СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ

Б. ПУШКАРЕВ

ЗАЧЕМ НУЖЕН НТС?

Развернутый вариант сообщения, сделанного в С.-Петербурге на открытии клуба НТС 28 июля 1999 года.

bsp.JPG (7300 bytes)В годы советской власти такой вопрос не возникал. Каждому, вроде бы, было ясно, что для борьбы с большевиками. Хотя уже тогда это было не совсем так. Например, в январской резолюции 1972 года Совет НТС писал: "Главная задача НТС – участие в устройстве российского будущего на основах права, свободы и солидарности". Но для этого необходимо "устранение враждебной народу и гибельной для России диктатуры, созданной и возглавляемой Коммунистической партией". Так что и в те годы документы Союза четко давали понять, что борьба – это только средство, а цель – "участие в устройстве российского будущего…"

Но документов как теперь, так и прежде многие не читали. После августа 1991, а тем более после октября 1993, распространилась мысль, что советской власти больше нет, и потому НТС не нужен. В более мягкой форме эта мысль вылилась в споры о том, КАКИМ ОБРАЗОМ "в устройстве российского будущего" эффективней всего участвовать. От страивать ли "политическую партию" (которая, по определению, стремится к власти), или менее претенциозную, но и более многогранную "группу влияния". Дух партийности был с первых дней противен Союзу (жив был в памяти опыт 1917-19 годов), и вторая точка зрения утвердилась. Впрочем, не без внутреннего конфликта.

Чтобы положить конец сомнениям о том, зачем НТС существует, Совет Союза, собравшись в обновленном составе в Москве 15 июня 1997 года, принял документ "Задачи Союза", где сказано

МИССИЯ СОЮЗА:

- представлять и развивать в послесоветской России положительные ценности исторической России и 70-летнего сопротивления коммунизму в стране и в эмиграции;

- поощрять на этой идейной основе гражданскую самодеятельность в сотрудничестве с близкими общественными и политическими организациями;

- разрабатывать и распространять альтернативные концепции государственной политики, достойные великой и свободной России;

- открывать своим членам возможности бескорыстного служения.

Стоит развернуть каждый из этих пунктов.

1. Представлять и развивать в послесоветской России положительные ценности исторической России и 70-летнего сопротивления коммунизму в стране и в эмиграции.

Первичная трудность современной России – это трудность самосознания, "самоидентификации": кто мы? Наследники Советского Союза? Или совершенно новое образование, возникшее на пустом месте по западным шаблонам? Или нам надо вернуться к законодательству царской России? Мы говорим: ни то, ни другое, ни третье. Мы говорим: в России от Александра II до Столыпина была богатейшая традиция свободолюбивых реформ, которым и "правые" (правительство), и "левые" (революционеры) помешали развиться, что и вызвало катастрофу 1917 года. От той традиции и надо начинать. А далее – весь опыт антикоммунистической борьбы от генерала Корнилова до академика Сахарова свидетельствует о том, за что умирали лучшие сыны нашего народа в годы коммунистического засилья. Они-то и воплощали "русскую идею". Будем ли мы достойны их? Знаем мы их?

Твердый фундамент Новой России может дать эта, "непокоренная Россия" 1917-1991 годов, и ей посвящена наша издательская деятельность. За 3 года мы выпустили 3 книжки в серии "Библиотечка россиеведения", идет работа над двумя объемистыми учебниками по истории России накануне 1917 года и по сопротивлению 1917-1991 годов, готовятся песенник и календарь "Белой России" и третий том альманаха "Белая гвардия". Внимание этой тематике уделяет и журнал "Посев". Мало, конечно, писать и печатать, надо еще и распространять. И здесь первая роль принадлежит группам на местах, с их доступом в университеты и библиотеки, к студенчеству и журналистам.

На протяжении семидесяти лет наша страна была отрезана коммунистической властью от остального мира, где за эти годы был накоплен ценнейший опыт во многих сферах человеческой деятельности. Наш Союз обладает уникальным 60-летним опытом деятельности за рубежом. Поэтому одна из наших задач - ознакомление соотечественников в России с достижениями общественной мысли развитых стран и Русского Зарубежья. С этой целью мы издали, например, работу нашего соотечественника Г. Гинса о предпринимательстве и швейцарского богослова А. Риха об этике хозяйственной деятельности.

2. Поощрять на этой идейной основе гражданскую самодеятельность в сотрудничестве с близкими общественными и политическими организациями.

Другая трудность современной России – в слабости ее гражданского общества, продолжающемся засилии чиновников. Стихийный всплеск гражданской самодеятельности 1987-93 годов оказался недолговечным. Материальные трудности, привитое советской властью отвращение к принудительной организованности и принудительному альтруизму, невыявленность гражданских интересов (слабые гарантии собственности, в том числе на землю!), личные амбиции и сварливость, юридические и налоговые барьеры, которые ставит государство (вместо того, чтобы общественные организации поощрять!) – всё это мешает развитию "третьего сектора" - частной, некоммерческой части экономики, которая в программных документах НТС всегда занимала важное место. Но на то мы и называемся солидаристами, чтобы трудности этого рода преодолевать.

Члены НТС участвуют в деятельности свободных профсоюзов (в Новосибирске, Перми, Самаре, Череповце), во внешкольной работе с молодежью (в Петербурге, Подмосковье, Ельце, Корсакове), в помощи детям (Таганский детский фонд в Москве), в экологическом движении в С.-Петербурге и целом ряде общественно-культурных, правозащитных, общественно-просветительских и исследовательских начинаний в этом городе; в Саратове и в Ярославле члены НТС возглавляют объединения общественных организаций города, с нашим издательством тесно сотрудничает "Столыпинский центр".

Позиция НТС на выборах в государственную думу 1999 года выражена в лозунге "за единого белого кандидата". Нетерпимо положение, когда три четверти избирателей голосуют против коммунистов, а в думе у коммунистов большинство – из-за разброда в некоммунистическом лагере. Группам НТС надлежит всячески содействовать единству антикоммунистических сил и выдвижению единого, сильного кандидата. Поскольку политический расклад на местах в России очень разнится от одного региона к другому, общего для всей страны стержня такого единства быть не может. Группам НТС на местах в этом плане предоставлена свобода действия. Группа на Сахалине стала инициатором местного блока "Правое дело", московская группа входит в этот блок, петербургская сотрудничает с ним, как и ряд других. Группы в Алтайском и Красноярском крае работают с организацией ген. Лебедя, группа в Костроме работает с "Яблоком".

3. Разрабатывать и распространять альтернативные концепции государственной политики, достойные великой и свободной России.

Ко времени созыва новой Думы предстоит подготовить конкретный список первоочередных законодательных приоритетов. Предварительному обсуждению этой темы была посвящена конференция "Посева" в Москве 22-23 мая 1999. Основные направления на ближайшее будущее видны.

Во-первых - сокращение роли государства в обществе. Государство должно быть "борзым и поджарым". Его задача – обслуживать и защищать работу частного и общественного сектора, а не ставить им палки в колеса, и уж тем более самому не заниматься хозяйственной деятельностью.

В отношениях между гражданами и государством должен быть установлен принцип "одного окна". Если тебе, как частному лицу или как представителю юридического лица, надо получить от государства какое-то решение или сдать какой-то отчет, то для этого должно быть достаточно встречи с одним чиновником, а не беготня по восьми или даже двадцати четырем инстанциям. Дело этого чиновника, - направить копии твоих бумаг куда следует. Одновременно надо резко упростить правила регистрации и отчетности, требующиеся от юридических лиц. Сфера лицензирования и определение "незаконной хозяйственной деятельности" должна быть максимально сужена, ограничена только такими областями, как оружие, наркосодержащие вещества, спирт, радиоактивные вещества, медицина, перевозка пассажиров.

Когда люди задают вопрос, – почему мы так бедно живем, то один из ответов – потому, что государство нам мешает, потому, что столько времени и сил уходит на выполнение ненужных административных правил.

Во-вторых - укрепление прав собственности частных лиц, частных и общественных организаций. Вопрос стоит не только о частной собственности на землю, которой надо, наконец, добиться. Вопрос стоит о правах работников на получение причитающейся им зарплаты, правах предприятий на оплату поставленной ими продукции, правах акционеров и владельцев, наконец. Предприятия надо вывести из режима безнаказанности, поставить их в жесткие бюджетные рамки под угрозой банкротства, то есть, попросту смены владения. Отчетность предприятий, являющихся коллективной собственностью (акционерных обществ), должна стать прозрачной, доступной общественному контролю. Всё это, среди прочего, будет поощрять и приток иностранного капитала. Необходимо поднять уровень управления предприятиями, зачастую постыдно низкий, и способствовать формированию традиционно развитых в досоветской России форм собственности как кооперативы и артели. Всё это требует не только продуманного законодательства, но и укрепления судебной системы, чтобы возмещения причиненного ущерба реально было добиваться по суду.

В-третьих, реальное приведение расходной части государственного бюджета в соответствие с доходной. В нынешних российских условиях дефицит бюджета не терпим ни в какой форме – ни когда он покрывается эмиссией бумажных денег, ни когда он покрывается займами – внутренними или внешними. После опыта последних 7 лет от каких-либо государственных займов надо на время категорически отказаться, за исключением направленных на конкретные капиталовложения (в телефонную сеть, в шоссейные и железные дороги). Сбалансированный бюджет, естественно, потребует урезания расходов – на промышленные и сельские субсидии, на вооруженные силы всех видов, на социальные пособия тем, кто в них объективно не нуждается. Но такая политика быстро окупит себя устойчивостью рубля и гарантией от новых финансовых "пирамид" типа ГКО.

В-четвертых, необходимо заново отстроить банковскую систему так, чтобы она была способна кредитовать сельское и промышленное производство и строительство. Подорванное доверие населения к банкам может исправить допущение на российский рынок иностранных банков. Миллиарды долларов, спрятанные без толку в чулках у граждан, начнут работать. Далее подтянутся и российские банки. Необходимо восстановить и традицию ссудосберегательных товариществ и других кооперативных форм накопления.

В-пятых, налоговая политика должна быть перестроена так, чтобы причинять минимальный урон народному хозяйству. Крупные налогоплательщики должны платить по общим правилам, единым для всех, а не по индивидуальной договоренности. Мелких налогоплательщиков вообще надо оставить в покое, а не гоняться за их копейками. При отсутствии налоговой дисциплины поступления от мелких налогоплательщиков должны идти в основном за счет налогов на потребление – НДС, налога с продаж, акцизов на спирт и табак. Налоги на производство, на капитал должны быть максимально облегчены для того, чтобы поощрять капиталовложения и производство. Единственное исключение – налог на землю, пропорциональный цене участка и удобный как тем, что его невозможно избежать, так и тем, что он поощряет более эффективное использование земли.

В-шестых, поддержка образования и науки, от которых более всего зависит будущее страны. Но поддержка эта должна выражаться не столько в прямом финансировании советского образца, сколько в поощрении новых, самодеятельных форм научной работы и преподавания, без назойливого вмешательства чиновников, следующей автономным решениям самих ученых и педагогов. Такая поддержка должна хоть частично противостоять "утечке мозгов" в зарубежные научные центры, особенно в области математических, биологических и экологических наук, ключевых для будущего человечества на планете. Разработка ресурсосберегающих технологий особенно нужна самой России.

В-седьмых – культурная политика, направленная на развитие российского национального самосознания. Сюда входит и очищение страны от советской символики – от названий и памятников в честь палачей нашего народа, восстановление исторической памяти о лучших дореволюционных традициях страны, о героях сопротивления коммунизму, о его невинных жертвах, безымянно закопанных по всей стране. Углубление в историю первых двух десятилетий ХХ века поможет найти нити нарождавшихся, но затоптанных коммунизмом традиций в сфере областничества и местного самоуправления, в области поисков новых форм беспартийной демократии, в сфере автономного от государства образования, в сфере церковной жизни (работы Собора 1917-18 гг.), в сфере кооперативных, форм ведения хозяйства (артели, производственные, ссудосберегательные и потребительские союзы), в области международной политики и преодоления узкого понимания государственного суверенитета (Гаагская конференция 1899 года, созванная по инициативе Николая II). Все эти элементы – не вымышленные, а списанные с натуры начала века, и присутствовавшие в течение десятилетий в политических документах НТС, помогут со временем поставить развитие нынешней России на самобытный путь, с которого ее сорвала октябрьская катастрофа. Надо обрести фундамент России будущей – в России исторической. Этой темой сегодня почти никто, кроме НТС, не занимается.

4. Открывать своим членам возможности бескорыстного служения.

В России за последние годы тесно срослись политика и коммерция. Работа в предвыборных кампаниях теперь уже обычно не мыслится иначе, как работа за деньги. Между тем деньги, хотя и необходимы для жизни, представляют собой всё же только один пласт бытия, который в здоровом обществе занимает четко ограниченное место. Даже результаты выборов повсеместно свидетельствуют о том, что шансы на победу отнюдь не пропорциональны средствам, затраченным на предвыборную рекламу (хотя последняя и нужна). Реально сильны кандидаты, способные мобилизовать бескорыстные чувства своих избирателей.

Так же и Союз заинтересован в людях, ищущих в первую очередь дела для воплощения своих убеждений, а не материальной выгоды.

Юридически, Союз как целое никогда за свои 70 лет оформлен не был, а жил по своему Уставу, не зарегистрированному нигде, кроме как в сознании его членов, дававших вступительное обещание. Но в той мере, в которой местные условия разных стран требовали наличия юридического лица, членами Союза создавались соответствующие местным законам "общества", "товарищества" и "фонды". Так, в Москве сегодня официально зарегистрировано Некоммерческое партнерство "Издательское, просветительское и исследовательское содружество ПОСЕВ", имеющее свою издательскую лицензию. Подобная же организация переоформляется во Франкфурте. Ряд местных групп НТС (в частности, на Украине) зарегистрированы под собственными уставами. Окончательное решение вопроса об общероссийской регистрации НТС, неудачно начатой в 1996 году, тоже надо рассматривать под этим углом зрения, как одну из юридических "надстроек". Избежание возможных в такой ситуации юридических конфликтов может обеспечить только единство духа, основанное на бескорыстном служении.

 

"ПОСЕВ" 9-99

posev@glasnet.ru

ссылка на "ПОСЕВ" обязательна