ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

 

От редакции. Одним из первых заявлений премьера Кириенко о намерениях в области экономической политики была тирада о необходимости снижения госрасходов, с чем трудно не согласиться. Немедленно последовал окрик экспертов-бюрократов Международного валютного фонда (МВФ, о том, что надо не расходы снижать, а повышать доходы. Как видно бравые советчики забыли, что в России государство и так изымает почти 1/3 валового внутреннего продукта (в богатых США - 35%). И подобно смекалистым школярам Кириенко со товарищи составили для бюрократов из МВФ отписку под названием “Антикризисная программа”. Любопытно, что в своем интервью по интернету 25 июля с. г., премьер, отвечая на вопрос некого американца о мерах правительства России по экономии расходов, был вынужден пуститься в рассуждения на новоязе “о необходимости повышения эффективности расходов”.

Борис ГАБЕ

Антикризисная программа или суета для МВФ?

Следя, за современным жизненным процессом, я чаще всего поражаюсь постепенным оскудением нашего бюрократического творчества. И именно за последнее время как-то особенно обострилось это явление. “Прежде, бывало, все распоряжения с “понеже” начинались… Право хорошо. Напротив того, ныне пишут не длинно, но нехорошо. Оттого ли, что потухло у бюрократии воображение, или от того, что развелось слишком много кафешантанов и нет времени думать о деле; как бы то ни было, но в бюрократическую практику, мало-помалу, начинают проникать прискорбные фельдъегерские предания. Ни “понеже”, ни “поелику” - ничего уже нет; осталось одно безнадежное слово: пошел!

М. Е. Салтыков-Щедрин, “За рубежом”.

Мировой финансовый кризис в России разгулялся не на шутку. Бегут из страны, пришедшие было, иностранные капиталы, падают в цене государственные долговые обязательства, массами отказываются оплачивать “сельхозоблигации” региональные власти, катастрофически растут неплатежи. Экономика - в глубокой депрессии, а традиционное российское летнее деловое оживление ниже обычного. К тому же опять упали мировые цены на нефть и прочие сырьевые товары и подешевел, поэтому наш экспорт. Неизбежное в таких условиях падение курса рубля сдерживается Центробанком мерами совсем уж фантастическими: ставка рефинансирования в считанные дни то взлетает с 30% до 150%, то падает до 60%, то вновь подымается, до 80%.

Правительству сейчас не обойтись без программы действий, и она появилась и даже опубликованы ее тезисы. К ним должен был быть приложен пакет законопроектов, но суть дела ясна и без него: ведь результативность антикризисной работы правительства будет в первую очередь зависеть от качества внутренней логики программы действий, зафиксированной в упомянутых тезисах.

А вот с логикой-то творится что-то странное. Тезисы начинаются прямо с задач - ни слова о сложившемся положении, ни звука о его причинах. Просто в разделе “Задачи программы” перечислены семь пунктов, смысл которых описывается лозунгом: “Будем здоровыми и богатыми, а не бедными и больными”!

Способов достижения этой цели перечислено семь. И первым идет получение дополнительных доходов, а сокращение госрасходов – лишь третьим. Между тем именно сверхвысокий для сегодняшней России уровень госрасходов - главная причина нынешнего кризиса, что не отрицают и правительственные деятели в своих выступлениях!

Остальные пункты - справедливая налоговая, политика, защита прав инвесторов, активная промышленная политика, адресная социальная политика - из года в год повторяются в программах такого рода. Никаких реальных результатов пункты этого рода еще никогда не давали - и неясно, почему сейчас должно быть иначе?

Особняком смотрится только пункт об обеспечении финансовой стабильности, как способе решения задач программы - вроде бы это все же цель, а не способ?

С получением дополнительных доходов все как всегда. Есть пункты “полицейского характера”: усилить контроль, улучшить надзор и т.п. Есть и навязчивая идея последних лет об увеличении доходов от торговли алкоголем - целых три тезиса. Есть и обычная маниловщина об увеличении доходов от использования госимущества. Нет только анализа причин провалов прежних подобных планов, а значит, нет и реальной надежды на успех.

Но вот один пункт стоит отметить - об изъятии части товаров из режима свободной торговли со странами СНГ. Похоже, нам окончательно не по карману гальванизировать это мертворожденное дитя и под шумок кризиса трупик СНГ собираются похоронить?

О разделе “Справедливая и понятная налоговая политика” трудно говорить без текстов законопроектов, но стоит отметить две вещи: намерение ввести налог с продаж и угрозу разорвать соглашения об избежании двойного налогообложения с оффшорными зонами. Правда сомнительную честь ввести в дополнение к НДС еще и налог с продаж (такого почти нигде в мире нет) Центр предоставляет регионам. Но ясно, что регионы обязательно введут этот налог - деньги им нужны не меньше, чем Центру. А вот намерение разорвать целый ряд международных соглашений в свете обращения за помощью к МВФ выглядит странно!

Раздел о сокращении госрасходов начинается с тезиса о намерении сэкономить 6,6 млрд. рублей в год за счет сокращения числа занятых в бюджетной сфере. Но не сказано, сколько народу собираются уволить - и потому весь тезис этот повисает в воздухе. То же с намерением передать в ведение субъектов федерации 740 объектов учреждений культуры, образования, здравоохранения и спорта - процедуры такого рода обычно длятся месяцы и годы и потому надежды на экономию 1,1 млрд. рублей в год выглядят весьма призрачно.

Остальное в этом разделе просто несерьезно. О ликвидации внебюджетных фондов, сокращении поддержки сельскому хозяйству и транспорту, об упорядочении оплаты труда в госучереждениях говорится уже много лет, – а воз и ныне там! Без анализа причин прежних провалов будет тоже и на этот раз, а анализа-то, как уже говорилось, нет как нет! Есть только “ляп” - в раздел о сокращении расходов попал пункт об увеличении доходов от использования федеральной собственности после ее инвентаризации: авторы тезисов спешили.

Раздел об обеспечении финансовой стабильности просто ставит в тупик: достаточно отметить в нем (а не в разделе “Задачи...”) тезис о сокращении бюджетного дефицита. Будто это так легко, что прошлые правительства не сделали это, видимо, по недоразумению? Но если серьезно, то тут, скажем, проектируется отмена взаимозачетов по бюджетам субъектов федерации. Допустим, что такое удастся - сколько же тогда для этого будет изъято из финансового оборота страны “живых денег? И насколько из-за этого станут дороже кредиты, в том числе и госзаимствования - ГКО? И как тогда осуществлять сокращение привлечений средств за счет ГКО - тоже один из тезисов этого раздела? Ведь давно уже каждый следующий цикл госзаимствований осуществляется ради расчета по предыдущим долгам! Похоже, что планируется такая финансовая стабилизация, что, как говорится, камня на камне не останется!

Если бы раздел об активной промышленной политике подавался в отрыве от всего остального, он был бы неплох. В нем есть немало здравых идей и действительно намечено некоторое облегчение налогового бремени предприятий. Но в свете обозначенного в тезисах ясного намерения усилить фискальный нажим на граждан и “контроль” за внешнеэкономической деятельностью (знаем мы, что это такое!) очевидно - и тут ничего путного не выйдет. Предприятия будут чуть меньше платить налогов, но потеряют в выручке из-за сужения внутреннего спроса и падения эффективности экспорта. В целом же будет “так на так”.

О разделах “Защита прав инвесторов...” и “Адресная социальная политика” не стоит и говорить - из года в год из программы в программу тезисы этого рода кочуют без малейших изменений. И вот опять они же и никаких попыток проанализировать, почему же провалились все предыдущие “подходы”? Вместо этого: в раздел “Адресная...” попал пункт об активизации налоговых сборов с состоятельных граждан, хотя место ему в разделе о дополнительных доходах. Опять авторы тезисов поспешили - или зловредная пресса напутала?

В целом же тезисы оставляют грустное впечатление; суета вместо трезвой программы действий.

И главная причина в том, что авторы явно боятся тронуть священную корову наших дней: социальные расходы казны (как прямо именуемые таковыми, так и носящие другие имена, но по сути имеющие социальный характер).

Ни слова нет о ликвидации льгот, привилегий и дотаций супермногочисленным категориям граждан, о сокращении численности всех, кто, так или иначе, находится на госслужбе. Между тем сегодняшний уровень социальных расходов (неподъемный для российской экономики в ее нынешнем состоянии) - главная причина кризиса. Все остальное лишь повод для его очередного обострения.

Без ясно обозначенных намерений по сокращениям и ликвидациям такого рода всякая антикризисная программа бессмысленна. Тем более что рост неплатежей и депрессия в экономике доказывают: никаких дополнительных доходов с нашего народного хозяйства уже не получить. В этом недавно признавался публично даже предыдущий глава налоговой службы?

Впрочем, все это не удивительно - ведь для осуществления по настоящему действенных антикризисных мер власти необходима широкая общественная поддержка. А за прошедшие годы “реформаторский” президент и его окружение полностью утратили социальную опору. Вот и остается им тянуть время, надеясь на авось и пытаясь обеспечить лояльность хотя бы тех, кому они выплачивают “на прожитье” из казны - госслужащих-бюджетников и пенсионеров. Правда при существующем сегодня “раскладе” политических настроений в обществе рассчитывать на такую лояльность трудновато, но ведь ни на что другое рассчитывать вовсе не приходится! И не случайно во главу угла нынешней антикризисной программы (как, впрочем, и всех предыдущих) ставится поиск дополнительных доходов, как не случайно, что в текущей политике российских властей первоочередная задача - погашение долгов пенсионерам и бюджетникам.

Только, похоже, что авторы программных тезисов не крепко уверены в успехе. Не зря ведь программу протолкнули под аккомпанемент переговоров с МВФ, которые вел Чубайс - его бросили “в бой”, как Наполеон - старую гвардию под Ватерлоо. Кстати, похоже, что тезисы и писались-то, прежде всего, для этих переговоров - как известно, представители МВФ были, едва ли не первыми их читателями!

Возможно, что при помощи этих тезисов и сопутствующих им законопроектов правительству удастся преодолеть этот пик кризиса. Но пока экономика страны - в нынешнем состоянии, а у власть имущей группировки нет ни реальной программы действий, ни общественной поддержки, мы так и будем спотыкаться от одного пика кризиса до другого. А пиков этих ох как много.

 

 "ПОСЕВ" 7-8-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна