СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

 

АЛЕКСАНДР ШТАММ

НОВЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ НТС

 

"В ЯБЛОЧКО"

Ныне многие серьезные исследователи в нашей стране и за рубежом считают, что у российского правящего строя более нет новых идей по поводу реформ, жизненно необходимых нашей стране, хотя в обществе такие идеи есть.

Наш Союз всегда стремился найти в России и в зарубежье умных, компетентных и честных людей, знающих, что надо делать, и привлечь их, если не в свои ряды, то хотя бы к сотрудничеству и помощи нашему общему делу.

Для этого использовались Посевские конференции, проходившие еще с 1949 года.

Они способствовали сохранению и развитию несоциалистической традиции отечественной политической мысли, сохранению и развитию опыта народного сопротивления большевизму. Они показывали болезни страны и пути их лечения. Они давали реальные альтернативы коммунизму.

Но вот НТС прочно обосновался на родной земле. Посевские конференции стали проходить в самой России. Две первых из них, в 1993 и в 1994 гг., были своеобразной пристрелкой, наведением мостов между зарубежьем и отечеством.

Нынешняя Посевская конференция 1999 г., прошедшая 22-23 мая в Москве, стала уже прямым попаданием в цель. В выступлениях ее участников вновь, как и прежде, были предложены реальные альтернативы существующему в стране порядку вещей. Не в традициях НТС и "Посева" заниматься самовосхвалением. Поэтому интересующихся ходом конференции отсылаю к статье одного из ее участников, питерского ученого-биолога, Андрея Петровича Пуговкина, публикуемой в этом номере.

Далее я остановлюсь лишь на отдельных конкретных альтернативах сложившемуся ныне в стране порядку вещей. Одни из них предлагались на конференции, другие широко обсуждаются внутри НТС. Само собой разумеется, этот краткий обзор не может претендовать на полноту.

ОСОЗНАТЬ СВОИ КОРНИ

Казалось бы, наши нынешние трудности проистекают из экономического кризиса, вызванного хищностью и дуростью правящего слоя. На самом деле, причина гораздо глубже. Действительно, почему более умные управляемые не могут прогнать от власти более глупых управителей?

Беда в том, что в глазах многих сограждан существование нынешнего правящего слоя оправдано тем, что он, "продолжает традиции государственного управления", "законен", "без него установятся безвластие, хаос" (закавыченный текст взят из ответов на один из социоопросов).

Такие суждения основаны на предрассудках общества, которое по злой воле, в значительной степени утратило свои корни. Конечно же, они не выдерживают никакой критики.

Для отечественных правоведов начала века "государство" было не термином, а понятием, в котором первая часть - "правовое" для краткости опускалась. Никому тогда не могла прийти в голову мысль о том, что в XX столетии от Рождества Христова возможно существование образования, присвоившего себе наименование "государство" и основанного не на силе права, а на праве силы.

Хотя большевицкое псевдогосударство и рухнуло, Российская Федерация, возникшая на месте РСФСР, объявила себя правопреемницей СССР. Таким образом, наша страна до сих пор не имеет государственности в подлинном смысле этого слова. Отсюда проистекает многое. И вполне обоснованное недоверие народа к "государству" - наследнику большевицкого "аппарата насилия". И отсутствие власти в правовом значении этого понятия. И, конечно же, нелегитимность нынешнего правящего слоя.

Необходима организация широкого народного надпартийного движения для восстановления правопреемственности нынешней России от исторического Российского государства. Создание подобного движения потребует большой работы по распространению правды о событиях 1917 года, о народном сопротивлении большевизму.

Восстановление преемственности:

- облегчит коренное обновление правящего слоя;

- постепенно создаст доверие граждан к государству, что благоприятно скажется не только на состоянии правопорядка, но и на возможностях властей получать займы от граждан;

- навеки похоронит претензии коммунистов на роль патриотов, государственников, да и вообще на власть.

МЕНЬШЕ ГОСУДАРСТВА - БОЛЬШЕ ПОРЯДКА

Нынешний государственный аппарат все более пытается расширить свои функции, дающие возможности мздоимства и произвола.

Такие всевластность и вседозволенность загнали "в тень" значительную часть нашей экономики, вызывают массовое уклонение от налогов, позволяют создавать легальные крыши для криминальной и полукриминальной деятельности.

Наконец, разросшийся аппарат (ныне в России чиновников в 10 раз больше, чем при Николае II) поглощает гигантские средства, не давая обществу полезной отдачи. Отсюда - непосильные и непонятные налогоплательщикам налоги.

В последнее время произвол чиновников все больше распространяется на сферу НПО (неправительственных организаций).

Благотворительную деятельность пытаются обложить самыми бесстыдными поборами. От НПО требуют перерегистрации, во время которой им под любыми предлогами отказывают в праве на существование. Отчетность, которую требуют от них, усложняют так, чтобы приходилось для ее составления нанимать квалифицированных людей либо нести мзду чиновникам. Госучреждения пытаются "управлять" НПО.

Такое положение уже сегодня ведет к разрыву связей государства с обществом, ведет к акциям гражданского неповиновения, а то и к экстремистским действиям представителей молодежных НПО, даже принципиально отрицающих насилие.

Функции государства подлежат жесткому законодательному ограничению, а число чиновников - резкому сокращению. Дело государства - не управлять обществом, а обеспечивать выполнение законов, основанных на нормах права.

Для ограничения функций государства необходимы, в частности, законы об управлении государственной собственностью и предприятиями, о резко упрощенном порядке регистрации предпринимательской деятельности, НПО, места жительства, об уголовной ответственности за издание региональных законов и нормативных актов антиконституционного характера, о видах не подлежащей лицензированию деятельности, о запрете создания коммерческих структур при государственных органах, выполняющих функции, предписанные законом последним или нотариату и т.д.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА РЕФОРМ

Основная проблема многих реформ в стране - безденежье.

Видно, что в создавшихся условиях надо резко ограничить государственные расходы. Но, год за годом, бюджет страны дефицитен, государство прибегает к внешним заимствованиям, толкающим его в долговую яму, а невыплаты пенсий, зарплат, пособий становятся социальным бичом.

Деньги, отпускаемые на зарплату, достаются ее получателям лишь после многократных "прокруток", а часто их даже невозможно выделить из-за "дыр" в бюджете. Социальные же пособия - безадресны и размазаны одинаково по имущим и неимущим, более того, "заинтересованные лица" сознательно препятствуют введению пенсионных счетов - так гораздо удобнее "прокручивать".

Налоговые службы гоняются за мизерными суммами халтурящих граждан, а тем временем большинство платежей в стране - теневые.

Между тем, сумма средств в "чулках" у граждан по самым скромным подсчетам достигла 140 млрд. долларов. Люди совершенно правильно не доверяют отечественным банкам.

Выход из "заколдованного круга" лежит на поверхности - не заниматься дешевым социальным популизмом и не принимать невыполнимый бюджет со столь же невыполнимым планом сбора налогов.

Для этого потребуется резко сократить государственные расходы на содержание управленческого аппарата, резко сократить численность внутренних войск и спецслужб, сократить вооруженные силы, перейти к адресной социальной помощи и к установлению реальной платы за жилье, начать федеральную программу расселения "северов".

Необходимо всячески стимулировать создание пенсионных фондов, в которые граждане смогут вкладывать любые посильные им суммы из любого источника доходов. Это поможет заставить работать часть "теневых" доходов.

Для повышения сбора налогов надо их снизить, чтобы стимулировать выход из "тени" части экономики. Вместе с упрощением регистрации предпринимательской деятельности, о которой говорилось выше, это должно дать плоды.

Задержки по выплатам зарплат, пенсий, пособий должны караться безусловным банкротством должников или пеней в размере определенного процента за каждый день просрочки.

Наконец, но - это главное - надо коренным образом оздоровить банковскую систему, безжалостно банкротя все несостоятельные банки. Общество не должно нести расходов из-за чьей-то профнепригодности.

На российский рынок необходимо срочно выпустить иностранные банки. Тогда отечественным придется вести конкурентную борьбу, которая неизбежно даст пользу их клиентам, поможет привлечь средства из "чулков", повысит надежность банковской системы в целом, и, в конце концов, оздоровит всю экономику страны.

Создание устойчивой банковской системы - сегодня главная проблема наших реформ.

 

 

"ПОСЕВ" 7-99

posev@glasnet.ru

ссылка на "ПОСЕВ" обязательна