· ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ

Валдас Адамкус и его электорат

Юрате Лаучюте

Литва - страна нетривиального выбора

6-го февраля в должность вступил новый президент Литвы Валдас Адамкус. В драматичной борьбе за этот пост 71-летний гражданин США литовского происхождения меньше чем на 1% обошел основного соперника из “местных” литовцев, кандидата бывшей коммунистической номенклатуры, юриста Артураса Паулаускаса.

Таким своим выбором электорат Литвы добавил еще один весьма яркий штрих к образу своего государства как страны политических сюрпризов и лидера среди посткоммунистических стран в раскачивании политического маятника и неожиданности результатов.

После падения Берлинской стены и развала СССР в нескольких странах бывшего соцлагеря на высшие посты государства претендовали выходцы из этих стран, ставшие гражданами других государств. Можно вспомнить канадского миллионера Ст. Тыминьского, в 1990 г. проигравшего выборы Леху Валенсе на пост президента Польши; предпринимателя из Калифорнии М. Панича, в 1992 г. прорывавшегося к руководству Югославии. Да и в самой Литве это уже вторая попытка со стороны литовцев из-за рубежа занять пост президента: первым был С. Лозорайтис, потомственный дипломат, который в 1993 г. проиграл А. Бразаускасу, бывшему первому секретарю ЦК компартии Литвы.

Победу на выборах обычно обеспечивают сразу несколько факторов, например, личность претендента, деньги, затраченные на избирательную кампанию, надежды избирателей, ошибки либо недостатки других претендентов их команд и др. Для В. Адамкуса таким “и др.” стала высокая активность избирателей (73,76%), которая во втором туре была даже выше, чем в первом. Есть некоторые основания предполагать, что спавший” во время первого тура голосования электорат разбудила национальная совесть, которую потревожили обещания А. Паулаускаса в случае победы ввести двуязычие в нескольких районах, где более менее компактно проживают национальные меньшинства. Если учесть, что меньше всего голосов за теперешнего президента отдали жители районов с высоким процентом нелитовского населения, то можно говорить, что В. Адамкус - президент литовцев. Желая стать президентом “всех людей”, как он сам неоднократно заявлял, выступая перед электоратом, В. Адамкусу придется завоевывать симпатии всех маргинальных групп населения Литвы: кроме большинства национальных меньшинств, голоса его соперникам отдавала и постколхозная спившаяся сельская беднота, и едва ли не самые богатые представители криминального и околокриминального мира.

Крайне маленький отрыв победителя, воспитанника западной демократии, от побежденного “местного кадра”, выросшего из шинели homo sovieticus, свидетельствует о том, что хотя Литва и расстается с иллюзиями социализма “по-советски”, но делает это медленно и в трудной борьбе сама с собой. Поэтому целесообразно внимательнее присмотреться к тем основным факторам, которые перевесили чашу президентских весов в пользу посланника Запада.

Кое-что о личности президента

В. Адамкус родился в 1926 г. во временной столице довоенной Литвы Каунасе. Весной 1944 г. вместе с родителями выехал на Запад, а через пять лет перебрался в США и надолго обосновался в Чикаго. В течение многих лет он руководил Агентством по охране окружающей среди США, и на этом посту добился внушительных результатов (например, благодаря его стараниям вновь ожило очищенное от промышленной скверны озеро Мичиган...). Опыт В. Адамкуса - высокопоставленного администратора в великой стране - в немалой степени вдохновил его сторонников в Литве, порядком уставших от безалаберности и безответственности большинства родных постсоветских чиновников и политиков.

“Возвращение” В. Адамкуса в Литву началось довольно давно, почти 25 лет тому назад, когда КГБ, а равнозначно и советская власть, приподняли уголок железного занавеса для наиболее видных и наиболее лояльных советскому режиму литовцев, нашедших пристанище в США и других странах Запада. Агентство Рейтер, комментируя политический успех американского чиновника, отметило, что В. Адамкус не типичный литовец-американец, ибо, во-первых, стремился и стремится к улучшению отношений с Россией, а во-вторых, неплохо владеет русским языком. Последним В. Адамкус обязан биографии своих родителей. Русским владел его отец, Адамкавичюс, который в 1914 г. закончил военное училище в Петербурге-Петрограде, а отчим, тоже литовец, даже родился в России, в Ростове-на-Дону. Мать отчима, чешка по происхождению, литовским языком владела слабо, и с домашними предпочитала разговаривать по-русски либо по-польски. Однако знание языка не всегда равнозначно знанию страны. Не по собственной воле лишившийся родины, В. Адамкус не мог не разделять настороженного, а часто и неприязненного отношения к России, которое испытывала большая часть литовцев зарубежья, особенно беженцы послевоенной волны. С другой стороны, заняв высокий пост в администрации США, он тоже не мог не проникнуться духом расчетливого прагматизма, которым, как правило, руководствуется США, выстраивая свои отношения с Россией и другими крупными государствами (например, Китаем...). Поэтому есть все основания ожидать, что в лице В. Адамкуса Литва приобрела мастера компромиссных решений.

Президентские намерения и обещания

Аналитики неоднократно отмечали, что выбор электората Литвы основан не на программах тех или иных претендентов, а на их “харизме”, которая обычно воспринимается эмоционально (а не рационально) и оценивается предельно просто: “нравится” либо “не нравится”. Но после того, как выбор сделан, электорат остается нос к носу с программными установками и обещаниями их избранника.

Во время своего инаугурационного выступления в Сейме 26-го февраля новый президент обозначил следующие приоритеты государственной политики:

1. Порядок в области финансов,

2. Развитие образования, науки и культуры,

3. Укрепление системы здравоохранения,

4. Поиск новых рынков для литовских товаров,

5. Усиление борьбы с преступностью.

Что касается внешней политики, В. Адамкус неоднократно подчеркивал, что будет продолжена политика его предшественника и сохранены уже обозначившиеся приоритеты, а именно: интеграция в Западноевропейские структуры и членство в НАТО. “Наша цель - добрососедские отношения со всеми соседними государствами, особенно - со странами Балтии” - говорит новый президент Литвы.

Отношения с соседней Белоруссией он охарактеризовал как “корректные”, а с Польшей - “хорошие как никогда доселе в ближайшем прошлом”. В. Адамкус постоянно подчеркивает намерение развивать добрососедские отношения с Россией, которую он в обозримом будущем видит даже членом НАТО (см. его интервью в “Общей газете”, № 18). Относительно болезненной мозоли - Калининградской области - В. Адамкус полагает, что эта проблема решена в Хельсинкских соглашениях и поэтому не считает нужным вновь ее поднимать.

Проявив неплохую осведомленность о сложившихся до его прихода во власть непростых отношениях между литовской общественностью, правительством и “четвертой властью”, В. Адамкус высказал намерение делать достоянием ширoкиx слоев общества информацию о деятельности и решениях разных правительственных институций и чиновников всех уровней органов управления и самоуправления.

В целом свою президентскую программу В. Адамкус обозначил как “Программу морального обновления”, в центре которой - Человек, его достоинство, творческий потенциал и гуманистическая активность.

Надежды и опасения электората

Выбиравший В. Адамкуса электорат, прежде всего, ожидал, что собственным личным примером и с помощью всей своей команды новый президент поможет обществу освободиться от советского бюрократического наследия, что закончится затянувшийся переходный период, во время которого к Литве пристал ярлык страны медленных реформ, отсталого хозяйства, с засилием из коммунистов, перековавшихся в рыночников, политиков и чиновников.

Та часть электората, которой свойственна определенная гражданская и политическая зрелость, надеется и на то, что В. Адамкус будет и строгим администратором, и, вместе с тем, не станет амбициозно конфликтовать с уже сложившимися основными политическими силами (и группами влияния). Кроме того, если президент хотя бы частично выполнит свою программу, например, остановит расползание коррупции, упорядочит сбор налогов либо поможет осуществить концепцию национальной школы, то, полагают они (в том числе, и сторонники В. Ландсбергиса), это оправдает “деньги, которые были затрачены на праздничный фейерверк в день инаугурации”.

Радикалы из националистической партии “Молодая Литва” призвали В. Адамкуса активизировать внешнюю политику и, в первую очередь, взяться за решение проблемы с Калининградской областью, напомнив при этом, что ни Запад, ни соседняя Польша не разделяют уверенности президента Литвы в том, что судьба этого искусственно образованного анклава России решена раз и навсегда. “Младолитовцы” призвали также заняться десоветизацией Литвы, что тоже, как явствует из предвыборных выступлений, не входит в планы президента.

Меньше других обременены какими-нибудь конкретными ожиданиями сторонники консерваторов (председатель партии В. Ландсбергис). Отдавая голоса В. Адамкусу во втором туре, они голосовали за “меньшее зло”, продолжая настороженно присматриваться к новому президенту и его окружению. Их настороженность более чем понятна, ибо после предварительных консультаций практически со всеми парламентскими партиями и призвав их к сотрудничеству, сам президент не пригласил в свой аппарат только представителей этой, на сегодняшний день самой влиятельной партии.

Дела президентские и их оценки

Хотя еще немного времени прошло с того дня, как к своим обязанностям приступил новый президент Литвы, уже заметно, что действует он более энергично, чем его предшественник.

Следуя обозначенной им программе и выполняя функции, отведенные президенту Конституцией, В. Адамкус вплотную занялся внешней политикой. Он немедленно встретился с президентами Латвии и Эстонии, посетил Варшаву и Брюссель, обменялся любезностями (письменно и по телефону) с президентом России. Во время встречи трех президентов стран Балтии, которая состоялась 12 мая, впервые за все это время регулярных встреч на высшем уровне была подписана программа, направленная на решение конкретных экономических задач. Этому, правда, могли способствовать не только инициативы нового президента Литвы, но и “злоба дня”, вызванная осложнениями в отношениях между Латвией и Россией.

Не менее ярко президент Литвы успел проявить себя и в области внутренней политики. Решением Конституционного Суда лишенный возможности предлагать Сейму новую кандидатуру на пост руководителя правительства, президент принял самое активное участие в реорганизации всего кабинета министров, что привело к сокращению количества министерств и замене нескольких министров.

C более однозначным одобрением, чем перемены в кабинете министров, электорат оценил то внимание, которое президент уделяет документам, присылаемым к нему на подпись из Сейма... Чаще, чем его предшественник, президент отсылает документы обратно на доработку, и также чаще, чем при В. А. Бразаускасе, Сейм принимает во внимание замечания, сделанные президентом.

Однако кое в чем электорат уже успел разочароваться, например, отказом президента приглашать на работу в Литву на службу литовскому государству более значительное количество зарубежных литовцев, прежде всего, из США. Собираясь обновлять власть, и прежде всего, ее бюрократический aппарат, президент, очевидно, не без давления соответствующего лобби, решил опираться на местные кадры, обучая их новым манерам поведения и американскому стилю работы. Задача не из легких, почти - на грани утопии... В связи с этим весьма уместно прозвучал вопрос, который сформулировал один из западных аналитиков: компенсирует ли американская элегантность четы Адамкусов и солидность самого президента то, что он недостаточно хорошо знаком с близким прошлым Литвы и следами этого прошлого не только в стиле жизни, но и в сознании всего электората?.. Многое зависит от самого президента, от Конституции литвы и ...oт удачи, которая сопутствует отчаянным.

Президент и Конституция

Согласно конституции Литвы, что во время президентских выборов еще раз подтвердил Конституционный Суд, Литва - парламентская республика с некоторыми признаками смешанной или полупрезидентской формой правления. Это значит, что сила президента - не столько в функциях, которые определены Конституцией, сколько в его собственных качествах политика, интеллектуала, администратора. Кроме того, согласно Конституции, президент Литвы должен быть беспартийным, и уже только по этому признаку нынешний президент идеально соответствует конституции. Хотя кандидатуру на пост президента В. Адамкуса выдвинула партия Центра (председатель - заместитель спикера Сейма Р. Озолас), особенного влияния этой партии на решения президента не отмечено.

Кстати, сам по себе интересен тот факт, что беспартийными оказались оба претендента, попавшие в финал президентской гонки. Вряд ли это можно объяснить, например, тем, что электорат внимательно ознакомился с требованием Конституции. Скорее всего, в таком выборе получило отражение глубокое разочарование литовцев, заработавших изжогу от ненормированного употребления сырой многопартийной “демократии” первых лет независимости. И это должно стать серьезным поводом для размышлений для всех литовских (и не только литовских) партийных политиков, если они и дальше собираются жить и действовать по законам многопартийной демократии и всеобщего избирательного права.

 

 "ПОСЕВ" 5-6-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна