ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

С.В. УТЕХИН

О СОЛИДАРИСТИЧЕСКОМ ЛИБЕРАЛИЗМЕ

И ЛИБЕРАЛЬНОМ СОЛИДАРИЗМЕ

 

Либерализм (от лат. liber "свободный", liberalis "достойный свободного человека") - приверженность свободе. В русском языке (как и во французском, немецком, английском) этот термин бытует с начала XIX столетия. Но либеральное учение о религиозной свободе, гражданских правах и свободе хозяйственной жизни развивалось в Западной Европе с XVI века.

Для понимания либерализма важно, что классики этого учения в XVII и XVIII вв. обычно связывали его с требованиями социальной справедливости и общественной солидарности. Локк (1632 - 1704), исходя из христианского представления о естественном праве, писал, что каждый человек, вне зависимости от того, работает он или нет, имеет равное право на существование и что общество обязано обеспечить каждому питание, одежду и кровлю. Монтескье (1689 - 1755), вторя Локку, добавлял, что государство должно обеспечивать своим жителям и здоровье. Юм (1711-76) следовал Локку, понимая справедливость как, в первую очередь, утверждение права собственности. И ценность такой справедливости выводил из "общественной полезности" (предвосхищая будущее учение солидаристов о "функциональной" собственности). Адам Смит (1723-1790), профессор моральной философии, настоятельно убеждал, что утверждать справедливость должно правительство. Отстаивая свободу рынка, он в то же время возлагал на правительство стандартизацию мер и весов, клеймение товаров для указания их качества, установление строительных стандартов. Там, где неизбежна монополия, считал гораздо более предпочтительным правительственный, а не частный контроль. В России С. К. Десницкий (ок. 1740 - 1789), ученик и почитатель Смита в университете Глазго, поклонник Юма, также признавал право каждого человека на выживание.

Французские физиократы, с середины XVIII века боровшиеся с мелочной регламентацией хозяйственной жизни со стороны приверженцев меркантилизма в правительстве, истолковывали "естественный порядок" в духе своего лозунга "Не мешайте!" (Laissez faire). Позже (в 1830-40-х гг.) его подхватили английские сторонники свободы торговли (фритредеры) во главе с Р. Кобденом (1811-65).

Крайнего индивидуализма либеральная мысль достигла в многочисленных работах позитивиста Герберта Спенсера (1820-1903). Отказавшийся от высшего образования самоучка-инженер, с презрением относившийся к гуманитарным наукам (с которыми был знаком весьма поверхностно), выстраивал грандиозную схему эволюции всего сущего - от небесных светил до человеческого сознания. В обществе, как и в природе, он видел выживание наиболее приспособленных (survival of the fittest; кстати, само это выражение принадлежит ему, а не Дарвину) и этим положил начало теории, получившей название социального дарвинизма. Спенсер был решительно против какой бы то ни было помощи неимущим как неприспособленным и обречённым эволюцией на гибель. Довёл теорию 1аissez faire до крайних пределов, считая, что социальное законодательство второй половины XIX века (регламентация рабочего времени, продажи спиртных напитков, общественной гигиены, образования) ведёт к рабству.

Взгляды физиократов, фритредеров и Спенсера получили широкое распространение. Многие в конце XIX и начале XX вв. стали приписывать их и классикам, отождествлять с либерализмом вообще. Этот либерализм и обличали по инерции в 30-е годы Г. К. Гинс и авторы "Курса национально-политической подготовки".

Однако, ещё Джон Стюарт Милль (1806 - 1873), отчасти под влиянием немарксистского социализма (сенсимонизма), вернулся к подлинному наследию Локка и А. Смита, к идее социальной справедливости и положил начало так называемому социальному либерализму, который можно назвать солидаристическим (On Liberty, 1859). С 90-х годов прошлого века французский юрист М. Ориу (1856 - 1929) под влиянием католического солидаризма развивал либерально-солидаристическую (или солидаристическо-либеральную) теорию публичного права. В 1930-е годы либеральный экономист Джордж Мейнард Кейнс (1883 - 1946) разработал теорию полной занятости (предотвращения безработицы).

В Англии, начиная с 1906 года, именно либеральные кабинеты Кампбелл-Баннермана, Асквита и Ллойд Джорджа ввели страхование от увечий на работе, пенсии престарелым, закон о защите детей, восьмичасовой рабочий день для шахтеров. В России либеральный Прогрессивный блок отстаивал такую же политику. Наконец, в США Демократическая партия, по преимуществу либеральная, после избрания в 1932 г. президентом Ф. Рузвельта провела в жизнь "Новый курс" (New Deal). Всё это – солидаристический либерализм на практике. Милль и Ллойд Джордж, а в России либеральная (в основном) Конституционно-демократическая партия ради социальной справедливости выступали даже за принудительное отчуждение (выкуп) части земель крупных земельных собственников.

Гинс увлёкся солидаризмом корпоративным, который едва ли можно сочетать со свободой. Такое сочетание пытался найти Кропоткин в России и гильдейские социалисты в Англии. Можно при желании продолжать теоретические поиски, как это делают так называемые коммунитарии в США. На практике корпоративный солидаризм везде вводился и поддерживался принудительно или обманом.

Тем временем солидаристический либерализм продолжал развиваться очень успешно, как в теории, так и на практике. В Англии либеральный экономист У. Беверидж (1879 - 1963) разработал систему всеобщего социального страхования и здравоохранения. Либеральный экономист Дж. Р. Хикс (1904-89) - экономическую теорию благополучия (welfare economics). Законодательством 1940-х годов предложения Бевериджа были узаконены; с 40-х до начала 80-х гг. систематически проводилась кейнсовская политика полной занятости. Сходное законодательство и сходная политика проводились после II мировой войны в других странах Западной Европы и в США.

Если посмотрим на либерализм в настоящее время, то увидим, что в основном это - либерализм солидаристический. До такой степени отличный от индивидуалистического, что немногие фанатики последнего, спенсеровские эпигоны, называют себя не либералами, а либертариями. Среди экономистов есть близкое им влиятельное антикейнсианское течение монетаристов. В США существует философско-правовое либеральное течение, сторонники которого заняты обоснованием естественных прав личности и её автономии, до некоторой степени в ущерб общественной солидарности. Политики, считающие (как и теоретики-монетаристы), что солидаризация либерализма зашла слишком далеко и нужно качнуть маятник назад, обычно (по крайней мере, в Англии и США) называют себя не либералами, а консерваторами.

Крупнейший современный теоретик либерализма И. М. Берлин был сторонником либерализма социального.

Солидаристический либерализм очень близок по содержанию (а отчасти и по риторике) к непринудительному, некорпоративному персоналистическому солидаризму, которому вполне подходит наименование солидаризма либерального.

 

 

 "ПОСЕВ" 2-99

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна