СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

 

АЛЕКСАНДР ШТАММ

ЧУДЕСА ВОКРУГ ВЛАСТИ

МОСКОВСКИЕ СТРАСТИ

Лето в России нынче жаркое и не только по погоде. Задолго до декабрьских думских выборов развернулась борьба между политиками. Надводная, видимая публике ее часть, - война компроматов. Воюют все против всех.

Окружение президента и бывший глава правительства Кириенко сражаются с Лужковым. Гусинский - с Березовским. Сам же Борис Абрамович так бойко разоблачает перед телекамерами евреев в правительстве, что должно быть, вызывает зависть у профессиональных антисемитов: появился конкурент.

Впрочем, все эти забавы политиков уже порядком надоели обывателям. В конце концов, когда почти каждый день на телеэкранах очередной громкий скандал, который, наверняка, ничем не закончится, нормальный человек раздосадовано машет на все это рукой, – надоело, да и не верю. Поэтому колоссальные средства, привлеченные политиками для выливания ушат помоев на соперников, расходуются впустую.

Казалось бы, можно плюнуть на эти страсти внутри Садового кольца, потому что в отношении нашей власти и борцов за нее вполне применим один из законов Паркинсона, согласно которому они оборвали внешние связи и теперь могут заниматься своими внутренними разборками. То есть власть - сама по себе, а мы – сами по себе.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ТАЙНА

Увы и ах! За все эти властные игрища платит каждый из нас. А стоят они достаточно дорого. Например, одно только "Отечество" Лужкова, по заявлению депутата госдумы К. Борового, тратит ежедневно на пропаганду около 100 млн. рублей. Так оно или нет - сказать трудно. Но порядок цифр ясен. Откуда же берутся такие средства? И это притом, что ныне в России, по официальной статистике, 57% населения живут в бедности.

Еще в конце прошлого столетия известный немецкий политический философ и социолог Макс Вебер писал, что вопрос о том, откуда берет средства та или иная партия, самая большая ее тайна. И действительно, вспомним, как скрывал Ленин получение денег от германского генштаба, какой скандал тлеет ныне в США из-за получения Клинтоном денег на свою президентскую кампанию от коммунистического Китая.

Надо сказать, что в России избирательные кампании обходятся дороже, чем в богатых демократических странах. Во Франции, например, закон ограничивает расходы кандидатов в депутаты Национального собрания страны 20 тысячами франков (примерно 4 тысячи долларов). У нас же счет идет на сотни тысяч долларов. И средства эти окупаются. А откуда, например, деньги у Жириновского на очень дорогую телерекламу? Откуда средства у КПРФ на проведение съездов в Колонном зале Дома союзов? Откуда деньги у наших политиков? Почему и за что они получают средства?

ВСПОМИНАЯ СЛОВА ВЕЛИКОГО ИСТОРИКА

Прошу не ждать от автора сенсационных разоблачений с именами, источниками средств, суммами. Нас интересуют механизмы получения денег, сложившиеся в нынешней российской политической системе. Не события, но явления.

Ответ на вопрос о сути таких механизмов дал еще Николай Михайлович Карамзин. Звучит он прямо и грубо – "воруют"! Конечно, формула эта несколько упрощена. И не все политики воруют. Но происхождение средств, которые многие из них получают на выборы, а затем отрабатывают деятельностью, именно таково. Не надо думать, что речь идет лишь о банальном казнокрадстве, ведь помимо его существует много других, неизвестных во времена Николая Михайловича, способов извлечения денег из карманов обывателей. Один из них – законодательная деятельность.

Наша власть унаследовала от коммунистической принцип блата, обмена услугами, отношений типа "ты – мне, я – тебе". Она только создала новые механизмы их реализации, соответствующие нынешней политической действительности. Новизна заключается в том, что, в отличие от советского времени, такой обмен происходит преимущественно на денежной основе (раньше преобладал обмен правами на доступ к товарам, ресурсам и социальным благам). Кроме того, изменился состав участников политических сделок: место руководящих органов КПСС заняли структуры исполнительной и законодательной властей, а ряды их заказчиков пополнились банкирами и коммерсантами.

ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ

Какие же это механизмы? Как и какими услугами обмениваются политики, предприниматели и финансисты?

Один из них - принятие законодательными органами решений, способствующих созданию режима наибольшего благоприятствования для определенных финансовых и коммерческих структур. Причем, принимаемые решения сплошь и рядом нарушают один из основных принципов рыночной экономики – равноправие субъектов хозяйственной деятельности.

Пример такого решения – принятие госдумой перед уходом на каникулы изменений к закону о страховании, запрещающих деятельность на российском страховом рынке зарубежных страховщиков.

Тот, кто имел дело с нашими страховщиками, может подтвердить, что получение у них страховых сумм – хождение по мукам. К тому же, нарушая антимонопольное законодательство, многие из страховщиков фактически монополизировали многие сегменты страхового рынка. Среди таких сегментов – страховка на железных дорогах и при авиаперевозках. Зарубежные страховщики, составив конкуренцию отечественным, заставили бы последних вести дела более цивилизованно, прекратили бы монополизм, что, в конечном итоге, принесло бы выгоду всем гражданам России.

Более того, принятые думой изменения резко затрудняют деятельность в нашей стране зарубежных инвесторов, привлечение которых для реконструкции доставшейся нам в наследство экономики – одна из главных хозяйственных проблем.

Новая редакция закона создает затруднения отечественным морским перевозчикам при определенных условиях заморских запродаж, сопровождающих поставки товаров в Россию. Тем самым, часть грузов, поступающих в нашу страну, уйдет на суда под другими флагами.

За интересы отечественных страховых монополистов голосовали, среди прочих, коммунисты всех мастей, жириновцы, аграрии. Насколько бескорыстными были мотивы думцев, голосовавших за подобное решение, наносящее ущерб интересам большинства граждан страны? Вопрос риторический. Сам был свидетелем, как при обсуждении думой прошлого состава вопроса о лишении депутатской неприкосновенности известного строителя финансовых пирамид, в кулуарах некие типы в красных пиджаках вручали депутатам из недемократических фракций пухлые пачки долларов. Сколько при этом "сорвали" вожди фракций на партийные нужды – одному Богу известно. Такого никогда не допустят в парламентах развитых стран, конечно, и там депутаты "берут", но не столь нагло.

РАЗОРВАТЬ ПОРОЧНЫЙ КРУГ

Есть ли возможность разрушить механизм мздоимства и нанесения под видом законодательной деятельности ущерба национальным интересам страны? Конечно. Здесь нам не "надо изобретать велосипед".

Прежде всего, это строгий контроль за доходами законодателей и партий как со стороны налоговых органов, так и со стороны общественных организаций.

Это – законодательное запрещение депутатам принимать подношения от физических и юридических лиц.

И, наконец, это - принятие закона, регламентирующего лоббистскую деятельность.

К несчастью, при нынешней красной думе все это останется лишь на уровне благих пожеланий. И даже если выберем в госдуму приличных людей, вопрос решится не сразу. Сначала придется прекратить королевство кривых зеркал в нашей экономике и принять все меры, чтобы отечественному предпринимателю стало бы выгодным выйти из тени.

 

 

 

"ПОСЕВ" 8-99

posev@glasnet.ru

ссылка на "ПОСЕВ" обязательна