ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ

 

Валентин Бажанов

СЦИЛЛА И ХАРИБДА РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

 

Уже десять лет наше Отечество вовлечено в процесс демократизации. Страна претерпела поистине тектонические изменения: распался СССР, началось движение к рыночной экономике, идеи, вдохновлявшие едва ли не всех на заре перестройки, во многом потеряли свою привлекательность. Постоянный экономический кризис и неуклюжие реформы заставляют бастовать шахтеров, учителей, врачей, рабочих. Ни успехами в построении рынка, ни достижениями в развитии демократии похвастаться нельзя. В чем же дело? В чем причина того, что каких-либо просветов впереди не видно, что происходит топтание на месте или же - "шаг вперед, два шага назад"? По-прежнему достаточно сильны сепаратистские тенденции, региональные власти едва ли не во всех своих неудачах винят Москву, последняя старается задобрить строптивых региональные лидеров всяческими подачками (льготами), ведет с ними переговоры как с лидерами иностранных государств, а тем временем эти лидеры то грозятся не перечислять налоги в бюджет, то почти не перечисляют и выставляют асимметричную федерацию как образец государственного устройства. В чем причина такого политического "раздрая"? В чем, наконец, - этот вопрос особенно уместен накануне выборов, думских и президентских, - причина несостоявшейся в России многопартийности?

Не затрагивая экономическую сферу, выскажу свои соображения о причинах многих политических неурядиц в России, тех неурядиц, которые носят принципиальный и перспективный характер и которые, кстати, во многом определяют и наши далеко не блестящие экономические "достижения", балансирование на краю экономического краха. Уверен, что если ничего не предпринимать для того, чтобы ликвидировать эти причины, то постоянный политический кризис неизбежен и апогеем его может стать постепенное расползание ткани российского государства. Без ликвидации причин политического кризиса не удастся, скорее всего, справиться и с кризисом экономическим. Соображения, высказанные далее, суммируют выводы, полученные в многочисленных работах отечественных и зарубежных политологов, анализировавших российские процессы и, прежде всего, сущность федеративных отношений и успехи (точнее неуспехи) партийного строительства.

Начать с того, что имеются объективные факторы, способствующие неустойчивому режиму развития страны. Это и громадная, мало заселенная территория, и суровый климат, и национально-административное деление, придающее этническому фактору гипертрофированное значение, и уже сформировавшиеся политические и экономические элиты в регионах (в республиках во многом - опять-таки по этническому признаку, и всюду по стране - на основе прежней номенклатуры), и неравномерное экономическое развитие различных регионов.

Тем не менее, некоторые факторы, которые условно можно назвать субъективными, и задание которых зависит, в первую очередь, от нас и от законодателей, оказались подобранными крайне неудачно, так, что они будут причинами политического неблагополучия, а в стратегическом плане - даже фактором, энергично подталкивающим к эрозии и распаду единого политического, экономического и духовного пространства России.

Политическая целостность федеративного государства наиболее эффективно обеспечивается единством, взаимосвязью и взаимозависимостью регионального и федеративного уровней. Вот это единство и взаимосвязь у нас и не обеспечено ни действенной государственной "вертикалью", ни партийной архитектоникой.

Губернаторы часто склонны винить Москву - и на местах им часто верят. Московские партийные лидеры стремятся подавить региональных; общероссийские партии (кроме, пожалуй, КПРФ - достойной преемницы КПСС), несмотря на все старания власти и факторы, заложенные в конституции, до сих пор фактически не состоялись. На региональных выборах местные кандидаты противостоят кандидатам, связанным с федеральным центром, формируются региональные партии (типа "Возрождения Урала"), отстаивающие локальные интересы часто в ущерб общефедеральным.

Соревнование между партиями должно пронизывать ВСЕ уровни - и федеральный, и региональные. Соревновательность - наилучший катализатор поиска оптимально нового. Престиж партий, мягко выражаясь, невысок и все отчетливее проявляется тенденция идти на выборы как "неординарная" личность вне какой-либо партийной принадлежности. Партии, если и формируются, то под эти "неординарные" личности, особенно в предвыборный период; затем они распадаются или впадают в политическую спячку. Процессы создания партий "снизу вверх" так и не запускаются. Тот факт, что партийные списки формируются в Москве, и отсутствует пропорциональная квота для регионов, заполняемая не эмиссарами из центра, а местными активистами, концентрирует все партийное строительство лишь в пределах Садового кольца. Свежие люди из провинции появляются на политическом небосклоне не системно, а благодаря "счастливым" обстоятельствам.

Апелляция к тому, что ныне не время "классических" партий, а время партий-движений - недостаточный аргумент в пользу существующего положения вещей в партийном строительстве. Более того, существующая система выборов, когда в разные моменты времени избираются мэры, губернаторы, законодательные собрания, дума, президент, не только разъединяет федеральные и региональные политические элиты и вводит их в режим противостояния и углубляющейся регионализации, но и утверждает однополюсную, автократическую систему власти на местах. Она препятствует формированию политических альтернатив, сдержек и противовесов воли (а иногда даже самодурству) местных боссов путем культивирования конкурирующих политических фигур, готовых подхватить эстафету власти из слабеющих или нечистых рук бывших начальников. Возникает застой, стагнация власти. Совет Федерации, собираемых из губернаторов, республиканских Президентов и Председателей Законодательных собраний, оказывается в силу принципа своего формирования органом, не особенно склонным к планомерной и постоянной работе с проблемами собственно федерации. Более того, положение, когда сенаторы оценивают действия президента и думы, от решения которых зависят финансовые потоки в регионы, заставляет на федеральном уровне следовать за решениями президента и лавировать по отношению к думе, а на региональном уровне "выступать" против президента в духе, если использовать математический термин, игры с нулевой суммой, означающей, что выигрыш одной стороны (например, региональной) влечет проигрыш другой (например, президентской). В условиях игры с нулевой суммой невозможны решения, способствующие достижению интересов ЦЕЛОГО, гармоничного сочетания интересов центра и регионов. Этому также способствует сверхцентрализованная налоговая политика Москвы. Бульшая свобода в определении налоговой политики на местах выбила бы почву из-под региональных руководителей, обвиняющих центр в налоговом "удушении", и заставила бы более оптимально вести хозяйство у себя в регионе и не делать ставку на социальное иждивенчество за счет Москвы.

Разнесённые во времени выборы стимулируют "торговлю" сладкими и зачастую в принципе неисполнимыми посулами перед избирателями, причем посулами, вводящими в режим конфликта законодательную и исполнительную власть как на федеральном, так и региональном уровне, подпитывает всероссийский феномен, выраженный в конфликтах губернаторов и мэров. Сравнение системы выборов зарубежных стран с российской наводит на мысль, что по форме она ближе всего к германской, а по содержанию - к канадской.

Политическая карьера в Канаде может строиться либо на региональном уровне, либо - на национальном. Ни один региональный руководитель в Канаде не занял место премьер-министра. Даже экономическое процветание Канады никак не сдерживает мощные сепаратистские устремления Квебека. Таким образом, нетрудно предположить, что даже стремительный экономический рост в России (который, впрочем, мало вероятен в обозримом будущем) не будет фактором, скрепляющим ткань российского государства. Эти факторы находятся в плоскости политического устройства государства. Что же необходимо предпринять, чтобы оживить, наконец, факторы, стимулирующие центростремительные силы, выстраивающие эффективные вертикали взаимозависимости центра и регионов и укрепляющее ощущение того, что "Россия - это мы"?

Это предполагает (в тактическом плане):

1. Введение одновременной системы выборов президента, обеих палат Федерального собрания, глав субъектов федерации, мэров, региональных законодательных собраний и т.д. Продление в ряде случаев срока действия полномочий органов.

2. Пересмотр принципа формирования верхней палаты Федерального собрания для введения прямого выбора депутатов этого собрания.

3. Запрет на совмещение руководящих и выборных постов.

4. Формирование региональных партийных списков по соответствующим квотам только из жителей данного региона.

5. Введение двухступенчатой системы выборов, когда во втором туре соперничают кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов.

В стратегическом, долгосрочном плане:

1. Существенное территориальное укрупнение субъектов федерации и замену национального деления России простым административным делением, т.е. создание симметричной федерации.

2. Обеспечение культурной автономии народов, населяющих Россию.

3. Децентрализация налоговой политики с установлением фиксированных уровней отчисления в государственный бюджет (на уровне примерно 55-60%).

4. Создание эффективной системы связи регионов и коммуникации жителей этих регионов, т.е. обеспечения информационного и коммуникационного единства России.

 

  "ПОСЕВ" 9-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна