ЗАХОРОНЕНИЕ ОСТАНКОВ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ

Игумен Вениамин (Новик)

Анонимная панихида

В “Легенде о Великом инквизиторе”, что в романе “Братья Карамазовы”, как известно, все узнали пришедшего Христа. Представим несколько иное возможное развитие сюжета. В этот раз Христа узнали бы не все, возникли бы сомнения: Он - не Он? Обратились к Первосвященнику. А тот говорит: “вопрос этот сложный, мы не проводим научной экспертизы, это дело ученых, но мы за мир, мы против разделений и расколов. Поэтому каждый свободен думать о пришедшем согласно своей совести”.

А вы-то сами за кого принимаете пришедшего? - спросили их. А для нас такого вопроса вообще не существует. Мы служим Богу, согласно Священному преданию и вере отцов, а там про такой случай ничего не говорится. Теперь же, образно говоря, речь шла не о Втором Пришествии Христа, а о втором пришествии Российского императора, точнее говоря, об обретении его мощей. Он - не он? Подлинные мощи или не подлинные?

Сомнения в подлинности останков недостаточно обоснованны, ведь независимые научные экспертизы за рубежом, да и у нас, доказали с большой степенью вероятности их аутентичность. Государственная комиссия на основании результатов анализов пришла к выводу об аутентичности останков.

Конечно 100% уверенности здесь быть не может, но при сверхстрогом подходе пришлось бы признать все мощи, хранимые Церковью, не подлинными. Особенно после вскрытия мощей большевиками в 20-е годы. Почему-то никто не поставил вопроса об аутентичности мощей Серафима Саровского, вдруг обретенных в Казанском соборе в Петербурге несколько лет назад.

Всякого же рода националистические, якобы монархические, группировки проявили незаурядную энергию в опровержении идентичности останков. И вот это обстоятельство говорит о том, что дело-то вовсе не в останках, а в чем-то другом.

Людей, которые построили свою жизнь на борьбе со всяческими врагами (“мировая закулиса”, “мировой масонский заговор” и т.п.), не устраивает даже сама возможность какого-либо примирения в обществе. А возможность этого была бы предоставлена в случае нормально организованного захоронения царских останков в присутствии Российского президента и Московского патриарха. А вот этого-то и нельзя было допустить. Отсюда - и широкомасштабная кампания против мощей, увенчавшаяся, как видим, успехом, правда, лишь наполовину (Президент был на похоронах, а Патриарх - нет). Вопрос об идентичности мощей, конечно, важен. Церковь здесь действительно не имеет права на ошибку, как говорит митрополит Ювеналий, член Государственной комиссии по екатеринбургским останкам. Но и выжидательная позиция не всегда является гарантом от ошибки.

Но есть и другое, не менее важное, измерение этой же проблемы: этическое. Речь идет об исторической ответственности за убийство царской семьи и о том самом уважении к прошлому, которое отличает, по словам Пушкина, образованность от дикости.

Царские останки обретены, захоронение их произошло 17 июля в Усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Для государства здесь была хорошая возможность совершить акт покаяния в злодейском убийстве по приказу небезызвестного “основателя Советского государства”, призвать к примирению наше расколотое общество, появилась возможность хотя бы попытаться установить легитимность своей собственной власти, и отречься от преемственности от власти большевицкой (ведь официально Российская Федерация - наследник Советского Союза).

Все это было бы возможно, повторим, только через присутствие самого Российского президента на погребении. Для этого нужно было лишь преодолеть большевистский нигилизм и презрение к монархии. Власть, через отсутствие президента на погребении, явно бы продемонстрировала, что она остается, в значительной мере, коммунистической. Слава Богу, что в последний момент Президент изменил свое первоначальное решение не ехать на похороны, принятое под влиянием Патриарха, и все-таки присутствовал на погребении. Церковь же в лице своего первосвященника-патриарха нравственно была просто обязана участвовать в захоронении.

Русская Православная Церковь, долгие годы, будучи государственной Церковью, была кровно связана с монархией, без чего она просто не была бы тем, чем является сейчас. Не имела бы Кремлевских соборов, ни даже второго храма Христа Спасителя (второй храм не возможен без первого). По Основным Законам Российской Империи император был Помазанником Божиим, Главой Российской Церкви, хранителем догматов и благочестия.

Несколько лет Комиссия по канонизации при Святейшем Синоде всерьез занималась вопросом канонизации Николая II. И вдруг, странное решение Синода: на высшем уровне не участвовать в церемонии захоронения царской семьи. Очень похоже на то, что Патриарх не был свободен в принятии своего решения не участвовать в захоронении, что на него оказали давление упомянутые группировки.

Вот это-то и является единственной серьезной причиной неучастия на высшем уровне в захоронении. Самый обыкновенный страх перед всякого рода черносотенцами (иногда с дипломами), которые до сих пор задают основной тон церковной жизни. (Кто не верит, см. литературу, продающуюся в церковных киосках). Никакие анонимные панихиды по всем “умученным и убиенным за веру Христову в годину лютых гонений” (без упоминания имен), которые и раньше совершались, этого не заменят.

Благочестивое, казалось бы, желание смягчить поляризацию мнений по поводу идентичности останков и снять политическое напряжение вокруг захоронения, больше похоже, на фоне важности происходящего, на элементарную беспринципность.

Но важно понять, что других останков не будет! Если сейчас не установили 100% аутентичность останков, то после их захоронения тем более не установят. Интерес к этому вопросу просто пропадет, не будет ни времени, не средств. Никто уже не решится ни на какие перезахоронения.

Не удивительно, что наша непритязательная “уставшая” публика вполне удовлетворилась предложенным “научным” объяснением неучастия патриарха в погребении. Якобы нет 100% уверенности. Хотя, вряд ли она поймет, почему епископам (архиереям) нельзя участвовать в захоронении, а священникам можно. Почему панихиды по царской семье можно служить священникам, а не епископам? Или епископам можно, но не на месте захоронения? Почему митрополиту Петербургскому нельзя было даже присутствовать на погребении в Петербурге? (Протокольно, понятно почему: Если патриарх своим отсутствием демонстрировал непризнание Церковью аутентичности останков, то и митрополит, обладающий равным с патриархом епископским достоинством, должен был отсутствовать. Присутствовать же, как частному лицу ему тоже было невозможно, учитывая важность происходящего).

Странно такое “воздержание” выглядит и на фоне активного, по тем временам, участия Русской Православной Церкви в погребении Сталина. Достаточно посмотреть соответствующие панегирики “мудрейшему из мудрейших” в Журнале Московской Патриархии за 1953 г. Или тогда были несвободны, а теперь свободны? Свобода явно не впрок пошла.

Вообще говоря, последнее время наблюдается странное сходство между поведением коммунистической (в своем большинстве) Думы и Московской Патриархией. Полной единодушие было по поводу нового закона “О свободе совести и религиозных объединениях” (первая разыгрывала патриотическую и антизападническую карту, вторая стремилась к монополии в религиозной сфере). Полное единодушие и теперь: не участвовать в похоронах! Первой - красный цвет не позволяет, второй - страх перед черносотенцами и разного рода националистами. Мотивы, как видим, разные, только результат получается один.

Ельцин объявил 7 ноября (день большевицкого переворота в России) “Днем согласия и примирения”, что вызвало немало недоумений у все еще мыслящих людей в России. Более же подходящего повода для такого примирения, чем захоронение останков царской семьи убитой большевиками, уже не представится. Эта возможность оказалась в большой степени упущенной. Церковь, если она действительно водима Духом Святым, должна была и без науки пророчески определиться в ситуации с этими мощами, как она это делала ранее со всеми другими мощами. Теперь же она не способна даже погребать своих мертвецов (Мф.8,22: “предоставь мертвым погребать своих мертвецов”).

 

 "ПОСЕВ" 7-8-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна