Антон Васильев Неисправленная ошибка

Общество, политика, власть

Советская сатира о провалах в борьбе с религией

По отношению к Сталину Хрущёв был принципиальным перпендикуляром. Как он боролся с пережитками сталинизма, широко известно. О политике Сталина в отношении Церкви также много написано. Сталину нужна была полностью послушная Церковь и он её блестяще создал. С конца войны до 1953 года никаких потрясений в патриархийной среде не происходило – искали и забирали лишь катакомбников да сектантов. Открывались монастыри, храмы, семинарии, увеличивалась численность верующих, росли доходы Церкви. Следует учесть также значительную религиозность выпущенных на свободу заключённых ГУЛАГа. Почти все данные статистики середины и конца 50-х годов свидетельствуют об активизации церковной жизни.

Для мятежного революционера, которым, по сравнению с вождём народов, был Хрущёв, подобные тишь, гладь да карповская благодать также являлась пережитком культа личности. Кроме того, он собирался опереться на бывших комсомольских вожаков, оттеснявших сталинскую «старую гвардию». В чём-то Никита Сергеевич был искренне верующим, убеждённым человеком: он считал, что, избавившись от влияния Сталина, можно сделать реальный рывок к коммунизму. «Научный коммунизм» Хрущёв считал творческим и жизнеспособным, не нуждающимся ни в каком религиозном окормлении социума.

Уже в 1954 году ЦК КПСС постановило усилить атеистическую пропаганду. Между прочим, В.М. Молотов предупреждал: «Никита, не делай таких резких шагов, это ошибка, она поссорит нас с духовенством». На что Хрущёв ответил в свойственной ему лаконичной манере: «Будут ошибки – исправим».

В сентябре 1955 г. Хрущёв заявил французской правительственной делегации: «Мы продолжаем быть атеистами. И мы будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа...». А в беседе с медиа-магнатом В. Херстом в ходе своего визита в США в сентябре 1959-го отметил, что «народное просвещение, распространение научных знаний и изучение законов природы не оставят места для веры в Бога».

Ещё более усилил гонения на Церковь XXII съезд КПСС, состоявшийся в октябре 1961 года. На съезде Н.С. Хрущёв неоднократно говорил о необходимости борьбы с религией. «Коммунистическое воспитание, – утверждал он, – предполагает освобождение сознания от религиозных предрассудков, которые всё ещё мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы…». Им была высказана мысль о создании универсальной системы атеистического воздействия, «которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений».

Протоиерей Александр Мень вспоминал: «Начались закрытия храмов, пресса была полна враждебных выпадов, появились первые самиздатские ответы. Не было газеты, будь то “Советский спорт” или какая-нибудь местная “Вперёд”, где бы ежедневно не долбилось, не долбилось… Я подсчитывал: в эти годы антирелигиозная пропаганда дошла до того, что в день выходило по 6, 7 названий книг, из которых каждая имела миллионный тираж. В день! Прямо стрельба из “катюш”, из миномётов… Храмы закрывались при самых безобразных обстоятельствах: вламывались, входили, надевали шапки и бросались тут же всё ломать».

Однако, по данным статистики, например, в Рязанской области в период правления Хрущёва годовые суммы пожертвований верующих на храмы в среднем в 1,5 раза превосходили суммы коммунистических партийных взносов.

32 православных монастыря, в том числе Киево-Печерская Лавра, были закрыты. Сокращалось число семинарий: при Сталине их было 8, осталось 3. Катком и валом шли комсомольские свадьбы, общественные порицания, если не прямые преследования за крестины, отпевания… Каждую среду подавались сведения исполкомам, сколько крестилось, сколько венчалось, сколько отпевали, какое количество коммунистов присутствовало в храме…

Однако, если полистать хрущёвские газеты и журналы (автор, к примеру, взял сатирический «Крокодил» в период с 1956 по 1964 годы), можно заметить любопытную тенденцию: советские публицисты констатируют регулярные недочёты, если не провалы, в деле отучения советских масс от веры в Бога. «Хронические» сюжеты: сельский клуб пустует, общество по распространению атеистических знаний играет в шашки или валяет дурака, углы там затянулись паутиной… а народ идёт в храм… а партийный начальник ночью просит священника обвенчать его с коллегой из исполкома… а известный оперный певец в охотку поёт в церковном хоре… совсем как в стихотворении Юрия Благова «Одному только богу известно» в «Крокодиле» за 1963 год: (орфография оригинала сохранена):

В крупном хоре солист-баритон ущемлён:

Мало занят в концертной программе.

Исходя из потребностей творческих, он

Допевает по праздникам в храме.

Там без устали тембр демонстрирует свой,

С окружением спевшись чудесно…

А имеет ли голос местком хоровой –

Одному только богу известно!

Выполняет свой план в нашем городе храм,

Несмотря на живучее мненье,

Что в космический век собираются там

Лишь кликуши одни на моленье.

А туда коммунист заходил не один,

Там не только по праздникам тесно…

Сколько ж в храме венчаний прошло и крестин –

Одному только богу известно!

Да, безбожников многих нельзя в наши дни

Заподозрить в воинственном пыле:

О свободе религии помнят они,

А свободу безбожья забыли.

Дескать, вера – весьма деликатный вопрос,

Тут в атаку идти неуместно…

И когда в атеистов вселился Христос, –

Одному только богу известно!

ПЕРЕЗВОН

В клуб на собранье атеистов

Пришли двенадцать коммунистов

И председатель сельсовета,

Чтоб подтвердить, что бога нету.

А рядом в церкви, у попа,

От алтаря и до порога,

Хоть реденькая, но толпа

Вкушает проповедь про бога.

Так длится пропаганда эта

Не год, не два, а многи лета.

ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ!

По части зашибания деньги Благовещенский горфинотдел намерен в ближайшем будущем утереть носы всем прочим финотделам.

В поход за новыми, ещё не раскрытыми источниками доходов первой двинулась замзавгорфо тов. Соложёнкина. За ней потянулись остальные.

Мы присутствуем пока при зарождении этого движения. Но начало уже положено. И какое!

«Благовещенская православная церковь производит продажу просфор религиозным верующим гражданам.

На протяжении ряда лет просфоры выпекала у себя на дому гр-ка Доля Анна Евдокимовна, проживающая по улице Коммерческой №122. В настоящее время просфоры выпекают на дому верующие граждане по очереди.

Благовещенский Горфинотдел просит принять соответствующие меры с тем, чтобы изготовление просфор было организовано на хлебокомбинате.

О принятых мерах просим сообщить Горфинотделу.

Зам. Зав. Горфо – Соложёнкина

Начальник отдела г/д – Плотниченко

Теперь следует ожидать соответствующих циркуляров касательно освоения местной промышленностью крестов, свечей и паникадил. Возможно, горфо выступит с идеей организации специального СМУ для скоростного возведения крупнопанельных божьих храмов и сборно-разборных часовен.

Господи, благослови!

А.В.

РАБ БОЖИЙ (в сокращ.)

Недавно председатель месткома товарищ Ивушкин пригласил меня к себе и, как говорят дипломаты, без всякой преамбулы заявил:

Вчера обком профсоюза устроил мне страшный суд за развал антирелигиозной работы. Так вот, чтоб мне не пришлось на том свете лизать горячие сковороды за пустые обещания, которые я дал обкому, мы тут посоветовались и решили возложить на тебя святое дело борьбы с предрассудками. Действуй!

Свои первые шаги по атеистической дорожке я направил к прихожанам церкви «Всех скорбящих радость». Эта церковь была от меня совсем близко.

Ну как, Агафья Никаноровна, в церкви дела-то идут? – спросил я свою богомольную соседку при встрече. – Все ли скорбящие обретают радость?

И, какая там радость, – отмахнулась старушка. – Батюшка-то наш, отец Игнатий, уж дюже крепко к бутылке присосался. Да и насчёт всяких амурных дел тоже страшный греховодник!

Пока бабушка Агафья вела беседу то с богом, то со мной, я пришёл к твёрдому убеждению, что сложившаяся ситуация очень благоприятствует моей работе. Сам отец Игнатий своими непутёвыми делами здорово подорвал веру у прихожан.

И я начал рассказывать верующим и неверующим о небожественных похождениях отца Игнатия. И, наконец, в областной газете напечатал злую-презлую статью о пастырских художествах.

А ещё недели через две я увидел ощутимый итог своей работы. Это было после очередной встречи с бабушкой Агафьей. Старушка была рада-радёшенька.

Спасибо тебе, родненький! – ещё издали закричала она. – Сняли-таки греховодника!

Значит, вы рады?

Да ещё как! На душе прямо-таки великий праздничек! Спасибо тебе!

Не за что, – говорю. – А вообще-то я тоже рад, что всё так получилось. Хватит, отмолились!

Как это, касатик, отмолились? – Бабушка скрестила руки на груди. – Что значит хватит? Да мы же теперь только и начинаем! Батюшка в новый хор записывает всех желающих!

Какой новый хор? Какой батюшка? Агафья Никаноровна, ведь ты же только что сказала, что батюшку убрали?

Так убрали какого батюшку? Отца Игнатия! А на его место прислали отца Вениамина. Хороший такой батюшка, молоденький! Голосок словно ангельский! И ликом похож на херувимчика! Мы все уж так рады, так рады, что и выразить нет сил! Теперь кто и не ходил-то, так опять зачастил в церковь! Ещё раз тебе, раб божий, спасибо от всех прихожан, спасибо!

Что же я товарищу Ивушкину буду докладывать?

ЯВИТЕ БОЖЕСКУЮ МИЛОСТЬ!

Престольный праздник был уже позади. Руководители колхоза «1-е Мая» хватались за головы.

Опять завалили уборочные работы! – сокрушался секретарь парткома И. Шершун и решительно восклицал: – С дурманом надо бороться!

Вот именно! – дружно поддакивали председатели сельсовета и колхоза. – Но как?

Сейчас уже трудно установить ход мысли воинствующих атеистов. Как бы там ни было, на свет божий появился любопытный документ. Преамбула его выдержана в духе исповеди:

Кишинёвской Архиепископии

от Сельского Совета депутатов трудящихся

с. Машкауцы Криулянского р-на МССР,

партийной организации и правления колхоза «1-го Мая»

В связи с тем, что в селе Машкауцы Криулянского района Молдавской ССР религиозный праздник «Храм» отмечается колхозниками ежегодно 14 октября и в это время совпадает уборка урожая фруктов, винограда, табака, кукурузы, подсолнечника и овощей, подготовка к «Храму» и его празднование срывает уборку урожая всех сельскохозяйственных культур, сельский совет, партийная организация и правление колхоза не могут далее мириться с потерями урожая на 30–40% ежегодно.

Документ заканчивается трогательной челобитной:

22 ноября 1959 года было проведено собрание жителей села Машкауцы, на котором решили:

1. Просить Кишинёвскую Архиепископию помочь в переносе дня празднования «Храма» в с. Машкауцы с 14 октября на 8 ноября (Святой Дмитрий).

2. Просить Кишинёвскую Архиепископию дать указание священнику Юрко Петру Ефимовичу и церковному совету провести соответствующую работу по этому вопросу.

Председатель сельсовета М. Маматливый

Секретарь парткома И. Шершун

Председатель колхоза Д. Чутак

21 февраля 1960 г.

Теперь авторы этого коленопреклонённого послания, очевидно, ждут, когда снизойдёт на них милосердие святых отцов (такое обращение существует лишь в католицизме. Прим. сост.) А что, может быть, и дождутся! Пути господни неисповедимы…

Ну и напоследок: в стихотворении Николая Старшинова безрадостный рассказ о том, как родители вели в детсад шестилетнего сына, а тот, увидев молнию, перекрестился.

Что?! – спросила грозно мать,

Посмотрев на сына строго.

Бога надо уважать,

Потому что всё от бога!

И отец мальчонки враз

Стал мрачней ненастной ночи:

Может, в детском саде вас

Учат этому, сыночек?

Что вы, что вы – детский сад!..

Ну, а где, – понять не можем?

Это батюшка Ипат

Говорит нам в храме божьем.

Божий храм? Сказать смешно,

Что выходит на поверку!

Ничего и не смешно,

Я туда хожу давно:

В воскресенье вы – в кино,

Ну, а мы с бабусей – в церкву!

Оставить отзыв
Другие статьи
Заказать звонок