отряды3 (3Как и у некоторых других экстремистских группировок, у РНС имеются военизированные штурмовые отряды.

свидетельствующих об апологетическом отношении РНС к Гитлеру и нацизму, Муссолини и итальянскому фашизму, главарю румынских фашистов (легион св. Архангела Михаила) К.З. Кодряну и т.д. Приведу несколько типичных для РНС панегириков нацизма.) нашей молодежи”.

Свои агрессивные и расистские установки РНС любит пропагандировать и в “поэтической” форме. Так, стихотворение В. Сполоха (1995, № 8) провозглашает: “Полуденным солнцем горим:

Война - наш суровый рай,

Москва - Третий Рим,

Россия - Четвертый Райх”.

Или такой опус солиста популярной среди нациствующих юнцов рок-группы “Крэк” К. Колосова (1995, № 10):

“По всей земле - тотальный марш

Всех черномазых - в кровавый фарш.

Провозглашение чистки земли

Дезинфекция мира от еврейской чумы.

Объединение всех чистых рас -

Высшая миссия ложится на нас.

Стопроцентный порядок и вечный рай

Наступит тогда, когда ты крикнешь

“Хайль!”

Размеры статьи не позволяют дать большее количество примеров.

В № 6 “Штурмовика” за 1996 г. помещена статья английского нациста, воспевающего Гитлера как “гения”, “благородного идеалиста”, “великого революционера”. Здесь, в частности, говорится: “То, что Адольф Гитлер начал в Мюнхене в 1919 году, еще не закончено. То, что он начал делать в национал-социалистической Германии, еще не завершено. Его урок самопознания заключался в демонстрации необходимого пути... . Он боролся против сил мрака во Вторую мировую войну. Наконец, он и его последователи дали нам духовный стержень, вдохновили нас на необходимость достигнуть окончательной победы - уничтожить старый порядок и построить новый Арийский порядок, который станет основой новой цивилизации”. Далее кощунственные причитания в связи с поражением Гитлера: “...Вспомним ближайшую войну, когда алая пентаграмма - печать сатаны, победила Знак Свастики - древнейший символ Бога. Это нонсенс, но это и историческая реальность” (1995, № 9). РНС открыто называет гитлеровцев своими учителями: “В отличие от большинства нынешних “наци”, германские Национал-социалисты четко знали, чего они хотят от своего народа и что они могут ему дать. Стоило бы и нам поучиться кое в чем (читай: “в основном”. - Л.Д.) у немцев (читай: “у нацистов”. - Л.Д.) (1996, № 4). РНС прямо объявляет себя “правопреемником и духовным наследником” нацистов (1996, № 18).

РНС - ксенофобская партия. Например, заявляется, что живущие в Москве “лица кавказской национальности”, мол, доказывают теорию Дарвина, что одни обезьяны произошли от других, менее цивилизованных. Рост преступности в сегодняшней России нацистский листок объясняет так: “...Зайдя в любое отделение милиции, вы увидите нескольких “хачиков” в форме. И можно смело предположить, что эти защитники правопорядка будут смело ловить преступников Русской национальности, беспомощно опуская руки перед своими покровителями”. Правительство, продолжает анонимный расист, не хочет решать проблему кавказской преступности (преступников других национальностей автор в упор не видит), а народ пока не может. РНС считает, что проблему можно решить, лишь создав “особую комиссию по кавказской преступности с чрезвычайными полномочиями ( 1995, № 2. Подчеркнуто мною. - Л.Д.).

РНС не удается увлечь своими идеями и привлечь в свои ряды сколько-нибудь значительное число людей, и это вызывает у русских нацистов периодические приступы самой настоящей русофобии. Так, в интервью парижской “Русской мысли” (20-26.XI. 1997 г.) Касимовский говорил: “... За 70 лет существования коммунизма русский народ настолько превратился в быдло, что скорее будет стреляться с голоду, чем выйдет на улицу протестовать. Поэтому путь к власти будет очень сложным, и я думаю, что здесь не обойдется без радикальных действий - вооруженное восстание или что-то в этом роде”.

Антисемитизм РНС носит зоологический характер. Доморощенные нацисты критикуют Гитлера за то, как заявил Касимовский в упомянутом выше интервью, что он “недостаточно, спустя рукава решал проблему семитизма”. “Мы, - сказал со смехом “вождь”, - так делать не будем, мы не пожалеем газа ... можно еще возродить гладиаторские бои ...”.

С. Фадеев утверждает, что “Национал-социализм - типично русское явление, которое могло родиться только в Русской среде на почве Правой Веры”. Крестным отцом русского национал-социализма он считает философа К.Н. Леонтьева, его носителем - Союз русского народа (1995, № 3).

РНС с бравадой провозглашает: “Мы - фашисты” (1995, № 7); “Мы - шовинисты” (1995, № 3); “Мы - экстремисты” (1995, № 11).

Идеология и пропаганда ННПР и НФ однотипны идеологии и пропаганде РНС. Это позволяет мне ограничиться приведением лишь нескольких доказательств, тем более, что размеры статьи диктуют необходимость лаконичности стиля.

Программа ННПР провозглашает: “Лица нерусской национальности или неправославного вероисповедания не могут быть гражданами России, ...российские официальные лица должны быть русскими по крови и православного вероисповедания...” (“Эра России”, 1995, № 1).

Лидер ННПР неоднократно высказывался за однопартийную систему и ликвидацию парламента (Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. - М., 1996, с.119).

И еще несколько откровений: “Голос Крови - это голос Бога... В этом революционном пламени Евразия снова станет Арийским Простором, континентальной империей Свастики... это будет конец современного мира с его талмудической тиранией золота и Великое Возвращение власти Лучших” (1996, № 16-17); овладев “территорией, которая по древним Тибетским воззрениям является сердцевиной Мира” (т.е. Россией), русы будут владеть миром. Их мировоззрение - русизм будет жестоким и беспощадным” (1995, № 10); “Сейчас страной может управлять только партия во главе с Верховным Правителем” (“Земщина”, 1995, № 101).

С экстазом говорит об организации СС, “... которая выходила за рамки чисто партийного устройства и представляла собой своего рода Орден, от членов которого требовались особые качества и которые в дальнейшем должны были стать элитой Третьего Райха не только как наиболее чистый расовый тип - нордический, но прежде всего как люди, обладающие высочайшими духовными качествами”. Ванюшкина убеждена, что хотя “фашизм проиграл свое первое сражение”, однако “духовная, сакральная элита” и “воины” со временем приведут его к победе.

“Наиболее перспективной и все более усиливающей свои позиции в современном обществе, - заявляет А. Лобков, - является идея национал-социализма... Движение по своей сути универсально и способно решить большинство вопросов, так остро встающих перед современным человеческим обществом”; “Русский национальный социализм сегодня подается под разным соусом такими организациями, как Русское Национальное Единство, Русский Национальный Союз, партия Национальный фронт. Из соображений политической конъюнктуры все эти организации дружно открещиваются от германского национал-социализма (хотя в своем кругу являются горячими поклонниками последнего)” (1995, № 8. Подчеркнуто мною. - Л.Д.).

Расизм ННПР теснейшим образом соединен с проповедью мессианской роли России. А. Иванов-Сухаревский, например, вещает: “Так сказала мне моя кровь: “Только русизм освободит Отечество и весь белый мир”. “Вождь” недоволен русским народом: “В каком-то смысле мы идем на конфронтацию с умонастроением русского народа, который никогда - увы! - националистом не был, что и определило его нынешнее унизительное положение. Мы должны воспитать русский народ в духе сознательного национализма” (1996, № 16-17).

В № 4 за 1994 г. “Эры России” А.Елисеев пишет, что-де “ориентация на сильную единоличную власть составляет одно из важнейших качеств русского менталитета”, что “настоящего Вождя ждут как Спасителя, выражающего Небесный Архетип”; “Русская нация выбирает бунт, осмысленный и беспощадный”. Автор, скрывшийся под инициалами В.И., выдвигает чисто расистский тезис: “Мы должны четко различать своих и выродков-туземцев. Мы должны называть себя собственно русскими, а своих врагов из числа русскоязычных выродков - недороссами или унтер-россиянами (или просто унтерами, т.е. низшими)” (1994, № 3. Подчеркнуто мною. - Л.Д.).

Что касается антисемитизма, то трудно назвать какие-либо антисемитские клише, стереотипы и клеветнические измышления, которые не тиражировались бы ННПР.

И в заключение почти без всяких комментариев несколько цитат, демонстрирующих самохарактеристику НФ.

“Государственное устройство Третьей Руси (то есть после победы крутых национал-патриотов разных мастей. - Л.Д.), - писал главарь НФ И.Лазаренко, - будет основываться не на ублюдочной системе механического большинства, свойственной демократии, системе, за которой в последние века к тому же стоит тайная власть мирового сионизма, а на системе личной ответственности вождей, в том числе и Вождя Нации” (“Народный строй”, 1994, № 1).”Мы, действенные русские националисты, выдвигая новый государственный идеал для нашей борьбы, - говорит аноним, выступающий как “Патриот”, - не строим его на теориях и схоластике, но черпаем его в собственной истории. Так поступали итальянские фашисты, так поступали немецкие национал-социалисты, так поступаем и мы” (“Наш марш”, 1992, № 2).

“...Расовая миссия нашей нации, - витийствует минифюрер, - состоит не только в том, чтобы освободить другие белые народы от жидо-масонского ига!.. Мы собираемся уничтожить демократическое государство... Мы осуществим полное единство партии и государства, партия будет только одна, наша партия, нацистская партия. Эта партия не будет выполнять функции обычной политической партии, но будет Орден, который будет пронизывать все общество... Тот, кто не готов после прихода к власти уничтожить 10 процентов населения, нам не нужен... Будут уничтожены все, кто будет выступать откровенно против нашего режима... Ради здоровья нации можно и 30 процентов уничтожить... Наша миссия более широкая, чем спасение России от Ельцина или от демократии... Наша цель - навести расовый порядок на планете, чтобы расы занимали то место, которое они должны занимать. Ничего страшного в рабстве нет, это все гуманистические выдумки... Нужно избавляться от гуманизма” (“Московские новости”, 1995, № 66).

“Нам недостаточно национализма, - откровенничал Лазаренко, - нам нужен русский нацизм и пусть весь цивилизованный мир содрогается при одном упоминании русского”; “Населяющие Россию народы должны жить раздельно в местах компактного проживания и не смешиваться”(“МН”, 1997, № 46).

“Мировой порядок” Лазаренко мыслит так: “Белые - хозяева, черные - рабы, желтые - слуги”; в данный исторический момент только русские в состоянии избавить остальные белые нации от “сионо-мондиализма”. Основной враг русской нации и всего человечества - “мировое еврейство” (“МН”, 1995, №11).

Периодически РНС, ННПР и НФ открещиваются от нацизма-фашизма, отрицают свою приверженность шовинизму и расизму и агрессивные установки, заявляют, что представляют собой законопослушные организации, стремящиеся достичь своих целей исключительно мирными, конституционными средствами. Приведенные в данном обзоре свидетельства “из первых рук” (а их легко можно многократно увеличить), по моему мнению, весьма убедительно разоблачают фарисейство, лукавство и ложь подобных утверждений.

Нельзя сказать, что правоохранительные органы вовсе не занимались НФ, РНС и ННПР. И. Лазаренко, например, после вялотекущего более двух лет следствия и суда был за пропаганду расовой и национальной нетерпимости приговорен Мосгорсудом к полутора годам лишения свободы условно (и тут же был освобожден от наказания по амнистии, объявленной Госдумой в связи с пятидесятилетием Победы). Газета “Штурмовик” в 1995 и 1997 гг. получала официальные предупреждения от Московского регионального управления регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о СМИ за нарушения требований ст.4 закона “О средствах массовой информации”. Летом 1997 г. наконец было возбуждено уголовное дело против редакторов этой фактически нацистской газеты...

Однако, пользуясь тем, что правительство и правоохранительные органы не ведут серьезной работы по разоблачению и пресечению антиконституционной нацистско-фашистской пропаганды и деятельности, РНС, ННПР и НФ продолжают свой курс.

 

 "ПОСЕВ" 5-6-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна