ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА, ВЛАСТЬ

 

БОРИС ПУШКАРЕВ

СТАТИСТИЧЕСКИЕ КАРТИНКИ

В советское время статистический ежегодник СССР издавался тиражом в 30 000 экземпляров, но был он полон пропагандного цифрового мусора. Теперь в "Российском статистическом ежегоднике" намного больше реальных данных, – хотя, конечно, еще не все они достоверны из-за наличия теневой экономики (тогда была переоценка, теперь недооценка). Однако издается ежегодник тиражом в 11 раз меньшим – 2700 экземпляров! Поскольку не каждый из наших читателей в числе счастливчиков, могущих в них заглянуть, мы и даем подборку этих "картинок".

Отметим, что коммунисты пользуются малодоступностью и неполнотой нынешней статистики для своей демагогии. Вырываются отдельные цифры, чтобы строить очередную Большую Ложь, вроде "геноцида русского народа", якобы учиненного Ельциным. И это из уст партии, на совести которой гибель более 30 миллионов россиян – не считая 27 миллионов погибших во II мировой войне, и не считая огромного "демографического дефицита" тех, кто не успел родиться. Увы, официального числа жертв коммунизма в России и в новой статистике всё еще нет. Но перейдем от прошлого к настоящему.

НАСЕЛЕНИЕ

Действительно, в 1992 году впервые со времен войны число умерших в Российской Федерации превысило число родившихся: естественный прирост населения стал отрицательным. Стал ли общий прирост населения тоже отрицательным – сказать трудно, так как неизвестен неучтенный объем миграции в Россию из Украины, Закавказья, Средней Азии и других стран. Официальное число населения России на 1997 год – 146,7 млн., предполагает весьма скромный объем миграционного прироста (всего 0,3 млн. в год, в результате прибытия 2,2 млн. и выезда 1,9 млн. человек). Что же касается естественного прироста, то он в наши дни отрицательный и в богатых странах, как Германия и Италия, и в бывших социалистических, как Румыния и Болгария, так что объяснять его реформами 1992 года не надо. Просто в этом году пересеклись две кривые, встречное движение которых началось за пять лет до того.

СМЕРТНОСТЬ

Обратимся сперва к причинам смертности. На первом месте в России, как и в большинстве современных стран, стоят болезни сердечно-сосудистой системы. Только в России по этой причине умирает гораздо больше людей - более половины. Смертность эта быстро нарастала при советской власти и продолжает расти. Причины – в неразвитости медицинской техники и нездоровом образе жизни (табак, алкоголь, неправильное питание). На втором месте смертность от рака, выросшая в 1970-е и 80-е годы (ядерная промышленность!), но теперь устоявшаяся. Смертность от всех остальных болезней за последние 40 лет мало изменилась. Единственный скачок, который произошел в 1987-94 годах, это более чем удвоение числа смертей от несчастных случаев и травм (включая убийства). Смертность по этой причине одно время даже превзошла смертность от рака. Смертность от травм больше всего поражает мужчин трудоспособного возраста, и на селе больше, чем в городе. Последние три года она идет на убыль.

Смертность от всех причин по отдельным возрастным группам достигла своего пика в 1994 году и с тех пор уменьшается. Потому снова повысилась ожидаемая при рождении продолжительность жизни, составляя теперь 61 год для мужчин и 73 года для женщин* . По международным меркам это мало (в Германии 73 и 79 лет, в Японии 77 и 83, и лишь у негров в США подобные нашим 65 и 75 лет), но по российским меркам это близко к уровню последних 30 лет советской власти. Отрадно отметить, что, по сравнению с этим уровнем, сократилась младенческая смертность

РОЖДАЕМОСТЬ

Рождаемость – явление куда более непредсказуемое, чем смертность. Демографы не раз строили математические модели и прогнозы, которые женщины быстро опровергали своим детородным поведением. Единственное, что можно сказать с уверенностью, это что урбанизация и повышение уровня женского образования способствуют снижению рождаемости. Советский период с конца 20-х годов характеризовался и тем, и другим, и рождаемость соответственно падала. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рождений на женщину детородного возраста) упал ниже отметки 2,1 (необходимой для воспроизводства населения) в 1966-82 годах, потом на 5 лет (после принятых мер для стимулирования роста рождаемости) поднялся выше этой отметки, но, начиная с 1988 года, стал стремительно падать, достигнув небывало низкой отметки в 1,23 в 1997 году. В 1997 году родилось вдвое меньше детей, чем в 1987. Некоторые обнадеживающие признаки всё же есть, – начиная с 1993 года рождаемость перестала падать у женщин в возрасте от 25 до 44 лет. Она продолжает падать только в возрасте от 15 до 24 лет, что вполне понятно Возможно, что налицо просто отложенная рождаемость. Впрочем, возможность внезапных подъемов, как произошел в 1983-87 годах, делает любые прогнозы сомнительными. Сегодня многие женщины оправдывают нежелание иметь детей материальными трудностями, но исторически, улучшение материальных условий далеко не всегда способствовало повышению рождаемости. Обнаружилось и новое явление: с 1990 по 1997 год резко возросло число детей, рожденных у матерей, не состоящих в браке: оно достигло 25% всех новорожденных; впрочем, эта цифра всё еще ниже, чем в США.

С другой стороны, надо отметить и понижение числа абортов – варварского способа контроля над деторождением, принятого в СССР. Между 1990 и 1997 годом число абортов на 1000 женщин детородного возраста упало со 114 до 65. Увы, абортов по-прежнему происходит вдвое больше, чем живых рождений. Это одно из наследий "советского образа жизни".

РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Большая часть советского периода нашей истории характеризовалась усиленной урбанизацией, перекачкой населения из деревни в город. Если после "военного коммунизма" в городах к началу 1920-х годов осталось лишь 14% населения страны (вместо прежних 17%), то к 1989-91 годам в них жило 74%. С тех пор этот уровень практически не изменился, урбанизация остановилась.

Однако, из-за неучтенной миграции, о которой речь шла выше, весьма вероятно, что нынешняя численность населения многих крупных городов – занижена; советские правила прописки теперь неконституционны и регистрация по месту жительства едва ли полная. Так, по официальным данным, Москва перестала быть 9-миллионным городом, а С.-Петербург – 5-миллионным; оба за последние 9 лет якобы утратили 4-5% населения. Но если взглянуть на статистику метрополитенов (а это в основном Москва и С.-Петербург, в остальных четырех городах линии метро небольшие), то видно, что годичные перевозки пассажиров между 1990 и 1997 годами возросли с 41,0 до 46,2 миллиардов пассажирокилометров, что плохо вяжется с потерей населения, особенно если вспомнить о снижении внутрироссийского туризма и прекращении практики "колбасных" электричек.

В большинстве остальных городов России население за послесоветский период изменилось незначительно в ту или другую сторону, за двумя исключениями. Во-первых, очевидна потеря населения в северных и дальневосточных городах, таких как Архангельск, Березники, Комсомольск-на-Амуре, Магадан (-20%), Мурманск (-12%), Нижневартовск, Норильск (-11%), Петропавловск-Камчатский, Северодвинск, Ухта. Во-вторых, очевиден приток населения в центральные и южные города, такие как Белгород (+11%), Волжский, Дмитровград, Калуга, Курск, Липецк, Майкоп, Махачкала, Невинномысск, Новороссийск (+10%), Симбирск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол (+20%), Тольятти, Чебоксары, Черкесск. Выросло и население двух пограничных городов – Калининграда (Кенигсберга) на западе и Южно-Сахалинска (Тоихара) на востоке.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛИЩЕМ

Новое жилищное строительство последние годы идет примерно в половинном объеме оттого, что было в последние годы советской власти. Его характер изменился, – средний размер новой квартиры увеличился с 60 до 76 кв. метров, изменились и собственники застройки. В 1997 году государственная собственность составляла 13,6% вводимого в строй жилья, муниципальная – 8,6%, всё остальное была частная или смешанная собственность. За 7 лет жилой фонд увеличился на 12%, и при отсутствии роста населения, его жилищные условия улучшились. Средняя обеспеченность жильем выросла с 16,4 кв. м. общей площади на человека в 1990 году до 18,6 кв. м. в 1997 году.

Если в 1990 году 26% всего жилья находилось в частной собственности граждан (преимущественно в сельской местности и небольших городах), то в 1997 эта доля поднялась до 48,3%. Из государственных квартир, подлежащих приватизации, в 1992-94 годах было приватизировано 32%, затем этот процесс замедлился, но не остановился, и на 1997 год было приватизировано 42% .

Медленно, но продолжалось благоустройство жилищного фонда, особенно на селе, где заметно увеличилось обеспечение водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением и дорогами с твердым покрытием (однако, без них всё еще остается одна треть сельских населенных пунктов).

АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ

После крушения планового хозяйства Россия не могла не быть вовлечена в мировой процесс автомобилизации. В 1990 году в России на 1000 населения приходилось 58,6 частных легковых машин; к 1997 году это число возросло почти в два раза, до 113,7. Международный опыт показывает, что число автомобилей, находящихся в личном владении, прямо пропорционально среднему душевому доходу населения, и обратно пропорционально плотности застройки. То есть, при одинаковом доходе, в городе будет меньше автомобилей на человека, чем во внегородской местности. Поскольку вычисление душевого дохода на человека в нынешней России дело спорное, а наличие автомобилей – бесспорно, мы приводим ниже список областей, где число частных автомобилей на 1000 населения превышает 100. По всей видимости, это и есть те области, где душевой доход около, или выше среднего по России. Конкретные цифры автомобилей на 1000 жителей указаны только выборочно, для иллюстрации.

Северо-запад: Санкт-Петербург (147,9), Карелия, Мурманская область, Псковская область, Калининградская область (205,2). Центральный район: Москва (188,8), Московская область (131,5), Белгородская и Воронежская области. Поволжье: Самарская область (147,2), Саратовская и Волгоградская области. Северный Кавказ: Адыгея, Краснодарский (140,9) и Ставропольский край, Ростовская область. Урал: Башкортостан, Курганская, Оренбургская и Челябинская области. Сибирь: Алтайский край (110,4), Кемеровская, Омская и Тюменская области, Хакасия, Красноярский край (112,1), Иркутская и Читинская области. Дальний Восток: Якутия, Приморский край (181,4), Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область и Сахалин (205,2). Интересно, что в число этих 35 сравнительно обеспеченных регионов входит почти весь Дальний Восток (возможно, играет роль низкая плотность населения), а ряд важных областей, как Нижегородская, Пермская, Екатеринбургская, или Татарстан - не входит. Тем не менее, когда 15-20% жителей (а, следовательно, вдвое втрое больший процент семей) владеет автомобилем, налицо уже не отдельные "новые русские", а образование "среднего класса". Степень автомобилизации надо рассматривать не только как техническое, но и как социальное явление.

Что же до техники, то развитие дорожной сети отстает от роста автомобильного парка, – длина шоссейных дорог с твердым покрытием с 1990 по 1997 год увеличилась всего на 15%, и составила 756 000 км. В это число входит около 1500 км магистральных автодорог (с раздельным полотном и развязками в разных уровнях, типа Московской кольцевой). Учитывая, что в стране 20 млн. автомобилей (включая грузовики), таких автодорог бы требовалось, по крайней мере, 5 000 км.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

Несмотря на рост автомобильного парка, число пассажиров, перевезенных трамваями, троллейбусами и метрополитенами с 1990 по 1997 год выросло на 30%. Число пассажиров автобусов сократилось на 17%, главным образом за счет пригородного и междугородного движения, и ввиду сокращения подвижного состава. Резко, почти на 50%, сократилось число пассажиров на железных дорогах – в основном из-за роста цен на билеты. Еще резче, примерно на 70% и по той же причине, сократилось число пассажиров на внутреннем водном и воздушном транспорте. Зато международное воздушное сообщение увеличилось в 2,1 раза.

Рост цен на билеты на железнодорожном, водном и внутреннем воздушном транспорте объясняется стремлением поставить междугородний транспорт на самоокупаемость и избавиться от субсидий советского времени. Поскольку транспорт – средство, а не самоцель (не в пример культуре или образованию), то субсидировать его – непроизводительно. Внутригородской транспорт (метро, трамваи, автобусы) здесь исключение, поскольку он в значительной мере создает земельную ренту, с которой городская администрация получает свою долю. От того, что люди ездят ежедневно на работу трамваем или автобусом, городу очевидная выгода есть. От того же, что они ездят поездом или летают на самолетах к родственникам в гости или в отпуск – выгода только им самим, и поощрять их поездки государству – нет причин. Именно такого рода необязательные поездки в основном и сократились в результате повышения цен на билеты. Эта логика, впрочем, в полной мере применима и к автомобилистам: именно налоги на них, а не на всё население, должны бы были финансировать развитие дорожной сети.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Экологическая обстановка в стране, как известно, улучшилась после 1990 года, в основном благодаря спаду тяжелого промышленного производства. Так, на 20% сократился забор воды, а соответственно и сброс загрязненных сточных вод. На 43% сократился выброс вредных веществ в атмосферу из стационарных источников, но процент улова и обезвреживания загрязняющих веществ остался прежним. Из токсичных отходов промышленности используется и обезвреживается примерно 55%, а в отвалах и свалках накоплено более 1,4 миллиарда тонн. На 64% сократилась вырубка леса, но примерно на половину сократилась и посадка леса. Из активных мер следует отметить расширение площади заповедников и национальных парков – с 21,4 млн. га в 1990 году до 37,6 в 1997. Это составляет 2,3% территории России.

ЗАНЯТОСТЬ И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

Экономически активное население на 1997 год составляло 73 миллиона, из них было 8 миллионов безработных (в т. ч. 2 млн. официально зарегистрированных). Занятое население распределялось так:

- 40,1% на государственных и муниципальных предприятиях (82,6% в 1990 году);

- 39,9% в частном секторе (12,5% в 1990 году);

- 0,6% в общественных организациях;

- 19,4% на совместных предприятиях и предприятиях смешанной формы собственности.

В "Статистическом ежегоднике" за 1998 год впервые приведены данные о численности работников, занятых в органах государственной власти и управления. В 1997 г. их было 37,5 тыс. на федеральном уровне (сокращение на 5% за три года), и 1071,4 тыс. на региональном уровне (увеличение на 11% за три года). Но данные эти своеобразны, – они не включают минобороны, МВД, таможню, "и другие органы, обеспечивающие безопасность государства". Как трудно нашим бюрократам изживать привычки советской секретности!

Если смотреть по отраслям экономики, то увидим, что с 1990 по 1997 год доля занятых в государственном управлении увеличилась вдвое, и составляет теперь 4%. Доля занятых в торговле увеличилась с 7,8 до 13,5%, занятых в финансах, с 0,5 до 1,2%. Несколько увеличилась доля занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве и в здравоохранении (составляя теперь 5,2 и 6,8% соответственно). Увеличилась доля занятых в образовании, искусстве и культуре – с 9,6 до 11,1%.

Доля занятых в науке сократилась с 3,7 до 2,2%. Доля занятых в промышленности и строительстве упала более всего - с 42,5% до 31,7%. Доля занятых в сельском и лесном хозяйстве (13,7%), равно как и на транспорте и связи (7,9%) осталась прежней.

Удельный вес женщин в общей численности занятого населения сократился с 51 до 47%. Наиболее "женской" отраслью остается здравоохранение (81% занятых в нем - женщины), за ним следуют образование, финансы и культура. Самой "мужской" отраслью остается строительство (лишь 24% занятых в нем – женщины).

"Статистический ежегодник" старается учесть некоторые "теневые" стороны экономики. Так, 23% оплаты труда считается "скрытой", стоимость натуральных поступлений принята за 7% дохода у городского населения, и 32% у сельского, учитываются и сбережения в долларах. Тем не менее, на 1997 год доход 20,8% населения оказывается ниже прожиточного минимума (в 1992 году эта доля составляла 33,5%). Разрыв между доходами верхних и нижних 10% населения был в 1991 году 4,5-кратный, затем он повысился до 15-кратного в 1994 году, и опустился до 13-кратного в 1997 году. В общей сложности, средний уровень жизни в России (вычисленный по паритету покупательной способности, а не по валютному курсу) равен 24% американского, примерно на уровне Мексики.

ОБРАЗОВАНИЕ

Стало уже трюизмом, что основное богатство нации – не территория, и не ее природные или рукотворные ресурсы, а умственные и нравственные ресурсы ее населения. Они пополняются образованием и воспитанием. В советское время образование отчасти занималось дезинформацией, а в положительной своей части было разбито на специализированные отсеки, мешавшие цельному восприятию жизни. В какой мере эти пороки изжиты, – статистика не показывает. Но, несмотря на все финансовые трудности, в послесоветский период растет число государственных учебных заведений, растет число учащихся в них, а главное, возникли и растут частные учебные заведения.

В силу демографического всплеска середины 1980-х годов, о котором речь шла выше, число учащихся в государственных дневных общеобразовательных школах между 1990 и 1997 годом увеличилось с 20 до 21,7 миллионов. К ним теперь добавились частные школы этого уровня (гимназии, лицеи). Число учащихся в них за 5 лет выросло с 32 то 50 тысяч. Число студентов в государственных средних специальных учебных заведениях держится на уровне около 2 миллионов, и к ним добавилось около 19 тысяч студентов частных заведений. Число государственных высших учебных заведений выросло с 514 до 578, и вдобавок было создано 302 частных. Число студентов в государственных ВУЗах выросло с 2,8 до 3,0 миллионов, а в частных учится 202 тысячи студентов, - вдвое больше, в 1994 году.

Очевидно, что по сравнению с государственными ВУЗами, где в среднем учится по 5,3 тыс. студентов, частные - невелики, в них в среднем по 670 студентов. В государственных на одного преподавателя приходится 12 студентов, в частных – 8. По направлению подготовки, частные ВУЗы специализируются на гуманитарных и социально-экономических науках. Технические науки остаются за государственными заведениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Статистический Ежегодник" 1998 года – наиболее полное из вышедших до сих пор изданий этой серии. Он содержит 813 страниц большого формата, много не только текущих, но и исторических данных, и целиком резюмировать его в журнальной статье, естественно, невозможно. Здесь оставлены без внимания объемистые разделы по культуре и правонарушениям, промышленности и сельскому хозяйству, по предпринимательству, торговле, финансам и бюджету, инвестициям и ценам, и внешнеэкономической деятельности..

Возрастно-половая структура населения России на 1 января 1998. Выщерблины в "пирамиде" отражают потери от I мировой и гражданской войн (на уровне 80 лет), от коллективизации (на уровне 65 лет), от II мировой войны (на уровне 52-55 лет), спады рождаемости в 1960-е и 1970-е и, начиная с 1988 года. По графику видно, что число родившихся в 1997 году наполовину меньше, чем в 1987 году.

statistika.JPG (45253 bytes)

 

 

"ПОСЕВ" 8-99

posev@glasnet.ru

ссылка на "ПОСЕВ" обязательна