Владимир Десятов Почему и как распался СССР? (Окончание)

Владимир Десятов Почему и как распался СССР? (Окончание)

Мнение

О последствиях реформ Рыжкова

Для реформирования экономики были приняты законы, а также выпущены постановления Правительства СССР о кооперации, о предприятиях, акционерных обществах, совместных предприятиях, поставках продукции промышленного назначения и ряд других. С их помощью в разной мере в советскую экономическую модель вводили отдельные рыночные механизмы, но они только разрушали плановую экономику и не формировали систему рыночных отношений. К примеру: руководители производств, получив право создавать при больших предприятиях малые, быстро научились через них превращать безналичные деньги в наличные и уходить от налогов. В результате, исправно работавшая в стране система безналичных взаиморасчётов между предприятиями прекратила действовать в плановом объёме и, как следствие, казна не стала получать значительные налоговые отчисления. Выпуск нужной потребителям продукции резко уменьшился.

Наиболее разрушительный удар по плановой экономике был нанесён правительством Рыжкова, выпустившего в 1988 году Постановление за № 888. Этим нормативным актом было внедрено «Положение о поставках продукции производственно-технического назначения». Внедрение его в советскую плановую экономику основательно изменило взаимоотношения между поставщиком и заказчиком. Данное «Положение…» обязывало предприятие потребителя продукции самостоятельно устанавливать прямые договорные отношения с производителем, минуя Госплан и Госснаб. Оказалось, естественная норма в рыночных отношениях стала разрушителем экономики советской модели. Такому результату сопутствовал дефицит многих видов продукции, выпускаемой во всех отраслях экономики страны. Наши «крепкие хозяйственники» быстро научились использовать его как инструмент давления на заказчика. Взамен изготовленной продукции они стали требовать от заказчика поставлять им высокотехнологичное оборудование или технику зарубежного производства, иногда как дополнительную оплату, или оплачивать поставку продукции наличными, нередко и в валюте. Договорные отношения между предприятиями они превратили в бартерные. Для многих потребителей продукции подобные новые условия были невыполнимы, т.к. в стране существовала безналичная система взаиморасчётов. Большому числу заказчиков приходилось отказываться от таких требований. Предприятия, не получившие комплектующие изделия, прекращали выпуск готовой продукции необходимой другим потребителям. Началось тотальное разрушение плановой экономики, в которой объём дефицита только рос. Зависимый от промышленности сельскохозяйственный сектор, в свою очередь, снизил выпуск сельхозпродукции. Таким образом, с помощью Постановления СМ СССР за № 888 в плановую систему были встроены бартерные отношения, которые запустили в экономику страны принцип действия «домино».

С целью погашения долгов, накопленных за счёт иностранных займов, правительством Рыжкова была внедрена программа строительства «Компенсационные соглашения». Для её реализации начали строить около 100 промышленных предприятий, в основном химического и нефтехимического производства. Построенные и запущенные в работу предприятия должны были отправлять готовую продукцию за рубеж в зачёт долговых обязательств СССР. Строительство осуществлялось так же за счёт прямых инвестиций. Стоимость строительства некоторых комплексов доходила до $ 20 млрд. Инвесторы и кредиторы были хорошо осведомлены о низком качестве нашего строительства, неспособности вводить в эксплуатацию сложные объекты в назначенное время и начинать выпуск продукции в договорный срок. Задержки достигали 2-3 лет.

При этом они сознательно вкладывали свои средства в строительство объектов, зная, что за неустойку предъявят штрафы, доходившие до величины стоимости предприятия, а затем получат право на расторжение договора. Многие иностранные инвесторы при заключении договора понимали, что продукция, которая будет выпущена «компенсационным» предприятием, на международном рынке уже не пользуется спросом. Предприятие после сдачи в эксплуатацию оказывалось не нужным, средства были израсходованы безвозвратно, долг оставался с увеличением на сумму штрафных санкций за несвоевременное окончание строительства. В результате внедрения программы «Компенсационные соглашения» внешние долги страны не уменьшились, а увеличились. Эти потери требовали сокращения бюджетов всех республик.

Внедрение «Положения о поставках продукции…» и других нормативных актов полу-рыночного характера под видом реформ, привели к ещё большей товарно-денежной разбалансированности плановой экономики, значительному спаду выпускаемой продукции во всех секторах экономики всех союзных республик и разрушению хозяйственных связей в Союзе, а также критическому дефициту бюджетных средств и сокращению (либо полному прекращению) государственных дотаций огромному числу предприятий с последующей остановкой значительной части из них.

К 1990 году сформировалась мощная теневая экономика, в которой оборот наличных денежных средств стремительно увеличивался. Последовал рост инфляции, рубль быстро обесценивался, одновременно государство печатало дополнительные деньги, не обеспеченные объёмом выпускаемой продукции. Для сравнения: на конец 1970 г. товарных запасов было на 45 млрд. руб, а денежной массы 73 млрд. руб., на конец 1980 г. товарных запасов было на 67 млрд. руб, а денежной массы 228 млрд. руб., в 1985 г., соответственно, 98 и 320, а в 1990 г., соответственно, 72 и 568.

В 1990 году:

В первом полугодии принимаемые меры правительством Рыжкова по снижению спада производства, выходу из кризиса и восстановлению финансовой стабильности результатов не дали. Продолжалось ухудшение управляемости экономикой и разрушение хозяйственных связей. Полки в магазинах пустели, а очереди за покупками становились всё длиннее.

Правительство СССР продолжало брать за рубежом займы для закупки продуктов питания, поддержки промышленности, выдачи заработной платы, погашения кредитов, содержания зарубежных компартий и режимов соцлагеря. Государственный долг рос, как и дефицит бюджета. Многие иностранные поставщики прекратили отгрузку зерна в нашу страну из-за просроченных платежей.

Нехватка продуктов питания, постоянные очереди в магазинах вынудили власть ввести в стране талоны и карточки. Но такая мера не уменьшила длину очередей. На заседании Политбюро ЦК КПСС 16 ноября первый секретарь Ленинградского обкома Б. Гидаспов так описывает ситуацию: «Я утром еду на работу, смотрю на хвосты в сто, тысячу человек. И думаю: вот трахнет кто-нибудь по витрине, и в Ленинграде начнется контрреволюция. И мы не спасем страну».

Дотации предприятиям, работающим с убытками, становились ничтожными. Без полноценных дотаций промышленность и сельское хозяйство не могли не только выдавать прежние объёмы продукции, но и вообще существовать. Появились значительные сокращения работающих во всех секторах экономики. Показатели состояния промышленного производства и сельского хозяйства резко ухудшались.

Без радикальных реформ страна обойтись уже не могла. Годом раньше в среде известных экономистов появилась новое имя – Явлинский Г.А. Возглавляемая им группа предложила для страны иную, отличающуюся от правительственного варианта, экономическую программу. Под давлением большинства республик, требовавших внедрения этой программы, совместным решением М. Горбачёва и Б. Ельцина была сформирована рабочая группа для адаптации программы к изменившимся экономическим и политическим условиям. Её возглавили С. Шаталин, Н. Петраков, Г. Явлинский (в такой последовательности расположены первые три фамилии в списке из 13 известнейших экономистов). В группу так же были включены представители всех союзных республик, кроме Эстонской ССР – она отказалась в этом участвовать. В августе 1990 г. вышел адаптированный к новым условиям документ под названием: «Переход к рынку. Концепция и Программа». В разговорной речи документ называли «Программа 500 дней». 500 дней – это был максимально допустимый исторический срок для восстановления

разрушенной советской экономики и внедрения начального этапа рыночных реформ. Программу на второй этап реформ – построение полноценных рыночных отношений – планировали разработать только после принятия программы первого этапа. Новый экономический подход устраивал власти республик. Частный пример из документа – авторы предвидели, что переход к рынку ударит, прежде всего, по населению, поэтому предусмотрели введение механизма индексации вкладов и повышение их ставки. В октябре-ноябре 1990 года Верховный Совет (ВС) СССР дважды рассматривал этот документ. Принять его на первом обсуждении предпосылки были. М. Горбачёв в своём выступлении открыто поддержал Программу. Но опытный манипулятор мнением зала А. Лукьянов, председатель ВС СССР, предвидя возможное голосование «ЗА» принятие программных документов, перенёс их обсуждение на две недели позже. Политбюро ЦК сделал всё, чтобы они не были приняты, т.к. многие из его членов были противниками перехода на рыночные отношения.

На следующем обсуждении в ВС «агрессивно-послушное большинство», не желая расставаться с советской распределительной системой и стремясь не допустить в стране частную собственность, отклонили «Переход к рынку. Концепцию и Программу». Рассмотрение вопроса о внедрении Программы перенесли на следующий год, но этот год для СССР оказался последним.

Депутатам-коммунистам не хватило политической воли ввести в стране полноценную рыночную экономику. Отклонив Программу Явлинского и не предложив ничего нового, они, фактически, благословили дальнейшее разрушение плановой экономики.

Все, кому эта Программа мешала, говорили (и до сих пор говорят) о ней как о Программе построения рынка и приватизации всего за 500 дней. Так уверяют те, кто её не читал, а если и читал, то видел в ней только то, что хотел видеть для оправдания своих противодействий её принятию. Но это не была программа построения полноценных рыночных отношений и, тем более, не программа приватизации всего за 500 дней. Цель данной Программы – стабилизация экономики и выход из кризиса, а также создание условий для перехода на полноценные рыночные отношения.

Главными противниками программы оказались «крепкие хозяйственники» и консервативно настроенные члены КПСС. Директоров предприятий она лишала возможности использовать бартер как инструмент вымогательства и превращать безналичные деньги в наличные, а малые предприятия считать своей собственностью. Более того, Программа предусматривала необходимость привлечения к уголовной ответственности директоров за отказ заключить договор на поставку продукции и развал предприятия. Оставаясь частью партийной системы, производственная элита «новой формации», вкусившая прелести бартера и свободного доступа к финансам, не могла согласиться с такими ограничениями своей бесконтрольной деятельности, поэтому приложила все усилия, что бы «Программа 500 дней» не была принята.

Сегодня можно уверенно говорить – если бы ВС СССР принял Программу, то республики не стали бы выходить из Союза. Несомненно, она была бы объединяющим фактором для всех, т.к. в её согласовании участвовали почти все союзные республики. В республиках ждали эту Программу, потому что желали получить право гражданам иметь частную собственность и открывать свои производства. Подобную программу каждая из них принимала самостоятельно в своём варианте, а это ещё больше всех разъединяло.

Следует отметить, что одновременно был предложен и рассматривался в ВС СССР вариант программы Рыжкова по переходу на рыночные отношения. Он концептуально отличался от «Программы 500 дней», но не получил поддержки большинства республик и также не был принят.

К концу года республики Прибалтики создавали свои экономики, т.к. фактически уже вышли из Союза. В большинстве республик, не видя никаких перспектив в реанимации экономики СССР, открыто заговорили о выходе из его состава и самостоятельном выборе пути по преодолению экономического кризиса.

1991 год:

Экономика страны вошла в глубокий кризис. Спад производства достиг 11%, дефицит бюджета 30%. Продукты питания, мыло и спички продолжали распределять по карточкам, но их отоварить не всегда удавалось, особенно, в глубинке, из-за отказов в поставках из республик, производивших эти товары. Многие регионы в РСФСР приняли местные постановления, запрещающие отправку посылок с продуктами питания в другие области Союза. В Москве ввели «карточки москвича», чтобы иногородние не могли делать закупки в столичных магазинах.

С января Председатель СМ Рыжков, разваливший экономику СССР, а так же проваливший одну за другой предложенные им же реформы по выходу из кризиса, был отправлен в отставку. Совет Министров преобразовали в Кабинет Министров СССР, его Председателем назначили В.С. Павлова.

В январе, после скрытой подготовки, в течение трёх дней провели изъятие 50 и 100 рублёвых купюр. Их заменили новыми образцами. Обмен производили в ограниченном количестве с целью устранения теневого оборота огромной денежной массы, накопившейся «на руках» у новых для советской экономики структур. Было введено ограничение на выдачу вкладов гражданам.

На одном из заседаний весенней сессии ВС СССР депутат С. Белозёрцев задал Павлову вопрос: «Почему продали последние 350 тонн золота из запасов страны?». Павлов ответил: «Для приобретения валюты, на которую закупили продукты питания за рубежом, т.к. народ кормить уже нечем». Так из казны нашего государства исчезли последние тонны золота. До прихода Рыжкова к управлению экономикой страны государственный запас золота, по разным данным, составлял 587, 719, 1700, 2300 или 2500 тонн.

В марте обнаруживается, что сумма в 52 млрд. руб., принадлежащая якобы КПСС, изъята из Госбанка СССР и исчезла бесследно.

2 апреля была проведена реформа цен. Розничные цены повысились в 2–4 раза.

К концу апреля 200 шахт были охвачены забастовками. Шахтёры выступали против повышения цен, задержек выдачи зарплаты, отсутствия продуктов питания в достаточном количестве, а так же выдвигали требования об отставке правительства.

На международном рынке цены на нефть с $ 30–20 за баррель упали до $ 6–12. При таких ценах её добыча в нашей стране на многих нефтедобывающих комплексах стала убыточной.

В июле–августе собрали самый низкий за многое годы урожай зерна. Для закупки недостающих зерновых культур и продуктов питания средств не было. Кредиты за рубежом, из-за больших неоплаченных внешних долгов, стали давать крайне ограниченно. Внешний долг СССР по разным данным составлял $ 96,6 или $ 103,9 млрд. Позже республики, выйдя из Союза, этот долг не признали и он остался за Россией.

О системном кризисе

Большевики, придя к власти, сразу же сформировали «метод выработки коммунистического человечества» по правилу: «пролетарское принуждение во всех его формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является… методом выработки коммунистического человечества из материала капиталистической эпохи». Партия, претворяя в жизнь приказы Ленина и данный метод, организовала массовые репрессии, расстрелы, отправку в концлагеря, а в последствии и депортацию многих народов. В сознание граждан такими методами вселяли страх и покорность. Одновременно в людях, из-за крайней жестокости и несправедливости режима, формировалось затаённое чувство протеста.

После смерти Сталина партия обвинила вчерашнего своего кумира в создании культа личности и все преступления списала на него. После развенчания хранителя ленинской диктатуры, как в партии, так и в стране, были подорваны основы единомыслия, и началось открытое деление на сторонников и противников Сталина. Партийное руководство не осознавало того, что повергнув Сталина, как символа своей эпохи, оно сделало шаг к развитию кризиса не только в партии, но и в обществе.

С приходом Н.С. Хрущёва на пост главы КПСС был начат процесс реабилитации невинно расстрелянных и осуждённых. В общественной жизни страны стали допускать некоторую свободу открытого обсуждения отдельных накопившихся проблем. Такую открытость руководство партии выдавало за свою заслугу, однако, это был ещё один шаг к развитию системного кризиса.

Вплоть до конца 70-х компартия стремилась создать новую историческую формацию общества – «советский народ», используя все методы стирания различий между национальностями, в том числе и «метод выработки коммунистического человечества…». Страх перед потерей национальной самобытности вызывал у многих народов Союза протест, который накапливался и приближал кризис.

После 1985 года КПСС разрешила создавать общественные неформальные объединения. До этого создание таковых без позволения партийного руководства считалось государственным преступлением. Появились правозащитные и экологические организации, народные фронты,

общества по восстановлению и сохранению памятников истории и культуры, по возрождению языка этнических групп, а также организации, выражавшие национальные идеи. Во многих городах страны создавались общественные объединения по содействию перестройке. В некоторых из них активное участие приняли даже партийные и комсомольские функционеры.

Свобода слова пришла в прессу. Из печати народ узнавал о себе, о компартии и стране многое, что являлось государственной тайной до перестройки. Газеты «Комсомольская правда», «Литературная газета», журналы «Огонёк» и «Новый мир» стали наиболее популярными у читателей. Партийная пресса – журналы «Коммунист», «Партийная жизнь», газеты «Правда» и «Советская Россия», как носители идей партии, не могли им противостоять. Самой читаемым изданием у депутатов, во время заседаний ВС СССР, была газета «Совершенно секретно», рассказывающая о скрываемых от народа в прежние годы событиях из нашей жизни. Появился «самиздат» с критическими и острыми публикациями. В конкурирующих изданиях развернулась идеологическая война. Часть членов партии желала возврата сталинской системы управления, а часть демократизации. Сторонники демократизации в прессе вступили в полемику с хранителями идеи диктатуры. От некоторых консервативных партийных лидеров стали исходить призывы: «пора выходить из окопов», «демократия вышла из берегов, пора её вернуть на место». Кризис нарастал.

Проблема справедливости стала одной из самых обсуждаемых. К этому времени высокое партийное руководство жило уже как при коммунизме из Программы КПСС. Оно могло получать товары и услуги по потребностям. Для него всю сельхозпродукцию выращивали на специальных полях, отдельно хранили, перерабатывали и приготавливали. У них были свои магазины, больницы, санатории и многообразные привилегии. Рядовые же граждане к концу перестройки стояли в длинных очередях за продуктами с талонами на право их покупки. Компартия все годы обещала построить справедливое общество для всех. Однако, огромное различие в качестве жизни между партийным руководством, носителем идеологии всеобщего равенства, и рядовыми гражданами существенно подрывало её авторитет.

Общественно-политическая обстановка в стране накалялась. По республикам Прибалтики, Кавказа и Средней Азии прокатились политические волнения. Влияние компартии в союзных республиках стало резко ослабевать.

В декабре 1986 г. в Алма-Ате и других городах Казахстана прошли выступления казахской молодёжи, местами в форме массовых демонстраций против коммунистической власти и диктата Центра, известные как «Желтоксан». Позже Н. Назарбаев, будучи президентом независимого государства, заявлял, что «Желтоксан» «положил начало обретению Казахстаном независимости и суверенитета».

23 августа 1987 г. в Таллине, Риге и Вильнюсе манифестациями отметили годовщину подписания советско-германского пакта 1939 года. Вскоре республики Прибалтики начали добиваться выхода из СССР.

В феврале 1988 г. Армянская ССР потребовала вернуть в свой состав Нагорный Карабах, присоединённый в 1923 г. к Азербайджанской ССР. Следом начались кровавые столкновения армян и азербайджанцев. Вспыхнули межтерриториальные и межэтнические конфликты – приднестровский, грузино-южноосетинский, грузино-абхазский. В Ферганской долине из-за неоднократного перераспределения территорий обострились отношения между узбеками, таджиками и турками-месхетинцами. В некоторых местах проводились этнические чистки. Для подавления конфликтов применялась военная техника. До этого мир в таких уголках страны сохранялся только с помощью диктатуры компартии. Многие из этих проблем не урегулированы до сих пор.

В СМИ национальных республик появились публикации с обвинениями России и Центра. Проходили демонстрации с антирусскими лозунгами, вспомнили о репрессиях и депортации народов под управлением компартии. Партийное руководство СССР оказалось не готово ответить на такие обвинения. Применять репрессивные методы было уже недопустимо, а демократическими оно не владело.

В мае 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР, а особенно на втором, Литовская, Латвийская, Эстонская, Грузинская и Молдавская ССР открыто продемонстрировали всей стране, что они не желают оставаться в составе Союза. На этих съездах А.Д. Сахаров предлагал принять Декрет о власти с передачей всей её полноты Советам и заключить между республиками новый

Союзный Договор. Он предупреждал – если не выполнить эти условия, то произойдёт распад страны, но под улюлюканье, топот ног и смех в зале большинством депутатов его предложения были отвергнуты (87% депутатов были коммунистами).

Первыми союзными республиками, принявшими декларации о суверенитете, были: Эстонская – в ноябре 1988 г., Литовская – в мае 1989 г., Латвийская – в июле 1989 г., Азербайджанская – в сентябре 1989 г. В июне 1989 г. ВС Молдавской ССР утвердил заключение о незаконном присоединении республики к СССР.

Происходившие в стране политические события заставили руководство партии провести в сентябре 1989 г. пленум ЦК по национальным вопросам. Республикам были предоставлены полная хозяйственная самостоятельность и право реформировать своё государственного устройства. Однако руководители республик Прибалтики продолжали выдвигать требования об официальном предоставлении им независимости от СССР.

В ноябре 1989 г. ВС СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», в которой сказано: «Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетинцев, чеченцев. Политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов и других народов. Верховный Совет СССР безоговорочно осуждает практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление…». Опять всю вину возложили на Сталина, а партия как бы и не имела отношения к государственной репрессивной политике. Началось возвращение реабилитированных народов на прежние места жительства. Часто оказывалось, что дома и квартиры, в которых люди жили до депортации, давно заняты. Возникали конфликты, носившие местами межэтнический характер, с тяжкими последствиями. Политический и социальный кризис разрастался.

В марте 1990 г. в статью 6 Конституции СССР было введено изменение, отменяющее статус компартии как руководящей и направляющей силы общества и введено право на многопартийность. Эти поправки не привели к улучшению политической обстановки в стране, т.к. на практике мало изменяли её политическое устройство, но это был шаг к демократизации общества и отходу от диктатуры. Компартия, исторически оставаясь правящей, сдавала свои позиции, углубляя кризис в государстве.

В апреле 1990 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации». Он дал право автономным республикам переходить в статус советского социалистического государства, становиться субъектом Союза ССР и иметь право свободного выхода из его состава. Этим законом коммунисты открыли парад суверенитетов теперь уже и для автономных республик. 26 мая 1990 г. ВС Грузинской ССР провозгласил суверенитет.

Взрывоопасная обстановка в республиках заставила руководство страны ускорить подготовку проекта договора об обновлённом Союзе. Согласование проекта шло с большим трудом, рассматривали несколько вариантов. Каждая республика выдвигала свои требования, но почти все сходились на одном – никакого Центра по типу старого над ними не должно быть.

К концу ноября 1990 г. появилась первая согласованная редакция проекта нового Союзного Договора. Под давлением ряда республик государство должно было называться «Союз Суверенных Советских Республик» и допускать «неотчуждаемое право каждого народа на самоопределение и самоуправление, самостоятельное решение всех вопросов своего развития».

К концу 1990 года выход из Союза Эстонской, Латвийской, Литовской и Грузинской ССР стал реальностью. Декларации о суверенитете приняли остальные союзные республики. РСФСР среди них была седьмой.

В текстах деклараций свою принадлежность к СССР указали Азербайджанская, Таджикская, Туркменская, Узбекская ССР и РСФСР. У остальных республик либо ничего об этом сказано не было, либо говорилось о выходе из состава СССР, либо о возможном вхождении в обновлённый Союз на основе нового Союзного Договора. В декларациях о суверенитете большинства республик, со ссылкой на волю народа, объявлялось о полном государственном суверенитете, верховенстве своих законов, независимости во внешних отношениях, принадлежности земли, недр, природных ресурсов, воздушного пространства и всех видов имущества к республиканской собственности. Кроме того, говорилось об их праве на долю от алмазного, валютного фондов и золотого запаса СССР, образовании своих национальных банков и валют, создании своих финансово-кредитных систем, формировании собственных вооруженных сил, внутренних войск, органов государственной и общественной безопасности.

В республиках, объявивших о государственном суверенитете и верховенстве своих законов, возникли противоречия между республиканскими законами и законами Союза. Правоохранительная система республик стала избирательно пользоваться законами или бездействовать, ссылаясь на эти противоречия. Начался резкий рост преступности.

Почти все автономные республики в СССР, опираясь на Союзный Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», приняли декларации о суверенитете в статусе Советской Социалистической Республики. Некоторые из них в своих декларациях указали на возможность делегировании отдельных своих прав обновлённому Союзу ССР на основании соглашений, которые они будут заключать по новому Союзному Договору с сохранением за собой права свободного выхода из его состава. Некоторые обозначили свою связь с союзной республикой, в которую они входили как автономные республики. В Татарской и Чечено-Ингушской АССР так же приняли декларации о государственном суверенитете с переименованием их, соответственно, в Республику Татарстан и Чеченскую Республику Нохчи-чо (Ичкерия – в 1991г.). Упоминания о принадлежности к Советскому Союзу и РСФСР в их декларациях не было.

«Историки», создавая «Беловежскую» версию распада СССР, постоянно говорят: Россия дала старт параду суверенитетов, не забывая приписать инициативу этого Ельцину. Даты в документах, как и сами они, свидетельствуют о неправоте этих «историков». К тому же, российская Декларация «О государственном суверенитете…» была принята, в основном, как мера защиты от распада РСФСР. Сегодня уже забыли, что Союзный Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» позволял любой автономной республике, принявшей Декларацию о переходе в статус «Союзная республика – суверенное советское социалистическое государство», выходить из состава Российской Федерации и переходить в состав СССР.

23 ноября 1990 г. ВС СССР принял Постановление № 1796-1 «О положении в стране». В констатирующей части его записано: «Обстановка в стране продолжает ухудшаться и приближается к критическому состоянию. Положение в политической, социально-экономической сферах и на потребительском рынке осложняется, нарушена товарно-денежная сбалансированность. Острота межнациональных отношений приобрела опасный характер. Происходит распад структур исполнительной власти. Усиливается негативное воздействие теневой экономики, падают дисциплина и порядок, растет преступность. В стране сложилась чрезвычайная ситуация, которая требует принятия радикальных мер».

Провалы компартии в управленческой, экономической, социальной и политической сферах привели к системному кризису в стране.

1991 год – от распада к развалу:

В начале 1991 года произошли кровавые события в Грузии, Азербайджане и в Прибалтийских республиках. Народные демонстрации разгоняли с помощью армейских подразделений. Были многочисленные жертвы. Для контроля над ситуацией по указанию партийных органов в семи республиках высадили десантников. Такими репрессивными мерами Кремль нанёс ещё один удар по добровольному содружеству народов СССР. Многие республики отказались подписывать согласованный вариант Союзного Договора. Потребовались новые согласования.

9 марта в прессе опубликовали новый вариант проекта Союзного Договора. Он назывался «Договор о Союзе суверенных государств».

17 марта 1991 г. был проведён Всесоюзный Референдум. Гражданам задали вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности».

Основа формулировки вопроса Референдума – сохранение Союза как «обновлённой федерации» – соответствовала требованиям согласованному с республиками проекту Договора о Союзе суверенных государств.

Верховный Совет СССР по результатам голосования на Референдуме принял 21. 03. 1991 г. Постановление «Об итогах Референдума…». Оно требовало от государственных органов Союза и республик «…руководствоваться в своей практической деятельности решением народа, принятым путем референдума в поддержку обновленного Союза… энергичнее вести дело к завершению работы над новым Союзным Договором с тем, чтобы подписать его в кратчайшие сроки. Одновременно ускорить разработку проекта новой Конституции Союза ССР». Как видим, ВС СССР высказался за ускорение подписания нового Союзного Договора с целью создания обновленного Союза.

Не во всех союзных республиках проводили Референдум. Шесть республик отказались принимать в нём участие. В Казахской ССР партийные власти изменили формулировку вопроса, а в Украинской на голосование их было вынесено две, противоречащие друг другу. Это явилось явным нарушением требований Референдума. Однако в России до сих пор говорят – народ Союза проголосовал «ЗА» сохранение СССР. Говорят и от имени народов шести республик, не принявших участие в голосовании и считавших себя уже вне Союза.

Какую же роль сыграл проведённый Референдум? Был он объединяющим или ещё более разъединяющим фактором? Сегодня уже забыли за какой Союз голосовали – обновлённый или прежний, который покидали республики.

Советский Союз, после признания результатов голосования действительными, фактически прекращал своё существование в том виде политического и государственного устройства, который был до Референдума. Прекращал на срок до его обновления. Такова постановка вопроса Референдума. Этот срок состоял из времени необходимого на процедуру подписания нового Союзного Договора и обязательной его ратификации Верховными Советами союзных республик, давших согласие войти в обновлённый Союз. После Референдума требовалось заключить Союзный Договор, а также принять Конституцию обновлённого Союза.

В ЦК компартии ещё при подготовке референдума знали какие республики не примут участие в голосовании, но были уверены – всё равно большинство избирателей от общего числа в Союзе проголосует «ЗА» сохранение потому, что численность голосующих только в РСФСР превосходила численность избирателей всех остальных республик. Так и получилось. После Референдума многие партийные деятели из ЦК свои усилия направили в другое русло. Принадлежавшая все ещё партии основная информационная система, а также многие государственные деятели, политики и «историки» в своих высказываниях, ссылаясь на Референдум, «теряли» ключевое юридическое понятие – «обновлённой федерации». Таким образом у многих в России сложилась иллюзия, доминирующая и сегодня, будто народ всего Союза проголосовал за сохранение СССР, за сохранение его в том виде политического устройства, в каком оно было до Референдума. Такая позиция привела к тому, что Референдум, проведённый с целью сохранения Союза как «обновлённой федерации равноправных суверенных республик», сыграл скорее разрушающую роль, чем объединяющую, т.к. позже результатами голосования воспользовалась высшая партийная номенклатура, как Союза, так и республик, но, каждая в своих интересах.

23 апреля 1991 г. с учётом результатов референдума руководители только 9 республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Азербайджанской, Казахской, Узбекской, Туркменской, Киргизской и Таджикской ССР) вместе с Президентом СССР с большим трудом пришли к согласию и подписали «Совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса». Остальные республики для выхода из кризиса избрали каждая свой путь, считая себя независимыми государствами.

Апрель-июль. 6 республик фактически уже вышли из Союза ССР. Из оставшихся только часть продолжали перечислять финансы в союзный бюджет, да и то в объёме 30-50% тех денежных средств, которые передавались ранее. Общественность многих республик, особенно УССР, считала, что их республики кормит Россию и всех остальных.

5 июля после длительных споров была согласована «Программа совместных действий Кабинета Министров СССР и правительств Суверенных Республик по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку». Из 15 республик СССР свои подписи под «Программой…» поставили: Азербайджанская, Белорусская, Казахская, Российская, Таджикская, Узбекская, Украинская и Туркменская как союзные республики. Кыргызстан и Армения подписались как суверенные государства. Пять республик эту «Программу…» не подписали. В

документе было сказано: «Настоящая Программа рассматривается как основа для координации совместных действий Суверенных Республик и Союза ССР на 1991-1992 годы, создаёт условия, позволяющие каждой республике разработать и осуществить собственную программу выхода из кризиса и перехода на рыночные отношения».

15 августа в газете «Правда», а днями позже и в других изданиях, был опубликован для подписания окончательный и согласованный «Договор о Союзе суверенных государств». В нём говорилось: «Каждая республика – участник Договора – является суверенным государством. Союз Советских Суверенных Республик (СССР) – суверенное федеративное демократическое государство…». От Союзных Республик были сформированы делегации для торжественного его подписания 20 августа. Поставить подписи под Договором в этот день дали согласие руководители Белорусской, Казахской, Таджикской, Узбекской союзных республик и РСФСР. Руководители Армянской, Киргизской, Украинской и Туркменской республик отложили принятие решения вопроса о подписании до осени. Руководство Азербайджанской, Грузинской, Молдавской, Латвийской, Литовской и Эстонской республик подписывать Договор отказалось. Они уже не считали, что их республики входят в СССР. С учётом всех сложностей всё же имелась надежда на создание обновлённого Союза, но неожиданно грянул гром. 19 августа 1991 г. все средства массовой информации передали Заявление «советского руководства» о введении в стране чрезвычайного положения и создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В свет вышел ряд его указов, в том числе о присвоении ГКЧП государственных полномочий. Среди организаторов путча были Г. Янаев – Вице-президент СССР, В. Крючков – Председатель КГБ СССР, Д. Язов – Министр обороны СССР, Б. Пуго – Министр внутренних дел СССР, В. Павлов – Премьер-Министр, О. Бакланов – первый заместитель председателя Совета Обороны СССР. Позже выяснилось, что к ним примкнул председатель ВС СССР А. Лукьянов и ещё ряд высокопоставленных лиц. Президент СССР М. Горбачёв был изолирован. Войска и бронетехника заняли узловые точки на магистралях, ведущих к центру Москвы и Кремлю. Ряд СМИ закрыли, телефонная связь с Москвой для большинства регионов страны была отключена, в столице введён комендантский час.

Самопровозглашённое «советское руководство» и ГКЧП совершили государственный переворот с целью вернуть в стране монополию КПСС на власть, не допустить подписание нового Союзного Договора и сохранить СССР в прежнем виде и составе. Для оправдания переворота они использовали результаты Референдума 17 марта 1991 года, но только со своим толкованием – народ проголосовал «ЗА сохранение СССР» в том статусе, который был до его проведения.

Запланированное на 20 августа подписание Договора о Союзе, как обновлённой Федерации, из-за путча не состоялось. С 19 по 22 августа по стране прокатились акции протеста и осуждения ГКЧП. На митинги вышли общественные организации и граждане, поддержавшие перестройку и демократизацию общества. В Российской Федерации значительная часть партийных лидеров была на стороне путчистов. Про акции в поддержку ГКЧП ничего не известно.

22 августа государственный переворот ГКЧП был подавлен, его организаторы арестованы, деятельность компартии приостановлена, Политбюро распущено и партийная репрессивная машина прекратила своё существование.

«Советское руководство» и созданный им ГКЧП совершили подрыв правовой бомбы, заложенной Лениным и Сталиным в Конституцию СССР, которая гарантировала республикам Союза право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образование самостоятельного государства. В союзных республиках деградировавшие высшие партийные руководители, получив после ликвидации путча полную свободу действий, возглавили процесс окончательного вывода своих республик из состава СССР.

Первые партийные секретари в большинстве союзных республик стали президентами независимых государств. Не теряя времени они назначили своих министров обороны, заявили о прекращении действия законов СССР и его органов в своих республиках, объявили воинские части с их вооружением, а также всё, что находилось на территориях республик, своей собственностью, прекратили передачу денежных средств в союзный бюджет и отправку продовольствия в союзное подчинение. Подобное происходило и в некоторых бывших автономных республиках.

Совету Министров СССР управлять было некем и нечем, Министр Обороны Союза оказался без армии, а у Президента СССР оставался только ядерный чемоданчик.

29 августа Президент РСФСР Б. Ельцин выступил по радио с призывом подписать Союзный Договор для сохранения Союза, но ни одна из республик, кроме РСФСР, не соглашалась его подписывать в ранее согласованном варианте.

11 октября Комитет конституционного надзора СССР признает: «Союз ССР в прежнем его виде фактически прекратил свое существование, а новые формы объединения суверенных республик еще не определились».

14 ноября в Ново-Огарёво представители только семи республик – Белорусской, Казахской, Киргизской, Туркменской, Таджикской, Узбекской и Российской, после очередной встречи с трудом пришли к согласию о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) со столицей в Минске как конфедерации независимых государств. Остальные республики вступать в ССГ отказались. Татарстан готов был войти в конфедерацию только самостоятельным государством наравне с другими. По содержанию проекта Договора к согласию не пришли. Ни одна республика не желала иметь над собой некий Центр. Проект Договора передали в Верховные Советы республик для рассмотрения и согласования. Подписание Договора о создании ССГ наметили на 9 декабря 1991 года. К 8 декабря в законодательных органах постсоветских государств его так и не одобрили.

В ноябре Верховный Совет СССР уже не мог принять ни одного нормативного акта из-за постоянного отсутствия кворума, т.к. депутаты из большинства республик были отозваны своими законодательными органами, а на заседаниях в Москве присутствовали только их наблюдатели без права принимать участие в голосовании.

1 декабря Центральный банк СССР сообщил об отсутствии в казне средств. Украина провела референдум о независимости, подтвердивший её выход из состава СССР. В бюллетень для голосования записали: «Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года… осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства – УКРАИНЫ». Большинство населения на референдуме проголосовало «ЗА» провозглашение независимости. После референдума руководство Украины отказалось подписывать любой договор о Союзе.

В период с 20 августа по 1 декабря происходит ускорение развала Советского Союза. Если с 1988 года и по 19 августа 1991 года протекал системный конституционный распад СССР, то ГКЧП своим госпереворотом спровоцировал окончательный его развал. В 12-ти республиках с 20-го августа по 1 декабря вновь были приняты законодательные акты, в некоторых по второму, третьему и более разу (см. таблицу «СССР – хронология распада 1917–1991 гг.» в приложении), или проведены референдумы о независимости (выходе из Союза) с переименованием республик. В Грузии подобного рода акты были приняты раньше этого периода, в РСФСР и Казахской ССР позже. Надо отметить, что Казахская ССР, в соответствии с принятой в Алма-Ате Декларацией от 25 октября 1990 года и изменённой ею же формулировкой вопроса Всесоюзного Референдума от 17. 03. 91, вышла из СССР. Она могла войти в состав только обновлённого Союза после заключения нового Союзного Договора. С 1988 года по 1 декабря 1991г. в общей сложности в четырнадцати союзных республиках (кроме РСФСР) было принято более 50 нормативных актов (см. ту же табл.), в которых заявлено о суверенитете, независимости и переименовании государств. После 1 декабря 1991 года СССР состоял только из одной республики – РСФСР.

Все республики, выходя из Союза, воспользовались правами, гарантированными Конституцией СССР: ст. 72. «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР» и ст. 76. «Союзная республика – суверенное советское социалистическое государство». Аналогичная норма имелась в конституциях всех союзных республик. Союзные республики, «суверенные советские социалистические государства», использовали конституционное правовое поле для выхода из СССР, игнорируя законы, устанавливавшие процедуру выхода. Декларация Ленина-Сталина на «Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» дала свои последние «плоды».

К 8 декабря 1991 года Ново-Огаревский процесс с подписанием Союзного Договора о создании Союза Суверенных Государств зашел в окончательный тупик. Законодательные органы семи государств, как и их руководители, давшие согласие на вступление в ССГ, принимать Проект

Договора не намеривались. Для сохранения экономических и политических связей, а также для дальнейшего сотрудничества, главы трёх государств учредителей СССР – Беларуси, РСФСР и Украины – в Вискулях (Беловежская Пуща) подписали «Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ)». В «Соглашении …» отмечено: «Констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

«Соглашение…» приобретало юридическую силу в статусе закона только после его ратификации Верховными Советами всех трёх республик (требование конституций). Принятие таких актов происходило в Верховных Советах Украины и Беларуси 10 декабря, в ВС РСФСР 12 декабря.

Депутаты РСФСР Постановлением № 2014-1 ратифицировали (придали юридическую силу) Беловежское Соглашение (за – 93% от присутствовавших, 6% – против, 7% воздержались) и Постановлением № 2015-1 денонсировали (расторгли) «Договор об образовании СССР» от 30 декабря 1922 г. Так народные избранники, из которых коммунистами были 82% от всех членов ВС РСФСР, проголосовали за расторжение «Договора об образовании СССР», т.е. вывели РСФСР из состава Союза. СССР перестал существовать юридически.

16 декабря Президиум ВС РСФСР вынес постановление о прекращении деятельности всех органов государственного управления Советского Союза на территории РСФСР. В течение нескольких дней в Москве вся система управления Советским Союзом была ликвидирована.

21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча руководителей одиннадцати государств (бывших союзных республик): Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. Они подписали Декларацию от имени независимых государств о признании территориальной целостности и нерушимости существующих границ, о едином контроле над ядерным оружием, о формировании и развитии общего экономического пространства. Эти страны заявили о присоединении к СНГ и о прекращении существования СССР.

24 декабря СССР перестал быть членом ООН. 25 декабря М. Горбачёв снял с себя полномочия Президента Советского Союза. 26 декабря прошло последнее заседание Верховного Совета СССР. Невзирая на отсутствие кворума голосование провели. Палата Совет Республик приняла формальную Декларацию о прекращении существования СССР. Палата Совет Союза подобную Декларацию принять отказалась.

Возникают естественные вопросы:

1.) Группа депутатов Государственной Думы, обратившаяся к Генеральному прокурору России с запросом провести прокурорскую проверку событий распада СССР, не знала обо всех перечисленных выше процессах? Разве депутаты не могли заглянуть в Конституцию СССР и Конституции союзных республик, чтобы найти в них наличие права на свободный выходе из Союза? Быть может они считают, что М. Горбачёву надо было послать войска в каждую республику и силой вернуть их в СССР, подобно тому, как возвращали Чечню в Россию? Чем бы всё это закончилось?

2.) Что могло произойти если бы депутаты ВС РСФСР не ратифицировали Беловежское «Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств»? Да, оно не имело бы никакой юридической силы, но Советский Союз смог бы сохраниться? Да, сохранился бы, но только из одной России.

Так же можно задать вопрос: «А если бы этого «Соглашения…» не было вообще? И что тогда, СССР сохранился бы? Может быть бывшие союзные республики сами добровольно возвратились в Советский Союз?». Время показало – не возвратились. С 1997 года существует Договор о Союзе Беларуси и России. Договор как документ есть, а Союза, соответствующего условиям договора, в реальности до сих пор нет. Почему ни одна из остальных бывших братьев-республик не желает заключить с нами даже подобный договор?

Из перечисленных исторических фактов видно – Советский Союз распался не так просто и быстро, как преподносят через СМИ некоторые депутаты, политики, политиканы и «историки», внушающие гражданам нашей страны столь примитивную версию его распада – «Беловежскую».

СССР мог бы существовать и до сих пор, но при одном условии – наличии в стране одной партии ленинско-сталинского типа, т.е. большевицкой, с ленинскими диктаторскими принципами руководства. Ленин сформулировал такие принципы: «Не ищите на следствии материала и

доказательств того, что обвиняемый действовал делом и словом против советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого, в этом смысл и сущность «красного террора»… «Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность является в руках пролетарского государства, в руках полновластных советов самым могучим средством учета и контроля»… «назначить своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая, и не допускайте идиотской волокиты»… «Будьте образцово беспощадны». Похоже на Северную Корею.

Большевики-коммунисты, развалив, а затем, раскроив Российскую империю на части, создали на её земле национальные суверенные советские социалистические государства в составе СССР. Коммунисты из высшего партийного руководства привели страну к системному кризису. Высшие партийные руководители большинства союзных республик вывели их из состава Союза ССР. Коммунисты-депутаты из Верховного Совета РСФСР и примкнувшие к ним беспартийные поставили последнюю точку в существовании СССР, проголосовав за расторжение Договора о его образовании и за ликвидацию всех союзных органов власти на территории РСФСР.

Российскую империю более тысячи лет создавали государственники, а большевики-коммунисты всего за 74 года растащили её на части.

Это исторические и правовые факты дают материал для размышления всем тем, кто ищет виновника распада страны, ищет в виде персоны, а не в системном кризисе советского государства.

Возвращаясь к вопросу о виновнике распада СССР можно сделать вывод: деградация руководства компартии привела к развалу советской модели экономики, системному кризису и конституционному распаду Советского Союза.

Приложение

Таблица – «СССР – хронология распада 1917–1991 гг.»

Владимир Десятов, депутат Верховного Совета СССР

последнего состава

(октябрь-декабрь 1991 г.), Палата Совет Союза.

Август 2016 г.

Оставить отзыв
Другие статьи
Заказать звонок