ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ

Опыт соседей по планете

 

Игорь АНДРУШКЕВИЧ

ПОЛЕЗЕН ЛИ НАМ АРГЕНТИНСКИЙ ОПЫТ?

 

В Петербурге и Москве с 6 по 12 сентября 1998 года проходил 16-й съезд Объединения Кадет Российских Кадетских корпусов (ОКРКК). Участником съезда был председатель Кадетского объединения в Аргентине Игорь Николаевич Андрушкевич, который двадцать пять лет работал финансовым директором на металлургических заводах и имеет самое непосредственное отношение к тому, что называют "Аргентинской экономической альтернативой".

- Игорь Николаевич, могли бы Вы в двух словах описать положение в аргентинской экономике перед началом реформ?

- В двух словах - трудно. Ведь Аргентина прошла длительный период т.н. "планируемой", "направляемой" или "дирижируемой" экономики, который ввёл Перон приблизительно с 1945 года. Частично он заимствовал эту экономику у Муссолини, т. к. жил в Италии до войны. В те годы это было модно в Южной Америке.

Потом, в семидесятых годах, к этой фашистской экономической волне присоединилась волна социалистическая. Она была несколько разжиженной, но были национализированы предприятия, предоставлявшие услуги населению: телефон, электрическая сеть, железные дороги. В итоге правительство управляло примерно 50% всего национального дохода. Даже оставшиеся частные предприятия сильно зависели от государственного сектора, поэтому всё это было нерационально, непроизводительно, а экономического роста не наблюдалось.

С другой стороны, это отражалось на дефиците государственного бюджета, что, в свою очередь, вело к инфляции. Мы имели самый настоящий застой экономики при инфляции. Вначале она составляла 30% в год. В 1966 и 1970 годах были попытки остановить инфляцию. В конце концов, это удалось.

Но уже в 1973 году, когда Перон вернулся к власти с помощью левых, она быстро выросла до невероятных размеров.

В 1976 году произошёл военный переворот. Инфляцию, достигавшую уже 1000-1500% в год сбили до 100%, потом - до 50%.

В 1982 году прошли выборы - к власти пришло правительство Альфонсина. Вначале оно держало инфляцию на уровне 200-300%, но уже к 1989 году - ко времени прихода к власти правительства Менема, в июле инфляция достигла 200% в месяц. Тогда и наступил полный экономический коллапс.

Передача власти произошла в июле 1989 года, хотя должно это было произойти в октябре. Просто не смогли больше выдержать.

Инфляцию немного сбили - до конца 1990 года она была в рамках 100-200% в год. Но в начале 1991 года она в течение одного месяца подскочила на 100%. В Южной Америке, и особенно в Аргентине, было много случаев инфляции, экономическая наука решила их классифицировать: например, гиперинфляция, это когда два месяца подряд инфляция превышает 50% в месяц. В Аргентине тогда она превышала 200% в месяц. Это была полная катастрофа. Мой сын тогда работал на государственной службе, и если в течение трёх часов после получения жалования он не покупал всё, что мог купить, то терял большую часть заработка, если он не делал это в течение дня-двух, он терял всё.

Люди покупали просто всё. Невозможно было производить никаких расчётов.

В начале 1991 года было решено провести радикальную экономическую реформу: изменить всю структуру экономики. Думаю, что решено это было за полгода-год до этого, чтобы подготовить необходимые условия. В начале 1991 года на пост министра экономики назначается Доминго Ковальо - известный аргентинский экономист, до этого назначенный Менемом министром иностранных дел. В течение одного месяца он подготовил все необходимые законы и 1 апреля 1991 года в Аргентине начинается "новая экономическая политика".

- Это - официальное название?

- Нет. Она не имеет никакого названия. Она не имеет ни названия, ни идеологических объяснений. Она началась с закона, который можно назвать по-русски "Закон обращаемости денег". Составной частью реформы были пять-шесть законов, касавшихся денежной системы. Законы были молниеносно приняты парламентом: уже шли уличные беспорядки - люди штурмовали универмаги.

Об этой реформе много говорят, но мало знают. В первую очередь была преобразована денежная система. Сам Ковальо сказал: "Если мы хотим лечить организм от какой бы то ни было болезни, сначала мы должны проверить его кровообращение. Иначе не помогут ни таблетки, ни уколы. Денежная система - система кровообращения экономики".

Вторая предпосылка - аналоги реформы Ковальо в современном мире встречается крайне редко. Я мало знаю о реформах в Прибалтийских странах, но схожая система существует в Гонконге. Гонконгская денежная система не полностью совпадает с аргентинской.

Реформу в одной стране полностью перенести в другую нельзя.

Мне говорят, что Россия - большая, а Аргентина - маленькая. Отвечу, что не такая уж маленькая - 2 миллиона квадратных километров и 33 миллиона населения, четверть населения России, а территория - десятая часть российской. Но Гонконг - в несколько раз меньше, а система эта там работает!

На самом деле, реформа Ковальо - не только аргентинская, она, например, подобие русской реформы Государя Николая II 1897 года.

- Вы имеете в виду реформу Витте?

- Нет. Это - реформа Николая II, которую начал подготавливать Александр III. Наши либеральные журналисты называли её "реформой Витте", но Витте был министром, выбранным для этой цели, так как из всех тогдашних экономистов он для этого больше всего подходил. Реформа заключалась в покрытии обращаемости рубля только золотом, в то время как большинство экономистов склонялись к "французской модели" - покрытию золотом и серебром. Это была реформа царя.

Смысл её был в том, что находившиеся в обращении деньги являются не деньгами, а расписками на те запасы, что лежат в государственном банке. Поэтому на рублях и было написано: "предъявителю сего будет выдано столько-то золота". Неважно, что - золото, серебро, доллары. В отличие от реформы Шахта в Германии, где на рейхсмарках было написано, что они "обеспечиваются трудом немецкого народа", российский рубль 1897 года был обеспечен лишь запасами государственного банка, не зависящими ни от правительства страны, ни от доверия ему. Этими запасами были золотые монеты. Размен бумажных рублей на золотые свободно происходил по паритету.

Подобный принцип и стал основной концепцией реформы Ковальо. Один песо стал соответствовать одному доллару. Ковальо знал, сколько денег находится в обращении в Аргентине. Конечно, они каждый день девальвировались, но общее их количество можно было подсчитать.

Чем больше инфляция, тем больше денег в обращении - это экономический закон. Когда правительство Менема пришло к власти, у него не было запасов золота и валюты, соответствовавших количеству денег в обращении. Пришлось ждать два года. За это время удалось кое-что скопить.

Обращение денег снижалось, а запасы увеличивались, и в какой-то момент они достигли паритета. В этот момент и было использовано действие "Закона обращаемости денег". Тогда американский доллар стоил около девяти тысяч старых песо. Ковальо решил повысить стоимость доллара до десяти тысяч, разделить эту сумму на десять тысяч и выпустить один новый песо, равный одному доллару. Лишних денег не печатали - выпускали ровно столько, сколько имели запасов. Где-то пять процентов запасов были в разного рода облигациях. Сегодня аргентинские запасы в золоте и валюте превышают сто процентов от находящейся в обращении денежной массы. Кстати, к началу войны 1914 года российские золотые запасы равнялись 107% денег, находившихся в обращении.

Хозяином денег был народ - в любой момент он мог отправиться в банк и обменять деньги на золото или валюту. Ни паника, ни спекуляции ему не страшны.

"Закон об обращаемости" также говорил, что ни правительство, ни парламент не имеют права давать Центральному банку никаких указаний. Центральный банк - независим. Он не ведёт никакой денежной политики, он накапливает запасы и выдаёт на них квитанции. Хотите больше квитанций - несите золото, марки или доллары в Центральный банк. Тогда количество валюты и золота и расписок увеличивается одновременно. Центральный банк ежедневно обязан публиковать баланс.

- Насколько быстро эта реформа оказала влияние на всю экономическую систему Аргентины?

- Очень быстро. Но реформа была дополнена рядом других мероприятий. Однако скажу о третьей части закона: он сокращал индексацию.

Торговая свобода была полной - нельзя было назначать "твёрдые" цены и запрещать что-то продавать или покупать. Объявили свободный экспорт и импорт, облагавшиеся, однако, налогами. Стоит отметить, что на долгосрочные капиталовложения, как, например, машины, что производят товар на протяжении нескольких лет, что даёт работу населению - налогообложение было меньше. Но на продукты потребления или сырьё налог был больше.

Сегодня аргентинское государство пытается приватизировать все национализированные предприятия. Для этого в Аргентине, после денежной, была проведена реформа, сходная с германской реформой Эрхарда - Аденауэра, которая содержалась в идее "субсидиарности", изложенной в изданной издательством "Посев" книги Нелль-Бройнинга "Строение общества". Идея эта заключается в том, что государство не должно делать то, что могут делать земли, провинции, а земли не должны делать то, что могут делать муниципалитеты, муниципалитеты же не должны делать то, что могут делать семьи, а семьи не должны делать то, что могут делать отдельные индивидуумы. Этот принцип и был введён Кавальо вместе с денежной реформой: федеральная власть должна заниматься неотчуждаемыми от него функциями - правосудием, безопасностью, обороной, финансовой политикой, образованием, здравоохранением, социальным обеспечением. Это - всего семь-восемь главных функциональных направлений.

Государство должно отказаться от управления промышленными предприятиями. Аргентина в течение двух-трёх лет начинает приватизировать телефонную сеть, железные дороги, которые в своё время национализировал Перон.

Приватизация бывает разных типов. Маргарет Тэтчер в Англии сначала назначала хороших управляющих, приводила предприятие в порядок, а уже потом акционировала - продавала.

В Восточной Германии всё было иначе - производительность социалистических предприятий соответствовала примерно 20% производительности предприятий Западной Германии. Поэтому пришлось всё "снести" и построить заново. Но это требовало колоссальных капиталовложений. Но деньги эти у них были, и метод этот был лучшим и быстрым. Уже сегодня Восточная Германия имеет 50% производительности по отношению к Западной. Но зарплата у них пока составляет всего 70% по отношению к Западной Германии...

Ковальо не мог копировать ни британскую, ни немецкую модель. Не было ни германских капиталов, ни английских кадров, чтобы привести в порядок и продать около 800 государственных предприятий. Поэтому самое крупное госпредприятие - нефтяные залежи - были приватизированы по методу Тэтчер, туда были назначены самые лучшие управляющие страны - человек десять. Когда предприятие было приведено в порядок, его акции было решено продать, а около половины денег пошло на то, чтобы заплатить долг пенсионерам, которые года три из-за инфляции получали около 25% своей пенсии.

Каждый пенсионер получил 1600 долларов на человека, а те, кому государство было должно больше, получили на оставшуюся сумму облигации сроком на восемь лет.

Через два года это нефтяное предприятие начало давать прибыль, большая его часть принадлежит мелким акционерам. Дивиденды и налоги предприятие платит исправно и обузой ни на чьих плечах не лежит.

Другие предприятия продавали в том виде, в каком они находились - времени не было, телефоны не работали. Телефонная сеть была продана, но чтобы не было монополий, её поделили на Северную и Южную и устроили международный конкурс. Но эти ограничения - до 2000-го года, тогда любое предприятие сможет заняться "телефонным делом".

У нас было пять линий железных дорог - они были проданы разным фирмам, как аргентинским, так и зарубежным. После приватизации они перестали приносить убытки и начали давать прибыль. Улучшилось и обслуживание.

Я живу за городом - сорок минут езды до центра Буэнос-Айреса. В течение двадцати лет я не мог приехать вовремя: опоздания поездов были от пяти минут до трёх часов. Сейчас поезда ходят как часы. Поезда - те же, только чище, и ходят по расписанию. Однако сейчас все покупают билеты (раньше многие не платили) - иначе штрафуют.

Как быстро всё начало сказываться? Уже в 1991 году инфляция упала до ста процентов. Сейчас она, уже более трёх лет подряд, составляет около одного процента в год. В прошлом году Аргентина имела самую низкую инфляцию в мире. Ниже, чем в США.

Есть и третий показатель: экономический рост в Аргентине за шесть лет в среднем превышал шесть процентов в год - это очень много. В течение двух-трёх лет Аргентина была на втором месте в мире по экономическому росту. С начала реформы экономический рост составил приблизительно сто процентов.

- Говорят, что в экономике между Аргентиной и Россией прямых параллелей быть не может. Как Вы считаете, насколько аргентинский опыт применим в России?

- Кто говорит? Кухарки, которые собираются управлять экономикой или серьёзные экономисты? Если принципы царской русской реформы конца прошлого века были применены в современной Аргентине, то, мне кажется, опыт аргентинской реформы вполне применим в сегодняшней России. Но, конечно, для этого нужно иметь условия. Прежде всего, нужно иметь запасы золота и иностранной валюты, которые бы соответствовали количеству имеющихся в обращении денег. Второе - нужно иметь желание провести эти реформы. Третье - подобные реформы влекут за собой не только положительные последствия, но и тяжёлые обязанности. Они обязывают правительство и парламент не тратить больше, чем собирается в виде налогов. Дефицит недопустим.

- Одно из главных отличий - в Аргентине не было десятилетий большевизма, и никто не отменял в этой стране частную собственность. У нас же до сих пор нет частной собственности на землю в масштабах всей страны. Как в таких условиях проводить реформы?

- В Аргентине не было семидесяти лет коммунизма, но в Аргентине было сорок лет смеси из коммунизма и фашизма. Перонизм в экономической области - это, примерно, 25% коммунизма и 25% фашизма. Более чем на пятьдесят процентов Аргентина была социализированной страной. Был какой-то план, сидели чиновники, которые говорили, что мы будем делать, а что - нет.

- И благополучно воровали?

- Да. Но частная собственность в Аргентине всё-таки существовала, но даже мелкие предприятия, что не были в руках государства, должны были жить по этой государственной системе. Поэтому до реформы Ковальо частные предприниматели большей частью были заняты не производством, а хитростями - как бы объегорить государство, кому дать взятку и как получить монополию.

- В России это очень понятно.

- На 90% атмосфера очень напоминала советскую. Что касается сельского хозяйства, то колхозов в Аргентине не было - там от 300 до 500 тысяч "кулаков", которые производят сельхозпродукцию. В Аргентине на 33 миллиона жителей 55 миллионов коров. Если у крестьянина от 50 до 200 гектаров земли, он называется "мелким", от 200 до 500 - "средним", а от 500 до 10 000 - "крупным". Причем большинство сельхозпродукции производится мелкими и средними крестьянами. Но они были обложены страшными налогами. Часто это были даже не налоги, а "изъятия излишков" - государство могло изъять у крестьянина до половины урожая (в денежном эквиваленте от его продажи) - нужно было кормить бюрократию.

Ковальо же решил, что ничего изыматься не будет - крестьяне будут платить налоги наравне со всеми. Налог же на экспорт - тоже единый для всех.

В Аргентине после этого производство зерновых с 20-25 миллионов тонн в год поднялось за шесть лет до 45 миллионов тонн. Крестьяне сеют, что хотят и продают, кому хотят. Причём выручку от проданной за границу продукции вы можете оставить за границей, главное чтобы налог заплатили.

- Но без частной собственности на землю всё это было бы невозможно.

- Я - сторонник частной собственности на землю. Причём, она может быть ограничена, как была ограничена Врангелем в Крыму или во время Столыпинской реформы. Если крестьянин не будет хозяином земли, он не будет её обрабатывать.

- Принцип простой: "земля принадлежит тому, кто её обрабатывает".

- Этот принцип не совсем был проведён в Аргентине во время приватизации, что многие критикуют. В частности, железная дорога была приватизирована как концессия. Земля, по которой проходит железнодорожная сеть, остаётся в собственности государства, которое сдаёт её в концессию на 20 лет. Это было ошибкой. Оказалось, что теперь население начало больше ездить на поездах и потребовались новые капиталовложения, что не учли во время приватизации. Но концессионеры не могут развивать железнодорожное сообщение, так как не могут амортизировать закупки в оставшиеся до конца концессии годы, для этого потребовалось бы 30-40 лет. Теперь идут переговоры, чтобы продлить концессии на 30 лет.

Чтобы люди больше производили, надо, чтобы у них были мотивы к тому. Секрет всей экономики заключается в том, что она, как и политика, должна обеспечить благосостояние народа. Благосостояние народа зависит от уровня его доходов. Я не могу потреблять то, что не было произведено. Если мы больше будем производить услуг и товаров, то мы сможем больше их потреблять. Выигрывают все.

Приватизацию нужно начинать с низов - мелкой торговли, промышленности. Экономисты должны подсчитать, что нужно приватизировать, чтобы жители страны производили больше товаров и услуг. Этому принципу всё и должно подчиняться. Тогда у всех и будет высокий доход.

Но сначала - наладить "кровообращение" - денежную систему. Инфляция бьет, прежде всего, по низшим слоям населения, средний класс может от неё защититься, а высший класс от неё выигрывает.

- Вы считаете, что аргентинский опыт для России очень полезен?

- Я в этом уверен, потому что в аргентинском опыте использовался опыт царской России. По подсчётам одной немецкой газеты, Россия по доходам на душу населения стояла тогда на 18-19 месте в мире. Сейчас она - ниже сотого места. О реформах нужно судить по их результатам. Нужно вернуться к тем условиям, что оправдали себя.

- Большое спасибо!

Интервью взял Андрей Окулов

 

  "ПОСЕВ" 9-98

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна