ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ

 

Как преобразовать страну

 

А. Штамм

ЛИЦОМ К НАРОДУ

НЕ ПОРА ЛИ САМИМ ВЗЯТЬСЯ ЗА УМ?

 

Кто социальный виновник нынешнего кризиса? Что мы должны предпринять, чтобы избавиться в дальнейшем от возможности повторения подобного? Чтобы ответить на эти вопросы, надо уяснить, кто и как оказывает влияние на принятие решений в общенациональном масштабе в нашей нынешней политико-экономической системе.

Казалось бы, ответ лежит на поверхности - это миссия правящего слоя страны. Посему уместен следующий вопрос: из кого состоит правящий слой, и каков механизм его формирования? Любой читатель нашего журнала не ошибётся, если скажет, что правящий слой современной России состоит из номенклатурных и неноменклатурных коммунистов, бывших и действующих (свыше 99%). Причём, номенклатурщиков - подавляющее большинство (их около 85% от общей численности правящего слоя). К сожалению, в обществе всё ещё сильны симпатии к коммунистам, не входившим в номенклатуру, к тем, кого в своё время называли "прорабами перестройки". Имена многих из них до сих пор на слуху. Они и сейчас утверждают, что "не развались советская система и останься у власти Горбачёв - всё было бы гораздо лучше". Настало время разобраться с политическим прошлым этих "господ-товарищей".

1.Дурная наследственность "отцов нации"

а. "Прорабы перестройки"

В середине восьмидесятых даже советскому руководству стал очевиден неминуемый крах советской системы. Началась подготовка её т.н. "инновации". Анализировались нацистский, фашистский и лево-социал-демократический варианты "перестройки" (об этом наши авторы уже писали). Так как одной из целей перестройки была модернизация советского народного хозяйства за счёт западных кредитов, фашистский и нацистский варианты не проходили, и было решено перекрасить выходящий на Запад фасад СССР в весёленький социал-демократический цвет. Именно для этого и открыли "фонтанчик гласности". Сквозь пальцы стали смотреть на создание общественных организаций. А чтобы всё это не осталось без партийного руководства, начали готовить кадры "прорабов". Как же это происходило?

Вот что рассказала о подготовке будущих прорабов известная питерская журналистка Диана Качалова в материале "Пигмалион – профессия анонимная" ("Наблюдатель", аналитический выпуск газеты "Невское время, 6.03.98): "В 1984 году Александр Юрьев (психолог, тогда доцент и парторг факультета психологии Ленинградского университета – Редакция.) пришёл к тогдашнему первому секретарю горкома партии Юрию Соловьёву с предложением создать школу в Дюнах, где руководителям высшего звена преподавалась бы психология инноваций. "Я никогда не соглашусь с тем, что в Смольном в те годы работали одни негодяи. Среди чиновников тех лет было много прекрасных специалистов, которых мы подготовили к грядущим переменам. Через школу в Дюнах прошло 850 человек, и практически никто из них не утонул, когда началась перестройка".

Свою убеждённость в необходимости создания подобной школы Александр Юрьев объяснил довольно просто: "Это была не партийная, а человеческая работа. Мы имели дело с профессиональными кадрами, которые при любом строе (коммунистическом или демократическом) необходимо было сохранить. Поверьте, среди ныне действующих, и действующих успешно, политиков немало наших выпускников".

Естественно, следующий мой вопрос был: кто же эти ныне здравствующие и удачливые политики?

- Этический кодекс политического психолога запрещает говорить о том, с кем ты работал или работаешь. Мне не раз предлагали написать мемуары, и каждый раз я отказывался. Для меня самое страшное – иметь "досье" на своих бывших подопечных. Все материалы на тех, кого я когда-то учил, - уничтожались. Их надо забывать".

Отметим несколько занятных деталей. Юрьев обращается к Соловьёву ещё в 1984 году (т. е. до "перестройки") с предложением создать школу, в которой преподавалась бы "психология инноваций". Стало быть, планировать начали ещё во времена Черненко. Маловероятно, чтобы "инновации" были инициативой "снизу", со стороны ленинградского обкома. За подобную самодеятельность Соловьёв тут же вылетел бы из кресла первого секретаря. Ещё менее вероятно, чтобы искушённый в капээсэсных и административных интригах парторг факультета решился бы выступить с подобной инициативой, имея хоть малейшее сомнение в её востребованности со стороны руководства обкома КПСС.

Для подготовки и переквалификации партийных и управленческих кадров в то время в городе существовало более чем достаточно учебных заведений, но почему-то создаётся новое. Занятно, что даже в 1998 году Юрьев говорит о школе "в Дюнах", в то время как в действительности она располагалась на бывшей даче первого секретаря ленинградского обкома Романова в Осиновой Роще. Каждое учебное заведение обычно гордится (правомерно или неправомерно – это другой вопрос) успехами своих выпускников. А здесь все материалы на обучаемых "уничтожались". Вспомним, как 1991 году на волне послеавгустовской эйфории различные комиссии в Москве и регионах попытались получить доступ к делам, которые КГБ вёл на различные общественные организации и их лидеров. Искатели истины с изумлением узнали тогда, что все дела последних лет якобы уничтожены, как якобы уничтожены и списки осведомителей. Остаётся только предположить, что школа "товарища" Юрьева не была обычным учебным заведением.

Поражает воображение и количество выпускников – 850. Эта величина вдвое превосходит численность нынешней питерской региональной элиты (КПСС создала мощный кадровый резерв для "перестройки"). Конечно, никто "не утонул". "Профессиональные кадры, которые при любом строе … нужно было сохранить" - спаслись вместе с КПСС в "перестройке". Загнав ранее в пропасть СССР, "кадры" получили в своё распоряжение следующую страну, которую пытаются тащить в прежнем направлении. Помните старый анекдот про новобранца в кавалерии, съезжающего к ушам лошади и кричащего командиру: "Эта лошадь – кончилась! Дайте следующую!"

Что же известно об успехах питомцев гнезда Юрьева? Они стояли во главе ленинградского клуба "Перестройка", состояли в кадровом резерве ленинградского обкома КПСС (кое-кто из них даже намечался к выдвижению в члены его бюро), возглавляли несколько городских организаций перестроечных "демократических" партий, стояли и стоят во главе ряда "независимых" исследовательских организаций. Как утверждают, подготовку у Юрьева прошли и будущий первый секретарь обкома Борис Гидаспов, и "перестроечный" смакователь вспоротых животов и расчленённых трупов Александр Невзоров. Один из ведущих лидеров питерских христианских демократов (ныне покойный) всячески хвалил те знания, которые давали в Осиновой Роще. Заметим, что до недавнего времени Юрьев был политическим консультантом Черномырдина.

Иными словами, и "прорабы", и активно оппонирующие им "антиперестройщики", номенклатущики готовились одними и теми же людьми. Известно также, что некоторые из нынешних олигархов проходили подобную подготовку. Не в заведении тов. Юрьева, а в подобных конторах, коих было достаточно. Невольно вспоминаешь про известный трюк с двумя следователями - "добрым" и "злым". Стоит ли поэтому удивляться состоянию умов "прорабов"? КПСС исчезла, и некому нынче давать им ясные указания. Где им, даже находясь в сегодняшнем правящем слое, понять болезни страны, не говоря уже о лечении её недугов!

б. Номенклатурщики

Номенклатурщики преобладают в правящем строе. Что они собой представляют и какой "богатый опыт" они привносят в управление страной? Около девяти десятых из них - аппаратчики советской власти и т.н. "хозяйственники". Сегодня они скромно называют себя "профессиональными управленцами", намекая тем самым на свой обширный опыт из прошлой подсоветской жизни.

Карьеры у них довольно стандартны: вступление в КПСС в армии или в вузе, высшее техническое образование. Надо отметить, что даже в престижных вузах комсомольские работники не особо утруждали себя учёбой. Тройки им были гарантированы в любом случае, а стипендии исправно платили даже при таких "академических достижениях". Студентов-коммунистов за неуспеваемость из вузов, как правило, не отчисляли. Распределение, как и учёба, не вызывала у будущих "приматов" особых беспокойств. Дальнейшая их карьера шла по "номенклатурному зигзагу", упрощённо выглядевшему примерно так: должность на предприятии или в учреждении, затем - освобождённая работа в партийной, комсомольской или профсоюзной организациях своей "фирмы" или в соответствующем райкоме-горкоме, потом - учёба в высших школах (партийной, комсомольской, профдвижения) или академиях (народного хозяйства, общественных наук). И, наконец, - номенклатурная руководящая должность.

Серьёзными знаниями наши управленцы, как правило, не обладают. Номенклатурщиков, назначенных в "застойные" времена на руководство НИИ и КБ, за глаза называли "дворниками из ЦК КПСС". Главным показателем успешности деятельности хозяйственного руководителя в СССР было выполнение плана его предприятием. То, как составлялись планы - известно. Главным условием их исполнения был правильный отчёт. "Экономика - наука точная, сколько надо - столько и насчитаем". И "сколько надо" - столько и насчитывали.

Вышестоящие организации также вносили в поток отчётной "туфты", идущей от предприятий, свою лепту, и, в конце концов, на головы советскоподданных обрушивался конденсат лжи в виде очередной сводки Госкомстата.

Главным свойством управленца в плавании в этом море лжи становилось умение "держать нос по ветру": знать, в какой кабинет дверь можно открыть ударом ноги, а в какой нужно приходить с "борзыми щенками".

Надежды гайдаровской команды на то, что такой "человеческий материал" мирно врастёт в капитализм, оказались тщетными. Эти управленцы ухитрились воспроизвести новый вариант командно-административной системы, приспособленный к рынку. При этом их "рыночная модель" оказалась весьма специфической - с господством естественных и неестественных монополий, с государством, выступающим в роли одного из субъектов экономической деятельности, с многочисленными льготами и привилегиями для монополий, и, наконец, с отсутствием здоровой банковской системы. Результат: паразитирование олигархического капитала на чрезмерно раздутом государстве. Государство наше стало комитетом олигархов, ведущим свою деятельность, прежде всего, в их интересах.

в. "Молодые реформаторы"

А где же те самые "конструктивные силы", о которых так много говорилось в документах НТС в былые годы? Они существуют и поныне. Сегодня это т.н. "молодые реформаторы". Но относиться к ним следует крайне осторожно: они - часть этой системы (как раньше они были частью системы коммунистической) и живут по её законам. Их стремления сводятся к улучшению существующего положения дел, а не к его коренному изменению. Примеров тому - сколько угодно: отсутствие интереса к решению земельного вопроса, участие во внедрении ГКО (государственных краткосрочных облигаций), соучастие в политике "согласия и примирения" с коммунистами, признание правомерности участия коммунистов в нынешней политической системе. Их номенклатурное, советское и перестроечное прошлое приводит подчас к преобладанию конъюнктурных моментов в их действиях, противоречащих декларируемым ими политическим и экономическим взглядам. Тем не менее "молодые реформаторы" - единственная часть нынешнего правящего слоя, которая будет нужна стране в будущем. Сегодня нам нельзя допустить "затаптывания" их коммунистическо-номенклатурными оппонентами.

2. Мифы и действительность новой России

Но самое печальное в том, что "молодые реформаторы", возможно, сами того не желая, стали частью мифа о возможности преобразования нынешнего режима сверху, в результате доброй воли власть имущих. Отсюда - нынешний почти полный паралич реформаторского общественного движения, безнадёжно ждущего у моря погоды. В свою очередь всё это породило сонмище других мифов, распространённых в среде, неуклюже названной нашими социологами "протестным электоратом". Там видят выход из тупика в "новом реформаторе Явлинском"", в "Лебеде-Пиночете", в "хозяйственнике Лужкове", в "Лужкове-Пиночете" (эта тема раскручивается в последнее время подлужковским телевидением"), в "защите отечественного товаропроизводителя". И "реформаторы", и "протестанты" не желают понять главного - выход не в бесконечных пересадках с места на место участников правящего оркестра - последним, по определению, не быть музыкантами.

Вывод отсюда только один - нынешний правящий слой унаследован нами от коммунизма и править в условиях правового демократического государства и рыночной экономики неспособен. В этом - главная причина нынешнего кризиса. Не устранив нынешний правящий слой от власти, мы не сможем с уверенностью смотреть в будущее. Слава Богу, нынешняя конституция страны даёт возможность обновить правящий слой без революций и потрясений.

3.Путь из тупика

Стоит ли в наше время повторять прописную истину о том, что государство служит обществу, а не управляет им? В таком государстве интересы правящего слоя не должны, по крайней мере, противоречить интересам остальной части общества.

Другая прописная истина заключается в том, что общество должно быть автономно по отношению к государству. Только подобное общество, называемое гражданским, способно повлиять на представительное формирование правящего слоя.

Гражданское общество нельзя создать сверху. Потому оно и гражданское, что формируется самими гражданами. Процесс его формирования - дело долгое. В России оно начало медленно возрождаться примерно с 1991 года. Сегодняшнее развитие событий, банкротство финансовой системы страны, ползучий красный переворот, всеобщее обнищание не только говорят о необходимости резкого ускорения образования организаций, защищающих интересы граждан во всех сферах жизни, но и создают необходимую для этого солидарность.

Что вызывает подобный оптимизм? Как ни парадоксально - несчастья, обрушившиеся в результате кризиса на группы граждан, обладающих известным опытом в деле организации коллективов и элементарными знаниями в этой области. Прежде всего, это - потерявшие работу управляющие, предприниматели, судьба предприятий которых висит на волоске из-за экономических последствий кризиса и угрозы красного реванша, "челноки". Многие из этих людей до августа 91-го активно участвовали в демократическом движении. Кстати, во многом из-за их ухода в экономику и упала организованность и активность последнего. Бал у демократов стали править мало к чему способные функционеры.

Было бы непростительной ошибкой вовлекать этих людей в уже сложившиеся протопартии. Одно присутствие на нынешних убогих партийных "сходняках" вызовет у них здоровое чувство отторжения. Задача ныне существующих организаций, озабоченных судьбой страны, а не ростом своих "структур", состоит в оказании таким людям оптимальной поддержки для создания собственных организаций, защищающих их интересы. Единственным условием помощи должно быть гарантированное участие этих вновь создаваемых организаций в политической жизни, а не только в защите экономических, профессиональных и социальных прав. Добиться этого достаточно легко, так как люди, работавшие в сфере рыночной экономики, в отличие от "страдальцев" от коммерческих банков и финансовых пирамид, ясно понимают, кто их враги и что надо делать в области экономики. Задача же организаций политических - помочь вновь возникающим организациям внятно выразить политические цели.

Сегодня надо побудить уволенных управляющих, терпящих бедствие предпринимателей и "челноков" к организованной защите своих конституционных прав и самой конституции.

Завтра - к выбиванию из седла на выборах всех уровней представителей правящего слоя, чтобы постепенно покончить с принципом выбора "из двух зол", ведущему страну в тупик.

Послезавтра, объединив усилия организованной части общества, радикально обновленного депутатского корпуса и выборных глав исполнительной власти всех уровней, решительно и последовательно преобразовать всю нынешнюю политико-экономическую систему страны, повернув её лицом к народу.

 

 "ПОСЕВ" 9-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна