ПОСЕВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1999 ГОДА

Доклады и выступления

 

БОРИС СЕРГЕЕВИЧ ПУШКАРЕВ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАРОДНО-ТРУДОВОГО СОЮЗА РОССИЙСКИХ СОЛИДАРИСТОВ

ЗАВЕРШИТЬ РЕВОЛЮЦИЮ 1991 ГОДА!

 

События августа 1991 года, а точнее 1989-93 годов, в России, несомненно, стали революцией. Тоталитарная власть КПСС была свергнута. Произошла коренная смена политического строя, и коренная смена идей, которым этот строй служил. Произошла та самая национальная революция, к которой НТС взывал, начиная с 1932 года. (Термин "национальная революция", противополагаемый революции социалистической, происходит из сборника "Вехи" 1909 г.) Причем, эта четвертая русская революция, в отличие от предыдущих трех, действительно оказалась почти бескровной.

Но за всё в жизни надо платить – в том числе и за бескровность. В данном случае мы платим тем, что из трех коренных изменений, которых требует полная революция – смена строя, смена идей и смена элиты – мы получили лишь первые два. Политическая элита или правящий слой, остались в большой мере прежними, особенно в провинции. Даже когда это не буквально те самые лица, что сидели ранее в горкомах и райкомах, то лица, им подобные. Как говорится: "какие были у власти, такие и теперь у власти"…

[полный текст доклада опубликован на страницах печатной версии журнала]

 

АЛЕКСАНДР ЮРГЕНСОВИЧ ШТРОМАС

 

ПРОФЕССОР МИЧИГАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА,

СОВЕТНИК ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛИТВЫ ПО ЭКОНОМИКЕ

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

Александр Юргенсович Штромас, давний друг нашего журнала, собирался выступить со своим докладом на конференции "Посева" в Москве, но внезапно обнаруженная тяжелая болезнь ему это не позволила, и он прислал свой доклад на 18 страницах. Ниже мы даем его основные тезисы.

От редакции: Когда этот номер был уже подписан в печать, редакции сообщили скорбную весть о том, что Александр Юргенсович Штромас скончался 12 июня 1999 года. Выражаем соболезнования его родным и близким. Некролог будет опубликован в одном из ближайших номеров "Посева".

 

1. Обвал 17 августа 1998 был не крахом реформ, а крахом попыток найти компромисс между коренными реформами и социализмом. Крах произошел не от избытка, а от недостатка реформ.

2. Самое замечательное в этом обвале то, как хорошо подлинно частный сектор его пережил. Пострадали от него номенклатурные гибриды, где частное и государственное было неправомерно перемешано.

3. Россия стоит перед выбором: пытаться восстанавливать олигархическую экономику или, наоборот, способствовать скорейшему банкротству крупных номенклатурных предприятий и их реорганизации на подлинно рыночных началах. Первый курс ведет к новому обвалу. Только второй курс сулит успех.

4. Второй курс предполагает вывод из тени и полутени продуктивной части российской экономики. Это требует

а) принятия поощряющего доходную деятельность налогового кодекса

б) стабилизации рубля, вероятно (несмотря на все противопоказания), путем временного введения "валютного управления" и неподвижной увязки рубля с долларом или евро, как обсуждалось осенью 1998 г.

в) поощрения иностранных инвестиций (в частности, в покупку обанкротившихся предприятий).

5. Прекращение всех видов государственных субсидий и налоговых льгот, "реприватизация" предприятий олигархической экономики.

6. "Реприватизация" означает исправление ошибок 1992-94 годов, когда был выдвинут тезис "врастания красных директоров в капитализм", когда была создана паразитирующая на государстве собственность олигархов, когда была сохранена и оставлена бесконтрольной советская государственная машина, освобожденная от партийного надзора.

7. Между тем, считает А. Ю. Штромас, слом советской государственно-хозяйственной машины мог быть в свое время обеспечен путем единовременной и повсеместной приватизации, предложенной им в 1990 году. По этому плану все низовые предприятия одновременно наделялись статусом юридических лиц и получали от государства акции, которые они сами затем должны были продать на рынке. При этом сбережения населения не были бы потеряны, а вложены в предприятия, монополии были бы автоматически разукрупнены, вся экономика приобрела бы конкурентный характер (сдерживая инфляцию), и государство было бы решительно отстранено от экономической деятельности.

8. Хотя этот путь в свое время принят не был, он может помочь определить принципы необходимой "реприватизации". В частности, передаче в собственность предприятий подлежат не только орудия производства и здания, но и земля, на которой они стоят, и недра. Реприватизация должна происходить на уровне отдельных приисков, шахт, электростанций, а отнюдь не главков, концернов и производственных объединений, сохранившихся с советских времен. Таким образом может быть решен вопрос монополий и конкурентной жизнеспособности каждого отдельного предприятия.

9. В области сельского хозяйства важно, чтобы участники бывших совхозов и колхозов получили реальные паи, включающие наделы земли и доли инвентаря на правах полной частной собственности. Тогда они сами смогут решить, продавать ли их, оставлять себе, или объединять в кооперативное владение на новых началах, обеспечивающих равные права всем членам.

10. Акционирование и кооперирование – не единственные формы необходимой реприватизации. Так же, как в сельском хозяйстве, надо поощрять создание частных фермерских хозяйств, так и в других отраслях предприятия могут целиком продаваться частным лицам (физическим или юридическим) на публичных торгах-аукционах. Главное, однако, поощрять инициативу частных лиц, направленную на создание новых предприятий. Для этого надо снимать многочисленные административные барьеры, которые ставит государство.

11. Главный экономический барьер на пути к расцвету частного сектора – это слабость кредитной системы. Российские банки должны, наконец, начать заниматься своим делом, то есть обслуживанием вкладчиков и выдачей кредитов частному сектору. Овладевая имуществом неплатежеспособных должников, банки должны его как можно скорее продавать, а не становиться владельцами предприятий в сфере промышленности, торговли или услуг. Частные банки должны быть полностью отделены от финансового обслуживания государства. Бюджетные средства должны оставаться в государственной банковской системе. Из более тысячи российских банков полностью жизнеспособными после 17 августа остались немногие, в основном в провинции. На них и надо заново отстраивать кредитно-банковскую систему. В нее надо привлекать иностранные банки, которые помогут обеспечить приток капитала и профессионального опыта.

12. С отделением государственной власти от хозяйственной деятельности удастся намного сократить бюджетные расходы на содержание государственного аппарата. Часть высвободившихся средств необходимо перебросить на укрепление гражданского правосудия. Только когда судебная власть в России станет действительно эффективной и авторитетной, смогут, в частности, быть решены вопросы привлечения иностранных капиталов.

13. Сокращением государственного аппарата возможности сокращения государственных расходов не ограничиваются. Тут важны и переход к страховой медицине, и повышение возраста при выходе на пенсию, и постепенный переход к платности высшего образования, и так и не состоявшаяся немцовская реформа оплаты коммунальных услуг. Для помощи наименее обеспеченным можно подумать о некоей форме фридмановского "отрицательного подоходного налога", то есть доплатам до минимального прожиточного уровня.

14. Все вышеизложенное имеет смысл лишь в том случае, если Россия желает продолжать двигаться по пути нормального экономического развития, по пути интеграции в мировую экономику. Однако сегодня сильны и тенденции двигаться вспять, к временам брежневского застоя, когда СССР и его блок представляли собой как бы отдельную планету, функционально отделенную от остального мира. Происходит это потому, что открывшись миру, российская экономика не нашла в нем своего "сравнительного преимущества", кроме как в виде поставок сырья и некоторых видов оружия. У Белоруссии и Украины положение и того хуже. Но восстановление крупного, закрытого экономического пространства неосоветского типа, поиски в нем нищенского и иллюзорного комфорта сегодня – это химера, стремление к миру, которого нет и больше не будет. На пути раскрепощения частной инициативы, развития своих людских и природных ресурсов, Россия должна найти свое, достойное ее, "сравнительное преимущество" в мировой системе.

 

 

"ПОСЕВ" 7-99

posev@glasnet.ru

ссылка на "ПОСЕВ" обязательна