ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВ

МЕХИ ВЕТХИЕ

Светлой памяти Ю.А. Шрейдера

Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Мк. 2; 22

Не религиозной ли смертью либерализма объясняется то, что он оказывается идейно так беспомощен в борьбе с социализмом, который практически лишь гораздо последовательнее своего секулярного родителя, а идейно с ним совершенно тождествен?!

П.Б. Струве

 

Случившийся в России на исходе прошлого лета и посейчас переживаемый, по-прежнему ею не преодоленный финансово-экономический кризис выявил и продолжает выявлять не только и не столько наши политические нестроения и провалы, но какую-то значительную, глубинную неправду теперешнего российского общественного бытия, обличает порчу его образа, обнаруживает то терние, что заглушает собою зерно истины и свободы, не давая ему прорасти на нашей почве.

Всего же вернее и ярче обнаруживаются в кризисе немощь утилитарного либерализма и голого политического рационализма. Тщета и пагуба их усилий и устремлений обеспечить выздоровление и восстановление порушенной страны и, без малого, век подавлявшегося, растлеваемого и дичавшего человека на стезе единственно внешнего хозяйственного обустройства. Обустройства без духовного и культурного делания, без внутреннего подвига преображения и обустраиваемых, и самих устроителей...

***

Много ли, мало ли, — во всяком случае, не единожды было сказано, но, похоже, так и осталось не услышанным и не уясненным. И приходится потому снова и снова говорить о том, что, по всей видимости, давно должно было явиться очевидным (хотя как раз очевидного мы признавать, не любим и не желаем): всякая общественная жизнь есть на глубине своей жизнь духовная.

Подобно тому, как дух животворит собою и содержит плоть, так же и социальные процессы имеют своим постоянным и единственным первоисточником духовное состояние, духовную активность, свободные религиозные и культурные чаяния и устремления составляющих общество личностей.

В свою очередь, и политика, по бесспорному утверждению И. Ильина, "есть социальная форма духовной жизни".

Верно, что общественное состояние и бытие, политическое бытие и состояние государства в целом не сводимы к арифметической сумме частных устремлений, не могут рассматриваться в качестве результата механического их сложения. (Ибо очень разнородны, многообразны и разночестны личные духовные представления, интересы и цели; слишком разнонаправлены, часто и диаметрально противоположны дороги, выбираемые людьми к их достижению).

Но верно и то, что в неисследимом сплетении, взвихренности и борении множества личных мнений и воль, пристрастий и упований угадываются и выступают некие основоположные, корневые религиозно-этические и нравственные ценности (притом, ценности равно личные и сверхличные, социальные и сверхсоциальные), так или иначе ощущаемые, переживаемые и осмысливаемые всем обществом.

Исчезают, истаивают ценностные объединяющие социум фундаментальные начала, разрушается эта сущностная общность и — перестает существовать самое общество...1 1Как это и вышло с Россией после Октября 17-го. Страна как географическое пространство, даже почти вошедшее со временем в обычные границы и берега, осталась прежней. Общество стало совершенно иным - советским, не российским...

Именно качество фундаментальных, интегрирующих ценностей, мера их истинности и способность людей верно их опознавать, им следовать, реализовывать их на путях совместного, свободного и солидарного творчества — вот то, что в первую голову определяет душевное здоровье (или нездоровье) нации, обусловливает ее моральное, культурное, политическое и экономическое самочувствие.

И поскольку это так, тогда первостепенными, совершенно необходимыми свойствами любого состоятельного и ответственного политика и правителя должно считать глубину его нравственной чуткости и остроту духовного зрения...

***

Однако же для политического лидера вряд ли достаточно лишь готовности и умения, не соблазняясь о стихийном почвенном патриотизме, не прельщаясь безразборным народопоклонством, лжедуховными верованиями и привычками своего народа, живо чувствовать и прозревать обыкновенно противоречиво, не всегда внятно проявляющие себя в стихии общенационального бытия вечные наднациональные истины и идеалы.

Требуется еще и особый синтетический дар. Дар просветительства, водительства и созидания. Дар не просто видения-узнавания, осмысливания и четкой артикуляции глубинных культурных идеалов, не только духовного стояния в истине. Нужны еще и харизма, и навык, и искусство убеждать и вдохновлять других ясностью своего зрения, своего понимания и выражения этой истины, этих идеалов. И еще, того не менее, — талант и призвание без робости и самообольщения — смиренно и мужественно — творить и уготовливать неизменным в существе своем ценностям, новые, относительные — вызовам времени сообразные — формы их культурно-исторического бывания...

И хотя всегдашнее несовпадение сущего и должного, обычное несоответствие действительного желаемому, несомненно, корректирует и известным образом умеряет наши духовные требования к личности каждого конкретного человека, государственного мужа, в том числе, может ли это обстоятельство вовсе отвратить нас от признания идеала и устремленности к нему? Следует ли нам, в виду этого, с неизбежностью согласиться на совершенное понижение и угасание нашей этической и социально-культурной взыскательности к тем, кто добровольно принимает на себя ответственность за судьбы страны и государства?

Тем более что никто, верно, и не ждет от светского политика выявления каких-то его уникальных, сугубо религиозных талантов. А единственно той степени мудрости, которая позволяла бы ему, занимаясь обустройством эмпирической действительности, постоянно держать в виду реальность духовную, иметь в составе своего практического рассуждения и самой практики перспективу культурную и нравственную...

Посему и вопрос надо бы ставить иначе: найдется ли в сегодняшней России хоть один социальный деятель, отвечающий, пусть и в самом отдаленном приближении, духовным ее взысканиям и нуждам?

И вот, сколько бы ни перебирать и ни рассматривать нынешних российских публичных политиков и партийных вождей (вне прямой зависимости от идейной их принадлежности и ценностных приоритетов), сколько не отыскивать среди них людей, даже в малой степени соответствующих этим требованиям и взысканиям, при всем доброжелательном к ним снисхождении и не слишком строгой разборчивости, никого не разыщешь и не выделишь...2 2До последних пор таким деятелем в значительной мере мог считаться разве что президент Ельцин. Вовсе не случайно (хотя, как и в каждом исторически переломном избранничестве, определенно присутствует тут своя загадка и тайна), именно ему, призванному из самых недр до мелочей отрегулированной советской системы и одновременно поднявшемуся из глубинных пластов этой же системой угнетаемой народной жизни, досталось стать первым свободно — и притом дважды — избранным главою страны. Именно ему суждено было покончить с советской властью, вернуть России имя и государственные символы, а ее гражданам почти столетие отторгаемые у них права и свободы.

Личность волевая и могучая, иногда безмерно широкая, обладающая дюжинной интуицией и страстным внутреннем темпераментом, Ельцин впрямь воплощал собою и выражал упования нарождающегося и освобождавшегося от пут и вериг былой деспотии российского общества. Не то теперь...

В силу многих причин, коих здесь не коснемся, он, кажется, вычерпал и потратил и прежнее политическое чутье, и былое обаяние надежности и мощи, и свою одаренность улавливать и последовательно оформлять новый облик воссоздаваемой России...

***

Обращаясь здесь к началу настоящих заметок, повторим сейчас с большею определенностью, — Россия больна: духовно расслаблена и немощна. Болезнь ее давняя, застарелая и тяжелая. И многочисленные, жестоко нас изматывающие экономические, правовые, идеологические, политические и иные прочие кризисы, обвалы и смуты — не более, чем внешние проявления, симптомы болезни.

Как раз симптомы-то, не самый недуг, пытаются столь же отчаянно, сколь и тщетно, врачевать наши и "правые" и "левые" политические лекари.

"Слева", со стороны новоявленных "почвенников" и коммуно-державников выдается за панацею и навязывается обществу какая-то ведьмовская идеологическая отрава, какое-то ядовитое и зловонное приворотное зелье, приготовленное из бледных поганок и мухоморов, собранных за культурно-историческою околицею.

"Справа" — демократы-реформаторы убеждают общество лечиться исключительно по затрепанным и пожелтевшим прогрессистским экономическим конспектам, с помощью старенького проржавевшего и затупившегося позитивистского скальпеля и общегуманистической, с просроченною датою годности, риторики в качестве анестезии.

И притом что гвалт и в "ординаторских", и в "операционной" стоит страшный: соперники оспаривают, отпихивают и почем зря поносят друг друга, вряд ли кто всерьез задумывается, что лечить-то все пытаются не то... Да и не тем!..

Тяжба о России идет сейчас между идеократами, геополитиками, иррационалистами и технократами, рационалистами. Между невежественным, грубым языческим натурализмом и плоским, часто низменным прагматизмом. Между язычниками и безбожниками. В границах, в рамках этой тяжбы, этого совершенно утилитарного спора, для России нет и не может быть никакого положительного, благоприятного решения ее исторической судьбы. Нет шанса и возможности обрести путь и перспективу духовного выздоровления. Нет надежды на восстановление в свободе.

Современная наша идеологическая контроверза - вовсе не былая культурно плодотворная полемика между славянофилами и западниками (таковой она может предстать разве что поверхностному, непросвещенному и склонному к аберрациям взору), не религиозно-философское прение об этических идеалах, о взаимоотношениях Бога и человека, о правде и грехах двух миров - восточного и западного христианства, и сформированных ими религиозно-исторических типах личности...

В ожесточенных и шумных борениях, партийных и информационных войнах теперешние идейные противники слишком поглощены самой политической схваткою, ее стратегией, интригою, тактическими ее перипетиями, всецело сосредоточены на проблемах сугубо прикладных и сиюминутных. Для тех и для других истина — не живое начало, не самостоятельная основа и стержень бытия, не то, что всегда было, всегда есть и всегда будет, но сухой плод их интеллектуальных упражнений и теоретических умствований. Или прелестный, соблазнительный фантом — порождение идеологических грез и снов.

И те, и другие равно отвлечены, совершенно оторваны от подлинной онтологии и первоценностей бытия, от Бога и, как следствие, — от человека: от его личного удела, от его веры, моральных представлений, от его надежд и обретений, падений и драм...

Собственно, в изысканиях и воззрениях, концепциях и схемах представителей обеих противостоящих сторон, если человеку и находится вообще место, то единственно как "социальному виду", как пассивному подданному великого державного Молоха, послушной "кукле", предназначенной воплотить фантазии о грандиозном необоримом евразийском сверхгосударстве. Или как "марионетке", как объекту политико-технологических игр и манипуляций, как социологической абстракции (пресловутый "электорат"), бездушной и безжизненной детали рыночных механизмов. И никогда как образу и подобию Божию, действительному, самоценному субъекту и свободному творцу истории и культуры.3 3По доброй совести, говоря, убеждения, идеи и программы наших рыночников-прогрессистов (сколь бы незрелыми, поверхностными и оторванными от христианской духовной традиции они не выглядели) все-таки на порядок предпочтительнее для России и, по самой крайней мере, безопаснее для общества и человека, нежели намерения и планы неокоммунистов. Хотя бы просто в виду того, что в своем индивидуальном, пассивном, индифферентном безбожии либералы-прагматики, безусловно, оставляют и сохраняют за человеком все основные его гражданские свободы и права. В том числе, и право самому устраиваться и самоопределяться в жизни. (Видимо полагая, по прежней и дурной своей приверженности к фальшивым гегельянским и марксистским догмам, что всякая личность и так уже довольно закрепощена, жестко детерминирована поступательным развитием исторического процесса, накрепко схвачена и повязана разного рода социальными и экономическими "закономерностями").

Что до "левых" обскурантов, то они, против того, как всегда стремились, так и нынче, предельно агрессивно стремятся (и всегда будут направленно стремиться) силком навязать России символ собственной неправой веры, своей идеологии и вновь полностью и целиком поработить ее себе.

***

Впрочем, прежде чем выставлять претензии, пенять и выговаривать общественным и политическим "целителям" современной России, нам следует самим внимательнее присмотреться к нынешним ее нравственным и душевным хворям и язвам, и постараться, хотя бы отчасти, выявить и понять причины и природу поразившей ее и всех нас порчи...

***

Бог, известно, — не в бревнах, в ребрах. И самое страшное следствие большевизма — даже не тюрьмы и лагеря, не разграбленные на поколения вперед недра и хищнически уничтоженная почва. А помраченные души, выжженный и умерщвленный ценностный гумус, в страхе и двоемыслие воспитанные, ложью и безответственностью развращенные умы и сердца.

В последнее время часто и, по сути, справедливо говорят о пагубной для России нерешительности ее новой демократической власти в запрете деятельности всех коммунистических организаций и партий. О необходимом, да так по сей день и не случившемся общенациональном покаянии. Но только ли в этом дело?

Не станем подробно вспоминать о том, что хотя формальное покаяние за погибших в годы большевицкого террора от всей страны было принесено президентом Ельциным на захоронении останков царской семьи в июле 98-го года. (И факт этот остался без достойного внимания и оценки со стороны невежественной нашей прессы).

Не будем и долго развивать мысль о том, что всякое истинное покаяние должно быть обращено к Богу. И только к Нему. "Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть". (2. Кор. 7:10)

Отметим главное. Без действительного осознания греха, без искреннего перед ним ужаса и содрогания, без глубоко пережитого внутреннего нравственного разрыва с греховным прошлым и перемены жизненного образа, раскаяние либо превращается в профанацию, фарс и кощунство; либо оказывается сладостно-мазохистским, оскорбительным для человеческого достоинства самобичеванием. И в любом случае, ведет или к отчаянию или к законченному цинизму.

Так зададимся же вопросом: а возможно вообще ждать общенационального покаяния от настоящего, сегодняшнего российского общества?

***

Бунт против коммунизма вызревал внутри самого коммунизма, да так и не вызрел, не оформился вполне и до конца... Бунтующие твердо знали, от чего они желают отказаться, но совсем плохо представляли себе, во имя чего они восстают. Свобода понималась как категория преимущественно отрицательная — как "свобода от", не "свобода для". Впереди лишь что-то смутно мерцало, мнилось, мерещилось... И положительные задачи, и цели освобождения обернулись по старой и скверной российской традиции расплывчатым, но пленительным социальным миражом, розовой грезою...

"Демократическое движение" никогда так и не порвало с утопическою мечтою о "светлом будущем", будто бы закономерно и непременно ожидающем нас за ближайшим историческим поворотом. (Разве что теперь мнилось это "будущее" чуть по-другому — не коммунистическим, а демократическим и рыночным).

Русское общественное сознание и историческое ведение в очередной раз и целиком оказались во власти "всевозвышающего обмана", завораживающей утопии "земного рая", прельстилось отрадным чаянием "царства добра и справедливости", совершенного и притом абсолютно устойчивого государственного и экономического устроения "здесь и сейчас", в пределах истории, в координатах мира сего.

И как всегда, тяжелым было пробуждение и освобождение от "золотых" снов и грез...

Мало того, что соотнесение радужных и ни к чему не обязывающих иллюзий и романтических ожиданий несбыточного с грубою, вязкою, трагически-трудною повседневной действительностью обессилило нас: парализовало наши волю и разум, обволокло и поразило душу тоскою и унынием. Внезапное и болезненное расставание с утопической мечтою еще и роковым образом исказило наше миропонимание: умалило масштабы наших подлинных достижений и обретений и гипертрофировало, преувеличило размеры и объем несовершенств, ошибок и неудач. (Так последние политические и экономические российские реформы, движимые и вдохновляемые поначалу мечтательными порывами, сентиментальною отвлеченною идеологией и беспочвенною верою во всеобщее, скорое и полное благополучие и процветание, при столкновении с первыми же реальными жизненными превратностями, стали стремительно утрачивать свою для нас привлекательность, свой пафос и энергию. А затем - и поступательную динамику).4 4В нашей истории мы постоянно проводим целые эпохи в безотчетных и бездеятельных, однако, напряженных мечтаниях и упованиях на прекрасное, безоблачное "завтра". А затем спохватываемся и, сломя голову, кидаемся вдогонку ушедшим вперед другим народам и государствам, сокрушая и калеча по дороге и самих себя и живую жизнь вокруг.

Завтрашний день всегда довлел над нами, мешая осмысленно, спокойно и собрано созидать день сегодняшний. Но будущее не творится иначе, как через целенаправленное и последовательное возделывание и обустройство конкретного настоящего.

Если бы ложная социально-эсхатологическая — хилиастическая — перспектива не затуманивала бы нам духовного зрения, нашу обращенную в будущее мысль, мы бы давно увидели и поняли, что на самом-то деле живем хотя и драматичною, сложною, не очень устроенною, но нормальною, свободною жизнью. Гораздо более свободною и нормальною, нежели та, которую мы своими греховными деяниями (или не менее греховным неделанием и безволием) заслужили.

Живем в стране, до последнего, во всяком случае, времени настойчиво, со срывами и падениями, медленно, но верно возрождавшейся и развивавшейся.

***

Россия сегодня, быть может, и впрямь одна из самых свободных стран мира. Если иметь в виду, что свобода у нас проявляется вне определившихся, устойчивых социально-культурных и политических форм. По преимуществу, в виде почти чистого, ничем не стесняемого, ни в какие этические и правовые рамки не введенного и ни чем не ограниченного повсеместного произвола. При этом произвола не столько даже государственного, бюрократического, но прежде — частного, личностного, бытового...

До сей поры не перегорели, не очистились в новых испытаниях, в стихийных страстях и соблазнах и не исполнились положительным ценностным пониманием свободы раскрепощенные, но покалеченные былыми утеснениями души.

Тоже и наша воля... Ущемляемая, вывихнутая, поврежденная долгим вынужденным бездействием, не обрела все еще своего верного направления в осознанном служении вечным истинам веры и этики, высокому откровению о человеке. Не претворился, не оформился ее разнузданный, безбрежный произвол в творческую, плодотворную свободу.

И совершенно ясным видится, что без органического и гармоничного синтеза трех начал: религиозной Истины, личностной свободы и социально-культурного, нравственного порядка у России нет и, конечно, не может быть никакого достойного будущего.

В отсутствии навыка к самообузданию и самоограничению, к добродетельной жизни в свободе, России недостает нынче именно строя, социально-культурных и религиозных форм моральной организации и упорядочения индивидуальных волений и порывов. Как не достает и самоуважения и ответственности, трезвой самооценки, одинаково далекой и от уничижения и самооплевывания и от национального бахвальства и чванства, от бесстыдной гордыни.

И то ведь, к слову сказать, мы безудержно кичимся своею великою культурою и духовностью, ни мало не заботясь и не задумываясь над тем, что очень давно не создаем ничего, соразмерного творческим свершениям предков, ничего с этими свершениями хоть как-то, без натяжки сопоставимого. И забываем, что, по точному слову о. Г. Флоровского, "продолжает культурное преемство только тот, кто его обновляет,… и как бы создает его вновь".

Горькая и горестная правда для нас заключена в том, что в долг, взаймы мы живем не у одного лишь настоящего, выпрашивая и одалживая (больше на растрату, нежели на прожитье) средства у Запада. Но и у нашего культурного прошлого — присваивая себе то, чему мы не умеем отвечать и соответствовать. И у будущего — растранжиривая, проматывая природное достояние страны, ресурсы и богатства ее недр, принадлежащие не в меньшей мере, чем нам — потомкам: нашим детям и внукам.

Пользуясь всеми возможностями и привилегиями свободы, соблазняясь всеми ее соблазнами и прелестями, мы ничего не творим, ничего не возделываем, ничего не созиждим.

И, стало быть, и ничем и никак не подтверждаем, что достойны свободы, что заслуживаем жить свободными в свободной стране...

***

Другой душевный и духовный российский изъян и излом — наша неспособность и нелюбовь к отчетливому выбору, ответственному недвусмысленному самоопределению.

Внешне и поначалу решительно отказавшись от коммунизма, Россия не захотела и не смогла до конца превозмочь и избыть его внутри себя.

В том и состоит главный наш кризис — кризис не изжитой в сердцах и душах "советчины", что мы вознамерились ставить заплаты из новой ткани на старую рубаху, сгнившую, истлевшую и расползающуюся от грязи и изношенности. И новое вино заливали и продолжаем все последнее время заливать в мехи ветхие...

Не преодоленная "советчина" разъедает, раздергивает и разматывает души, порождает ту опасную нашу двойственность и рассеянность, ту социально-психологическую шизофрению, когда мы научаемся и привыкаем находиться и существовать разом в двух нравственных и политических измерениях и укладах, в двух исторических эпохах: в эпохе дряхлого разложившегося коммунизма и в эпохе молодой, незрелой свободы, нарождающейся и не стойкой пока демократии.

Но можно ли слишком долго и без ущерба для себя, для собственного духовного и психического здоровья хотеть и быть отчасти рабами, а отчасти свободными, отчасти коммунистами, а отчасти демократами, на какую-то долю — честными и добросовестными, а на какую-то лживыми и вороватыми, немного верующими и немного безбожниками?!

Одно уж, по всякой мере, точно — столь эклектичные, не из напряженных противоречий — из пестрых, разрозненных и аморфных лоскутов составленные и сотканные души не в состоянии ни осознавать себя, и ни то, что последовательно действовать, но даже, того менее, ясно определять себе цели и направление действия...

Окончание в следующем номере

 

 

  "ПОСЕВ" 4-99

 posev@glasnet.ru

 ссылка на "ПОСЕВ" обязательна